Пакет с пакетами: Как в Европе отказываются от пластика И почему Россия не может
В Госдуме предложили запретить в России полиэтиленовые пакеты в 2025 году. Пока россияне обсуждают проект и накапливают пакеты с пакетами, в Европе с ними уже больше 15 лет идет борьба. The Village узнал, почему пластик и полиэтиленовые пакеты уничтожают планету и ваш организм, как европейские страны борются с ними и что же ждет Россию.

Текст
Почему вам надо отказаться от пакетов
Среднее время использования пакета — 20 минут — столько мы несем продукты из магазина домой. Потом пакет выбрасывают, и он будет разлагаться в течение 400 лет. Еще ни один пакет (а их выпускают с 50-х годов прошлого века) в этом мире не разложился. Пластик и пакеты попадают на свалку либо в океан, где уже плавают мусорные острова, от которых страдают морские жители. Птицы, черепахи, дельфины и морские котики застревают в пластиковых пакетах и могут принять мусор за еду. Черепахи легко путают полиэтиленовые пакеты с медузами, которыми обычно питаются, — от пластика в организме животные умирают. Так, в марте 2019 года на Филиппинах погиб кит, в желудке которого нашли 40 килограммов пластиковых пакетов.
В год от пластика погибает около миллиона морских птиц и примерно 100 тысяч других животных. Тихоокеанское мусорное пятно — это целое государство пустых бутылок, упаковок, канистр и другого хлама. Его площадь примерно в 270 раз больше площади Москвы. Если ситуация не изменится, то в 2050 году в океане будет больше пластика, чем рыбы, утверждают эксперты Мирового экономического форума.
В среднем в мире на переработку попадает лишь один пакет из 200. Сжигать пакеты тоже не выход, поскольку они выделяют углекислый газ. При этом пакеты еще плохи тем, что их делают из нефти, добыча которой также вредит природе. Самый рациональный вариант решения проблемы — отказ от производства и продажи одноразовых предметов из пластика и пакетов.
Что там у европейцев
Еще в 2015 году Евросоюз принял директиву «О сокращении потребления легких пластиковых пакетов», согласно которой к 2019 году нужно сократить потребление пакетов с 200 до 90 штук в год на человека, а к 2025 году — до 40. С начала 2019 года магазинам в Евросоюзе запретили бесплатно раздавать пластиковые пакеты, поэтому многие перешли на бумажные. А в 2021 году в Евросоюзе вступит в силу запрет на продажу одноразовой пластиковой посуды — больше нельзя будет купить тарелки, столовые приборы, палочки для размешивания сахара, трубочки для питья, ватные палочки, пакеты, палочки для воздушных шариков и некоторые пищевые контейнеры. Также к 2029 году Европа планирует собирать 90 % использованных пластиковых бутылок на переработку. Законопроект Евросоюза работает по принципу «загрязнитель платит». Так, например, за оставленные в океане рыболовные сети заплатят не рыбаки, а производители снастей. А на всех пластиковых изделиях появятся наклейки, объясняющие опасность выброшенных предметов для экологии. При этом фабрики, изготавливающие пластиковые пакеты, не должны обанкротиться — им предлагают выпускать прочные многоразовые полиэтиленовые сумки с ручкой.
Также правительство Евросоюза запретило производителям использовать в своих продуктах почти все существующие виды микропластика. Микропластиком называют мелкие (меньше пяти миллиметров) частицы пластика, которые входят в состав множества вещей: от одежды и шампуня до жвачки и зубной пасты. Микропластик не разлагается, зато накапливается в организме человека и животных, попадая туда с бутилированной водой, пивом, медом и сахаром. Отфильтровать его практически невозможно.
Больше всего от нового закона пострадает косметическая индустрия, поскольку микропластик используется в помаде, креме для рук, туши для ресниц, тенях, средствах от морщин и другой косметике. Некоторые косметические товары состоят из пластика на 90 %. В составе обычного геля для душа столько же микропластика, сколько в его упаковке. Бьюти-компаниям придется изменить больше 24 тысяч косметических формул и заменить микропластик органическими аналогами, что, конечно же, дорого. Каждый год компании будут терять 12 миллиардов евро, притом что весь косметический рынок в Западной Европе оценивается в 23 миллиарда евро.
Но в масштабах планеты отказ Европы от пластика не столь важен. По данным компании Statista, из десяти стран, которые сильнее всего загрязняют океан, девять находятся в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, а десятая — Америка.

Кто лидирует в борьбе с пластиком
Многие страны начали бороться с пластиком и полиэтиленовыми пакетами еще раньше. Так, Ирландия с 2002 года повышала стоимость одноразовых пластиковых пакетов в супермаркетах. «Все эти меры привели к тому, что потребление пакетов в стране с 2002 года сократилось на 95 % и сейчас составляет всего 18 пакетов в год на человека. Для сравнения: каждый россиянин потребляет порядка 180 пакетов в год», — говорит эксперт Гринписа Александр Иванников.
В Нидерландах же минимальную цену — четверть евро — на пластиковые пакеты ввели в 2016 году. В Британии спустя три года после введения сбора в пять пенсов пакетами стали пользоваться почти в два раза реже. В Бельгии в 2007 году установили минимальную цену на полиэтиленовые пакеты, которые раньше были бесплатными, — это привело к сокращению их оборота на 80 %. В Германии в магазинах минимальная цена за одноразовый пластиковый пакет — 22 евроцента. Во Франции в 2016 году полностью запретили пакеты объемом меньше десяти литров и толщиной менее 50 микронов, то есть обычные пластиковые пакеты. В Латвии магазины, которые предлагают своим покупателям одноразовые полиэтиленовые кульки, платят дополнительный налог.
Финляндия решила бороться с пластиковыми пакетами не запрещая, а информируя. В 2016 году министерство окружающей среды и Союз торговли Финляндии подписали договор о том, чтобы в стране реже использовали пакеты. Компании, которые присоединяются к договору, обязаны сообщать покупателям о вреде пакетов и доступных альтернативах, а также не раздавать полиэтиленовые пакеты бесплатно. У касс не должно быть фасовочных пакетов — только в отделах с овощами и фруктами, и только биоразлагаемые (почему это так себе решение, мы еще расскажем). К 2018 году к договору присоединилось более 3 400 магазинов по всей Финляндии, в том числе популярный магазин Stockmann. Результаты очевидны: в универмагах Sokos потребление пакетов сократилось на 60 %, а сеть супермаркетов S-Market продает на 52 миллиона пакетов меньше.
Последняя европейская страна, вступившая в войну против пластиковых пакетов, — Грузия, которая в 2019 году полностью перейдет на биоразлагаемые пакеты. Производство, импорт и реализация полиэтиленовых пакетов толщиной менее 15 микронов в стране теперь запрещены. Нарушителей будут штрафовать на 500 лари (около 12 тысяч рублей), а пакеты конфисковать. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается вдвое. Кроме того, производители должны наносить логотип и название компании на каждый пакет, чтобы было видно, кто загрязняет природу. А тремя годами ранее, в 2016-м, правительство Грузии приняло стратегию управления отходами на 15 лет. Согласно ей, в стране должны перерабатывать 30 % пластика к 2020 году и 80 % — к 2030-му.
Лидер в борьбе против пластиковых бутылок — Норвегия, где в 2016 году переработали почти 600 миллионов бутылок, то есть 97 % всех бутылок в стране. В Норвегии все напитки в пластике продаются с наценкой в одну крону. Чтобы вернуть ее назад, нужно сдать бутылку в специальный автомат, который обычно стоит в продуктовом магазине. Потом бутылка отправится на переработку. Одну бутылку можно перерабатывать до 12 раз. За переработку платят компании, производящие напитки, но делают это добровольно. Те, кто перерабатывает, платят меньше налогов.
Почему биоразлагаемые пакеты не выход
Главное преимущество биоразлагаемых пакетов — это быстрое разложение. Они могут распадаться за несколько месяцев, однако все равно оставляют после себя микропластик, который совсем не разлагается. Биоразлагаемый пакет, по сути, распадается на мелкие кусочки пластика. Чем они меньше, тем больше перемещаются в окружающей среде и попадают в пищевые цепи и наш организм.
Но есть и второй вид биоразлагаемых пакетов: из кукурузного и картофельного крахмала, сои или целлюлозы. Эффективно они применяются только в странах, где развито компостирование. При этом, если такие пакеты попадают на переработку вместе с пластиком, они могут испортить целую партию своим органическим составом. Еще один аргумент против них — лишняя трата ресурсов. Так, кукурузу, из которой делают пакеты, можно использовать в качестве пищи, но в итоге целые урожаи превращаются в мусор. Пресс-секретарь Гринписа Ирина Власова назвала продажу биоразлагаемых пакетов в стране гринвошингом (форма маркетинга, цель которого — ввести потребителя в заблуждение относительно экологичности продукции. — Прим. ред.) и посоветовала по возможности отказаться от их покупки.
