«Я работаю в Литературном музее Островского» Единственный музей в мире, посвященный автору романа «Как закалялась сталь»

«Я работаю в Литературном музее Островского»

В рубрике «Где ты работаешь» редакция The Village «Черное море» рассказывает об интересных и исторических зданиях через истории людей, которые в них работают. В новом выпуске мы посетили Литературно-мемориальный музей Николая Островского, памятник федерального значения. Здесь хранят литературную историю уже 83 года и рассказывают о судьбе и творческом пути писателя, для которого город Сочи стал второй родиной.

Текст
ДМИТРИЙ ФИЛИППОВ

Фотографии
АЛЕКСАНДР ЛАШКУЛ

Литературно-мемориальный музей Николая Островского

Адрес: г. Сочи, ул. Павла Корчагина, 4

Дата основания: 15 февраля 1937 года

Единицы хранения: более 20 000 единиц

Архитектор: Я. Кравчук, И. Спирин

 muzei-ostrovskogo


История

Николай Островский — участник Гражданской войны, комсомолец, в 1924 году вступил в партию большевиков, автор романов «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей». С именем Николая Островского связано множество мест в Сочи: площадь, названная в его честь, одна из центральных улиц, два памятника писателю, а также музей, основанный в 1937 году.

Во время Гражданской войны будущий писатель получил серьезные ранения, но после лечения продолжал трудиться, служил в пограничье, занимался комсомольской работой. Ранения, а затем и перенесенные заболевания настолько сильно подкосили здоровье Островского, что к 23 годам он был прикован к постели и практически слеп. Он приехал в сочинскую Мацесту на лечение и в общей сложности прожил в городе почти шесть лет. Несмотря на проблемы со здоровьем, Николай Островский стал работать над романом «Как закалялась сталь». После публикации книга стала культовой, а ее автор приобрел всенародную известность. В 1935 году за этот роман Островский был награжден орденом Ленина — высшей наградой страны. Орден писателю вручали в Сочи.

В том же 1935 году советское правительство подарило Островскому дом в стиле ар-деко, построенный по проекту архитектора Якова Кравчука. Здание расположилось в Пионерском переулке, который позже был переименован в улицу Павла Корчагина — главного героя самого известного романа писателя «Как закалялась сталь». Именно здесь Островский работал над своим последним романом «Рожденные бурей», который остался незаконченным. Писатель умер молодым, в возрасте 32 лет, а его дом сразу стал местом паломничества для многих людей.

Планировка дома весьма продуманна. Это создает удобное компактное пространство с учетом специфических условий быта и творчества Николая Островского. Дом условно разделяется на две половины: «семейную» (комнаты матери и сестры писателя, кухня и прихожая) и «писательскую» (кабинет, секретарская, веранда и комната жены Островского на втором этаже).

Комната сестры писателя больше похожа на кабинет. Екатерина Алексеевна вела деловую и личную переписку Николая Алексеевича. Екатерина Островская стала первым директором музея с момента его открытия. Стены прихожей и кабинета Николая Алексеевича облицованы темным деревом, чтобы создать сумеречную обстановку и защитить писателя от яркого света. Кабинет Островского служил ему столовой, спальней и гостиной одновременно. Как и сам дом, многое в его обстановке — подарки писателю. После смерти литератора, в декабре 1936 года, советским правительством был учрежден Литературно-мемориальный музей Николая Островского в городе Сочи, и уже 1 мая 1937 года музей принял первых посетителей.

В 1956 году по проекту архитектора Ивана Спирина рядом с мемориальным домом писателя было построено здание Литературной части музея в стиле неоклассицизма. Здесь сейчас проходят всевозможные выставки и мероприятия.

В 1988 году был открыт филиал музея в Эсто-Садке — дом-музей А. Х. Таммсааре, классика эстонской литературы ХХ века, автора романа «Правда и справедливость», принесшего своему создателю европейскую известность. В музее представлены экспонаты, рассказывающие о традициях и ремеслах эстонских переселенцев, а также фотографии и документы, на которых отражены события из жизни поселка конца XIX — начала XX веков.

