«Я работаю в Музее космонавтики» Космические артефакты и еда в тюбиках — как проходят будни под монументом-ракетой

«Я работаю в Музее космонавтики»

Апрель 2020 года оказался месяцем локдауна: из-за пандемии коронавируса закрыли общественные пространства и отменили все мероприятия. Торжественное празднование Дня космонавтики тоже пришлось переносить: так как провести концерт в Кремле и массовые встречи с космонавтами 12 апреля было невозможно, ориентировочной датой празднования выбрали 4 октября — в этот день в 1957 году был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этой датой связано и появление в Москве монумента в форме ракеты у метро «ВДНХ». Конкурс на проект памятника, который должен был увековечить начало эры освоения космоса, прошел уже через несколько месяцев после запуска спутника. Но проект приняли не сразу — в процессе доработок сменились локация, высота и материал обшивки ракеты.

А пока монумент возводили, в космос начали летать люди, так что его решили посвятить не первому искусственному спутнику, а покорителям космоса. В 1981 году в основании памятника заработал Музей космонавтики — организовать его в этом месте предложил конструктор Сергей Королев. Мы побывали в музее, спрятанном под титановой ракетой, и пообщались с его сотрудниками о работе внутри памятника, выходах в открытый космос, исполняющих желания метеоритах и деревянных инопланетянах.

Монумент «Покорителям космоса» и Музей космонавтики


Адрес

пр-т Мира, 111

Архитекторы

Александр Колчин, Михаил Барщ

Инженер

Лев Щипакин

Скульптор

Андрей Файдыш-Крандиевский


Годы строительства

1958–1963

Год открытия

1981

Высота

107 метров

Проект монумента

Сейчас в Останкинском районе Москвы можно найти десяток космических топонимов: аллея Космонавтов, Звездный бульвар, улицы Академика Королева, Кондратюка и Цандера. Здесь же находится гостиница «Космос» и кинотеатр «Звездный», а в конце 80-х годов прошлого века в Останкинском появился закрытый поселок из таунхаусов, где давали жилье летчикам-космонавтам и ракетостроителям.

Такая связь с космической темой у района возникла именно благодаря монументу «Покорителям космоса», установленному здесь в 1964 году. Хотя изначально для памятника выбрали другое место — возле главного здания МГУ на Воробьевых (тогда Ленинских) горах. Правда, там уже задумали поставить статую Ленина, и, говорят, даже хотели понизить космический монумент до 50 метров, чтобы он не превосходил по масштабам фигуру вождя и вписывался в сложившийся природно-архитектурный ансамбль. В итоге памятник, посвященный полетам в космос, все же решили сделать значительным (его высота — 107 метров, в Москве выше него только стела на Поклонной горе), но перенести на пустырь возле станции метро «ВДНХ».

На конкурс проектов монумента прислали более тысячи вариантов, комиссия отобрала лучшие 356 и остановилась на проекте, предложенном архитекторами Михаилом Барщем и Александром Колчиным, инженером Львом Щипакиным и скульптором Андреем Файдышем-Крандиевским. В путеводителе «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991» Анна Броновицкая и Николай Малинин пишут, что памятник должен был помочь в создании нового образа СССР — современной и прогрессивной страны, открывающей космос для всего человечества. Архаичный соцреализм для этого совершенно не подходил, потому в конкурсе победил модернистский проект, суть которого «в упругой динамичной форме, символизирующей след взлетающей ракеты». Неизбежной уступкой традиции стали только скульптуры — горельеф на постаменте с фигурами космонавтов, ученых и рабочих.

Ракета и ее хвост — это решетчатая конструкция, облицованная панелями и наклоненная под углом 77 градусов. Ее собирали лежа, а потом поднимали с помощью метода падающей стрелы, разработанного еще в начале XX века Владимиром Шуховым: вертикальная стойка крепится у основания конструкции, соединяется с вершиной при помощи троса, и для подъема нужно потянуть за его свободный конец.

