«Я работаю на Киевском вокзале» Какое название вокзал носил до этого, кто следит за часами и причем тут квартира московского чиновника

«Я работаю на Киевском вокзале»

На Киевском вокзале бывает по 100 тысяч человек в день. Отсюда отправляются аэроэкспрессы в аэропорт Внуково, электрички в Калугу, Новопеределкино, Малоярославец, поезда в Брянск, Украину и Молдавию. За вокзал и железнодорожное сообщение отвечает сразу несколько структур РЖД: Московская дирекция вокзалов, Федеральная пассажирская компания, Центральная пригородная пассажирская компания и другие.

Первое здание вокзала 1899 года — одноэтажное и деревянное — не предполагало большого наплыва пассажиров. Только в 1912 году, к юбилею победы над Наполеоном, вокзал обзавелся монументальным зданием с башней и огромным дебаркадером: путешествия с корзиной, картиной и картонками для пассажиров первого класса стали намного удобнее.

На башне Киевского вокзала работают огромные механические часы. Таких в Москве всего трое — первые находятся на Спасской башне Кремля, еще одни — на здании Центрального телеграфа. За 100 лет своей работы часы не останавливались ни разу, а в штате вокзала есть специальный человек, который занимается исключительно ими. The Village пообщался с ним и другими работниками Киевского вокзала.

Годы постройки: 1899, 1934

Архитекторы: Иван Рерберг, инженер Владимир Шухов


Про место


Александр Ермолин

экскурсовод проекта «Москва глазами инженера»

Любой вокзал в нашем городе — начальный пункт какой-то железной дороги. Необходимость строительства железной дороги из Москвы в Киев через Брянск, Слобожанщину и Донбасс была очевидна еще с 1870-х годов.

Первый вокзал, который открылся здесь, был расположен ближе к реке и назывался Брянским: в 1897 году железная дорога соединила Москву и Брянск. Через два года открылся весь маршрут, но до 1934-го вокзал назывался Брянским, название «Киевский» было неофициальным.

Сначала вокзал был одноэтажным и деревянным, площадью 400 квадратных метров — как средняя квартира московского чиновника. Хотя на тот момент в Москве уже были Ярославский и Ленинградский вокзалы — красивые капитальные здания. Вокзал имел очень плохую репутацию. Москвичи говорили: «Нет места хуже в Москве, чем ночлежка Кулакова на Хитровке и Брянский вокзал». Грязно, душно, антисанитария… Изначально перевозки планировались грузовыми, поскольку в Донбассе вовсю развивалась промышленность, но и пассажиропоток тоже был огромным.

В 1912 году, по случаю 100-летия Бородинского сражения, в Москву приехал император Николай II. Как всегда это происходит в нашей стране, к праздничной дате было принято решение увековечить победу российского оружия в войне над Наполеоном. Акционерное общество, которое владело Брянским вокзалом, обязали выстроить новое здание. Архитектором проекта стал Иван Рерберг.

Имя Рерберга на тот момент уже было известно в Москве. Архитектор использовал в проекте свои старые наработки. В первую очередь здание обзавелось башней с часами и стало аллюзией на городскую ратушу. Вообще, вокзал в начале XX века был этаким комьюнити-центром. Здесь назначали встречи, проводили свидания и вели переговоры.

Смета строительства вокзала составила 3,5 миллиона золотых рублей. Это астрономические деньги. Значительная часть пошла на отделочные материалы. Например, метлахской плитке под ногами пассажиров 100 лет — она прочнее мрамора и гранита и производится только в одном месте — на границе Франции и Германии.

Киевский вокзал стал последним из вокзалов Москвы, построенным в Российской империи. Все могущество стиля ампир считывается в художественных элементах — это знамена победы, лавровые венки и другие геральдические символы. Сама композиция вокзала — две огромные триумфальные арки.

В то время классовая структура общества была экстраполирована на железнодорожные перевозки. По проекту Рерберга, две арки вокзала — два разных входа: пассажиры первого-второго и третьего-четвертого класса не должны были пересекаться. Для той же цели служил дебаркадер — арочное перекрытие авторства Владимира Шухова. Дебаркадер был призван защитить пассажиров первого класса от непогоды. Другие садились в поезд уже на улице.

Во всем мире (взять, например, вокзал Паддингтон в Лондоне) дебаркадеры — достаточно темные сооружения. Уникальность дебаркадера на Киевском вокзале в огромном и хорошо освещенном пространстве, несмотря на то что стекло заменили на поликарбонат. Сейчас большая часть пассажиров уезжает отсюда не в большое путешествие с 20 чемоданами, как это было раньше, а в аэропорт на аэроэкспрессе.


Как здесь работается

Константин Кравцов

главный инженер Киевского вокзала

Я стал главным инженером вокзала два года назад. Окончил Московский институт инженеров транспорта, после этого пришел на железную дорогу.

Московская дирекция вокзалов занимается прибытием и отправлением на 16 вокзалах — восьми московских и восьми региональных. Мы отправляем и встречаем пассажиров, а все, что связано с поездами, к нам не относится. Всего на вокзале работают 140 человек. Это начальник вокзала, его заместители и помощники, контролеры и дежурные, электромеханики и начальники участков. Кассиры относятся к другим подразделениям.