Елена Скрипкина

Заместитель директора по научной работе


О себе

Так получилось, что вся моя жизнь связана с музеем, хотя это было непреднамеренно. Мое детство прошло в Сочи. Тетя работала в детской библиотеке, которая располагалась в здании Литературной части музея. Меня часто брали на работу с собой, и я росла в детской библиотеке. Я видела Екатерину Алексеевну Островскую — сестру писателя. Она разрешала мне самостоятельно ходить по залам музея, что вызывало недовольство смотрителей, но мое присутствие терпели. Спустя время я тоже совершенно случайно пришла сюда работать, хотя всегда хотела преподавать в школе. Тогда в школу было трудно устроиться — нужно было ждать очереди. Устроившись на месяц в музей, я осталась здесь на 40 с лишним лет. Сначала работала экскурсоводом, затем в научно-экспозиционном отделе делала выставки и музейные экспозиции. До сих пор я занимаюсь выставочной работой. Мы участвовали в международных выставочных проектах, сотрудничали с посольствами Японии, Кореи, Индии. К этому можно добавить еще научную и массовую работу. Уже около 30 лет являюсь здесь заместителем директора по научной работе.


«В музее настолько большое количество разноплановой работы, что тут трудно предугадать точно, что тебя ждет»


О музее

Изначально музей Островского был мономузеем. Тема была одна — жизнь и творчество Николая Островского. Мы подробно изучали биографию писателя, фактические события его жизни, многие из которых до сих пор остаются неисследованными и требуют дополнительных поисков. Собирали подлинные документы, касающиеся личности писателя и его ближайшего окружения, изучали родословную. Благодаря этой работе в музее сформирована достаточно полная коллекция.

Бывший заместитель директора музея Евгения Андреевна Привознова увлекла меня темой «Сочи литературный», и мы стали изучать литературную историю города. Оказалось, что многие писатели, поэты не только отдыхали здесь, но и подолгу жили и работали. Благодаря нашей поисковой работе удалось отыскать много любопытных страниц из литературной жизни города. До сих пор эта тема изучается, а фонды пополняются. Мы с удивлением узнавали о пребывании в Сочи известных писателей, например, Маяковского, Есенина, Андрея Белого, Зощенко, Высоцкого, Бродского, и вспоминали литераторов прошлого, имена которых сейчас знают только специалисты-филологи: Майкова, Дмитриева, Усова. Очень приятно сознавать, что их судьбы связаны с нашим городом.

Кто приходит в музей

С посетителями всегда интересно работать. Иногда на экскурсии приходят родственники Островского, что для нас всегда становится событием. Не так давно мы узнали о судьбе племянника писателя — Александра Эдуардовича Мянды. Родственники писателя говорили, что он погиб во время бомбежки Харькова в годы Великой Отечественной войны. Выяснилось, что он был ранен, но уцелел и остался жив. Мы разыскали его в Канаде и начали переписку. Он долгие годы жил за границей, был хорошим и известным доктором.

Интересны судьбы людей, приходящих в наш музей. Зачастую это люди, которым так или иначе помог пример Островского. Многие из них — с инвалидностью, часто военные, которые попадали во внештатные ситуации. Вспоминая судьбу Островского, они стараются не сдаваться и противостоять жизненным неблагоприятным обстоятельствам. Многие из них нашли смысл жизни в творчестве, как и сам Островский. Была даже учреждена премия имени писателя. Она присуждается не только в области литературы, но и в области науки, искусства, спорта. Книги лауреатов этой премии находятся в собрании музея.