Архитекторы собирались сделать памятник прозрачным — из оргстекла, чтобы в темное время суток можно было эффектно подсвечивать хвост ракеты изнутри, но технически это оказалось невозможно. Позже эта идея все же была воплощена в жизнь в виде прозрачной лампы-ночника, стоявшей в квартирах тысяч советских граждан. Но настоящий монумент решили покрыть отполированными пластинами из титана — материала, который использовался для производства космических ракет. Такое решение предложил академик Сергей Павлович Королев.

Ученый заметно повлиял на судьбу памятника: добился поставки дефицитного титана для облицовки и подал идею организовать в стилобате музей, посвященный космосу. После успешного запуска первого спутника Совет министров СССР решил наградить конструкторов, работавших над проектом, дачами в Подмосковье, но Королев захотел остаться в городе, и ему выделили участок в Останкине, в десяти минутах ходьбы от строящегося монумента «Покорителям космоса». Так ученый стал постоянно бывать на строительной площадке. Рассказывают, что скульптор Файдыш-Крандиевский даже хотел добавить фигуру академика на горельеф на основании памятника, но Королев попросил этого не делать — из скромности и по соображениям секретности.

Открытие музея

Музей космонавтики в стилобате монумента открылся в 1981 году. Помещение в форме вытянутого треугольника находится на глубине пяти метров и занимает только основание — в самой ракете ничего нет. Залы музея оформил художник Олег Ломако; по его задумке, они должны создавать ощущение нахождения в космическом пространстве. В 2000-х музей отремонтировали и обновили — появились интерактивные экспонаты, образовательный центр, библиотека и кафе, где продается как космическая еда в тюбиках, так и земная (у сотрудников и посетителей музея особенно популярны борщ и буррито). Починили и макет Солнечной системы, расположенный на аллее Космонавтов возле монумента-ракеты. Потребовалось усилить конструкции крепления Сатурна, так как он часто страдал от посетителей парка. Дети и взрослые толкали металлическую фигуру, забирались на нее и даже прыгали с одной планеты на другую, в результате чего крепления полуторатонного Сатурна часто не выдерживали, и он катался по всей Солнечной системе.

Одни из самых любимых посетителями экспонатов — чучела собак-космонавтов Белки и Стрелки

В фондах и экспозиции Музея космонавтики почти 100 тысяч предметов, и среди них есть действительно уникальные: базовый блок орбитальной станции «Мир», куда можно зайти, чтобы почувствовать себя на орбите; аппарат «Луноход-1», 3D-биопринтер, космический пистолет, скафандры космонавтов и астронавтов, документы и фотографии. Одни из самых любимых посетителями экспонатов — чучела собак-космонавтов Белки и Стрелки. Рядом с ними стоит и аппарат, на котором они поднимались в космос, с вмятинами и повреждениями, полученными при посадке. В Музее космонавтики находится и тот самый первый искусственный спутник Земли, который запустили 4 октября 1957 года.

Как здесь работается

Александр Лавейкин

заместитель директора по пилотируемой космонавтике, летчик-космонавт, Герой Советского Союза


Мечта стать космонавтом появилась у меня еще в детстве, но первой была мечта стать летчиком. Мой отец Иван Павлович Лавейкин — Герой Советского Союза, прошел всю войну, сбил 24 самолета лично и 15 в группе. Боевой путь эскадрильи — 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, командиром которой он был, — лег в основу фильма «В бой идут одни „старики“». После войны он много летал, командовал авиационными дивизиями. Мы жили в военных городках и гарнизонах, а я еще мальчишкой старался находиться рядом с самолетами в любом случае, когда это только было возможно. Конечно, я тогда хотел стать летчиком-истребителем, как мой отец.

Но когда 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, у меня появилась сначала даже не мечта, а просто идея — стать летчиком-космонавтом. После окончания школы уже в Москве я поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Тогда уже начали летать гражданские космонавты — инженеры, и это были как раз выпускники этого вуза. Кроме того, я сразу же стал заниматься парашютным спортом в 3-м Московском городском аэроклубе, полагая, что это мне потом пригодится. Так и получилось: это здорово помогло, когда я писал заявление в отряд космонавтов, проходил медкомиссию, а уже потом — в полете и во время выходов в открытый космос.

Восторг у меня был не оттого, что я поднялся над Землей, а оттого, что наконец полетел — девять лет я ждал своего часа

Обычно все спрашивают, что чувствуют люди, когда попадают в космос, смотрят на Землю сверху, но для нас, космонавтов, это была работа. Восторг у меня был не оттого, что я поднялся над Землей, а оттого, что наконец полетел — девять лет я ждал своего часа в отряде космонавтов, а в 1987 году совершил полет вместе с командиром Юрием Романенко.

После возвращения я перешел на программу «Буран», где стал проходить подготовку к полету, в том числе и авиационную. Я начал летать на учебно-тренировочных самолетах, то есть сбылась еще и моя первая мечта: я стал летчиком. Мы были практически готовы к полету на «Буране», но, к сожалению, в 90-е годы эту программу закрыли. Так я оказался оказался в Музее космонавтики. Здесь я участвовал в создании новой версии музея. С 2006 по 2009 год мы работали над обновлением — добавили интерактивные экспонаты, поставили настоящие тренажеры, как в центре подготовки космонавтов. На одном из них даже можно попробовать состыковаться в ручном режиме с бортом Международной космической станции. Я провожу много встреч с посетителями, к нам приезжают гости из регионов, иностранцы. Часто я рассказываю о космосе детям, которые приходят на экскурсии, и после этого у многих тоже появляется мечта стать космонавтами.

Дарья Чудная

руководитель отдела по связям с общественностью и маркетингу


Команда отдела, как и команда всего музея, — люди энергичные, деятельные, мы даже уверены, что нас подзаряжает наша ракета. Кабинет нашей пресс-службы находится в здании администрации — в нескольких минутах от главного здания музея. Здесь все про космос: от светящихся звезд до автографов космонавтов и аналогов предметов, которые побывали в космосе. Например, у нас есть вот эта игрушечная модель Земли. Ее подарил нам наш стажер из НАСА Кеннет. Это аналог индикатора невесомости одной из космических миссий. Когда игрушка-индикатор, которая закреплена на нити в космическом корабле, начинает плыть — это сигнал для космонавтов, что корабль оказался в невесомости.

А это флаг Музея космонавтики, который я брала с собой, когда ездила на посадку космического корабля. Тогда на Землю возвращались россиянин Олег Кононенко, канадец Давид Сен-Жак и американка Энн Макклейн, и я попросила их всех подписать флаг для музея. Я никогда не была на старте космического корабля, но мне кажется, что посадка — более волнующий этап полета и дает более мощные ощущения. Корабль должен был приземлиться в казахской степи, ближайший к расчетной точке приземления город — Жезказган, от него нужно добираться еще около 250 километров. Мы приехали на место еще вечером, разбили лагерь с полевой кухней. Все участники отряда проходили инструктаж: к каким элементам спускаемого аппарата после посадки нельзя подходить, как обращаться со стропами парашюта, на котором спускается аппарат. Диаметр парашюта — примерно километр, и если человек случайно запутается в стропах, а в этот момент подует ветер, его может просто снести.

К утру в расчетную зону посадки прилетели вертолеты, приехали поисково-спасательные машины-вездеходы, так называемые «Синие птицы». За несколько минут до появления парашюта все начинают смотреть в небо: сначала там ничего нет, потом в какой-то момент один человек кричит: «Вон он!», появляется крошечная точка, и постепенно она вырастает в космический аппарат. Когда космонавтов достают из спускаемого аппарата и сажают в специальные кресла, им обязательно дают яблоки, чаще всего сорта «алма-атинский апорт». Это не только традиция, но и способ проверить физиологические реакции организма.

Один раз к запуску в космос подготовили двух собак, но ночью перед полетом одна из них сбежала

В музее я работаю уже больше шести лет. Когда я пришла сюда, сразу же стала собирать истории. Я общалась с космонавтами, ветеранами, научными сотрудниками и все записывала, просто чтобы не забыть. В какой-то момент я поняла, что у меня накопилось много историй, связанных с животными в космосе. Еще я обратила внимание, что большинство людей, которые приходят к нам в музей, знают Белку и Стрелку, намного меньше людей знают Лайку — первую собаку на орбите Земли, но больше ни одну собаку из тех, что побывали в космосе, никто не помнит. Мы в тот момент как раз начали сотрудничать с издательством «Питер» и должны были выпустить совместную книгу, а у меня и заместителя директора музея Вячеслава Климентова было много материала: у него — про Юрия Гагарина, а у меня — про животных в космосе. Мы начали параллельно писать две книги, которые вышли с разницей в два месяца.

С животными в космосе действительно связано множество интересных историй. Один раз к запуску в космос готовили двух собак — Рожка и Непутевого, но ночью перед полетом один из псов сбежал. Все документы уже были подписаны, стоял росчерк красного карандаша Сергея Павловича Королева, отменить запуск, конечно, было невозможно. Сотрудники не растерялись: они нашли у солдатской столовой небольшую собаку, дали ей кличку ЗИБ, что означало «замена исчезнувшего Бобика», и отправили ее в космос вместе с другой, подготовленной. Это были 50-е годы, полеты тогда были суборбитальные, но собак очень серьезно готовили к полету — их тренировали в центрифуге, учили выполнять команды, несмотря на громкие звуки вокруг и вибрацию. Но неподготовленный ЗИБ слетал в космос, вернулся и, как оказалось, хорошо перенес путешествие.

Екатерина Буркаленко

хранитель музейных предметов


По специальности я историк-искусствовед и после окончания учебы долго искала работу, соответствующую моему образованию. Месяца два мне не попадалось ничего подходящего, а жить на что-то надо, так что я почти отчаялась и собралась идти в офис на работу, никак не связанную ни с историей, ни с искусством. Но тогда мне позвонили из Музея космонавтики и предложили пройти собеседование на должность администратора. На это собеседование я буквально побежала, потому что даже работа администратором в музее — это уже близко к тому, чем я хотела заниматься. Я очень старалась произвести впечатление, и, видимо, раз я здесь, у меня получилось.

Администратором я проработала с ноября прошлого года до пандемии, а потом музей закрылся на карантин, сотрудников, которые работали в залах, начали распускать по домам. Я не хотела сидеть дома, попросила хоть какую-то работу, и мне предложили помогать в фондах музея — там всегда рады лишним рукам. Сначала я выполняла самые простые обязанности, но через неделю сотрудники фондов уже стали спрашивать, почему я со своим образованием пришла работать администратором, а не к ним. Как оказалось, свободно место хранителя изобразительного фонда, и мне предложили перейти на эту должность.

Недавно к нам поступили деревянные скульптуры, изображающие инопланетян

Работа администратором и хранителем сильно различается. Администратору приходится принимать решения очень быстро, а в фондах нужно думать в долгосрочной перспективе. Хотя срочные дела тут тоже бывают: например, надо очень быстро найти картину или подобрать предмет по запросу сотрудника музея. Сейчас у меня есть возможность работать с совершенно невероятными вещами, которые хранятся в наших фондах, чтобы музей смог потом показать их людям на выставках. У нас есть картины, написанные космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым и Владимиром Александровичем Джанибековым, скоро откроется выставка декоративно-прикладного искусства «Фантазии космический полет», на которой можно будет увидеть гобелены, батик, вазы, керамику, вдохновленные космосом. А еще недавно к нам поступили деревянные скульптуры, изображающие инопланетян.

Альфред Вардазарян

руководитель образовательных программ


У нас в экспозиции есть настоящие метеориты, и посетители могут к ним прикоснуться — считается, что при этом нужно загадывать желание, и оно обязательно исполнится. С ними связана и история моей работы в музее. Я уже не помню, выдумал я ее или нет, но я всегда рассказываю эту историю на экскурсиях детям, особенно приезжающим из других городов. Я родился в Армении, вырос в Оренбурге и в десятом классе выиграл один из областных конкурсов. Школьников-победителей наградили поездкой в Москву, а так как Музей космонавтики — это одна из площадок, куда обязательно привозят туристов, мы попали сюда на экскурсию. Нам тогда тоже показали метеориты и сказали, что можно их потрогать и загадать желание, и я загадал, что хочу работать в этом музее. Спустя три года я действительно пришел сюда работать и теперь занимаюсь образовательными проектами.

