Почему Москве нужен ночной мэр Как тусовщики получают представительство во власти и меняют города

Конфликт на Патриарших вернулся с очередным ресторанным сезоном: местные жители протестуют против шума нового барного очага Москвы. За последние два года в столице закрылось несколько крупных клубов, включая Soho Rooms, Stereo Hall и Space Moscow, отменили фестиваль Arma17, годом ранее — легендарный Outline, а Kubana уехала из России. Эти разные сюжеты — части одной ночной индустрии, и в России ее права пока никто не отстаивает. The Village узнал, кто лоббирует ночной образ жизни за границей и как европейские тусовщики заставляют власти считаться с их интересами.
С 2012 года в Европе набирает силу движение ночных мэров — по сути, это несколько лидеров, которые представляют интересы клубов, ресторанов, баров и других заведений для позднего досуга в своих городах. Ночные мэры везде по-разному выстраивают диалог с дневной мэрией.
Амстердам
Мирик Милан
ночной мэр Амстердама (Nachtburgemeester Amsterdam)
Амстердам стал первым городом, в котором появился общественный институт, представляющий интересы тусовщиков и владельцев ночных заведений во власти. Сейчас местная ночная мэрия выдает клубам право на круглосуточную работу. По умолчанию все клубы в столице Нидерландов работают до 04:00, чтобы у их соседей было время для спокойного сна. Но ночной мэр Мирик Милан, сославшись на британское исследование 2015 года, доказал, что основной шум создают как раз те гости, которые после закрытия заведения продолжают гулять. Мирик уже выдал «лицензии-24» пяти клубам, в том числе популярным Trouw, De School и Shelter, а к сентябрю планирует сделать круглосуточными еще 10 точек.
С 16 лет Мирик Милан работал промоутером вечеринок, а в 2003 году стал активистом. Мэрия Амстердама тогда решила бороться с танцами на шесте, но нашлись люди, которые выдвигали компромиссные предложения раньше, чем мэрия успевала выпустить очередной запрет. Так, группа энтузиастов добилась реальной власти в городе. После 2012 года они оформились в организацию «Ночная мэрия Амстердама» (Nachtburgemeester Amsterdam), зарегистрировались как НКО и избрали Мирика Милана ночным мэром через сетевое голосование.
Сейчас Мирик работает в тесном сотрудничестве с настоящим городским главой — встречи проходят каждый сезон. Офис ночной мэрии занимает чердак особняка в центре, в нем трудятся всего восемь человек. Основную работу на улице делают волонтеры самого старого и удачного проекта Мирика — Square Hosts («Уличные хостес»). В реальности эти крепкие мужчины с 23:00 до 05:00 выполняют функцию дружинников. Ночная мэрия заменила ими полицейских, которые пугали гостей клубов одним своим видом. Стандартные проблемы — громко поющие фанаты, уличные драки, сильно пьяные люди и те, кто справляет нужду в неположенном месте. Полицию привлекают по вызову только в острых ситуациях. Кроме того, команда Милана недавно выпустила мобильное приложение, через которое можно в пару кликов сообщить начальникам хостес района о внештатной ситуации и не тратить время на 20-минутный разговор с участковым по телефону. Правда, пока это работает только на площади Рембрандта, но Мирик рассчитывает быстро расширить систему на весь город.
Ночная мэрия занимается также точечным благоустройством, договариваясь с клубами о софинансировании. Например, новые фонарные столбы оплачивают пополам с городом: клубы собирают сумму, а город добавляет еще столько же из бюджета. Властям это выгодно, ведь уровень преступности на освещенных улицах ниже. Иногда — наоборот, Мирик следит за общей световой композицией улиц, заставляет рекламщиков снижать яркость экранов. Проблему обилия велосипедов в пиковые часы скоро решат дополнительными парковочными баржами на каналах. Своей мечтой ночной мэр Амстердама называет создание круглосуточного городского района.