О своей работе

В музее я занимаюсь практически всем. Эта работа творческая, очень живая и увлекательная. Сюда входит и поисковая работа, и научная, связанная с изучением и описанием музейных коллекций, создание научных концепций, выставочных проектов и музейных экспозиций. Каждый день происходят события или мероприятия, в которых приходится принимать непосредственное участие. В музее настолько большое количество разноплановой работы, что трудно предугадать точно, что тебя ждет. Конечно, есть обязанности, которые необходимо выполнять постоянно и ежедневно. Бывает, весь день настолько загружен, что не замечаешь, как он закончился. Но если удается найти редкий экспонат, узнать его историю, иногда почти детективную, или придумать и освоить совершенно новую методику в работе с посетителями, то ощущение удачи всегда приносит радость.

Мы провели большую работу по изучению материалов музейной педагогики. Нами придуманы и разработаны интересные проекты для детей начальной школы. Это связано с литературой, с историей нашей страны, с патриотическим воспитанием, с именами детских писателей, оставивших след в истории Сочи. Все проекты интерактивные, мне больше нравится называть их праздниками. Редко где увидишь такие экскурсии, в которые дети встраиваются, могут поговорить и выразить себя и свое понимание темы. На наших праздниках так и происходит. Помимо детских, прибавляются и музейные мероприятия для людей старшего возраста. Массовая или научно-просветительная работа — это лицо музея, это то, что видят гости. Для нас очень важно заинтересовать людей, чтобы каждый нашел для себя нечто особенное, что заставит задуматься и взглянуть на себя, на свою жизнь с других позиций. Удивительно, но многие, посетив музей Островского, находят новые перспективы в жизни, и у нас таких примеров достаточно.


«Устроившись на месяц в музей, я осталась здесь на 40 с лишним лет»


Конечно, это требует дополнительной нагрузки для сотрудников, потому что в данном вопросе некомпетентность непозволительна. Всегда нужна тщательная подготовка к мероприятиям, необходимы знания не только в области литературы, истории, но и в других сферах. Бывает, что вопросы задают очень серьезные и самые неожиданные, и ты всегда должен на них найти обоснованный ответ.

Для взрослых в музее проводятся различные встречи, выставки, вернисажи, а также традиционная «Ночь музея». Вообще, со взрослой аудиторией в нашем городе достаточно проблематично, потому что, как мы говорим между собой, Сочи далеко не музейный город. Не всегда сочинцы и гости города стремятся побывать в музеях, ведь южный город привлекает далеко не интеллектуальными развлечениями. Тем не менее мы рады всем гостям.

Сейчас музей находится в сложной, но долгожданной для нас ситуации. Ожидается большой ремонт в доме Островского и выставочных залах. Трудно сказать, останется ли литературная экспозиция в том виде, в котором она находится сейчас. Для меня музей — это застывшая на мгновение страничка истории страны, нашего города, история жизни.

О посетителях из Китая

Лет 20–25 назад был настоящий музейный бум по всей стране, и тогда в музей Островского стояли огромные очереди. Сейчас, конечно, людей поменьше. К счастью, в наш музей приходит много гостей из Китая, где произведения Островского изучают в школе. Творчество Островского в КНР имеет большое воспитательное значение, что, на мой взгляд, очень важно. Сама личность Островского — пример стойкости духа, пример того, как преодолевать жизненные невзгоды и трудности, как важно оставаться человеком и думать о том, что можно принести пользу обществу вне зависимости от твоего положения, как научиться жить не только для себя. У нас в гостях был один китайский генерал, который сказал такую фразу: «Мы своих детей воспитываем для жизни, а вы своих детей воспитываете так, будто на них завтра прольется золотой дождь. А если не прольется, как они будут жить дальше?» Я с глубоким уважением отношусь к туристам из Китая, потому что в основной массе это люди читающие, думающие, с ними достаточно интересно работать и общаться.

