Как выглядит Госбанк изнутри Одна из самых масштабных гражданских построек в России, куда непросто попасть на экскурсию

Как выглядит Госбанк изнутри

Здание Государственного банка на Большой Покровской — одно из самых серьезных в городе по своему статусу и в то же время едва ли не сказочное по своему облику. Это замечательный образец неорусского стиля, шедевр, который наравне со Строгановской церковью привлекает в Нижний ценителей архитектуры. Сейчас здесь размещается Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации.

Фотографии

илья большаков

«Золотой карман»

Постоянное отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде было открыто еще в 1868 году — Нижний оправдывал свое звание торгового города, и временной конторы, работавшей на Ярмарке, было недостаточно. Только в 1880 году оно въехало в собственное здание на Осыпной улице (ныне улица Пискунова), а в 1910 году было решено построить специальный комплекс на пересечении Большой Покровской и Грузинской улиц. В конкурсе на лучший проект приняли участие Владимир Покровский, Алексей Щусев, Федор Шехтель, Александр фон Гоген, Лев Ильин и Николай Вешняков. Первую премию получил Покровский.

Приближался 1913 год — 300-летие царской династии, и строительство здания посвятили этому событию. Николай Полянский, возглавлявший Нижегородское отделение, писал управляющему Государственным банком: «Ввиду того что сооружение его приурочено к 300-летнему юбилею благополучно царствующего императорского дома Романовых, некоторое изящество в его постройке, по моему глубокому убеждению, не только допустимо, но даже обязательно». 17 мая 1913 года Николай II посетил новое здание. В Первую мировую войну оно стало одним из основных хранилищ золотого запаса империи.

В советские годы насыщенный символами царской России комплекс понес на удивление мало потерь. Чуть было не уничтожили каменный герб на фасаде, но архитектурное сообщество того времени во главе с Александром Яковлевым сумело его сохранить, объяснив техническими сложностями создание новой композиции. Сегодня в этом здании есть музей, где можно ознакомиться с подробной историей работы Нижегородского отделения, увидеть личные вещи Полянского и узнать, чем угощали почетных гостей на торжественном обеде в честь открытия банка.

Мастер стиля

Владимир Покровский к этому времени уже был признанным мастером неорусского стиля. Автор таких оригинальных построек, как Покровская церковь в селе Пархомовка, Петропавловского храма на Шлиссельбургских пороховых заводах (не сохранился), храма-памятника в Лейпциге, он виртуозно владел приемами синтетической стилизации. Вдохновленный архитектурными памятниками прошлого, создавал самобытные художественные произведения.

Банковский комплекс включает главный корпус, фасадом обращенный на Покровку, жилой флигель для служащих по Грузинской улице, соединенный с главным зданием крытой галереей, часовую звонницу и ограду с коваными воротами. Практически за каждой деталью можно обнаружить отсылку к образам древнерусской архитектуры и народного творчества. Фантазия Покровского как художника создала сказочный мир суровых грифонов и двуглавых орлов, мечтательные лики крылатых воинов и золоторогих оленей. Официальная символика, в изобилии украшающая фасады главного здания, — гербы Российской империи, рода Романовых и Нижегородской губернии, — вариациями в исполнении и повторяемостью превратилась в декоративный мотив и только усилила впечатление сказочного облика этого сооружения. Покровский продумал все детали — от оригинального силуэта постройки до формы дверных ручек. Он также выполнил эскизы столов, стульев, скамеек, дверей, резных деревянных панелей, светильников.

Фасад здания с трех сторон облицован уральским гранитом. Покровский настаивал на облицовке и дворового фасада, но это существенно повышало стоимость проекта. Первоначально камень имел белый цвет, и участвовавший в разработке проекта архитектор Государственного банка Роман Голенищев беспокоился, что из-за этого «архитектура и вообще природа этого материала не улавливаются и как бы пропадают», но выразил надежду, что под действием ветра, дождя и солнца природа камня со временем проявит себя в полной мере. Действительно, камень поменял свой цвет. К празднованию 100-летия здания банка в 2013 году стены его были очищены, что снова сделало камень белым.

Птица сирин и всадники на розовых конях

Когда речь заходит о росписях внутри банка, обычно упоминают лишь Ивана Билибина. Но главный сказочный художник России подготовил эскизы только для двух залов. Все остальные росписи исполнены по эскизам братьев Георгия и Николая Пашковых. За образец было взято убранство царских и боярских палат, что связано не столько с датой начала царствования Романовых, сколько с общим замыслом архитектора и интересом к национальной культуре.

При входе в банк сразу попадаешь в необычное пространство. Затейливые узоры растительного орнамента, двуглавые орлы, гербы городов, круг синего неба с солнцем и звездами, изображения четырех стихий — все эти мотивы художники почерпнули из XVII века, которое Билибин назвал «очаровательным сказочным временем в отношении художественного творчества».

Направо деревянные двери, обрамленные резными панелями, ведут в залы мелкого кредита и сберегательной кассы. Здесь даже прорези вентиляционных решеток образуют силуэт сказочной птицы сирина. На второй этаж ведет парадная лестница, украшенная многоцветными изразцами и фонарями, стилизованными под светильники XVII века, которые использовали в церковных процессиях.

Наиболее интересны росписи двух аванзалов второго этажа, которые условно можно назвать залом времен года и залом металлов. Изображение солнца, луны и знаков зодиака было традиционным для царских и парадных палат. А фигуры, олицетворяющие собой времена года, широко встречаются в книжной миниатюре. Например, подобным образом была украшена Золотая палата царского дворца в Москве. В зале с аллегорическими фигурами, символизирующими металлы для чеканки монет, можно заметить авторскую подпись художника Георгия Пашкова.

Направо — кабинет руководителя, бывший зал Учетного комитета, украшенный росписями по эскизам Билибина и изразцовой печью.

Самое сильное впечатление производит главный операционный зал. Эффект внезапного перехода из полутемного аванзала в залитое светом огромное помещение, по-видимому, был тщательно продуман архитектором. Специальные конструкции, которые позволили создать ощущение почти невесомых сводов, были изготовлены на Сормовском заводе. Росписи по эскизам Билибина выглядят как раскинутое над залом узорное полотно. И здесь официальная символика превратилась в декоративный мотив. Львы, сирины, всадники на розовых конях, фигурные вазы с многоярусными побегами-деревьями, цветы-короны, гербы городов, лики солнца и луны — геральдические фигуры и символы власти перемешались с диковинными существами и предметами. Вот в таком окружении протекают рабочие будни банковских служащих.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Какой будет Москва в 2018 году
Какой будет Москва в 2018 году Авангардный музей на Ходынском поле, парк в Зарядье и качели на Триумфальной площади — The Village выбрал 7 важных проектов музеев и общественных пространств, которые появятся в скором будущем
Какой будет Москва в 2018 году

Какой будет Москва в 2018 году
Авангардный музей на Ходынском поле, парк в Зарядье и качели на Триумфальной площади — The Village выбрал 7 важных проектов музеев и общественных пространств, которые появятся в скором будущем

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке
Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке The Village выбрал семь необычных примеров религиозной архитектуры со всего мира
Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке

Как выглядят церкви в Европе, Азии и Северной Америке
The Village выбрал семь необычных примеров религиозной архитектуры со всего мира

«Я работаю в заповеднике на Камчатке»
«Я работаю в заповеднике на Камчатке» Бывший шеф-редактор «„Новой газеты“ в Нижнем» – о горбатых китах и транспортных трудностях
«Я работаю в заповеднике на Камчатке»

«Я работаю в заповеднике на Камчатке»
Бывший шеф-редактор «„Новой газеты“ в Нижнем» – о горбатых китах и транспортных трудностях

Как живет первая нижегородская команда по американскому футболу
Как живет первая нижегородская команда по американскому футболу История «Raiders 52»
Как живет первая нижегородская команда по американскому футболу

Как живет первая нижегородская команда по американскому футболу
История «Raiders 52»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Первая полоса

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку