Каким мог быть первый небоскреб Свердловска с пристанью для дирижаблей Альтернативный Свердловск 30-х годов, сгоревший в грандиозном пожаре

Каким мог быть первый небоскреб Свердловска с пристанью для дирижаблей

В Екатеринбурге уже шестой год проходит единственный в стране форум высотного строительства 100+ Forum Russia. Тяга уральской столицы к небоскребам началась еще в первой половине XX века — тогда здесь должно было появиться самое высокое в СССР здание. Башня, высотой почти 100 метров, должна была стать офисным помещением в рамках проекта Дом промышленности и торговли, который горожане сегодня называют Пентагоном. Строительство Пентагона было важной частью создания нового архитектурного облика Свердловска. Все сорвал грандиозный пожар, который не попал ни в один объектив, но сохранился на рисунке отца главного архитектора бюро «Гордеев–Демидов», Бориса Демидова.

Вместе с Борисом Демидовым The Village рассказывает, как развивался центр Уральской области, сколько этажей было в первой высотке СССР и как узнать ее сегодня в обычном офисном здании.

Текст: Дарья Мельникова

текст: Борис Демидов

Архитекторы Д. Фридман и Г. Глущенко
Пожар на строительстве Дома промышленности. Автор: А.А. Демидов

Архитектурная антропология

3 ноября 1923 года Постановлением ВЦИК была образована Уральская область, в состав которой вошли Пермская, Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская губернии. Область специализировалась на тяжелой промышленности, в первую очередь на металлургии и машиностроении, и должна была обеспечивать весь Советский Союз. Ее центром стал Екатеринбург, который уже в следующем году переименовали в Свердловск.

С получением нового статуса город нуждался в серьезных изменениях, поэтому в конце 20-х годов в Свердловске развернулась масштабная перестройка, которая совпадает с романтичной увлеченностью революционным авангардным течением в архитектуре. Начинает формироваться совершенно иной облик города, который позже станет визитной карточкой столицы Урала.

В рамках новой схемы перепланировки города перестроили центральную часть Свердловска, застроили отдаленные районы. В 1928 году появилась первая жилая многоэтажка — 1-й Дом Горсовета по проспекту Ленина, 36. В 1929 году в эксплуатацию сдали «Белую башню» на Уралмаше. В том же году началась застройка Втузгородка. Первая жилая высотка была готова к заселению в 1932 году — Второй дом советов (Жилкомбинат НКВД) с 11 – этажным жилым домом (а вместе с цокольным — 12-этажным). Комплекс в форме серпа в плане был построен с использованием последних технологий своего времени и до 1950-х годов претендовал на градообразующую роль.

В то же время в Свердловске планировали сформировать точку притяжения, которая смогла бы показать всю мощь промышленного центра государства — площадь Парижской коммуны (бывшую Дровяную). Огромная площадь в два квартала, под стать новым градостроительным масштабам, ограничивалась улицами Луначарского, Малышева, Красноармейской – Тургенева и Первомайской. Именно это место должно было стать новым общественным и административным центром.

По градостроительным планам архитектурный облик площади постепенно формировал несколько конструктивистских зданий: комплекс «Жилкомбината НКВД» («Городок чекистов»), здание Клуба Строителей, гостиница «Большой Урал», здание типографии «Уральский рабочий» и так и не построенный Синтетический театр по проекту Моисея Гинзбурга. Но самое главное место отводилось для Дома промышленности и торговли, который сосредоточил бы в себе управление всей уральской индустрией.

План первого этажа Дома промышленности и торговли
План второго этажа Дома промышленности и торговли

Дом промышленности

В 1927 году объявлен закрытый конкурс на строительство Дома промышленности и торговли (Дома Трестов), который должен собрать в себе руководство всех главных промышленных предприятий Уральской области. Под строительство Дома выделили участок в два квартала в границах улиц Мамина-Сибиряка, Малышева, Луначарского и проспекта Ленина. По итогам конкурса из шести проектов выбрали работу группы Симонова, Гегелло и Кричевского. Но ни один из конкурсных проектов не приняли для строительства, и в 1931 году провели второй этап конкурса. В том же году началось строительство Дома промышленности по проекту архитекторов Фридмана, Глущенко и инженера Пастернака.

Объемно-пространственная композиция Дома промышленности, задуманная в стиле конструктивизма, строилась на контрастном сочетании 7-этажного объема, расположенного по периметру квартала, и отдельно стоящего высотного объема. Комплекс был ориентирован главным входом на площадь Парижской коммуны. Дом промышленности должен был сформировать архитектурный центр города и дать масштаб для строительства нового Свердловска.