Бумажные пакеты тоже не панацея. Кроме того, что они не так удобны в использовании (легко мокнут и пачкаются), они также занимают в несколько раз больше места на свалках, чем полиэтиленовые, а для их производства вырубают деревья и используют много воды. Поэтому бумажные пакеты тоже не должны быть одноразовыми.
Порой, несмотря на лучшую разлагаемость, альтернативы пластику не менее вредны для экологии. Например, бумажный стакан лучше разлагается, чем стаканчик из пенополистирола, однако он производит больше загрязнений в процессе производства и транспортировки. Еще одна проблема — в переработке бумажных стаканчиков, которая затруднена из-за разного типа бумаги. Также нет единого мнения, чем лучше всего заменить одноразовые трубочки для питья.

Что думают в России
В России ежегодно продается более 26,5 миллиарда пакетов, и «ими можно застелить три Москвы». Почти все пакеты отправляются на свалку, где будут разлагаться 400 лет. На одного россиянина приходится 181 пластиковый пакет в год. Для сравнения: ирландец расходует всего лишь 18. В начале 2017 года спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности и экологии Сергей Иванов предлагал ввести сбор с производителей пластиковых пакетов, обязав их платить за будущую утилизацию. Осенью того же года он предложил ввести специальный сбор за использование полиэтиленовых пакетов в магазинах. Однако безрезультатно.
В проекте «Ноль отходов» Гринписа считают, что экологизация промышленности и сферы услуг никогда не была приоритетом в России.

Дмитрий Нестеров
эксперт проекта «Ноль отходов» Гринписа
Экологические тенденции, которые набирают обороты в Евросоюзе, никогда не перенимают у нас оперативно. Например, массовый раздельный сбор в Европе начался 25 лет назад, а в России этот тренд появился только в 2011 году, — говорит Нестеров. — Сложно назвать причину такой ситуации. Возможно, органы власти не понимают эффективности экологических мер. Еще пять лет назад чиновники недоуменно качали головами и говорили: „Какой раздельный сбор в России? Люди не будут этого делать“. А сейчас запрос на раздельный сбор мусора стал массовым.
Возможно, должна случиться какая-то глобальная катастрофа, чтобы чиновники обратили внимание на проблему с пластиком. Пока что мы слышим одни разговоры.
Однако, пока государство бездействует, действовать начинают частные компании. К октябрю 2018 года от бесплатных полиэтиленовых пакетов в России отказалась «Азбука вкуса», «Ашан», «Вкусвилл» и Spar. Сейчас ни один из крупнейших супермаркетов России не раздает пакеты бесплатно. По оценкам «Азбуки вкуса», за неделю после введения платы за одноразовые пакеты их потребление снизилось почти в три раза. В сети «Ашан», отказавшейся от бесплатных пластиковых пакетов в ноябре 2017 года, заявляют о двукратном падении спроса на них. В ИКЕА, «Ашане», «Реале», «Дикси» на кассе можно купить бумажные и тканевые сумки. Также магазины «Эльдорадо» полностью отказались от пластиковых пакетов. При этом инициатива идет и снизу: если верить опросам, каждый шестой россиянин отказался от пользования пластиковыми пакетами.
С одноразовым пластиком дела обстоят не лучше. Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключил в будущем запрета пластиковой одноразовой посуды в России, но пока все лишь на стадии предложений. Никаких законодательных ограничений для производителей пластика не существует, но они возможны локально. Так, в Ленинградской области отказались от использования одноразового пластика во время массовых мероприятий в регионе. Это первый подобный случай в России. Примеров борьбы с одноразовым пластиком пока немного: «Вкусвилл» устанавливает пандоматы для сбора пластиковых бутылок, а «Азбука вкуса» предлагает покупателям приходить за кофе со своей кружкой. Тем не менее в России нет централизованной системы раздельного сбора отходов, поэтому, как считает эксперт Гринписа Дмитрий Нестеров, процент переработки пластика в стране невысок: «Да, некоторые компании ставят пандоматы для бутылок, но нужно стимулировать покупателей деньгами, иначе процент будет все так же низок».
Фотографии: обложка – hoshi - stock.adobe.com, 1 – igishevamaria - stock.adobe.com, 2 – aquar - stock.adobe.com