У нас есть проекты для людей любых возрастов. Взрослые могут приходить на наши лекции, которые мы устраиваем совместно со Сколтехом, МГТУ имени Баумана и МАИ. Для детей с девяти лет у нас есть класс инженерного центра, где ребята изучают программирование, 3D-моделирование, электротехнику. Мы эту программу между собой называем «ясельки для Бауманки». Для школьников вместе с Роскосмосом мы делаем программу «Космический урок 2.0. Перезагрузка». Дети из разных городов заранее готовят эксперименты, показывают их онлайн, а мы приглашаем экспертов, чтобы они это оценили и прокомментировали. В режиме прямого эфира дети могут поговорить на тему урока с космонавтами, которые находятся на Международной космической станции. Этот проект позволяет по-новому взглянуть на изучение тем школьных предметов, а учителя могут использовать видеоуроки в своих занятиях.

Хотя музей научно-технического профиля, у нас очень интересно проходят уроки русского языка

Еще в экспозиции нашего музея проходят уроки по предметам из школьной программы. Дети с учителями приезжают сюда на целый день и учатся на наших музейных экспонатах. Когда на физике проходят давление газов, здесь его можно объяснить на примере шлюзовой камеры «Волга» и скафандра Алексея Архиповича Леонова для выхода в открытый космос. Хотя музей научно-технического профиля, у нас очень интересно проходят уроки русского языка по теме стили речи. Мы взяли из экспозиции письмо пионера ракетной техники Фридриха Артуровича Цандера жене и дочери и на его примере показываем, какие признаки есть у разговорного стиля речи. Потом школьники знакомятся с научным докладом Сергея Павловича Королева — это научный стиль. Приказ о создании ракетно-космической отрасли — вот вам пример официально-делового стиля речи. Для детей такой выезд на уроки в музей — большое событие.

Татьяна Геворкян

заведующая научно-экспозиционным отделом


Я работаю здесь с момента основания музея. Мне кажется, что для каждого музейного специалиста наступает момент, когда работа перерастает в служение. Думаю, что я нахожусь как раз в этой стадии — служения истории, людям, о которых мы рассказываем в нашей экспозиции. Я рада, что наш музей интересен разным категориям посетителей: маленьким детям, которые приходят с родителями, школьникам, студентам, взрослым. Особенно радостно, когда к нам приходят ветераны ракетно-космической отрасли.

Наша экспозиция состоит из разделов. Первый зал мы называем очень красиво — «Утро космической эры». В нем мы рассказываем о первых годах исследования космоса. Следующий, Красный зал посвящен людям, стоявшим у истоков развития космонавтики, совершившим прорыв в науке, запустившим первые спутники и отправившим в космос первых людей. Следующий раздел — «Космический дом на орбите». После полета первых космонавтов — Юрия Гагарина, Германа Титова и других — наступили времена, когда космонавты, как они сами говорят, стали летать на орбиту как на работу. И у них появляется дом — космические станции «Салют», первая многомодульная станция «Мир», Международная космическая станция.

У нас есть разделы, посвященные исследованию Луны и планет солнечной системы, первому пилотируемому полету по программе «ЭПАС». Если XX век был эпохой соперничества между двумя государствами — США и СССР, то потом развитие космонавтики потребовало объединения усилий многих государств. Два корабля — советский «Союз» и американский «Аполлон» — состыковались, символизируя тем самым международное сотрудничество. Сейчас мы говорим уже о космических державах со своими спутниками, своими космонавтами. В мире насчитывается уже 36 таких стран. Им посвящен раздел «Международный космический парк».

Все знают, кто такой космонавт Леонов. Но мало кто знает, что он был еще и художником

Мы не подозреваем, что связаны с космосом даже в повседневной жизни: мы включаем телевизор, держим в руках телефон, ищем что-то в интернете — и нам в этом помогают спутники. Об этом наш раздел «Космонавтика — человечеству». Один из моих любимых разделов экспозиции — «Культура и космос». Сейчас у нас экспозиция выставки, которая называется одним словом — «Леонов». Все знают, кто такой Алексей Архипович Леонов — первый человек, шагнувший в открытый космос, командир корабля «Союз» во время стыковки с американским «Аполлоном». Но мало кто знает, что Алексей Архипович был еще и художником. Мы собрали его картины, предметы интерьера его мастерской, кисти и краски.