Что входит в мои задачи? Все. Техническое состояние всех объектов, все системы — пожарная, отопление, канализация, теплоснабжение. За состояние платформ и зданий, чтобы ничего не разрушалось и все ремонтировалось вовремя, тоже отвечаю я. Это обычная работа, просто чуть более нервная и напряженная, чем у других заместителей.

Утром дорога от дома до вокзала занимает 15 минут. Мой рабочий день начинается в 06:00. В восемь часов в кабинете у начальника вокзала проходит планерка. Мы получаем информацию, как прошла ночь, нет ли происшествий, получаем задания на день, после чего расходимся на свои места. В десять утра начинается плановый обход вокзала — мы смотрим на основные залы, помещения и платформы. Где-то что-то упало и надо закрепить. Или отключилась система громкой связи — надо выяснить причину и устранить. После этого наступает обеденный перерыв. Во второй половине дня я контролирую то, что должно быть сделано по итогам планерки и обхода. В перерывах занимаюсь бумажной работой и текущими делами, встречаюсь с арендаторами или гостями. Работа заканчивается около 17:00.

На обед я никуда не хожу — ем то, что принес из дома. Но инфраструктура рядом, конечно, удобная. И само место очень красивое — набережная Москвы-реки, сквер, сам вокзал. Хотя мне до начала работы здесь больше всего нравился Павелецкий вокзал, я и ездил часто с него. Сейчас путешествую куда-то по железной дороге только раз в год.

Пассажир меняется со временем. Стал более требовательным и более сведущим. Знает, как написать жалобу, куда обратиться и что делать. Раньше народ был безразличным — ну неудобно, я здесь десять минут посижу и пойду. Сейчас люди акцентируют на этом внимание — и вокзал становится удобнее.


Пассажир меняется со временем. Стал более требовательным и более сведущим

Татьяна Хмелевская

кассир

Я работаю в Московском железнодорожном агентстве уже 24 года. Оформляю билеты, даю справки, касающиеся проезда и провоза багажа. Конечно, с появлением возможности оформлять электронные билеты пассажиров поубавилось, но многие по-прежнему приходят к нам. Я надеюсь, что наша профессия будет жить.

Мой рабочий день длится 12 часов. Можно работать два через два или четыре через четыре. Всего на Киевском вокзале работают 39 кассиров. В среднем мы оформляем по 250 билетов за смену.

Сам вокзал, когда к нему подходишь, вызывает такое уважение! Вокруг на площади много всего: торговый центр, кафе, бистро. Мой обеденный перерыв длится час. В кассовом помещении есть комната с микроволновками и чайником. Можно пообедать и отдохнуть.

Все пассажиры мне чем-то запоминаются. Раньше часто приходили звезды — Ирина Мирошниченко, Стас Садальский, Владимир Шаинский. Это очень приятные в общении люди, были автографы, даже были цветы…


Все пассажиры мне чем-то запоминаются. Раньше часто приходили звезды

Максут Сафин

часовщик

Я работаю на вокзале около 30 лет, а часовщиком — три года. До этого был трактористом в гараже при вокзале, потом должность сократили, и начальник вокзала предложил заниматься часами. Предыдущий часовщик к тому времени собирался уходить на пенсию. Мне объяснили, как часы нужно заводить, обслуживать, смазывать, чтобы они ходили и не отставали. Обычно зимой и летом они нормально держатся, а осенью и весной капризничают, убегают вперед.

Я на такую работу сразу согласился. До часов ведут 175 ступенек, а до крыши башни — 230. Бывает, поднимаюсь сюда по два раза в день. Работаю пять дней в неделю. Каждый день с утра проверяю, все ли хорошо с часами. Завожу через день, раз в неделю смазываю. Механизм уже старый, износ большой, поэтому часам нужно много внимания. У меня есть напарник, который заводит часы, когда я ухожу в отпуск.

Мне нравится эта работа. Такой должности, как у меня, почти ни у кого нет. Старинных часов в Москве всего трое осталось. Народ приезжает на экскурсии и доволен, что они работают.


Такой должности, как у меня, почти ни у кого нет. Старинных часов в Москве всего трое осталось

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут проводники
На что живут проводники Молодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате
На что живут проводники

На что живут проводники
Молодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате

Как РЖД избавляется от московской архитектуры
Как РЖД избавляется от московской архитектуры Почему исчезли все малые вокзалы столицы и можно ли было их спасти
Как РЖД избавляется от московской архитектуры

Как РЖД избавляется от московской архитектуры
Почему исчезли все малые вокзалы столицы и можно ли было их спасти

Как спланировать рабочий день?
Как спланировать рабочий день? Что нужно сделать, чтобы все успеть и уйти из офиса не поздно
Как спланировать рабочий день?

Как спланировать рабочий день?
Что нужно сделать, чтобы все успеть и уйти из офиса не поздно

«Я работаю в Главном здании МГУ»
«Я работаю в Главном здании МГУ» Особенный запах, комнаты-«гробики», чучело лося и гнездо сокола — побывали в самом известном университете страны
«Я работаю в Главном здании МГУ»

«Я работаю в Главном здании МГУ»
Особенный запах, комнаты-«гробики», чучело лося и гнездо сокола — побывали в самом известном университете страны

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Первая полоса

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

Подпишитесь на рассылку