О современном образовании

Наша страна перестала быть читающей. Что касается классической литературы, то все-таки в советские времена было то, что называлось систематическим образованием. Школьная и внешкольная программы были направлены на формирование гармоничной личности. Сейчас же уроков литературы стало намного меньше, классика непонятна, поэтому ее лучше вообще не знать. К сожалению, творчество Островского не изучают в школе. По моему мнению, это большой минус для нашего образования. Общественность обращалась в Министерство образования с предложением вернуть Островского в школьную программу. На сегодняшний момент вопрос до сих пор не решен.

Недавно у нас была выставка «Фарфоровая сказка», где мы показывали нашу коллекцию фарфора, статуэтки героев русских и литературных сказок. На нее пришли дети, которые уже не могли назвать героев сказок, да и самих сказок не знали вообще. И это не маленькие дети, а ребята восьми-девяти лет. Если у ребенка нет такого систематического обучения и воспитания, то мне кажется, из него вряд ли получится гражданин той страны, в которой он живет. Хотя сейчас все стали более информированы благодаря всевозможным гаджетам с доступом к интернету, но знаний при этом почему-то не прибавляется. Средний уровень гуманитарного образования, на самом деле, оставляет желать лучшего.

Об особенности музея

Безусловно, в каждом музее есть определенная атмосфера, даже такой особый культурный уклад. Наш не исключение. Ведь каждый музей особенный, значимый в истории «узелок на память». Наш музей интересен тем, что у него большая история, что он основан как мемориальный. Здесь все аутентичное, достоверное, все, даже земля, если подходить к этому серьезно. Музей нельзя просто так открыть, где угодно. Потому что музей всегда основывается на месте, с которым связана определенная история, определенные значимые события. Конечно, за время существования немного изменилась работа и ее направление, но она не стала менее интересной. Наша деятельность и сейчас связана с изучением творчества Островского в том литературном процессе, который происходил и происходит в стране.

Сейчас многие деятели культуры обращаются к творчеству Николая Алексеевича, например, современные режиссеры, работающие даже в андеграунд-среде. Они ставят спектакли по роману «Как закалялась сталь» для современной аудитории, что для нас часто является неожиданностью. Современные люди находят в книге Островского что-то свое. Кто хочет найти любовь — найдет ее; кто хочет узнать историю и как жили люди в эпоху революций и перемен — найдет это; кто интересуется политикой и хочет знать об истоках политических процессов, которые сейчас происходят на Украине, — тоже найдут это в романе писателя. Читая Островского, мы начинаем лучше понимать, что происходит в современном мире, в нашей собственной жизни, в нашей истории.

Об отношении к Островскому

Можно высокомерно сказать, что Островский не классик, что его литературный язык несовершенен и так далее. Но вы знаете, личность Островского — личность очень глубокого и сильного человека. Когда ты задумываешься о том, что он испытал, кажется, это невозможно, это свыше человеческих сил, но на самом деле это не так. Оказывается, люди просто не знают своих возможностей и не осознают внутренних сил. Островский — выдающийся человек не только своего времени, и весь мир признал это. Он — не рядовой человек, он — событие не только для людей, живших в 30-е годы, но и для современности. В его книге не найти изысканного литературного языка, ведь в то непростое время люди думали и говорили совсем по-другому. Что удивительно, все события, которые описывает Островский, подтверждаются документально. Поэтому, я думаю, не стоит приплетать к его личности и творчеству идеологические и политические домыслы. Островского можно принимать или не принимать, но его личность никого не оставляет равнодушным. И это главное.

Евгений Новиков

Главный хранитель фондов


Практически всю жизнь я проработал в Сочинском государственном университете. По образованию я историк, имею степень кандидата исторических наук, музейная работа мне хорошо знакома. Работать в музее Островского начал совсем недавно — полтора года назад. Главный хранитель музея ведет работу по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей, организует процессы приобретения культурных ценностей для собрания музея, оформления, включения их в состав музейного фонда Российской Федерации, регистрации в Государственном каталоге музейного фонда страны. Еще он должен следить за правильным ведением и хранением всех документов учетно-хранительского порядка.