Мы рассказываем о космических успехах, о научных исследованиях, но не боимся говорить и о неудавшихся полетах, экстремальных событиях. Кроме того, наша задача — показать посетителям, что благодаря хорошему здоровью, регулярным тренировкам и учебе сегодня каждый может попробовать себя в профессии космонавта. В космосе нужны не только летчики, но еще и инженеры, конструкторы, врачи, вулканологи. Набор в космонавты проводится через каждые два года, и музей рассказывает об этом, чтобы вовлечь в эту сферу деятельности молодежь. Наши бывшие экскурсоводы и научные сотрудники сегодня работают в ракетно-космической корпорации «Энергия» и связывают свое будущее с космосом.

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я работаю в павильоне „Космос“»
«Я работаю в павильоне „Космос“»Комбайны и тракторы, первый московский рейв и объекты, побывавшие в космосе
«Я работаю в павильоне „Космос“»

«Я работаю в павильоне „Космос“» Комбайны и тракторы, первый московский рейв и объекты, побывавшие в космосе

«Я работаю в Останкинской телебашне»
«Я работаю в Останкинской телебашне»Технические помещения, скоростные лифты, ресторан «Седьмое небо» и открытые балконы на высоте 340 метров
«Я работаю в Останкинской телебашне»

«Я работаю в Останкинской телебашне» Технические помещения, скоростные лифты, ресторан «Седьмое небо» и открытые балконы на высоте 340 метров

«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»
«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»Что настоящий космонавт думает о нытье во время карантина
«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»

«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию» Что настоящий космонавт думает о нытье во время карантина

«Я работаю в Центре международной торговли»
«Я работаю в Центре международной торговли»Как за 40 лет изменился первый бизнес-центр СССР
«Я работаю в Центре международной торговли»

«Я работаю в Центре международной торговли» Как за 40 лет изменился первый бизнес-центр СССР

«Я работаю в павильоне „Космос“»
«Я работаю в павильоне „Космос“»Комбайны и тракторы, первый московский рейв и объекты, побывавшие в космосе
«Я работаю в павильоне „Космос“»

«Я работаю в павильоне „Космос“» Комбайны и тракторы, первый московский рейв и объекты, побывавшие в космосе

«Я работаю в Останкинской телебашне»
«Я работаю в Останкинской телебашне»Технические помещения, скоростные лифты, ресторан «Седьмое небо» и открытые балконы на высоте 340 метров
«Я работаю в Останкинской телебашне»

«Я работаю в Останкинской телебашне» Технические помещения, скоростные лифты, ресторан «Седьмое небо» и открытые балконы на высоте 340 метров

«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»
«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»Что настоящий космонавт думает о нытье во время карантина
«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию»

«Я только вернулся из космоса и попал в самоизоляцию» Что настоящий космонавт думает о нытье во время карантина

«Я работаю в Центре международной торговли»
«Я работаю в Центре международной торговли»Как за 40 лет изменился первый бизнес-центр СССР
«Я работаю в Центре международной торговли»

«Я работаю в Центре международной торговли» Как за 40 лет изменился первый бизнес-центр СССР

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Как наладить питание дома

Первая полоса

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить
17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

17 подарков для тех, кто в 2020 году полюбил готовить

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события неделиА еще куча лекций и экскурсий онлайн
Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели

Концерт «Кровостока», «Артдокфест» и другие события недели А еще куча лекций и экскурсий онлайн

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год
6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

6 детских адвент-календарей, с которыми не скучно ждать Новый год

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас
Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Новые и лучшие рестораны осени: Куда идти прямо сейчас

Как наладить питание дома
Как наладить питание домаА также не переедать в офисе и на встречах в ресторане
Как наладить питание дома

Как наладить питание дома А также не переедать в офисе и на встречах в ресторане

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяковСписок домашних развлечений на эту неделю
Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков

Альбомы Майли Сайрус и Славы КПСС, «Человек из Подольска» и книга про маньяков Список домашних развлечений на эту неделю

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

Подпишитесь на рассылку