Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу» И везет детей выступать на «Дикой мяте»

Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу»

В Советском Союзе рок-музыка стала жестким ответом цензурированной партийной эстраде: рокеры пели о том, что их притесняют, не дают свободно самовыражаться, о проблемах общества, которые было принято замалчивать. Но, как показывает мировой опыт, протест в роке — это частное явление. Вадим Германов, основатель детской «Рок-школы» на «Красном Октябре», считает, что рок — это в первую очередь музыка свободы и творчества, а не агрессии. В этом году ребята из его школы выступят на детской сцене фестиваля «Дикая мята», которую организует The Village. Поговорили с Вадимом о том, как появилась школа, почему дети не хотят играть с родителями, что не так с классическим музыкальным образованием и зачем нужны детские сцены на фестивалях.

Текст

Маша Шаталина

Фотографии

Андрей Стекачев

Как появилась школа

Я обыкновенный учитель музыки, вышедший из советского Дома культуры, — типичная история. Когда я перебрался в Москву, то увлекся ведением корпоративов и отошел от преподавания. Но на этих корпоративах почти всегда были дети, и меня часто спрашивали, что интересного можно с ними сделать. Так появились маленькие детские группы: сначала только на свадьбах, потом на других мероприятиях. А потом мне как-то позвонили мои знакомые и спросили, могу ли я организовать семейную группу. И я согласился. Мы поехали в магазин музыкальных инструментов — это было целое приключение, — купили барабаны, гитары, привезли к ним домой, подняли на верхний этаж и начали репетировать. Самое первое наше занятие началось с того, что они говорят мне: «Давай сыграем песню „Seven Nation Army“ (The White Stripes. — Прим. ред.)». А я спросил: «Зачем нам ее учить? Давайте лучше напишем свою песню. Пусть она будет совершенно дурацкой, но это будет чистое творчество и самодеятельность». И да, мы в результате написали очень смешную песню с примерно таким припевом: «Мы на свете лучше всех, и нас всех ждет успех».

Так получилось, что с этой семейной группы и с этой песни все началось: ребята с ней успешно выступили, всем очень понравилось. Тогда я понял, что дети со своими песнями — это не просто умилительное зрелище, а музыкальный продукт, который может быть востребован. И я не ошибся.

Да, есть очень важный момент: школа называется «Рок-школа Вадима Германова», и может показаться, что я хочу войти в историю. Но это вообще не так. Я хочу сразу пояснить: меня уговорили друзья. Мы решили назвать школу моим именем — как, например, «У Палыча», — чтобы это было такое семейное, теплое название: школа, где все по-домашнему и сам основатель тоже тут.

Почему дети не играют с родителями

Кстати, семейные группы часто разваливаются из-за того, что дети не хотят играть с родителями. Когда дети чувствуют, что у них пошла своя рок-н-ролльная волна, они начинают отлынивать от занятий: с родителями рок-н-ролл не получается. Я не знаю точно, но, думаю, это происходит потому, что детский образ мысли кардинально отличается от взрослого. Например, недавно одна из наших учениц сочиняла песню. Я спрашиваю ее: «Ты про что хочешь написать песню?» Она говорит: «Я хочу про то, как у вороны родились щенята». Я говорю: «Хорошо, вот первая строчка: „У вороны родились щенята“, а дальше что?» Она мне: «А дальше ворона спрашивает у щенят: „Почему вы не телята?“» Я говорю: «Ладно. Поехали дальше. А какой пропев?» Она: «Ну припев такой: „А телята сказали вороне: мы же не кони“».

Эту детскую логику очень сложно имитировать. А родители никуда не могут деться, чтобы не участвовать вот в этом творчестве. Так или иначе они какое-то слово исправят или скажут ребенку: «О чем ты говоришь? Так не бывает. У вороны должны родиться воронята. И вообще, веди себя хорошо, положи руки на колени». И дети рядом с мамой или папой, как мне кажется, понимают, что им не дадут заниматься творчеством. Поэтому саботируют репетиции.


Дети рядом с мамой или папой, как мне кажется, понимают, что им не дадут заниматься творчеством. Поэтому саботируют репетиции.


Чем артисты отличаются от музыкантов

Моя дочь семь лет занимается в обычной музыкальной школе и примерно полтора года играет у нас в группе. Но на отчетном концерте в школе и на сцене это два совершенно разных человека. Вот, к примеру, она выходит выступать на фортепиано. Садится так, как ее научили, с ровной спиной, и начинает играть. Можно сказать, что она артистка классического жанра. Но в этом жанре она как в лифте — застряла, и все. Ни на какую эстраду дочку с этим фортепиано не вытянешь. Да, в освещенном помещении с колоннами, где все сидят чинно, благородно, такой ребенок, конечно, выступит. Но если мы говорим про любой эстрадный жанр, тем более про рок-музыку, то это не артист. Этот ребенок в музыкальном смысле слова, безусловно, музыкант, у которого есть техника исполнения, соблюдение темпа, ритма. Но на него никто смотреть не будет, потому что это неинтересно.

На сцене должен выступать артист. И методика нашего обучения очень простая, хоть и пугающая. Но она приносит хорошие результаты. Перед самыми первыми выступлениями наших детей у нас постоянно возникали сложные разговоры с родителями. Когда мы говорили, что завтра у их ребенка концерт, то родители удивлялись и спрашивали: «Какой концерт? Ребенок играет на гитаре вот этим пальцем, потом они играют один аккорд. Что это за чукотские напевы и почему вы хотите, чтобы с этим ребенок выходил на сцену?»

Получается, что мы предлагали родителям выпустить детей на сцену не музыкантами. И родители задавали справедливые вопросы: «Зачем вы моего ребенка позорите?» Нам было очень сложно с такими родителями общаться, потому что мы не могли привести им хоть какие-то аргументы.

Сейчас этот разговор стал проще. Мы говорим: «Вот, пожалуйста, смотрите видео с живого выступления. Там дети, которые еще играть не научились, поэтому они играют слабо — да вообще они просто маленькие еще, им по пять лет. Но они прыгают на сцене, обращаются к зрителям. Барабанщик, например, пытается подкидывать палочки. И если палочка улетела, он достает другую. Они смотрят зрителю в глаза, чувствуют себя на сцене комфортно». То есть мы объясняем родителям, что ребенка нужно сначала сделать артистом, а уже потом музыкантом. И ни в коем случае не в обратном порядке. Потому что, становясь музыкантом раньше, чем артистом, ты зажимаешься, скрючиваешься, и потом тебя уже не вернешь обратно.

Как учат в рок-школе

Я не хочу ругать классическую школу. Я просто хочу сказать, что классическая и эстрадная школы — это разные вещи. Самое важное, что мы делаем в нашей школе, — разрешаем детям сочинять песни, потому что больше это делать негде. В той же музыкальной школе программа обучения не менялась уже лет сто, и очень редкие педагоги дают ученикам произведения современных композиторов, а о собственном сочинительстве речь вообще не идет. А как выражать свои мысли и эмоции, если тебе нельзя сочинять?

Второй момент — мы ждем, когда дети сами захотят учиться музыке: нотной грамоте, сольфеджио, игре с метрономом. Ведь все эти вещи — это очень взрослая история. Взрослый говорит: «Так, ну-ка давай, тут все серьезно. Учи ноты, ритм. Вот это ми, ты понял? Запомнил, где ми?» Дети не воспринимают такой формат обучения, он не про детскую непосредственность вообще. Но вот когда несколько наших групп едут куда-то выступать, и там младшие видят, что другие ребята играют лучше, что у них техника исполнения другая, то потом они приходят на занятие и говорят: «Слушайте, а можно нам ноты, пожалуйста? Вот где ми? А можно метроном, потому что во втором куплете мы замедляем темп и наш преподаватель ругается. Мы на концерте замедлили, и нам хлопали меньше, чем другой группе». То есть история с обучением становится детской. Ребенок вдруг осознает, что ему нужны ноты, потому что он не может на концерте нормально выступить и другой группе хлопают больше. Так обучение музыке начинается по запросу ребенка: он понимает, что учит ноты не просто так, потому что мама сказала, а потому, что он артист и ему хочется хорошо выступать.

Более того, мы следим, как наши дети учатся в обычной школе. Если группа становится востребованной и ребят зовут на выступления или съемки (а один съемочный день — это часов десять), продюсеры всегда спрашивают, не двоечники ли наши артисты. Потому что дети, которые готовятся серьезно работать — а это гастроли, записи, съемочные дни, то есть постоянная загрузка и прогулы школьных занятий, — должны хорошо учиться.

Кто работает в школе

К работе с детьми мы допускаем только тех преподавателей, которые играют в более-менее известных группах — это, например, «Ночные снайперы», «Крематорий», «Звери», «Конец фильма». Если преподаватель хороший, но не выступает с группой на сцене — он категорически у нас не может работать. Почему мы не допускаем до детей преподавателей без опыта работы на сцене? Потому что мы воспитываем артистов, а как преподаватель, который работает только с музыкой, может вырастить артиста?