Фридман, идейный руководитель проекта, в газете «Уральский рабочий» за 7 августа 1931 года назвал башню Дома промышленности самым высоким зданием СССР. Однако сегодня в отношении фактической высоты башни нет единой точки зрения. В разных источниках встречаются разные данные: высота здания колеблется от 92 до 140 метров, а этажность – от 15 и 17 до 34. Но если в 140-метровом (по разным источникам) здании 15 этажей, то можно вычислить, что каждый этаж в высоту был около 9 метров, что в действительности маловероятно.

Портрет Д. Фридмана и Г. Глущенко через стеклянную модель здания Дома промышленности

Путаница произошла из-за неправильного прочтения чертежей. По лестничным пролетам и перекрытиям в чертежах разреза башни можно насчитать 33 этажа. При этом сам Фридман говорил о том, что 15-этажная часть составлена из 14-ти повторяющихся стандартных этажей. Есть предположение, что каждый этаж башни — это двусветное пространство с антресольным этажом. По такому же принципу через 90 лет в самом центре Екатеринбурга выстроили офисное здание по проекту архитектурного бюро Нормана Фостера. Формально оно 8-этажное, а фактически – 16-этажное. При этом первый нетипичный этаж Дома промышленности — огромное атриумное пространство, которое, если ориентироваться по лестничным пролетам, по высоте сопоставимо с тремя стандартными этажами. При таком подсчете высота здания, если считать от отметки улицы, доходила до ста метров.

Проект действительно был масштабным: периметр здания составлял один километр. Его общий объем — 500 000 кубических метров; предполагалось, что он станет в полтора раза больше легендарного Дома промышленности в Харькове.

В проекте от широкой площади перед Домом промышленности поднимаются лестницы. Они ведут к башне и семиэтажному каре, которые на три метра возвышается над улицей. Здания монументальные и одновременно легкие по своей архитектурной форме. Оконные проемы от пола до потолка создают иллюзию практически стеклянных стен. Строгий ритм и стройность Дома формируют вертикальные ребра по периметру всего фасада. По проекту башня оснащена прожекторами на подобии маяка, а за движением ее панорамных лифтов можно наблюдать с улицы через просматриваемые лифтовые шахты.

Большая стройка Свердловска

В эти же годы на площади Парижской коммуны не прекращали строительства нового Свердловска. С 1912 года здесь уже функционирует здание Оперного театра. Рядом с Домом промышленности с 1930 по 1932 год строилась крупнейшая на Урале гостиница «Большой Урал». На месте будущего здания Совнархоза (1954 года постройки), которое в 1966 году передадут Уральскому государственному университету имени Горького, до 1950-х годов торжествовала малоэтажная жилая застройка.

С 1929 по 1936 годы велось строительство «Жилкомбината НКВД» («Городка Чекистов»), включающего в себя общежитие для сотрудников НКВД, впоследствии ставшего гостиницей «Исеть», и здания ДК Дзержинского (ныне Краеведческий музей). С 1929 по 1933 годы, буквально через дорогу от будущего Дома промышленности, возводили Клуб Строителей, здание которого в 1943 году будет передано Свердловской киностудии, а затем и вовсе станет торговым центром. Дальше по проспекту Ленина за Клубом Строителей с 1931 по 1936 год строился жилой комплекс Гостяжпромурала — огромного комплекса в квадрате улиц Ленина, Бажова и Кузнечной. Дома-коммуны должны были обеспечить жильем сотрудников Дома промышленности.

С западной стороны площади Парижской коммуны с 1929 по 1930 год возводили другая ее границу — здание типографии Уральского рабочего, которое растянулось от жилого сектора на месте будущего корпуса УрФУ вплоть до Карла Либкнехта. До 1934 года перестраивали здание Уралснабторга (проспект Ленина, 41). С 1929 по 1934 год возводился Дом Связи (Главпочтамт). Через дорогу от него в 1930 году снесли Екатерининский собор — к середине 1930-х здесь появится здание Уральского облисполкома, который изначально планировалось возвести на месте гостиницы «Большой Урал».

Чертеж ночного облика Дома промышленности

Перемены

Грандиозный для всего СССР проект Дома промышленности так и не был реализован до конца.

17 января 1934 года перестала существовать Уральская область. Объявлялось, что в связи со сложностью управления столь обширной территорией из Москвы, а скорее всего — из-за мощнейшей концентрации тяжелой индустрии и, как следствие, повышения самостоятельности Уральского региона. Постановлением ВЦИК область разделили на три субъекта — Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Финансирование уменьшилось, а создание промышленной столицы перестало быть в приоритете. Единственный вербальный след всей этой истории сохранился в названии гостиницы — «Большой Урал».

Строительство Дома промышленности продолжилось. К 1935 году построили часть 7-этажного объема со стороны Мамина-Сибиряка. Велось строительство башни, но пока высота составляла всего пять этажей. Но в один из дней стройки загорелись деревянные леса будущей высотки и опалубка, с помощью которой возводился монолит. Недостроенная башня сгорела как факел: по словам родственников очевидцев, в соседних зданиях — гостинице «Большой Урал», домах со стороны проспекта Ленина — от высоких температур лопались стекла.

Документальных фотографий пожара найти не удалось, поэтому оценить его фактические объемы сложно. Но сохранился рисунок, сделанный в момент пожара. Его автор — Алексей Афанасьевич Демидов — отец Бориса Алексеевича Демидова, главного архитектора бюро «Гордеев–Демидов».

Рисунок был сделан с натуры в момент пожара из-за здания гостиницы «Большой Урал» — из двора частного жилого дома по улице Красноармейской, где раньше располагалась малоэтажная жилая застройка. На картине видно уже построенную часть Дома промышленности и клубы дыма, которые поднимаются со стороны проспекта Ленина. На территорию вокруг пожара летели горящие листы фанеры и стройматериалов, которые могли спровоцировать другие возгорания. Но все обоглось: леса и опалубку строящейся башни Дома промышленности потушили. Строительство выгоревшего участка заморозили, а позже о проекте небоскреба и вовсе забыли. После появилось две версии причины пожара: случайное возгорание строительного мусора, которая станет основной, и диверсия.

Визуализация Дома промышленности 
Визуализация Дома промышленности

В 1937 году окончательно завершились строительные работы первой очереди, но с началом Великой Отечественной войны возведение Дома промышленности остановилось. С 1941 по 1945 годы там был расположен военный госпиталь № 414 на 1 600 коек, эвакуированный из Украины. Там же размещались производственные предприятия и военные.

Блок со стороны улицы Мамина-Сибиряка частично перестроили под военные нужды. Для экономии тепла огромные оконные проемы, дававшие зданию легкость и чикагский стиль, частично заложили кирпичной кладкой.

После войны строительство остальных частей Дома промышленности продолжилось, но к большим оконным проемам уже не вернулись. Последний блок 7-этажного здания сдали в 1967 году, на часть объема по улице Луначарского достроили не по изначальному проекту — до проспекта Ленина, а лишь наполовину.

В 3-этажном корпусе, оставшемся от первого небоскреба СССР после пожара, до начала 50-х размещался радиозавод. К 1970 году здание достроили до 12 этажей, сейчас здесь находится Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области.

Даже сегодня в силуэте обычного офисного здания по сохранившимся вертикальным ребрам можно узнать проект грандиозной башни, которая должна была быть выше почти в три раза и в 30-х годах предполагалась самым высоким небоскребом в Европе. А сам Дом промышленности сегодня считается одним из самых крупных строений в стиле конструктивизма в мире.


фотографии: обложка, 1, 3 – 6, 12 – 14 — Canadian Centre for Architecture, 2, 15, 16 — Архитектурное бюро «Гордеев-Демидов», 7 – 9, 11 — ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области, 10 — Музей истории Екатеринбурга, 17 – 35 — Сергей Потеряев/The Village Екатеринбург

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Facebook

VK

Instagram

telegram

Twitter

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга

Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата
Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата Автор бульварного кольца у Дворца молодежи Мирослав Штука — о том, как на Урале реализовали проект польского бюро
Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата

Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата
Автор бульварного кольца у Дворца молодежи Мирослав Штука — о том, как на Урале реализовали проект польского бюро

«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»
«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО» Жители Дома работников Юстиции — о здании, необычном соседстве и побегах из тюрьмы
«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»

«Я живу в Городке Юстиции, в доме возле СИЗО»
Жители Дома работников Юстиции — о здании, необычном соседстве и побегах из тюрьмы

Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии
Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии Звуковые волны, бар, ресторан и пространство для перфомансов
Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии

Хадид на Либкнехта: Визуализация проекта Свердловской филармонии
Звуковые волны, бар, ресторан и пространство для перфомансов

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Первая полоса

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»
«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»
«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект
И в пир, и в диджитал-мир Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности
И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект

И в пир, и в диджитал-мир
Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Подпишитесь на рассылку