«Скорость и самоуважение»: Как работает издательство «Самокат» Ирина Балахонова — о детских книгах, независимости и ценности личности

«Скорость и самоуважение»: Как работает издательство «Самокат»

В 2018 году детскому издательству «Самокат» исполняется 15 лет. За это время оно заметно выросло и выпустило книги, без которых российский рынок представить невозможно: «Вафельное сердце» Марии Парр, «Простодурсен» Руне Белсвика, виммельбухи Ротраут Сузанны Бернер, тексты Мари-Од Мюрай и Юлии Яковлевой, произведения Роальда Даля, «История старой квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой, повести Анники Тор. The Village поговорил с главным редактором «Самоката» Ириной Балахоновой о том, сколько пришлось брать взаймы на первое издание, какие книги «выстреливают» и можно ли заставлять ребенка читать.

Про то, как все начиналось

В 2001-м, когда впервые возникла идея издательства, я и Таня Кормер были мамами троих детей, которым надо было что-то читать. В то время на полках книжных в Москве стояли или средние тексты с ужасными иллюстрациями, или ужасные тексты со средними иллюстрациями — в попытке закрыть постсоветский книжный дефицит рынок застрял на десять лет.

Сначала мы с Таней хотели делать журнал, но нам сказали, что вход на рынок прессы стоит миллион долларов. Естественно, никакого миллиона у нас не было — у нас вообще долларов не было. Мы очень расстроились, а потом как-то решили, что если не получается журнал, то мы выпустим для начала какую-нибудь книжечку — и выбрали «Собаку Пес» Даниэля Пеннака. Мы пришли с ней во французское посольство, рассказали о наших грандиозных планах и заполнили запрос на субсидию.

Нам выделили деньги на перевод и, по-моему, чуть-чуть на производство, и еще друзья нам дали 4 тысячи долларов — этого хватило на две книжки. Но в первый год мы сделали только одну книгу, во второй — три, в третий — семь. Издательством надо было заниматься серьезнее, и я ушла с работы, а потом это сделала и Таня. Она рисовала и верстала, я искала тексты, редактировала, занимались торговлей и пиаром. Очень быстро стало понятно, что издать книжку — это только 20 % работы, и нужно учиться ее продвигать. Мы пошли в народ: с мастер-классами, конкурсами, встречами и рассказами о наших книжках и авторах — и так допродвигались, что создали большую тусовку вокруг книг.

Про идеи и принципы

«Самокат» изначально планировался именно как издательство переводной литературы для детей и подростков. Книги, которые мы выпускаем (если не говорить о развивающей литературе для малышей), так или иначе — про ценность личности. Надо признать, что личность в нашей культурной традиции долго не имела никакой ценности. Но сейчас это меняется, и нам очень важно активно участвовать в этих изменениях, создавать для них почву: говорить детям через книги, что они очень важны как личности, и что их родители — тоже. Что человек, его жизнь и достоинство — прежде всего, что он важнее интересов группы и государства. Обожаю девиз Тони Глиммердал (главная героиня книги Марии Парр. — Прим. ред.): «Скорость и самоуважение». По-моему, у нас получилось издательство, работая в котором, можно двигаться вперед, не идя на компромиссы, и иметь возможность помогать людям — большим и маленьким — понимать и уважать друг друга.

Мы стараемся не делать тексты, где все взрослые идиоты или обманщики: из любой нашей книги дети должны вынести, что если им не повезло с родителями (а такое, к сожалению, бывает), то они обязательно встретят в жизни умных и чутких взрослых. Мы совсем не готовы издавать кондовые морализаторские книги, без юмора, без самоиронии, — тем более такие сказки. Не готовы делать ничего псевдопатриотического, имеющего отношение к «скрепам»: нам интересен живой читатель с его истинными потребностями. Еще мы не делаем посредственный винтаж вместе со всеми: это скучно нам и читателю, и очень недальновидно. Не готовы делать книги за два-три месяца — не верим, что за это время можно сделать что-то приличное. Вообще, мы стараемся следовать принципу: не издавать то, что можем не издавать.

