Проект «Соцгород.Пробелы» Коллаборация архитекторов, нижегородских художников и старожилов Соцгорода

Проект «Соцгород.Пробелы»

The Village Нижний Новгород совместно с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше. На этой неделе рассказываем о проекте «Соцгород.Пробелы», в рамках которого организаторы собрали интервью с жителями Соцгорода, а нижегородские художники, часть из которых отобрали в проект на основе опен-колла, создали на основе этих интервью свои работы — художникам предлагалось выявить в рассказе жителей трудноуловимые оттенки эпохи и сделать их самостоятельным объектом для осмысления. Совсем скоро проект завершится выставкой, которая откроется 16 мая в 16:00 в доме ветеранов ГАЗа на проспекте Октября, 23.

The Village Нижний Новгород пообщался с сокураторами проекта Ирой Масловой и Анной Медведевой, а также художниками Машей Кукушкиной и Ильей Барабиным о неожиданных открытиях, сделанных во время работы, о несуществующем Соцгороде и о том, почему время всегда против нас.

Ира Маслова

сокуратор проекта «Соцгород.Пробелы»


 Этот проект посвящен пробелам — чему-то такому, что мы не видим. Понятно, что про Соцгород мы еще не все знаем, есть множество пробелов в истории — например, не очень понятно, как функционировали первые дома-коммуны того самого социалистического периода настоящего Соцгорода, реализованного города-будущего. Но наш проект не о том, чтобы восполнить пробелы в истории. Мы хотим посмотреть на этот феномен открытыми глазами молодых художников, чтобы артикулировать, проявить недопонятое в истории Соцгорода. Этот проект не столько про исторические факты, сколько про понимание, про наше отношение к истории. Очень простой и немного странный, но очевидный пример: мы все примерно представляем, что такое Великая Отечественная война, но когда мы говорим с очевидцами событий, которым сейчас примерно по 85 лет, они рассказывают нам не столько о войне, сколько о военном детстве. История понимается по-разному в разные эпохи.

Есть очень забавное искажение: для любого, кто занимается или интересуется архитектурой, Соцгород — значимый, классный, большой авангардистский проект. Город-утопия, грандиозная идея, которая не реализовалась — нечто, имеющее колоссальное значение. Для меня, как экскурсовода, Соцгород — тема, на которую ходит довольно специализированная публика, либо студенты-магистранты «Гаража», либо архитекторы, для которых Соцгород — чуть ли не важнейший повод приехать в Нижний.

Исследователю архитектуры кажется, что Соцгород — это что-то замечательное, потрясающее, какой-то грандиозный проект. Исследователь ведь знает, что в Соцгороде участвовали всякие звезды архитектуры, предлагали крутые проекты. А нормальному человеку не видно всех этих нереализованных замыслов, они ведь не построены. Художественное исследование Соцгорода показало довольно ожидаемые и вместе с тем поразительные выводы — не было в сознании людей никакого Соцгорода, никакого «нового быта».

 Проект «Соцгород.Пробелы» — не о восполнении пробелов, а об их фиксации

Я не говорю о людях, которые живут там сейчас — понятно, что для них Соцгород это история, но мы общались со старожилами, которые застали 30-е годы, «тот самый Соцгород», и выяснили, что для них никакого Соцгорода не было, они просто не жили в Соцгороде. Хотя архитектурные объекты здесь действительно хороши и значимы, но мы в разговорах со старожилами не нашли в их воспоминаниях даже следов от идеи социального города.

Почему не нашлось Соцгорода в воспоминаниях старожилов? Есть две гипотезы: либо все наши респонденты (а их было больше 40 человек) не заметили вокруг себя какого-то особенно социалистического города, либо идея города-утопии намеренно была стерта из массового сознания, либо Соцгород на самом деле не был реализован в какой-то понятной горожанину форме. При этом, нельзя сказать, что герои наших интервью не упоминали некий дух коллективности — очень многие говорили, что все дружили и знали друг друга, но это было обусловлено не идеями социалистического города-коммуны, а тем, что люди просто доверяли друг другу сами по себе и работали на одном заводе. Это никогда не связывалось с какой-то пространственной организацией города, для людей Соцгород — это капитальные дома. «Автозавод состоит из бараков и Соцгорода, где стоят капитальные дома», говорят они, и ничего больше.