О музее

Музей посвящен человеку уникальной судьбы и духа. Мощь личности Николая Островского и сегодня привлекает в его дом тысячи посетителей. Ценность дома-музея — в его исключительной подлинности: музей открылся 1 мая 1937 года через несколько месяцев после ухода из жизни его хозяина и уже более 80 лет хранит атмосферу напряженной творческой жизни и борьбы писателя.

Коллекция музея Островского начала формироваться в 1937 году, сразу после его открытия. Более 80 лет сотрудники музея собирали мемориальные вещи, имеющие отношения к жизни и творчеству писателя: письма, документы, книги, предметы быта. На протяжении многих лет музей поддерживает связи с родственниками Островского, его друзьями и близкими. Это позволяет ежегодно пополнять фонды новыми экспонатами.


«Практически каждый музейный предмет — это отдельная история
с уникальной судьбой»


В 1990-е годы сложилось новое направление в научно-исследовательской деятельности музея — поиск документов, связанных с именами писателей и поэтов, живших и работавших в Сочи. Коллекция «Сочи литературный» является одним из интереснейших направлений в комплектовании фондов. В музее представлена экспозиция, посвященная представителям литературной среды России, таким как Одоевский, Бестужев-Марлинский, Лев Толстой, Достоевский, Бунин, Есенин, Пастернак, Маяковский, Бабель, Клюев, Шварц, Заболоцкий, Зощенко, Гроссман, оказавшим влияние на формирование культурной жизни города.

В выставочных залах экспонируются выставки из частных коллекций, российских и европейских музеев современного искусства. Многогранность экспозиционно-выставочных возможностей делает музей привлекательным для различных категорий и возрастных групп посетителей.

Музей — живой организм, занимающийся не только собиранием и сохранностью коллекций. Его работа не ограничивается экспозицией и выставочными залами. Это лишь малая, наиболее заметная вершина айсберга той деятельности, которая ведется в его стенах.

Об интересных экспонатах

В фонде музея можно найти огромное количество интересных экспонатов. К примеру, к нашей гордости, у нас хранится печатная машинка самого Михаила Зощенко, а также его пишущая ручка — одна из первых шариковых ручек, появившихся в Советском Союзе, которая была подарена писателю американской журналисткой.

В фондах музея есть книга «Как закалялась сталь», которая принадлежала Ивану Земнухову, организатору подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия». Да вообще: практически каждый музейный предмет — это отдельная история с уникальной судьбой. Истории очень интересные, захватывающие, а бывает даже и детективные.

О посетителях сейчас и тогда

ННа данный момент наш музей не настолько популярен, как в советское время. Тогда пропускная способность музея была просто колоссальна. Здесь работало более 20 экскурсоводов, которые за день могли друг друга не увидеть — настолько много было посетителей. Сейчас поток людей несколько поменьше. Но говорить, что люди не ходят в музей Островского, я не могу. Важно, что нас посещают абсолютно разные категории посетителей. Приходят и молодые люди, которые не слышали о писателе, но, что интересно, благодаря работе наших экскурсоводов они начинают интересоваться личностью Островского, читать его произведения, а затем приходят снова, уже за другими впечатлениями.


«Мощь личности Николая Островского и сегодня привлекает в его дом тысячи посетителей»


В музей приходят люди разных политических взглядов, и поэтому в работе экскурсовода очень важно не ввязаться в политическую дискуссию с гостями. Здесь никто не просит и не заставляет разделять взгляды писателя. Если отбросить политику, то перед нами предстает сильная личность Николая Алексеевича, который своим примером учил жить, творить, бороться и быть полезным. Именно поэтому произведения Островского переведены на многие языки мира.

Почему вокруг личности Островского ведется так много споров

Я по своему призванию историк, а не политик. А историк — это человек не номенклатурный и не конъюнктурный, он должен отображать события и факты такими, какими они были на самом деле. Так, читая книги, условно говоря, об Александре Македонском, одни авторы утверждают, что он был прогрессивным деятелем, демократом, несущим просвещение. Другие называют его тираном и деспотом. Истина, на самом деле, находится всегда где-то посередине, и самое главное, что истина у каждого своя. Поэтому если я буду рассказывать о Македонском, основываясь на материалах из книг этих двух разных авторов, я расскажу лишь свою версию. А другой человек, выслушав мой рассказ или прочитав эти книги самостоятельно, сложит уже свою. Таким образом, нельзя сказать однозначно, что в прошлом все было плохо или все было хорошо, но можно сказать, что все было и плохо, и хорошо.

Ольга Голубева

Научный сотрудник отдела фондов


О себе

В музее я работаю полгода. Перед поступлением в университет я сдавала много разных экзаменов. Подавала документы на два направления — теплоэнергетика и музеология. В первой волне я поступила на направление музеологии Кемеровского государственного института культуры, а после мне позвонили и сообщили, что я поступила на теплоэнергетику Кузбасского государственного технического университета. Я ответила приемной комиссии, что не хочу видеть трубы и буду путешествовать по миру. Так я и попала в музейную сферу. Когда я училась в магистратуре, работала в кузбасском музее-заповеднике на должности главного хранителя фондов. В июне 2019 года мы с мужем решили переехать в Сочи. Месяц я искала работу, везде рассылала резюме. Так как я больше специализировалась на этнографических и археологических коллекциях, то не думала, что буду работать в литературно-мемориальном музее. Однако музей Островского быстро ответил на мое резюме, и там решили, что я хороший кандидат. В августе мы уже вместе с мужем пришли на собеседование, где наши кандидатуры и утвердили.

О работе

Фонды — это сердце любого музея. Если нет коллекции, то и музея, на самом деле, нет. Поэтому работа, связанная непосредственно с фондами, основная. Само понятие должности «научный сотрудник» достаточно обширное. Он занимается научно-исследовательской и фондовой работой, плюс ко всему он является эдаким универсальным солдатом, который проводит экскурсии и мероприятия. Конкретно в мои обязанности входит ведение учетной документации фондов: актов приема, договоров дарения и других документов. Также я занимаюсь ведением автоматизированной системы «Музей-3» — электронного каталога, в котором хранится вся информация о фондовых предметах музея. Такие системы придумали и ввели еще в 90-е годы. Я вношу в нее сведения о каждом предмете, находящемся в коллекции: когда он поступил, по какому акту, от кого и так далее. Также параллельно я веду Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, в котором осуществляется централизованный учет коллекций всех музеев России. До 2025 года, по приказу Министерства культуры Российской Федерации, мы должны внести в этот единый каталог все предметы, находящиеся в коллекциях нашего музея.


«Фонды — это сердце любого музея»


Помимо этих основных обязанностей, я составляю научные паспорта, то есть занимаюсь непосредственно научно-исследовательской работой. У каждой вещи, попадающей в нашу коллекцию, есть легенда. Например, к нам приходит заявитель с каким-то предметом. Он рассказывает его историю. В научном паспорте записывается эта легенда, а также дополнительные сведения. Допустим, к нам поступила почтовая карточка на восьми разных языках. Нам нужно полностью описать эту карточку: когда и где она была издана, если на ней есть почтовые марки, то нужно описывать их тоже. Для этого мы обращаемся к архивам, делаем запросы, а также ищем информацию в интернете. В нашем музее преобладают документы, книги и письма, так или иначе связанные с Николаем Островским.

О распорядке дня

У каждого сотрудника есть свой план работы. Он составляется на год и на квартал. Ежедневно я обращаюсь к квартальному плану и выбираю те задачи, которые нужно выполнить сегодня. Например, мне нужно написать Положение о музейном фонде. Я сажусь за компьютер, изучаю все законы, связанные с музейным делом, изучаю фонды музея и на основе этого анализа готовлю положение. Когда положение готово, приступаю к заполнению электронных каталогов. Для этого у главного хранителя фондов берется книга, в которой содержатся все сведения о предметах коллекции, затем информация из книги переносится в электронную систему.

Также у нас есть дежурства. Дежурный сотрудник приходит на работу заранее, открывает музей, предварительно сняв с охраны, и делает обход. Если он замечает какие-то изменения, то передает информацию администрации. Далее дежурный идет исполнять свои непосредственные обязанности, в моем случае — в фондовый отдел. Если к нам приходит группа на экскурсию, то дежурный сотрудник откладывает свои дела и идет проводить экскурсию. Все дежурства проходят по графику.


«Часто к нам приходят посетители из санаториев, где у людей
очень насыщенный график, тогда приходится проводить экскурсию
за более короткое время»


Экскурсия в среднем длится 40-45 минут. Часто к нам приходят посетители из санаториев, где у людей очень насыщенный график. Тогда приходится проводить экскурсию за более короткое время, при этом важно не упустить ни одной детали. В основном, конечно же, мы рассказываем о самом Николае Алексеевиче Островском, о том, как он работал, жил, как проходил его день. Чтобы рассказ был интереснее, мы приводим цитаты из его романов и переписок, демонстрируем фотографии.

Об Островском

К моему большому стыду, до прихода в музей Островского я не читала роман «Как закалялась сталь» и плохо знала биографию автора. Перед тем как устроиться сюда, я пришла на экскурсию, благодаря которой меня очень заинтересовала личность писателя. И теперь после прочтения его романа, знакомства с его биографией я восхищаюсь Николаем Алексеевичем как человеком. Несмотря на все сложности, которые он пережил (война, ранение, болезнь, а затем обездвиживание и слепота), он не был сломлен. Он остался верен своему делу, продолжал работать и обеспечивать семью.

Максим Голубев

Заведующий мемориальным сектором


О себе

В этом году будет уже 6 лет, как я работаю в музейной сфере. В музей я попал в возрасте 20 лет, когда учился на втором курсе в Кемеровском государственном университете. Тогда мой научный руководитель, который был директором кузбасского музея-заповедника, пригласил работать к себе. Начал трудовой путь с должности главного хранителя фондов, по сути, второго человека в музее. Вскоре директором музея назначили меня. Проработав несколько лет, мы с женой, с которой, кстати, и познакомились благодаря музею, решили переехать в Сочи, где нас вместе приняли в Литературно-мемориальный музей Островского.

О работе

У нас в музее находится два объекта, которые имеют статус памятника. Первый — мемориальный дом Николая Островского, является памятником федерального значения. Второй — дом-музей А. Х. Таммсааре в поселке Эсто-Садок. Он является памятником регионального значения. В мои задачи входит обеспечение сохранности этих объектов, контроль их состояния и, разумеется, фиксирование каких-либо изменений. Здания, какими бы они ни были, со временем стареют и ветшают, поэтому я принимаю меры по их сохранению и недопущению разрушения.


«Без разрешения мы не имеем права даже подмазать трещину»


В последнее время дом Николая Островского находится в том состоянии, когда необходимо провести реставрационные работы. Поэтому, приходя на работу, первое, чем я занимаюсь, — ежедневный осмотр дома. Раз в неделю, по средам, я провожу замеры. Например, внутри есть места, где проседает пол. Все изменения фиксируются в специальном журнале, а также проводится фотофиксация. Помимо работы, связанной с сохранением объектов, я занимаюсь в некотором роде административной деятельностью. В нее входит подготовка различных локальных документов: актов, положений и тому подобное. Как и любой сотрудник музея, независимо от того, какую должность он занимает, я провожу экскурсии. Часто к нам приезжают большие группы туристов из Китая и, естественно, жители и гости города Сочи. В принципе, в этом и заключается моя работа.

По своей натуре я больше люблю бумажную работу, поэтому должность заведующего мемориальным сектором мне очень нравится. Через меня проходит огромное количество документов, которые приходится подготавливать, в том числе и для реставрации мемориального дома.