Берлин
Лутц Ляйхзенринг
спикер берлинской «Клубной комиссии» (Clubcommission Berlin)
Амстердамская ночная мэрия задала тренд другим европейским городам, а Мирик Милан охотно делится своим опытом: в 2016 году он провел первый международный саммит ночных мэров, среди выступавших — Лутц Ляйхзенринг, спикер берлинской «Клубной комиссии». Эта организация появилась в 2000 году и за 15 лет работы стала самым влиятельным лобби в ночной индустрии Берлина: 350 концертных площадок, 112 ночных клубов, 450 андеграундных музыкальных групп и более 16 миллиардов евро доходов от креативной культуры. В прессе Лутц любит вспоминать, что и круглосуточные лицензии в немецкой столице появились 70 лет назад. Возможно, именно это позволило Берлину стать мировой столицей техно-культуры, а Лутцу — вырастить Berghain, самый известный на сегодня клуб в мире.
Но власть «Клубной комиссии» определяется не регалиями, а уровнем сотрудничества с властями и строительным бизнесом: Лутц буквально диктует девелоперам, где и как строить новые здания. Его команда разработала клубную карту города, с которой компаниям приходится считаться еще на стадии согласования проекта, чтобы новые жильцы или офисные сотрудники не конфликтовали с заведениями-старожилами. Лутц считает, что, несмотря на прогрессивную аудиторию, именно постоянство локации делает клубы культовыми. Тот же Berghain появился в здании бывшей электростанции как преемник клуба Ostgut, снесенного рядом для строительства стадиона еще в 2003 году. Недавно при поддержке «Клубной комиссии» и после нескольких судов Berghain официально стал центром культурной значимости, таким образом получив налоговые льготы. Лутц заявляет, что если какой-то клуб мешает строительству автобана, то переговоры о его перемещении должны стартовать «за несколько лет до того, как на шоссе начнут укладывать первый асфальт», а в идеале компания-застройщик должна профинансировать переезд творческой команды на новое место.
Лондон
Эмми Лэйм
ночной царь (night tzar) Лондона
В отличие от Амстердама и Берлина, лондонский ночной мэр появился по инициативе сверху. За последние 10 лет британская столица потеряла треть своих концертных площадок, и власти обеспокоились состоянием городской музыкальной индустрии, оцененной в 5 миллиардов долларов. Клубы Лондона давно ощущали жесткий прессинг со стороны полиции, но катализатором стал отзыв лицензии у техно-клуба Fabric. В сентябре 2016 года там умерли два подростка, которые приняли экстази на вечеринке. На волне протеста сыграл новоизбранный мэр Садик Хан. В 2016 году он назначил ночным царем 45-летнюю Эмми Лэйм — левую активистку, стендапершу и звезду вечеринок Royal Vauxhall Tavern, старейшего ЛГБТ-паба в городе.
Эмми заявляет, что давление на ночную индустрию со стороны силовиков и контролирующих органов ощущается и в других британских городах. В Глазго закрылся легендарный клуб The Arches, а рамки металлоискателей и камеры устанавливают как в дорогих ресторанах, так и «Макдоналдсах». Впрочем, журналисты усматривают в продвижении Эмми популизм: конкретный выход из ситуации ночной царь Лондона до сих пор не предложил, о проблеме наркопотребления она тоже умалчивает. Пока что Эмми устраивает дружеские рейды по клубным районам, знакомится с владельцами популярных баров и проводит с ними беседы тет-а-тет. Отдельное внимание она уделяет борьбе с гомофобией. Стоит заметить, что создавать ночную мэрию начал еще предыдущий мэр Лондона Борис Джонсон. Сейчас эта структура существует параллельно с аппаратом Эмми и называется «Ночной комиссией».

Париж
Фредерик Хукард
ночной советник
Парижский «Совет ночи» тоже сплетен с официальной властью необычным образом: сам профсоюз ночного бизнеса — «Генеральное объединение ночи» — появился еще в 2010 году, но через четыре года получил финансирование из бюджета и разросся до совета с несколькими рабочими группами. Туда входят представители мэрии, префектур, полицейского управления и разных НКО. Должность ночного советника Парижа получил Фредерик Хукард, а главой совета при этом назначили заместителя дневного мэра. Все они встречаются на заседании раз в полгода.
Круг проблем такой же, как и в других столицах: ограничение режима работы клубов, высокие арендные ставки, жалобы на шум. Для борьбы с последним активисты «Клоунов ночи» (Les Pierrots de la Nuit) распространяют информационные материалы в форме постеров, стикеров и даже подставок под пиво о рекомендуемых нормах поведения для тусовщиков.
Тулуза
Кристоф Видаль
ночной мэр
Тулузский ночной мэр Кристоф Видаль из ассоциации Toulouse Nocturne пока не добился введения 24-часовых лицензий для клубов, но тоже достиг нескольких успехов с 2013 года. С его подачи городское метро стало работать до трех часов ночи по выходным, отдельно власти запустили ночной автобус, курсирующий до 06:00. Видаль отмечает, что это важно для самих работников заведений, официантов и барменов, которые теперь могут безопасно добраться до дома. Еще один спецавтобус — уже самой организации — Night Prevention Bus передвигается от концерта к концерту, предлагая медицинскую помощь, воду и ночлег всем переутомившимся тусовщикам.

