Дистанционное обучение: Городские ценности The Village продолжает рассказывать о том, как проходит обучение по теме «Горожане как потребители» на «Стрелке». В новом выпуске — рассказ о городских ценностях по материалам преподавателей института

Одна из пяти тем нового учебного года на «Стрелке» — «Горожане как потребители». Задача у кураторов и студентов амбициозная — изучить мировосприятие современного москвича, вывести некую формулу, по которой живёт общество в столичных микрорайонах, и, что самое сложное — смоделировать привычки и пожелания горожан на будущее. Полевые работы ведутся в советских микрорайонах. Чтобы увидеть процесс обучения и исследования изнутри, The Village запустил новый блог «Новые микрорайоны: Горожане как потребители». Основываясь на лекциях трёх преподавателей курса, в этом выпуске редакция подготовила рассказ о современных городских ценностях и узнала, что такое современная теократия, как она связана с социальными монстрами и кто такой человек-смартфон.
ЛЕКТОРЫ
| АЛЕКСАНДР БАРД |
| ДЭВИД ЭРИКСОН |
| АЛЕКСАНДР ВЫСОКОВСКИЙДекан Высшей школы урбанистики, профессор, руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов». |
|
ЗАЧЕМ АРХИТЕКТОРАМ ЦЕННОСТИ?
«Если ты хочешь узнать, что на самом деле думает сидящий перед тобой человек, задавай ему абстрактные вопросы, наблюдай за его поступками, но не спрашивай его напрямую», — учат студентов института «Стрелка» лекторы темы «Горожане как потребители». Так делают и бизнесмены, и социологи. Невозможно выиграть, следуя ответу покупателя на вопрос, какие изменения в продукте ему нужны. Он и сам может не знать, что можно добавить*. Выигрывают те, кто пытается предугадать и даже смоделировать будущие запросы потребителей, предложив им то, о чем они даже помыслить не могли. |
|
|
«Если вы хотите участвовать в создании города, тащите людей за собой в новый век. Участвуйте в их образовании, развлечениях. Это чертова работа архитектора!»
— Александр Бард
Для этого нужно проследовать за потребителем, в руки которого только что попал продукт. Чем больше действий человек сможет совершить с помощью этой вещи, тем выше ценность покупки. Это такая задача успешного бизнесмена — забыть о стоимости продукта, сосредоточиться на том, как потребитель его использует и как будет использовать.
Те же подходы применимы и в урбанистике, только наблюдение за продуктом в руках покупателя растягивается на десятки лет. Архитектор удовлетворяет текущие потребности горожан в жилье и тем временем уже предполагает, как изменятся запросы в городе со временем. Именно для этого архитекторам необходимо представлять современные ценности горожанина — комплекс социологии, философии и опять-таки бизнес-моделей как комплексного подхода.
«Некоторые люди просто не чувствуют связь с покупателями. „Я — архитектор, единственное, что меня волнует, — нравится ли мне это здание“»
— Дэвид Эриксон
«Ключ к потребителю — в его ценностях», — рассказывает Дэвид Эриксон. По его заданию студенты перечисляют причины неудач системы высшего образования, политики, традиционных рекламных агентств, компании Nokia. За каждой из причин стоят устаревшие ценности, которые приводят компанию к провалу. Задача студентов — отделить вредное от полезного и в случае необходимости внедрить в сознание людей что-то новое. С этого начинается и урбанистика.
ЧЕЛОВЕК-СМАРТФОН
Современная философия говорит, что миром движет внимание. Формулу внимания легко просчитать: доверие, умноженное на узнавание. Формула подтверждается статистикой. Например, потребители больше не реагируют на рекламу, им нужна информация из источников, заслуживающих доверия. 98,2 % пользователей Google переходят по релевантным ссылкам в поиске, а рекламные ссылки собирают только 1,5 % пользователей.
Это новая формула успеха — быть привлекательным для пользователя всегда, потому что у горожанина не осталось времени на прогресс и изменения. Генетическая революция почти произошла, Александр Бард утверждает, что «человеческое существо в наши дни — это тело человека со смартфоном в руках». Люди следят только за теми сайтами, в которые вовлечены сами, — это даёт чувство виртуальной власти*. Опыт массмедиа показывает, что без этого ощущения уже никому не обойтись, даже телевидение и печатная пресса вынуждены симулировать интерактивность, чтобы привлекать привычного потребителя. Популярными музыкантами тоже становятся те, кто предоставляет своим фанатам социальную идентификацию: старинная модель «я такой же, как вы» или современный способ — YouТube. |
|
|
«В наше время не нужны эксперты. Семнадцатилетняя блондинка, читающая „Википедию“ со своего телефона, — уже эксперт»
— Александр Бард
Новая метафизика — чувство контекста и социальные связи. Успешными турагентствами становятся те, к которым первым приходит понимание: люди едут в Непал не для того, чтобы побывать в этой стране, они просто хотят там «зачекиниться». Успешность теперь определяется не деньгами, а количеством социальных связей. Пользователи Facebook добавляют друзей, чтобы показать окружающим, кого они знают*. |
|
|
Меняется и идея города. Всё больше людей не ездят на работу пять дней в неделю и не сидят в офисе с 9 утра до 6 вечера. Виртуальное пространство начинает контролировать город, так же как город контролирует деревню. Задача архитекторов — искать новые пути решения транспортных, жилищных, пространственных проблем.
РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ
Глупо думать, что изменения в сознании людей не коснутся России. К примеру, в Кении люди не пользуются кредитными картами, используя вместо них мобильные телефоны. Подобные изменения ждут и Россию, но для этого необходимы перемены в сознании общества, переоценка ценностей.
Данные международной ассоциации World Values Survey Association, полученные в результате исследований в 97 странах мира и охватывающие 88 % населения земли, показывают, что Россия ушла от традиционных ценностей к светски-рациональным*. Однако россиянам гораздо важнее выживание, чем самовыражение и мотивация самостоятельно контролировать свою жизнь. |
|
|
«Во всём мире, кроме СССР, идея микрорайона исчерпала себя в 80-е. В России она встроилась в государственный строй и осталась»
— Александр Высоковский
По данным исследования, наши соотечественники считают, что о них можно сказать следующее: они любят помогать окружающим, ценят традиции, достойно себя ведут и хотят жить в безопасных районах. Не в стиле русских: приключения и рискованность, богатство, успех, хорошо проведённое время, новые идеи и креативность. Задача будущего урбаниста — менять эти установки, создавать новую систему ценностей и использовать уже имеющиеся данные.
Данные показывают, что старшее поколение современных россиян экология волнует больше, чем экономический рост и появление новых рабочих мест. 58 процентов жителей России считают себя «в принципе счастливыми», что на 4 процента выше общемирового показателя.
Русские спокойнее, чем весь мир, относятся к иммигрантам, живущим по соседству, правда, по нелюбви к гомосексуалистам-соседям с нами может сравниться только Китай.