С чего начинается реставрация

Реставрация объектов культурного значения — достаточно трудоемкий процесс. Естественно, в первую очередь мы информируем непосредственного учредителя нашего музея — администрацию города Сочи, начальника управления культуры. Затем обращаемся в Министерство культуры Краснодарского края. Там есть соответствующие органы, занимающиеся контролем сохранности памятников архитектуры. Без разрешения этих органов мы не имеем права ничего делать, даже, условно говоря, подмазать трещину. Прежде чем начнется работа по реставрации объекта, проводится ряд исследований — работы по архитектурному изучению памятника, инженерно-технические изыскания. Этим занимаются специализированные организации. К нам приезжали сотрудники такой организации, которые очень осторожно проводили замеры каждого миллиметра мемориального дома.

После того как пакет необходимых документов подготовлен, мы должны направить их в охранную организацию для получения согласования. Если все документы в порядке, мы получаем одобрение на поиск компании, которая непосредственно будет проводить реставрационные работы. Эта организация обязательно должна быть лицензирована. Только после этого будут начаты все работы. Отбор организаций производится на конкурсной основе через торги. Вся эта процедура началась еще в 2018 году, и наконец во второй половине 2020 года мемориальный дом Николая Островского уйдет на реставрацию, которая станет первой за долгое время. До этого момента ремонтные работы в доме проводились лишь 40 лет назад.

О посетителях

В любой музей приходят люди с разными точками зрения. Наш музей, можно сказать, особенный. Николай Островский был неким символом советского государства, идеологом. После развала СССР у многих изменилось отношение не только к периоду — изменилось отношение и к кумирам тех лет. Кто-то видит в Николае Островском человека, который был готов отдать все за советскую власть, которая, по мнению многих, не принесла ничего хорошего. Соответственно, и к личности писателя начинают относиться по-разному. Конечно, каждый человек имеет право на свое мнение.

На мой взгляд, все-таки нужно относиться ко всему как к части истории. Поэтому однозначно судить Николая Островского и его роман «Как закалялась сталь» нельзя. Бывает, что возникают дискуссии. Сочи — город курортный, и сюда приезжают люди со всей страны. Очень важно не навязывать свою точку зрения, а постараться выслушать человека, почему он так считает, и показать писателя, его роман с другой стороны, глубже.


«Николай Островский был неким символом советского государства, идеологом»


О своем отношении к Островскому

Вообще, наверное, неправильно то, что роман «Как закалялась сталь» убрали из школьной программы. Когда я учился в школе, в учебнике литературы о Николае Островском была лишь биография в полстранички и его фотография. Когда пришел работать сюда и начал читать роман «Как закалялась сталь», биографию писателя, воспоминания людей, которые с ним жили и работали, мне стало понятно, насколько это сильная личность.

Для советского народа, который пережил множество потрясений, Николай Островский долгое время был символом мужества. Ведь в романе главное — это характер человека, его сила духа, несмотря на жизненные проблемы и недуги. Посмотрите, сколько раз издавался роман не только в России, но и за рубежом. Человек, который был обездвижен и при этом еще ничего не видел, создавший такое произведение, определенно заслуживает уважения. Я надеюсь, что когда-нибудь роман вернут в школьную программу по литературе.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я работаю в Библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина»
«Я работаю в Библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина» Маленькая библиотека с большой миссией и вековой историей
«Я работаю в Библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина»

«Я работаю в Библиотеке № 1 имени А.С. Пушкина»
Маленькая библиотека с большой миссией и вековой историей

«Я работаю в Зимнем театре»
«Я работаю в Зимнем театре» Главная архитектурная доминанта и «намоленный храм» сочинской культурной жизни
«Я работаю в Зимнем театре»

«Я работаю в Зимнем театре»
Главная архитектурная доминанта и «намоленный храм» сочинской культурной жизни

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест