Иностранный опыт: Как превратить криминальное гетто в Вашингтоне в престижный район Рестораны, бары и кофешопы на месте старых забегаловок с фастфудом, гранты на $85 000 для владельцев малого бизнеса и налог на разруху — The Village узнал, как окраина Вашингтона стала новым центром.

Главный итог джентрификации — повышение престижа районов и превращение их из окраин в центры культурной и ночной жизни города. Нередко процесс доходит до логического конца: там, где десять лет назад гремели полуподпольные вечеринки, начинает звучать джаз, в окрестные дома вселяется средний класс, а вокруг открываются рестораны, столик в которых необходимо резервировать за несколько недель. И когда среди публики начинают преобладать белые воротнички, волна молодых, модных и любопытных перемещается в менее заштампованное место. По просьбе The Village журналист и бывший житель Вашингтона Наталья Суворова узнала, как криминогенный район H Street NE за несколько лет превратился в новый городской центр.
Джентрификация Вашингтона
Каждому, кто бывал на H Street до того, как это стало модно, знакомо чувство лёгкой тревоги при выходе из такси. По-другому до H Street было не добраться: район отделён от города почти полуторакилометровым автомобильным мостом, по пути через который взгляду редкого заезжего гостя из даунтауна открывался впечатляющий вид на глухие заграждения. Далее мимо проплывали пустынные парковки, полузаброшенные здания, наглухо задраенные щиты магазинов, исписанные шедеврами граффити и, наконец, отдельные забегаловки с фастфудом, куда, судя по их виду, давно забыла дорогу санитарная инспекция.
запуск трамвайной ветки символизирует окончательное превращение H Street из суровой окраины в яппивилль
Сейчас на этом месте — строящиеся торговые центры, а фасады зданий пестрят вывесками баров и кофешопов. Старинные кирпичные здания выглядят благороднее на фоне новёхоньких фонарных столбов и молодых, нежно зелёных саженцев, воткнутых в тротуары в целях озеленения. Пейзаж дополняют блестящие трамвайные рельсы: запуск трамвайной ветки в начале 2014 года призван символизировать окончательное превращение H Street из суровой окраины в яппивилль.
Как всё начиналось
H Street лежит к востоку от North Capitol Street — «нулевого меридиана» Вашингтона, который делит город на процветающий северо-запад и восточное гетто. Несмотря на близость к Капитолию, за районом долгое время тянулась дурная слава: волна погромов в результате убийства Мартина Лютера Кинга в 1968 году привела к «оттоку белых» (white flight) не только из его окрестностей, но и из всего округа Колумбия. Однако если в Вашингтоне с началом 80-х ситуация начала выправляться, то H Street пустовала ещё два десятилетия, не позволяя умереть с голоду репортёрам криминальной хроники и Департаменту полиции Вашингтона.
Невидимая рука джентрификации дотянулась до H Street в начале 2000-х. Одним из первых о новой жизни района заговорил бывший мэр Вашингтона Энтони Уильямс. В 2003 году он разработал Стратегический план развития 2,4-километрового коридора H Street. Улицу поделили на три зоны: одну отвели под жилые кварталы, вторую — под шопинг-центры, а третью предназначили для ночной жизни. Словно подтверждая свои успехи на этом поприще, пять лет спустя экс-градоначальник приобрёл в стремительно развивающемся районе роскошный лофт-кондоминиум.
Чтобы привлечь инвестиции, вашингтонские власти открыли программу грантов — H Street NE Retail Priority Area Project, согласно которой владельцы малого бизнеса на H Street могли получить господдержку в размере до $85 тыс. в качестве компенсации расходов. Гранты предназначались исключительно для привлечения в район нового бизнеса, а также аудитории с высоким доходом — таким образом, под программу попадали книжные и мебельные магазины, арт-галереи и прочие культурные заведения.
Чтобы решить проблему удалённости района, в восточную часть города решили провести трамвайную ветку. Строительство профинансировало Окружное управление транспорта (DDoT) — проект одобрили осенью 2010-го и планировали построить к весне 2012-го, однако запуск задержался почти на два года.
Другой проблемой стало ветхое, кое-где полуразрушенное состояние некоторых зданий на H Street: пустующие магазины с заколоченными витринами создавали унылое впечатление и не располагали к долгим ночным прогулкам. В октябре 2010 года вашингтонские власти приняли закон «о дестимулирующих мерах содержания пустующей недвижимости», согласно которому Управление потребительского и нормативно-правового регулирования Вашингтона (DCRA) начало брать налоги с владельцев пустых помещений по ставке от $5 до $100 в зависимости от их оценки стоимости. Собственников особенно замшелых экземпляров обложили дополнительным «налогом на разруху» — от $10 до $100 в зависимости от площади. Усилия дали эффект — с 2008 по 2013 год количество пустующих зданий на H Street сократилось с 50 до 15 %.
В попытке заманить в район яппи власти даже ограничили количество забегаловок с фастфудом
В попытке заманить в район яппи власти даже ограничили количество забегаловок с фастфудом — стенды с хот-догами не так эффективно привлекают обеспеченных клиентов, как рестораны.
Наконец, люди не потянулись бы даже в самое модное место, если бы при этом рисковали лишиться кошелька или стать жертвой разбойного нападения. Тогда орган местного управления — Районная консультативная комиссия — стал проталкивать идею привлечь на H Street больше полиции, чтобы запретить местным жителям распивать на улице спиртные напитки и прекратить прочие бесчинства. Идея приглянулась городским властям, и криминальная статистика начала улучшаться.
Всё это бизнес
Успешная трансформация H Street стала результатом работы властей города и частной инициативы, причём последняя сыграла более важную роль, убеждён специалист по городскому планированию, старший научный сотрудник вашингтонского Института Брукингса Кристофер Лейнбергер.
Параллельно власти запустили инициативу Great Streets Initiative по превращению проблемных районов города в оживлённые и модные места. Этот проект позволил частному бизнесу через некоммерческие организации наладить процесс управления районом — в частности, решать проблему уборки улиц, проведения фестивалей, развития экономики и инфраструктуры.
Частные инвесторы, по словам Лейнбергера, не только вкладывают в развитие районов гораздо больше денег, но и несут более серьёзные риски. «Проблема заключается в том, что государственный сектор крайне медлителен — даже на запуск трамвая по H Street ушло более двух лет, да и то он никак не поедет. За это время в районе развивались частные проекты на сотни миллионов долларов», — рассказывает эксперт.
Одним из первых инвесторов, осмелившимся вложиться в развитие развлекательной части H Street, стал Джо Энглерт — девелопер, ресторатор и эксцентрик, задумавший сделать улицу Меккой вашингтонской молодёжи. В 2004 году Энглерт купил сразу восемь помещений на H Street и отдал их под бары, ликёро-водочные магазины и ночные клубы. Вслед за ним в район потянулись и другие бизнесмены.
Проблемные зоны
Как и при любой трансформации, восстановление H Street не обошлось без серьёзных социальных проблем. Попытки улучшить район привели к обострению расовых противоречий. Местное население, среди которого большинство были афроамериканцами, оказалось недовольно тем, что их район «захватывают» белые яппи, а цены растут, как и количество молодых людей с ноутбуками в открывающихся кофейнях.
«Джентрификация — это или самое обожаемое слово, или самое ненавидимое в английском языке, в зависимости от того, по какую сторону баррикад вы находитесь, — говорит Лейнбергер. — В результате джентрификации те, кто снимал дешёвое жильё в „суровых кварталах“ к северу от H Street, поняли, что это стало отнюдь не дёшево, и вынуждены были съехать. Зато тем, кто владел недвижимостью в этом районе, теперь обеспечена спокойная старость: они могут продать свои дома за сотни тысяч долларов, хотя пару десятков лет назад заплатили за них максимум $20 тысяч».
Однако, несмотря на возникшие сложности, в социологических опросах H Street всё чаще стали называть привлекательным местом для жизни, особенно среди профессионалов со средним уровнем дохода. В 2011 году газета USA Today назвала этот район одним из самых быстроразвивающихся в США, а в сентябре 2012 года H Street заняла шестую строчку в рейтинге наиболее хипстерских районов по версии Forbes.
Несмотря на тяжёлый посткризисный период для экономики США, за последние пять лет вокруг H Street открылись более 125 новых баров, кафе, торговых точек и развлекательных заведений. В их числе танцевальная студия, забегаловка с вкусными пирогами под нескромным названием Dangerously Delicious Pies, вьетнамский гриль, бельгийский гастропаб, ливанский джойнт с шаурмой и фалафелем.
Главный итог джентрификации — повышение престижа районов
Если 20 лет назад 97 % населения H Street составляли афроамериканцы, то с 2000 по 2010 год процент чернокожего населения в районе упал с 86 до 64 %. При этом количество белых жителей района за это время выросло с менее чем 3 до 28 %. Цены на недвижимость взлетели более чем вдвое: вашингтонский Craigslist кишит предложениями снять комнату на H Street по цене от $800 до $1 400 в месяц, тогда как всего два-три года назад в этом районе за такую сумму можно было снять студию.
Не последнюю роль в трансформации H Street сыграл скачок в культурном уровне публики, населяющей район. Специалисты по городскому планированию Федерального резервного банка Кливленда определили, что шансы условных «Текстильщиков» превратиться в условный «Красный Октябрь» заметно возрастают, если в районе сконцентрирована богема и представители ЛГБТ. После открытия центра искусств Atlas Performing Arts Center в 2005 году на H Street потянулся креативный класс, а летом там стали проводить фестиваль H Street Festival с уличной едой, музыкальными сценами, семинарами и прочими атрибутами вашингтонского «Пикника „Афиши“». В этом году фестиваль посетили рекордные 100 тысяч человек.
Кроме того — и это, пожалуй, один из важнейших показателей развития района — об открытии на H Street в конце 2016 года заявил продуктовый супермаркет Whole Foods — сеть премиум-класса, которая делает ставку на клиентуру с высоким доходом.
Текст: Наталья Суворова
Фотографии: NCinDC, SchuminWeb, Vpickering, DDOTDC, Vpickering, Elvert Barnes, Joseph a, Tedeytan, Kalyan3, David Gaines, Srietzke, Dan reed, Mr. T in DC, Daquella manera