Идейный Ольхон: Как построить гражданское общество на отдельно взятом острове Байкальские островитяне готовы развивать гастрономический туризм и отказаться от пластика

Экологические, гастрономические, культурные, образовательные, детские, требующие дотаций или имеющие коммерческую перспективу — создается впечатление, что общественные проекты на Ольхоне сегодня зреют чуть ли не в каждой усадьбе. На акселерации «Ольхонское содружество», прошедшей на острове 20 мая, свои проекты экспертам от бизнеса, власти, общественности и СМИ представили около 30 активистов. И это при общей численности населения около 1500 человек. Ольхон будто встряхнули, он бурлит идеями, хотя еще полгода назад большинству местных жителей перспективы развития острова были мало интересны: почти все здесь живут за счет туристов, от сезона до сезона, сдавая гостям простые комнаты с удобствами на улице и продавая рыбу.
Остров волонтеров
Полгода назад общественная ольхонская организация «Новое поколение» под руководством Натальи Бенчаровой, человека, известного на острове своей общественной деятельностью, получила президентский грант — 2 миллиона рублей на реализацию проекта «Ольхон — территория развития». И завертелось. На острове начали работу «школа активиста» под руководством председателя координационного совета Ольхона Эльмиры Семеновой, «школа экотехнологий», которую курирует новосибирский ученый Игорь Огородников, руководитель ВТК «Энергоэффективные технологии в жилищном строительстве» Института теплофизики СО РАН . И местные жители начали готовить собственные проекты, под которые, как оказалось, совершенно реально получить финансирование и выйти за рамки жизни «от туриста до туриста».
На первый взгляд, Ольхон всегда был территорией с высокой активностью общественных организаций. Но все они были «внешними». «Это выглядит так: приезжают общественные организации, волонтеры из Иркутска, делают тут что-то свое и не вовлекают местное население. Для жителей острова это чужие проекты. Чтобы менять ситуацию, нужна заинтересованность и участие жителей, работать с ними нужно и общественникам, и местной администрации, и Прибайкальскому национальному парку. Это очень важно: нацпарк никогда не решит свои проблемы, если не будет сотрудничать с местным населением, если будет вести войну. То же самое с администрацией. Это мировой опыт», — говорит Эльмира Семенова. Проекты, которые придумываются и реализуются местным населением оказались эффективнее. «Потому что если они строят забор — они его ломать не будут, — объясняет Семенова. — А мы пока видим другую ситуацию: установили ограждение на Сарайском пляже — его спилили. Посадили деревья, но не договорились с местным населением их поливать. А здесь, если не поливать, ничего не вырастет. Поэтому нужно, чтобы во всех проектах участвовали местные жители, хотя бы знали о них и были согласны поддержать».
Подайте на бизнес
Ситуация вышла двоякая. С одной стороны, появились проекты совершенно неожиданные и интересные. К примеру, идея раскрасить огромный серый бетонный забор в Хужире силами детей из художественного кружка, для этого нужны только акриловые краски. Или проект сотрудниц местной библиотеки: провести конкурс на лучший палисадник, чтобы стимулировать местных жителей привести в порядок свои заборы, чтобы деревня оставила более благоприятное впечатление у туристов. С другой стороны, появились идеи, которые даже на первый взгляд выглядят абсолютно коммерческими, и совершенно неясно, по какой причине активисты ожидают получить финансирование на их реализацию — по сути, безвозмездные инвестиции в частный бизнес. Здесь, признают организаторы, требуется дополнительная работа и тщательный фильтр идей, проектов, изучение представленных смет и обоснований.
«Есть проекты, для которых не нужны деньги, нужно просто содействие. Иногда требуются минимальные вложения: например, купить какие-то материалы или небольшие призы. Поэтому мы организовали конкурс мини-грантов, где такие маленькие инициативы могут получить нужную поддержку — 5, 10, 15 тысяч рублей. И эти идеи уже можно воплощать, прямо сегодня», — говорит Эльмира Семенова.
Мусор острова Русский
Она отмечает, что более масштабные проекты должны выполнять люди с определенной подготовкой. Такие на острове тоже есть. Например, переехавший сюда из Красноярска Семен Майор уже не первый год изготавливает и устанавливает на острове контейнеры для раздельного сбора мусора, приучая к такой заботе об экологии местных жителей — иностранные туристы, по его словам, в инструкциях не нуждаются. В первый сезон он сам занимался обслуживанием контейнеров, заодно выявляя слабые места в реализации идеи. Теперь делится опытом с активистами с острова Русский и договаривается о возможности распространить проект на «большую землю»: проблемы со сбором мусора актуальны для всего Малого моря и байкальского побережья в целом.
Эксперты сходятся во мнении: Ольхон нужно позиционировать как экологический остров. А здесь, например, большая проблема с очистными сооружениями — их просто нет. На усадьбе Бенчаровых, которая стала местной туристической меккой, сейчас строится экспериментальная система очистных, которая должна пройти экспертизу и затем сможет тиражироваться по всему острову и побережью Байкала. Оценить эффективность системы можно будет в сентябре.
Тогда же, осенью, ожидаются первые результаты по реализации проекта «Сарайское кольцо» и созданию туристической тропы в районе Сарайского залива. «Будут использоваться технологии, позволяющие снизить антропогенную нагрузку, сохранить имеющиеся там редкие растения, дать территории восстановиться. Тропа будет доступна для инвалидов. Мы не ограничимся этим, конечно. Сейчас нужно также сделать ограждение Хужирского залива, где все уничтожается машинами и туристами, а это место очень важно для перелетных птиц», — рассказывает Эльмира Семенова.
Гастрономический Байкал
В планах — размещение деревянных скульптур в тех местах, где уже уничтожены, вырублены деревья. Это инициатива местного бизнеса, и предприниматели готовы обеспечить ее финансирование. Координационный совет намерен сделать аудиоролики о Сарайском заливе для трансляции на пароме, чтобы информировать туристов о том, как важно это место для острова. Готовятся гастрономические проекты, которые также будут представлены в сентябре. «Мы же едем сюда, ожидая, что все здесь чистое, натуральное, настоящее. Если молоко — оно свежее и местное. А на самом деле сейчас это не так, все продукты на остров завозятся. Это неправильно», — отмечает Семенова.
Формирование бренда Ольхона, сбор и сортировка мусора, отказ от пластика на острове, организация территориального общественного самоуправления — все эти большие проекты требуют достаточно много времени и еще не одного президентского гранта. «Но мне нравятся и маленькие — их может быть много, их можно реализовывать сразу, в них вовлекается большое количество людей и они дают быстрые результаты, которые вдохновляют на что-то более масштабное», — говорит Эльмира Семенова. По ее словам, за минувшие полгода удалось показать жителям острова, что есть много эффективных инструментов, которыми надо пользоваться, и дать им возможность проявлять свою гражданскую позицию, влиять на происходящие здесь процессы. «Мы не занимаемся реализацией проектов местных жителей, — подчеркивает эксперт. — Мы только стимулируем людей. Они все делают сами».