Мне кажется, главное, чего мы добились за 15 лет, — то, что наш читатель нам практически безоговорочно доверяет. Мы всегда боимся не оправдать это доверие, несмотря на то, что книжки делали и делаем как для себя, — у нас никогда не было двойных стандартов. Если нужна книжка на «как следует подумать», поплакать, посмеяться от всего сердца, подарить близкому человеку — идут в «Самокат».


Мы стараемся следовать принципу: не издавать то, что можем не издавать.


Про деньги

Сначала мы жили на деньги, не имеющие отношения к нашей выручке: работали в разных местах, я сдавала квартиру. Искали, где можно торговать книгами, сами возили их, загружали-разгружали грузовики из типографий, клеили штрихкоды для «Библио-Глобуса». Тогда мне казалось, что я человек совсем не про деньги, но довольно быстро стало понятно, что считать придется все. Мы долго не думали о том, где у нас точка безубыточности: кропотливо развозили книги, собирали деньги с магазинов. Учились вовремя платить по счетам типографиям, выбивать скидки, работать с конкурентным предложением, правильно считать себестоимость, делать хорошие книжки на копейки. В стране было настолько нестабильно, что мы опасались брать займы (еще пару раз за все время взяли взаймы у друзей и отдали за два года).

Через несколько лет после старта в 2003 году стало понятно, что мы по-разному видим то, куда и как развиваться «Самокату», и мы с Таней в 2011 году разделились: я продала квартиру и выкупила ее долю. И почти шесть лет потратила на то, чтобы собрать в «Самокате» по-настоящему сильную команду: сейчас на зарплатах работают 29 человек, и примерно в десять раз больше тех, с кем мы работаем по договорам. В этом году мы поставили в план 118 новинок — 106 сделаем точно — и приблизительно столько же переизданий.

Возможно как раз благодаря моей бизнес-наивности и вере в смыслы, а не в деньги, сейчас «Самокат» — независимое прибыльное издательство, один из идеологических лидеров рынка. У нас нет долгов, нет спонсоров. Мы научились делать хорошие книги — переводные и собственные, — продавать права за границу и вовремя притормаживать, понимая, что не стоит издательству, для которого главным критерием является качество, стараться стать большим, потому что потеря качества гарантирована.

Про просчеты и удачные проекты

Конечно, были книги, которые, несмотря на нашу убежденность в их ценности, не выстреливали. Но это не всегда проблема собственно книг или России как специфического рынка — зачастую просто был не тот момент. К 15-летию в декабре выходит юбилейная серия «Новая классика „Самоката“» — 15 лучших книг нашего бэк-листа. Не все в свое время прозвучали так, как должны были, — и я очень надеюсь, что сегодня читатель окажется к ним готов. Это «Красная Шапочка на Манхеттене» Кармен Мартин Гайте, «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира» Сильваны Гандольфи, «Невероятное нашествие медведей на Сицилию» Дино Буццати, моя любимая «Книга всех вещей» Гюса Кёйера и другие. Я считаю, что эти книжки обладают настоящей литературной и человеческой ценностью и имеют все шансы стать классикой не только в мире, но и в России.

А самым востребованным нашим проектом стала серия «Городок» Ротраут Сузанны Бернер. Она вышла в эпоху, когда дети, сидя перед экранами, потихонечку начали терять навыки устной речи. Умная Ротраут, вполне в традиции немецких виммельбухов, создала книги, которые позволяют сохранять и развивать навыки речи, внимание, логику и фантазию. В мире «Городок» стабильно в хитах уже 18-й год, а его автор в 2016 году получила премию Андерсена как лучший в мире иллюстратор.

Наша собственная, не переводная, самая успешная книга — «История старой квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой. Это тот редкий на рынке случай, когда можно с уверенностью сказать, что книга должна быть в каждой семье. Она о нашей общей памяти, о том, что предметы не лгут и что все мы гораздо ближе, чем кажется. Она о тех, о ком десятилетиями было принято молчать, потому что они так или иначе не угодили репрессивному государству — сидели, были расстреляны, уехали. Сегодня возникла насущная потребность вспомнить о том, что нас объединяет — обо всех миллионах потерянных близких, жертвах очень сложной истории России, к которой все мы (и дети в том числе) имеем непосредственное отношение. Мне не стыдно ни за одну из вышедших в «Самокате» книг, но этой книгой я горжусь по-настоящему.


Наша, «самокатовская», аудитория — как правило, серьезно думающая и очень нас поддерживающая, и потому нам проще переживать любое не- или недопонимание случайных читателей.


Про книги, которые могут не понять

Если постараться, можно не понять и «Трех поросят», и очень жаль, что гипертрофированное ханжество и какая-то параноидальная опасливость все больше проникают в сознание людей в России. Но наша, «самокатовская», аудитория — как правило, серьезно думающая и очень нас поддерживающая, и потому нам проще переживать любое не- или недопонимание случайных читателей.

Правда, тенденция усиления непонимания все же прослеживается: одной из первых непонятых книжек стала книга Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон «Самые добрые в мире», где малыши собирают, жалеют и хоронят мертвых насекомых и мелких зверушек. Откуда-то взявшиеся ультраправые байкеры писали в Сети в 2007 году: «Вы только посмотрите, чему учат наших детей эти некрофилы». С этой же совершенно безобидной, нежнейшей книжкой мы в 2008 году попали в черный список комиссии по этике Северо-Западного региона — в соседстве с талантливым спектаклем «Монологи вагины». Хорошо, что нас защитила «Новая газета». Было непонятно тогда, плакать или смеяться. Мы смеялись.

Или вот «Шутовской колпак» Дарьи Вильке: сильный подростковый роман о мальчике, чей учитель и кумир — талантливейший актер-марионеточник — гей и вынужден покинуть страну из-за постоянной опасности, которой подвергается он сам и его друг. Вышла она за день до принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков. Одним фактом своего существования очень поддержала подростков ЛГБТ-содружества. Так что кто-то «не понял», а кто-то благодаря ей просто смог выжить. Мы — за право каждого выжить.

Новая книга Мари-Од Мюрай, выход которой мы планируем, тоже имеет все шансы быть непонятой широкой аудиторией. Там главный герой — темнокожий француз, психотерапевт. К нему приходят родители с детьми, у всех проблемы, о которых не принято говорить: кто-то из подростков постоянно режет себе вены, какие-то родители уходят из гетеросексуальных пар в гомосексуальные, кто-то пьет, помешан на шопинге... Там есть все сюжеты, за разговор о которых с подростками и детьми у нас можно «попасть под раздачу». Книжка (точнее, их четыре) тем не менее замечательная, и мы решили, что издадим тетралогию как взрослую в специально предусмотренной для этого серии «Недетские книжки» или просто вне всяких серий с соответствующей маркировкой.

Когда для нас, редакторов, взрослых людей, родителей, опытных читателей и издателей, становится очевидным, что посыл книги неоднозначен и может нанести вред ребенку, мы садимся и долго обсуждаем, издавать нам ее или нет.  Даем читать психологам, своим детям и подросткам — и только потом принимаем решение. В этом и состоит наша профессиональная ответственность — уметь отличить хорошую и помогающую жить книгу от плохой, посредственной, развращающей — как в плане установок, так и в плане литературного и художественного вкуса. Но вот что точно не входит в наши обязанности, так это издание «понятных» всем книг.


Когда для нас, редакторов, взрослых людей, родителей, опытных читателей и издателей, становится очевидным, что посыл книги неоднозначен и может нанести вред ребенку, мы садимся и долго обсуждаем, издавать нам ее или нет.


Про влияние детской литературы

В силу особенностей восприятия ребенка книга действительно может оказать на него сильное влияние — но не каждая книга и не на каждого ребенка. Разумеется, все зависит от того, насколько вовремя книга попала к нему: чтобы даже очень хорошая и сильная книга подействовала на читателя, понравилась, нужно, чтобы он был готов ее воспринимать. При этом остается аксиомой, что то, что действительно хорошо для одного ребенка, может оказаться вообще «никак» или даже вредно — не ко времени, травматично — для другого. Поэтому я бы не ориентировалась на чужие списки безоглядно. Тут очень важны интуиция и опыт взрослого, который понимает, что ребенку нужно прямо сейчас, на какой, пусть даже скрытый, вопрос ему необходимо ответить самому себе, а что — рано.