Быть артистом для ребенка — это не только сценическая, но и творческая история. Это история его жизни и судьбы. Наша задача состоит в том, чтобы наши маленькие артисты выступили с успехом на сцене. Дети смотрят на своего преподавателя и понимают: если что-то идет не так, нужно всегда оставаться артистом. А что такое артист на рок-сцене? Это человек, который, выступая, ведет себя так, как будто вы его близкие родственники и друзья. А когда артист выходит, а в зале все чужие для него, начинаются проблемы.


Становясь музыкантом раньше, чем артистом, ты зажимаешься, скрючиваешься, и потом тебя уже не вернешь обратно.


Как сочинять песни

Нашим ученикам постоянно нужны новые песни для выступлений. При этом имитировать детскую логику, ритмику и рифму невозможно. Дети должны понять саму кухню, понять, как делается песня. Для начала важно сказать ребенку, что то, что мы сочиняем, — это не песня, ее никогда и нигде не будут петь. Следующий момент — песня должна начать существовать без музыки и без слов. Потому что песня — это движение чувств. Не получится сочинить песню без чувства. Дети, как правило, сочиняют веселые песни: мы работаем со смехом и с абсурдом. Как это происходит? Например, мы рассказываем детям историю про веселые пирожки, которые нельзя есть, потому что они друзья. Дети смеются, начинают эту тему развивать, наполнять подробностями — и вот песня уже практически появилась, есть сюжет, идея.

Теперь дело за рифмами. Историю с рифмами мы показываем как конструктор, где детали просто совпадают по цвету. Сначала мы сами предлагаем рифмы: «человек-паук — паутина из рук» или «человек-паук — ты мой друг». Довольно быстро дети, если им комфортно, начинают придумывать рифмы сами: как про ворону и щенят, например. Или у наших детей есть песня про то, как они выложили клип на ютьюбе, а им поставили дизлайк:

Ставь нам лайки, лайки,

Не ставь нам дизлайки!

Ты же знаешь, что будет за дизлайк?

Бан за дизлайк!

Опять же важно говорить детям, что мы сочиняем ни в коем случае не настоящую песню. Причем это касается и детей, и взрослых: человек так устроен, он хочет сразу что-то шедевральное. А мы учим детей сочинять черновики. Сочини 100 плохих песен — одна из них станет хитом. Мы говорим: «Давай как будто бы сочиним песню, понарошку, такой черновик, не понравится — выбросим». Мы просим ребенка сочинять плохие песни, чтобы снять с него груз ответственности и дать ему спокойно поиграть в этот конструктор из слов.

Наша технология сочинительства, конечно, странная, причудливая, но, извините, у нас песни в ротации, и эти песни успешны. И мы уже эту технологию можем защитить. Раньше мамы заходили к нам и говорили: «Что за ерунда, как такое можно петь со сцены?» Или мама могла зайти и сказать: «Я сочинила песню». То есть родители приносили песни и хотели, чтобы мы их пели. И мы с ними воюем именно потому, что написать детскую песню взрослый не может — это будет жалкая пародия.

Про Россию и Запад

Может быть, это затасканный разговор, но тем не менее он необходим. Я очень люблю русский язык. Когда был ребенком, я гораздо раньше всех своих сверстников перечитал школьную программу: ту же «Войну и мир», например, вообще лет в восемь. Для меня русский язык — это прямая трансляция вселенского радио. Наш язык — это такой космический выпрямитель мозгов. Ты говоришь на русском языке, и он сначала выпрямляет твои мысли, а потом твои поступки. Разговаривая на правильном русском языке, ты можешь решить все свои бытовые проблемы. В этом смысле я патриот на 150 %.

Что я хочу сказать про Запад? Там есть одна простая вещь: по закону в каждой школе должен быть ансамбль. Возьмите, к примеру, США: это тысячи школ, в которых есть детские группы. И если ребенок захотел заниматься музыкой, он идет, покупает гитару и играет в этом ансамбле. Сравним теперь с тем, что у нас. В России средний возраст, когда подросток начинает сочинять песни, — 17 лет. Просто вдумайтесь: это цифра, которая отбрасывает наших детей на годы и десятилетия от шоу-бизнеса. То есть в России музыка — это не бизнес, а творчество и хобби.

Я смотрю на Запад как на место, которое мне в целом не очень нравится. Но вот то, что там дети с малолетства играют, дает хороший результат. И когда мы говорим про западных музыкантов, то все они начали играть в очень раннем возрасте. И это не просто какое-то везение: повезло, стали «Металликой» — это люди, которые играют как роботы, как машины. Их живые выступления иногда невозможно отличить от студийной записи. Нам до этого еще далеко.

Про фестивали и «Дикую мяту»

В России много рок-фестивалей: «Нашествие», «Доброфест», «Мото-Малоярославец», «Дикая мята». Правда, на всех этих площадках детей еще два года назад не было: в силу ряда причин российские фестивали — это абсолютно не детская история. Но вот в прошлом году наши дети выступили на разогреве у «Алисы» на «Мото-Малоярославце», потом на «Рок-Йолке» от Kids Rock Fest. Несмотря на то что это семейный фестиваль, до нас там практически не было детских групп именно с песнями собственного сочинения. А уже этим летом мы будем выступать везде, и на «Нашествии» тоже. Но оттого, что мы привезем детей на «Нашествие», этот фестиваль, конечно, детским не станет — это просто будет маленькая история о том, что дети тоже могут качать по-настоящему.

Что касается «Дикой мяты», то это единственная площадка, где будет отдельная детская сцена. Вообще «Дикая мята» — это фестиваль, который никогда не принимал никакие детские ансамбли, потому что дети приезжали с песнями, которые сочинили взрослые. Что, как мы уже разобрались, в корне неверно. И вот сейчас есть мы, наши дети, которые сами сочиняют песни и чувствуют себя на сцене как рыба в воде. Наши детские группы постоянно выступают: на мероприятиях «Аэрофлота», «Газпрома», недавно их позвали в проект «Лучше всех» на Первом канале, и для них сцена «Дикой мяты» — это возможность раскрыться, оторваться максимально. Андрей (Клюкин, продюсер «Дикой мяты». — Прим. ред.) — идеолог в этом плане, он делает абсолютно европейский фестиваль — семейный, в том числе такой, где для детей есть целый детский городок. То есть на этом фестивале все будет по-настоящему. Это будут не какие-то дети, которые выступают как обезьянки перед какими-то взрослыми, это будут дети в своем безусловном детском мире: одни — артисты на сцене, другие — зрители.

Еще один момент, очень важный: на эту детскую сцену мы зовем всех детей, которые хотят выступить. Это такая история про «Алло, мы ищем таланты». Нам как детской рок-школе очень одиноко, мы хотим найти единомышленников, поэтому нам нужны новые герои.

The Village совместно с фестивалем «Дикая мята» и «Рок-школой Вадима Германова» объявляет конкурс для детских инди-рок-команд и сольных исполнителей в возрасте от четырех до восьми лет. Ребята, которых мы выберем, станут частью фестиваля «Дикая мята» и выступят на детской сцене с другими группами.

Присылайте ваши заявки с краткой информацией о себе и ссылками на живые выступления на адрес ankl@jgroup.ru. Прием заявок открыт до 1 июня.


Фестиваль «Дикая мята»

Когда: 9–11 июня 2018 года

Где: Тульская область, Алексинский район, деревня Бунырево

Сколько стоит: от 4 000 рублей

mintmusic

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На фестиваль с ребенком: Куда ехать и что брать с собой
На фестиваль с ребенком: Куда ехать и что брать с собой Как правильно собрать младенца и тоддлера на музыкальный фестиваль и не пожалеть о поездке
На фестиваль с ребенком: Куда ехать и что брать с собой

На фестиваль с ребенком: Куда ехать и что брать с собой
Как правильно собрать младенца и тоддлера на музыкальный фестиваль и не пожалеть о поездке

«Лучшая площадка — та, на которой нет взрослых»: Как устроены новые детские пространства
«Лучшая площадка — та, на которой нет взрослых»: Как устроены новые детские пространства Гид по самым интересным игровым площадкам России
«Лучшая площадка — та, на которой нет взрослых»: Как устроены новые детские пространства

«Лучшая площадка — та, на которой нет взрослых»: Как устроены новые детские пространства
Гид по самым интересным игровым площадкам России

Как Катя Кириллова организует крупнейшие городские события и воспитывает сына
Как Катя Кириллова организует крупнейшие городские события и воспитывает сына Управляющий партнер Euroshow Moscow — о предательстве компаньона, новом старте и рождении ребенка
Как Катя Кириллова организует крупнейшие городские события и воспитывает сына

Как Катя Кириллова организует крупнейшие городские события и воспитывает сына
Управляющий партнер Euroshow Moscow — о предательстве компаньона, новом старте и рождении ребенка

Школа будущего: Новые образовательные пространства
Школа будущего: Новые образовательные пространства Как выглядят самые интересные школы и детские сады России и бывшего СССР, по мнению дизайнеров и психологов
Школа будущего: Новые образовательные пространства

Школа будущего: Новые образовательные пространства
Как выглядят самые интересные школы и детские сады России и бывшего СССР, по мнению дизайнеров и психологов

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?