Кали
Алехандро Васкес Завацки
ночной мэр
В колумбийском городе Кали официальная должность ночного мэра появилась еще раньше, чем в Лондоне. В стране, известной на весь мир своими кокаиновыми картелями, вопросы безопасности, борьбы с наркоторговлей на первом плане. Экономист Алехандро Васкес решил зайти сразу с двух сторон: он помог властям составить карту наиболее преступных районов города и одновременно убедил мэрию позволить клубам не закрываться в час ночи. В наиболее популярных местах у тусовщиков теперь поставят дополнительные полицейские патрули.
В Цюрихе защитником ночной индустрии называют Изабель фон Вальтерскирхен, правда, ее ночная мэрия с 2015 года действует на партизанских началах и с официальными властями не сотрудничает. Амбассадором Сибуи, тусовочного центра Токио, японцы выбрали рэпера Хидеюки Ёкои под псевдонимом Zeebra — он тоже гостил в Амстердаме на саммите ночных мэров. В Соединенных Штатах есть как минимум два претендента на это звание: глава Entertainment Commission в Сан-Франциско Джоселин Кейн и бизнесмен из Айовы Анджела Уиннайк, которую горожане избрали ночным мэром в мае этого года. С подачи все того же Мирика Милана из Амстердама такую должность предложили ввести в Нью-Йорке, Сиднее и Дублине.
В России звание ночного мэра имеет такой же фон, как и в Латинской Америке: так называют главу крупнейшей криминальной структуры или наркобарона отдельного города. Классический пример — ночной губернатор Санкт-Петербурга Владимир Барсуков, которого в августе 2016 года приговорили к 23 годам тюрьмы. Следствие считает Барсукова главой тамбовской ОПГ. Впрочем, контекст не помешал президенту Татарстана Рустаму Минниханову в мае этого года пригласить продюсера Артура Хосровяна стать ночным мэром Казани. Хосровян лишь пообещал развивать культурные проекты и «работать ночью, пока основные сотрудники администрации города спят».

Павел Вардишвили
обозреватель L'Officiel Russia, светский журналист
Мне кажется, Москве на данном этапе ночной мэр не нужен, в отличие от реально работающего профсоюза владельцев и сотрудников ночных клубов и прочих увеселительных заведений, открытых во внеурочные часы. Вкупе с ними должна идти реальная поддержка отрасли от властей города и министерства по туризму. У Москвы не то что есть большой потенциал быть одним из больших клубных городов мира — в жирные 2000-е, когда деревья были большими и зелеными, а те же власти помогали хотя бы тем, что не обращали внимания на эту сторону нашей жизни, она им и была.
Ночная жизнь вообще одно из привлекательных направлений развития туризма, но в Москве его всерьез не воспринимают. И вот должность ночного мэра не что иное, как инструмент маркетинга, туристической раскрутки. Она ни на что не влияет всерьез, ничего не определяет. Ночной мэр-мурзилка. Достаточно съездить в самый скучный в Европе город Амстердам с отсутствием вменяемых вечеринок, клубов, афтепати, да что уж там говорить — веселых баров, зато с ночным мэром. А Москве нужна поддержка, и когда она появится, отрасль будет развиваться, а в местные клубы начнут приезжать туристы, то можно будет и о ночном мэре подумать.
Фотографии: обложка — mkrberlin — stock.adobe.com, 1 — mikecleggphoto — stock.adobe.com, 2 — Bitterzoet, 3 — Toulouse Night