Конечно же, читать нельзя заставлять: из насилия любви не получается никогда. Нужно предлагать очень разные книжки, они помогают ребенку лучше понять собственный вкус, осознать темперамент, а родителям — его уравновесить. Но, вообще-то, с книжками все сложнее: родителей этому нигде не учат, и мало кто из негуманитариев понимает, что в книжке-картинке из 40 полос и очень небольшим количеством текста может прятаться гораздо более сложный сюжет, чем в длинной сказке или приключенческой повести. Учить ребенка читать — это показать ему, что книга может быть интересной, захватывающей, любимой — и большая, и совсем маленькая.

Возвращаясь к теме опасности или вреда, которую могут принести в жизнь ребенка книги, мне думается, что детская литература становится опасной в одном случае — когда ребенку несколько раз подсунули плохую или неуместную в данный момент книгу. Тогда действительно есть опасность, что он перестанет верить книге и отвернется не только от вашего неудачного «презента», но и от литературы в целом — как от скучного и бессмысленного времяпрепровождения.

Задача умного взрослого — предлагать деликатно, читать вслух ребенку столько, сколько тот попросит, следить за реакцией. Убирать неинтересное — его время еще не пришло, подкидывать то, что зацепило. И ждать — некоторым нужны годы, чтобы стать читателями. Но уж если стал им — получил пропуск в миллион миров.

Я считаю, что детские (и всякие другие) книги должны быть очень разные, но лучше пусть в большинстве своем будут талантливые. К сожалению, средний русский читатель (за исключением разве что жителей Москвы и Санкт-Петербурга) пока в основном имеет доступ к масс-маркетовой литературе, которой проще и удобнее торговать. Но его «любовь» к этой литературе и неспособность понять и принять другую, зачастую продиктованы элементарным отсутствием выбора и привычки к избирательному чтению. И все это нам еще предстоит изменить. Первое поколение наших читателей уже выросло — у некоторых уже есть, а у кого-то очень скоро появятся собственные дети. Я думаю, что мы сможем найти для них правильные книги.

Выбор Ирины Балахоновой из книг «Самоката»:

Книжка-картинка: «Cобачка, которой у Нино не было» Эдварда ван де Фендела

Книга для дошкольников: «Малыш Фьють» Марио Рамоса

Книга для младшеклассников: «Простодурсен» Руне Белсвика, «Глаз волка» Даниэля Пеннака, «Матильда» Роальда Даля

Любимая подростковая книга: «Я не тормоз» Нины Дашевской, «Приключения Камо» Даниэля Пеннака

Книга о взрослении: «Остров в море» Анники Тор, «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела, «Доклад о медузах» Али Бенджамин

Книга о любви: «История Эрнеста и Селестины» Даниэля Пеннака, «Приключения Цацики» Мони Нильсон, «Вратарь и море» Марии Парр (книга выходит в июне)

Книга о преодолении страхов: «Книга всех вещей» Гюса Кёйера, «Пакс» Сары Пеннипакер

Книга, которая увлечет и взрослого: «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой, «Oh, boy! » Мари-Од Мюрай, «История старой квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Психолог, работающий с блогерами, — о поведении детей в соцсетях
Психолог, работающий с блогерами, — о поведении детей в соцсетях «Обходя запреты, подросток чувствует свою взрослость»
Психолог, работающий с блогерами, — о поведении детей в соцсетях

Психолог, работающий с блогерами, — о поведении детей в соцсетях
«Обходя запреты, подросток чувствует свою взрослость»

Что читать: 23 интересных телеграм-канала для родителей
Что читать: 23 интересных телеграм-канала для родителей Списки книг, афиши детских мероприятий, советы врачей и рассказы молодых родителей о суровых буднях
Что читать: 23 интересных телеграм-канала для родителей

Что читать: 23 интересных телеграм-канала для родителей
Списки книг, афиши детских мероприятий, советы врачей и рассказы молодых родителей о суровых буднях

Что читать трехлеткам: 15 хороших детских книг
Что читать трехлеткам: 15 хороших детских книг «14 лесных мышей», «Бумажный змей», «Изучаем транспорт» и другие
Что читать трехлеткам: 15 хороших детских книг

Что читать трехлеткам: 15 хороших детских книг
«14 лесных мышей», «Бумажный змей», «Изучаем транспорт» и другие

Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу»
Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу» И везет детей выступать на «Дикой мяте»
Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу»

Как Вадим Германов открыл детскую «Рок-школу»
И везет детей выступать на «Дикой мяте»

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест