18 января, понедельник
Москва
Войти

Каким мог быть первый небоскреб Свердловска с пристанью для дирижаблей Альтернативный Свердловск 30-х годов, сгоревший в грандиозном пожаре

Каким мог быть первый небоскреб Свердловска с пристанью для дирижаблей

В Екатеринбурге уже шестой год проходит единственный в стране форум высотного строительства 100+ Forum Russia. Тяга уральской столицы к небоскребам началась еще в первой половине XX века — тогда здесь должно было появиться самое высокое в СССР здание. Башня, высотой почти 100 метров, должна была стать офисным помещением в рамках проекта Дом промышленности и торговли, который горожане сегодня называют Пентагоном. Строительство Пентагона было важной частью создания нового архитектурного облика Свердловска. Все сорвал грандиозный пожар, который не попал ни в один объектив, но сохранился на рисунке отца главного архитектора бюро «Гордеев–Демидов», Бориса Демидова.

Вместе с Борисом Демидовым The Village рассказывает, как развивался центр Уральской области, сколько этажей было в первой высотке СССР и как узнать ее сегодня в обычном офисном здании.

Текст: Дарья Мельникова

текст: Борис Демидов

Архитекторы Д. Фридман и Г. Глущенко
Пожар на строительстве Дома промышленности. Автор: А.А. Демидов

Архитектурная антропология

3 ноября 1923 года Постановлением ВЦИК была образована Уральская область, в состав которой вошли Пермская, Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская губернии. Область специализировалась на тяжелой промышленности, в первую очередь на металлургии и машиностроении, и должна была обеспечивать весь Советский Союз. Ее центром стал Екатеринбург, который уже в следующем году переименовали в Свердловск.

С получением нового статуса город нуждался в серьезных изменениях, поэтому в конце 20-х годов в Свердловске развернулась масштабная перестройка, которая совпадает с романтичной увлеченностью революционным авангардным течением в архитектуре. Начинает формироваться совершенно иной облик города, который позже станет визитной карточкой столицы Урала.

В рамках новой схемы перепланировки города перестроили центральную часть Свердловска, застроили отдаленные районы. В 1928 году появилась первая жилая многоэтажка — 1-й Дом Горсовета по проспекту Ленина, 36. В 1929 году в эксплуатацию сдали «Белую башню» на Уралмаше. В том же году началась застройка Втузгородка. Первая жилая высотка была готова к заселению в 1932 году — Второй дом советов (Жилкомбинат НКВД) с 11 – этажным жилым домом (а вместе с цокольным — 12-этажным). Комплекс в форме серпа в плане был построен с использованием последних технологий своего времени и до 1950-х годов претендовал на градообразующую роль.

В то же время в Свердловске планировали сформировать точку притяжения, которая смогла бы показать всю мощь промышленного центра государства — площадь Парижской коммуны (бывшую Дровяную). Огромная площадь в два квартала, под стать новым градостроительным масштабам, ограничивалась улицами Луначарского, Малышева, Красноармейской – Тургенева и Первомайской. Именно это место должно было стать новым общественным и административным центром.

По градостроительным планам архитектурный облик площади постепенно формировал несколько конструктивистских зданий: комплекс «Жилкомбината НКВД» («Городок чекистов»), здание Клуба Строителей, гостиница «Большой Урал», здание типографии «Уральский рабочий» и так и не построенный Синтетический театр по проекту Моисея Гинзбурга. Но самое главное место отводилось для Дома промышленности и торговли, который сосредоточил бы в себе управление всей уральской индустрией.

План первого этажа Дома промышленности и торговли
План второго этажа Дома промышленности и торговли

Дом промышленности

В 1927 году объявлен закрытый конкурс на строительство Дома промышленности и торговли (Дома Трестов), который должен собрать в себе руководство всех главных промышленных предприятий Уральской области. Под строительство Дома выделили участок в два квартала в границах улиц Мамина-Сибиряка, Малышева, Луначарского и проспекта Ленина. По итогам конкурса из шести проектов выбрали работу группы Симонова, Гегелло и Кричевского. Но ни один из конкурсных проектов не приняли для строительства, и в 1931 году провели второй этап конкурса. В том же году началось строительство Дома промышленности по проекту архитекторов Фридмана, Глущенко и инженера Пастернака.

Объемно-пространственная композиция Дома промышленности, задуманная в стиле конструктивизма, строилась на контрастном сочетании 7-этажного объема, расположенного по периметру квартала, и отдельно стоящего высотного объема. Комплекс был ориентирован главным входом на площадь Парижской коммуны. Дом промышленности должен был сформировать архитектурный центр города и дать масштаб для строительства нового Свердловска.

Фридман, идейный руководитель проекта, в газете «Уральский рабочий» за 7 августа 1931 года назвал башню Дома промышленности самым высоким зданием СССР. Однако сегодня в отношении фактической высоты башни нет единой точки зрения. В разных источниках встречаются разные данные: высота здания колеблется от 92 до 140 метров, а этажность – от 15 и 17 до 34. Но если в 140-метровом (по разным источникам) здании 15 этажей, то можно вычислить, что каждый этаж в высоту был около 9 метров, что в действительности маловероятно.

Портрет Д. Фридмана и Г. Глущенко через стеклянную модель здания Дома промышленности

Путаница произошла из-за неправильного прочтения чертежей. По лестничным пролетам и перекрытиям в чертежах разреза башни можно насчитать 33 этажа. При этом сам Фридман говорил о том, что 15-этажная часть составлена из 14-ти повторяющихся стандартных этажей. Есть предположение, что каждый этаж башни — это двусветное пространство с антресольным этажом. По такому же принципу через 90 лет в самом центре Екатеринбурга выстроили офисное здание по проекту архитектурного бюро Нормана Фостера. Формально оно 8-этажное, а фактически – 16-этажное. При этом первый нетипичный этаж Дома промышленности — огромное атриумное пространство, которое, если ориентироваться по лестничным пролетам, по высоте сопоставимо с тремя стандартными этажами. При таком подсчете высота здания, если считать от отметки улицы, доходила до ста метров.

Проект действительно был масштабным: периметр здания составлял один километр. Его общий объем — 500 000 кубических метров; предполагалось, что он станет в полтора раза больше легендарного Дома промышленности в Харькове.

В проекте от широкой площади перед Домом промышленности поднимаются лестницы. Они ведут к башне и семиэтажному каре, которые на три метра возвышается над улицей. Здания монументальные и одновременно легкие по своей архитектурной форме. Оконные проемы от пола до потолка создают иллюзию практически стеклянных стен. Строгий ритм и стройность Дома формируют вертикальные ребра по периметру всего фасада. По проекту башня оснащена прожекторами на подобии маяка, а за движением ее панорамных лифтов можно наблюдать с улицы через просматриваемые лифтовые шахты.

Большая стройка Свердловска

В эти же годы на площади Парижской коммуны не прекращали строительства нового Свердловска. С 1912 года здесь уже функционирует здание Оперного театра. Рядом с Домом промышленности с 1930 по 1932 год строилась крупнейшая на Урале гостиница «Большой Урал». На месте будущего здания Совнархоза (1954 года постройки), которое в 1966 году передадут Уральскому государственному университету имени Горького, до 1950-х годов торжествовала малоэтажная жилая застройка.

С 1929 по 1936 годы велось строительство «Жилкомбината НКВД» («Городка Чекистов»), включающего в себя общежитие для сотрудников НКВД, впоследствии ставшего гостиницей «Исеть», и здания ДК Дзержинского (ныне Краеведческий музей). С 1929 по 1933 годы, буквально через дорогу от будущего Дома промышленности, возводили Клуб Строителей, здание которого в 1943 году будет передано Свердловской киностудии, а затем и вовсе станет торговым центром. Дальше по проспекту Ленина за Клубом Строителей с 1931 по 1936 год строился жилой комплекс Гостяжпромурала — огромного комплекса в квадрате улиц Ленина, Бажова и Кузнечной. Дома-коммуны должны были обеспечить жильем сотрудников Дома промышленности.

С западной стороны площади Парижской коммуны с 1929 по 1930 год возводили другая ее границу — здание типографии Уральского рабочего, которое растянулось от жилого сектора на месте будущего корпуса УрФУ вплоть до Карла Либкнехта. До 1934 года перестраивали здание Уралснабторга (проспект Ленина, 41). С 1929 по 1934 год возводился Дом Связи (Главпочтамт). Через дорогу от него в 1930 году снесли Екатерининский собор — к середине 1930-х здесь появится здание Уральского облисполкома, который изначально планировалось возвести на месте гостиницы «Большой Урал».

Чертеж ночного облика Дома промышленности

Перемены

Грандиозный для всего СССР проект Дома промышленности так и не был реализован до конца.

17 января 1934 года перестала существовать Уральская область. Объявлялось, что в связи со сложностью управления столь обширной территорией из Москвы, а скорее всего — из-за мощнейшей концентрации тяжелой индустрии и, как следствие, повышения самостоятельности Уральского региона. Постановлением ВЦИК область разделили на три субъекта — Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Финансирование уменьшилось, а создание промышленной столицы перестало быть в приоритете. Единственный вербальный след всей этой истории сохранился в названии гостиницы — «Большой Урал».

Строительство Дома промышленности продолжилось. К 1935 году построили часть 7-этажного объема со стороны Мамина-Сибиряка. Велось строительство башни, но пока высота составляла всего пять этажей. Но в один из дней стройки загорелись деревянные леса будущей высотки и опалубка, с помощью которой возводился монолит. Недостроенная башня сгорела как факел: по словам родственников очевидцев, в соседних зданиях — гостинице «Большой Урал», домах со стороны проспекта Ленина — от высоких температур лопались стекла.

Документальных фотографий пожара найти не удалось, поэтому оценить его фактические объемы сложно. Но сохранился рисунок, сделанный в момент пожара. Его автор — Алексей Афанасьевич Демидов — отец Бориса Алексеевича Демидова, главного архитектора бюро «Гордеев–Демидов».

Рисунок был сделан с натуры в момент пожара из-за здания гостиницы «Большой Урал» — из двора частного жилого дома по улице Красноармейской, где раньше располагалась малоэтажная жилая застройка. На картине видно уже построенную часть Дома промышленности и клубы дыма, которые поднимаются со стороны проспекта Ленина. На территорию вокруг пожара летели горящие листы фанеры и стройматериалов, которые могли спровоцировать другие возгорания. Но все обоглось: леса и опалубку строящейся башни Дома промышленности потушили. Строительство выгоревшего участка заморозили, а позже о проекте небоскреба и вовсе забыли. После появилось две версии причины пожара: случайное возгорание строительного мусора, которая станет основной, и диверсия.

Визуализация Дома промышленности 
Визуализация Дома промышленности

В 1937 году окончательно завершились строительные работы первой очереди, но с началом Великой Отечественной войны возведение Дома промышленности остановилось. С 1941 по 1945 годы там был расположен военный госпиталь № 414 на 1 600 коек, эвакуированный из Украины. Там же размещались производственные предприятия и военные.

Блок со стороны улицы Мамина-Сибиряка частично перестроили под военные нужды. Для экономии тепла огромные оконные проемы, дававшие зданию легкость и чикагский стиль, частично заложили кирпичной кладкой.

После войны строительство остальных частей Дома промышленности продолжилось, но к большим оконным проемам уже не вернулись. Последний блок 7-этажного здания сдали в 1967 году, на часть объема по улице Луначарского достроили не по изначальному проекту — до проспекта Ленина, а лишь наполовину.

В 3-этажном корпусе, оставшемся от первого небоскреба СССР после пожара, до начала 50-х размещался радиозавод. К 1970 году здание достроили до 12 этажей, сейчас здесь находится Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области.

Даже сегодня в силуэте обычного офисного здания по сохранившимся вертикальным ребрам можно узнать проект грандиозной башни, которая должна была быть выше почти в три раза и в 30-х годах предполагалась самым высоким небоскребом в Европе. А сам Дом промышленности сегодня считается одним из самых крупных строений в стиле конструктивизма в мире.


фотографии: обложка, 1, 3 – 6, 12 – 14 — Canadian Centre for Architecture, 2, 15, 16 — Архитектурное бюро «Гордеев-Демидов», 7 – 9, 11 — ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области, 10 — Музей истории Екатеринбурга, 17 – 35 — Сергей Потеряев/The Village Екатеринбург

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Facebook

VK

Instagram

telegram

Twitter

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляцииThe Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга

Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата
Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до ЧемпионатаАвтор бульварного кольца у Дворца молодежи Мирослав Штука — о том, как на Урале реализовали проект польского бюро
Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата

Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата Автор бульварного кольца у Дворца молодежи Мирослав Штука — о том, как на Урале реализовали проект польского бюро

«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»
«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»Жители Дома работников Юстиции — о здании, необычном соседстве и побегах из тюрьмы
«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»

«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО» Жители Дома работников Юстиции — о здании, необычном соседстве и побегах из тюрьмы

Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии
Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонииЗвуковые волны, бар, ресторан и пространство для перфомансов
Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии

Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии Звуковые волны, бар, ресторан и пространство для перфомансов

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

6 отличных российских марок сумок

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Ошибки сознания, которые мешают в работе

Первая полоса

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов
Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов
Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю? Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки

6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок

6 отличных российских марок сумок

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Ошибки сознания, которые мешают в работе
Ошибки сознания, которые мешают в работеКак избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег
Ошибки сознания, которые мешают в работе

Ошибки сознания, которые мешают в работе Как избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег

Возвращение Алексея Навального в Россию
Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу
Возвращение Алексея Навального в Россию

Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами» Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу

«Я заработал на биткоине»
«Я заработал на биткоине»Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы
«Я заработал на биткоине»

«Я заработал на биткоине» Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Батенька, да вы эйджист!
Батенька, да вы эйджист!Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть
Батенька, да вы эйджист!

Батенька, да вы эйджист! Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартирСтарый фонд, советские дома и новостройка
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир Старый фонд, советские дома и новостройка

Как записывают аудиокниги
Как записывают аудиокнигиРасстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов
Как записывают аудиокниги

Как записывают аудиокниги Расстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов

Подпишитесь на рассылку