Почему это все вообще важно? Потому, что попытка построить «город по плану» — это такое «благоустройство сверху», выражаясь современным языком, это такое «благо» от городских властей, которое слабо влияет на жизнь местных сообществ. Наш проект рассказывает о восприятии непростого времени 1930-х и о том, как государственные идеи преломлялись в личной жизни горожан.

Илья Барабин

художник


 Я читал интервью с разными людьми и мне почему-то не хотелось рисовать какую то конкретную ситуацию — у меня сложилось общее мнение и ощущения по поводу того времени. В одной из своих работ я нарисовал жилища людей, где квадрат — это дом, а точка — человек. Государство занималось заселением города и, наверное, эта работа показывает холодный расчетливый взгляд как раз государственной машины, когда не видно индивида, а видно лишь результат его деятельности.

В дальнейшем я понял, что это время было интересным с точки зрения перерождения и перевоспитания людей — они приезжали из деревень за лучшей жизнью, но эта лучшая жизнь давалась не просто так. Чтобы ее получить, нужно было заплатить цену, перевоплотиться и преобразоваться в новую форму — из сельского жителя в городского, с новыми профессиями и жизненными ситуациями. На другой работе, созданной для проекта, как раз показаны кружки — это форма, которую нужно принять, а черная материя внутри — люди, которые пытаются принять эту новую форму каждый по-своему.

Анна Медведева

сокуратор, менеджер культурных проектов


О проекте

В проекте я занималась интервью — разговаривала с жителями Соцгорода. Это была часть работы, без которой проект бы не состоялся и правильно начать с выражения благодарности нашим респондентам. Поставьте себя на их место: вам звонит человек, о существовании которого вы до этого дня не знали, представляется, говорит вам о том, что ему интересны ваши воспоминания, жизнь, отношения и ваше мнение. Время сейчас не такое, чтобы с порога доверять, но тем не менее, никто и никуда меня не послал! Люди соглашались на встречу, рассказывали о том, что я у них спрашивала, многое добавляли от себя, пускали к себе домой. Доверие сыграло огромную роль в том, что этот проект вообще состоялся.

В той части работы, которую делала я, главным было буквально всё, начиная от умения слушать. Для того, чтобы эти интервью были качественными и полноценными, нужно было знать, например, историю Отечества и историю Нижнего Новгорода за 30-е годы и за советский период в целом, а также историю Автозавода как предприятия и Автозавода как района. Нужно было пройти по тонкой грани — нельзя просто безоценочно слушать, как будто я приложение к диктофону и только киваю, но и нельзя давать себе право на оценки со своих сегодняшних позиций. Моя работа должна была соединять в себе внимание, уважение, попытку эмпатии и необходимость выполнить задачу. Важно было молчать, где надо и говорить, когда надо — задать все нужные вопросы и в то же время дать человеку выговориться. Было сложно, но я могу сказать точно, что этот опыт я не променяю ни на что.

Про образ района

Какой-то особой картины Соцгорода у меня не было — только основные знания о том, что там было задумано и что в итоге получилось. Мой замечательный сокуратор Ира Маслова, знаток архитектуры, знала, что хотела бы понять и узнать, а у меня была другая позиция — я шла за тем, как все складывалось и не увидела в этих интервью особенностей города-утопии и города-мечты.

Я понимала, что мы находимся в Автозаводском районе и передо мной жители, старожилы Соцгорода, но из интервью не складывалась картина района — для меня это были людские судьбы, которые просто локализованы здесь. Они рассказывают о каких-то общих моментах, кто-то снова и снова рассказывает, что летом часто спали на улице, кто-то — как ходили в «фабрику-кухню», кто-то — что не закрывали квартиры. Но все это жизнь людей, а происходить она могла в любом месте.

Работа Марии Кукушкиной — «Свидетельство о рождении/смерти Соцгорода»

 Выставка должна прожить свой цикл жизни, ее должны увидеть разные люди, мы должны увидеть реакцию на нее и получить обратную связь

Таким образом, наши респонденты дали реалистичную картину того, что получилось из Соцгорода — он оказался просто молодым районом со своими особенностями населения, в котором жили люди, а не городом-утопией и не городом-мечтой. Я увидела конкретный период советской истории — как он протекал в Соцгороде, как жили люди в это время, что было общего. Мы получили довольно сильную и яркую картину времени, быта, отношений, но только и всего.

О значении проекта «Соцгород.Пробелы»

Акценты в интервью делались на то, что называется повседневностью, жизнью обыкновенного человека в этом самом социалистическом городе, городе-мечте, из чего состояла повседневность до самых маленьких деталей. Нам было интересно, как менялась эта повседневность в довоенные годы, во время войны и послевоенное время, как воспринимался жителями район в разные периоды их взросления. Мы ориентировались на то, чтобы получить объективную картину, которая складывается из разных субъективных картин.

Вообще, значение этого проекта в нашей базовой идее — «перестать считать людей на миллионы». Такой счет хорош в статистике, а мы не занимаемся статистикой, мы смотрим на каждое «необщее» выражение лица — стараемся наблюдать за человеком, на которого никто бы не обратил внимание на улице. В чем было его счастье, страдание, его боль, что держит его память особенно цепко — вот что было важно для нас.

Нам говорили, что мы опоздали, быть может, лет на десять, потому что люди уходят катастрофически быстро. Например, мы познакомились с человеком прямо перед Новым годом — не 31 декабря же встречаться, поэтому договорились встретиться между Новым годом и Рождеством, а респондент в это время умер. Ты ощущаешь себя в диалоге с Морфеусом из Матрицы — «Время всегда против нас».

Наш проект нужно будет обязательно продолжить в той или иной форме, потому что выставка должна прожить свой цикл жизни, ее должны увидеть разные люди, мы должны увидеть реакцию на нее и получить обратную связь, а потом уже понять, что дальше делать с бесценным накопленным материалом и какова будет дальнейшая жизнь выставки и проекта.

Мария Кукушкина

графический дизайнер, художник


 Два года назад я вернулась в город после учебы в петербургском университете с осознанием того, что хочу жить только в Нижнем и по возможности стать частью его культурных процессов. С тех пор я экспериментирую с разными техниками и материалами, вдохновляясь красотой и абсурдностью российской жизни.

Слушая и читая интервью старожилов, я, первым делом, цеплялась за конкретные истории и события, которые казались удивительными и невозможными в сегодняшней реальности. Но, в процессе обсуждений этих текстов с Анной Медведевой и художниками проекта, пришло понимание, что есть множество важных вопросов, ответов на которые в интервью наших респондентов просто нет. То, на что я опиралась, это скорее не сами воспоминания людей, сколько намеки, скрытые между ними, и тут сложно сказать, насколько верно мы расшифровали эти намеки.

В итоге у меня получилась серия работ — художественных подделок, предметов, которые могли бы быть частью соцгородского быта, но не стали ими. Документ, одновременно свидетельствующий о рождении и смерти Соцгорода, вышивка крестиком, сделанная на обоях или ориентировка на поиск пропавшего из истории немецкого архитектора, все это объекты такой же невозможной природы, как и сам Соцгород, ведь он оказался не просто районом, а мифическим пространством, которое вроде бы есть, но которого на самом деле никогда не было.

До начала проекта в прошлом году Соцгород был для меня абсолютно неизведанной территорией, я никогда в нем не бывала и не представляла, что там происходит. Но этот факт обернулся не сложностью, а отдельным удовольствием побыть туристом в своем городе, который кажется исхоженным уже вдоль и поперек. Получилось, что за год работы над выставкой абсолютно серая область на карте превратилась в место, которое я стала считать «своим».

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Бренды

Новое и лучшее

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Первая полоса

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо
Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз И как жить активной жизнью с таким диагнозом
Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз
И как жить активной жизнью с таким диагнозом

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Подпишитесь на рассылку