Гид по заводу НИИДАР Главное о новом месте творческого притяжения на руинах советской индустриализации

Гид по заводу НИИДАР

НИИДАР на Преображенке — один из старейших заводов в истории России, который занимался производством сложных радиотехнических систем и военной техники еще до начала Второй мировой войны. Предприятие активно развивалось в советское время, оно продолжает выпускать радиооборудование и сейчас, но уже на другой территории (в 2014 году производство переехало в Зеленоград). Что же касается бывших заводских помещений, то, как это часто бывает с индустриальными постройками периода СССР, НИИДАР стал постепенно пустеть, а освободившиеся помещения стали активно сдавать в аренду.

В последнее время на территории завода стало открываться все больше спортивных секций и коммерческих проектов. Более того, НИИДАР облюбовали художники и галеристы. Так территория завода, расположенного в районе Преображенки, постепенно фактически стала новым «Электрозаводом». В последнем стабильно растет арендная ставка и ужесточаются условия для владельцев мастерских. Дошло до того, что одна из крупных московских галерей, «Электрозавод», переехала из одноименного кластера в НИИДАР.

The Village решил узнать, кто обитает в месте былого величия советской интеллектуальной промышленности, чем НИИДАР отличается от других московских кластеров и стал ли завод точкой коммерческого притяжения.

Мастерская «Дар труда» 

У нас — самая первая общественная мастерская в России. Мы специализируемся на столярных работах и существуем уже больше четырех лет. К нам можно прийти, арендовать рабочее место на нужное время, поработать руками и изготовить необходимый предмет.

У нас большие цеха площадью около 600 квадратных метров. Когда-то мы снимали помещение в районе Чистых прудов и назывались «Двор сотрудней». Там у нас был маленький подвальчик, а в НИИДАР — огромное помещение и отличные возможности для роста. 

НИИДАР — классное пространство. Близко к метро, парк «Сокольники» рядом, а сам кластер расположен за пределами Третьего транспортного кольца, так что можно без проблем приехать на габаритной машине, если нужно привезти что-то крупное. Но есть у НИИДАР и один существенный минус — известно, что в обозримом будущем его закроют, чтобы построить здесь жилой квартал. Причем говорят, что это может произойти уже в течение года.

Здесь много всего: площадка для игры в теннис, спортивный зал, мастерские художников, столярные мастерские. Также на заводе часто устраивают вечеринки, но я не принимал в них участия. Еще есть достаточно интересный проект «Свалка» — это такая барахолка.

НИИДАР круче всех остальных московских творческих кластеров, которые, на мой взгляд, очень хипстерские, дорогие и скучные. А наш завод более андерграундный и простой, в нем нет ничего лишнего и царит рабочая атмосфера. В отличие от «Артплея», например, здесь сохранился дух старых заводских помещений, в которых очень умные люди создавали сложные электронные системы. А еще эта территория очень интересна с архитектурной точки зрения: можно увидеть красивейшие дома советского периода. 

«Свалка» 

«Свалка» включает в себя целых два проекта. Первый так и называется — это сервис по вывозу и реализации ненужных вещей. На «Свалку» привозят вещи со всей Москвы, а мы их сортируем, обрабатываем и распределяем. По средам и субботам устраиваем самую большую крытую барахолку столицы, где можно найти буквально все что угодно. Также в НИИДАР расположены пункт выдачи нашего интернет-магазина и точка, куда приезжают оптовые покупатели, как правило, это секонд-хенды.

Второй наш проект называется «Расфигачечная дебошь». Это веселый аттракцион, наполненный всеми теми неликвидными вещами, которые нельзя починить, продать или реализовать другим образом. Мы помещаем их в две специальные комнаты, а каждый желающий может выпустить пар и разнести все в клочья. 

Раньше «Свалка» располагалась на территории завода «Москвич» в районе станции «Волгоградский проспект». Переехать пришлось по нескольким причинам. Во-первых, от метро туда нужно было идти минут десять, что особенно критично в плохую погоду, а НИИДАР находится в двух минутах от подземки. Кроме того, с администрацией НИИДАР у нас нет тех проблем, которые возникали с руководством «Москвича»: там в день барахолки нам могли без предупреждения отключить электричество. А еще наше помещение в НИИДАР мы сумели утеплить к зиме, тогда как на прошлом месте нам приходилось все время пользоваться переносными обогревателями.

Но, несмотря на все плюсы этой территории, мы все равно думаем перевезти «Свалку» в другое место. Проект растет, и гостям необходимы более благоприятные условия. Хотим найти место поближе к центру и без пропускного режима, потому что с этим иногда бывают проблемы.

Думаю, НИИДАР сложно назвать полноценным творческим кластером, потому что он очень разрозненный. Здесь полно разноплановых организаций и компаний, которые сложно привести к единой концепции. А для того, чтобы место стало культовым, надо создать конкретные условия — предоставить площадки кафе, выбрать формат организаций, которые будут здесь базироваться. Но местная администрация этим не занимается.

Рядом с нами работает игра-квест, которая по ночам пугает всю округу тревожными звуками сирены. Есть школа танцев, репетиционная база, тренировочный клуб реконструкторов и еще некоторые интересные проекты. Ребята с репетиционной базы иногда выступают на наших мероприятиях, некоторые затариваются на наших барахолках, но не могу сказать, что у нас какое-то плотное взаимодействие.

В НИИДАР порой проходят вечеринки, а мы как раз являемся главными патимейкерами. Мы организовываем тематические события сами, а также предоставляем площадку для всех, кому это интересно. У нас праздновала свой день рождения DJ Mashera, проходил фестиваль «Д.Н.О.» и несколько наших собственных вечеринок. Но мы не собираемся останавливаться на этом и планируем несколько тусовок на декабрь и январь. Мы открыты для любых предложений, у нас очень приятные условия, но есть очень четкий ценз — мы принципиально не делаем мероприятия, которые нам неинтересны или не подходят по идеологическим соображениям.

Теннисный клуб artTT

Мы энтузиасты от мира настольного тенниса. У нас любительский клуб с профессиональным подходом, играть в нем могут как дети, так и взрослые. Никаких ограничений по возрасту нет: это очень доступный вид спорта.

У нас масштабный проект, если сравнивать его с другими теннисными клубами в Москве, то у нас 16 столов, а это довольно много. В НИИДАР мы открылись чуть больше года назад, и нам очень нравится это пространство, потому что оно находится близко к метро, да и на машине просто доехать. Про работу завода НИИДАР здесь постоянно травят байки. Например, я слышал, что в военное время на этой территории изготавливали оружие.

Нам говорили, что документы о застройке НИИДАР уже подписаны, но никаких конкретных требований по этому поводу администрация предприятия нам пока не выдвигала. Ну, если попросят, то съедем, куда деваться. Хотя здесь функционирует много интересных проектов — начиная от «Свалки» и заканчивая боксерским клубом. Будет жалко, если такое пространство зачистят под новый торговый центр.

Екатерина Коваленко, мастерская

В НИИДАР я снимаю мастерскую вместе с друзьями. Один из них реставрирует книги, другой — художник и ювелир. Сама я занимаюсь скульптурой и инсталляциями, еще преподаю основы академического рисунка и скульптуры — готовлю абитуриентов к поступлению в вузы. Мое творчество относится к современному искусству. Помимо этого, я занимаюсь проектами с фотографом Верой Баркаловой. У нас было несколько выставок в духе тотальных инсталляций. Последняя крупная выставка проходила в «Варочном цехе» в Мытищах.

Также вместе с Верой мы организовываем Super Sexy Second. Это маркет, на котором все желающие могут отдать даром или продать — не больше чем за 100 рублей — свои вещи. К нам приходят творческие люди и покупают хорошую качественную одежду за минимальные деньги. Наш посыл таков: мы живем в эпоху перепроизводства, и порой люди хранят тонны одежды, потому что им жалко ее выкинуть. Мы же за экологию, разумный подход к расходованию ресурсов и веганскую этику. 

Мы устраиваем Super Sexy Second раз в три месяца, и в последний раз маркет прошел на территории ЦТИ «Фабрика». Но сейчас, к сожалению, уже холодно, поэтому открытые площадки нам не подходят. На наши маркеты часто приходят музыканты, и вместе с ними мы устраиваем спонтанные или запланированные концерты.

В НИИДАР мы переехали с «Электрозавода», где снимали помещение почти четыре года. Это был вынужденный шаг, потому что условия на «Электрозаводе» становились все жестче, и в итоге арендаторов перестали пускать ночью в те помещения, за которые они платили деньги, требовали за это дополнительную плату. Это не очень хорошая ситуация для творческих людей, у которых бывают срочные заказы, требующие почти круглосуточной работы. Кроме того, зачастую отличная идея приходит посреди ночи, и неплохо бы сразу начать ее реализовывать. Еще на «Электрозаводе» повысили арендную плату, так что почти все мастерские перекочевали в другие места. По большому счету, остались только рекламные мастерские с дневной занятостью. 

На «Электрозаводе» в свое время сложилось очень интересное сообщество художников, архитекторов и скульпторов — три галереи, мастерские Сергея Браткова и Арсения Жиляева, многое другое. Этот кластер просуществовал около четырех лет и стал постепенно приходить в упадок после закрытия галереи «Электрозавод».

На «Электрозаводе» царит эдакая атмосфера готического замка — это очень романтичная постройка, по сравнению с которой НИИДАР куда более эклектичный и просторный. Во дворах завода много зелени, и вообще все выглядит будто бы по-мещански, но это даже хорошо. Лично я в этом месте чувствую себя более расслабленно, в том числе потому, что нет жесткой системы охраны и видеонаблюдения. Можно свободно творить, и никто не будет за тобой постоянно наблюдать, как-то прессовать. Так что после «Электрозавода» возникает ощущение, будто ты переехал из города в частный дом, где можешь независимо и спокойно заниматься своими делами. 

В НИИДАР начинают постепенно стекаться художники с «Электрозавода» и других мест, потому что здесь очень дешевая арендная ставка и выгодное расположение — близко к метро, что особенно удобно зимой. Рядом проходит Третье транспортное кольцо, до «Ашана» и «Леруа Мерлен» ехать недалеко — в общем, есть все, что нужно для работы. 

После сложного переезда с очень тяжелым оборудованием для скульптуры и учебной литературой я надеюсь остаться в НИИДАР хотя бы года на три. В отделе аренды нас успокоили и сказали, что в ближайшие три-четыре года пространство будет существовать в нынешнем режиме, так что есть надежда на то, что все будет так, как я задумала.

Я знаю многих из тех, кто арендует здесь площадки, — «Дар труда», несколько небольших мастерских, где производят мебель, блокноты, обувь и украшения, галерею «Электрозавод», художников Лену Артеменко, Сергея Браткова, Настю Кузьмину. Еще есть парень, который занимается гравюрой, живописью и делает скейты, также работает гитарная мастерская. Естественно, здесь быстро образовался свой микроклимат. Кругом снуют доставщики пиццы и пирогов — на «Электрозаводе» такого не было, потому что туда достаточно трудно попасть посторонним. 

В НИИДАР проходят и вечеринки, но это явно не клубный формат. Как правило, небольшие камерные тусовки устраивают владельцы мастерских.

НИИДАР и «Электрозавод» очень отличаются от других московских кластеров, потому что это закрытые сообщества с пропускной системой и очень нишевыми конторами. Здесь расположены мастерские лазерной гравировки, пильные и рекламные мастерские, работают проекты, занимающиеся сваркой и металлоремонтом. В общем, есть все, что может понадобиться современному художнику, это места творческого, а не коммерческого притяжения.

Мастерская Лены Артеменко

До НИИДАР я больше полутора лет снимала на «Электрозаводе» мастерскую вместе с друзьями из Школы Родченко. Потом я осталась без мастерской и хранила свои объекты, инсталляции, инструменты и материалы на складах, съемных квартирах и у знакомых.

Помыкавшись так примерно год, я въехала в освободившийся угол в небольшой мастерской в 16-м корпусе НИИДАР. Честно говоря, это стало для меня большой удачей, так как я впервые въезжала в мастерскую, которую не надо было ремонтировать с нуля — вывозить хлам тачками, красить стены, распиливать трубы, отбивать кафель и мыть шестиметровые окна. Все это, например, нам с ребятами пришлось проделать на «Электрозаводе» дважды в связи с переездами. При этом аренда в НИИДАР в целом стоит ниже.

Площадь нашей мастерской составляет примерно 44 квадратных метра. Мы занимаем ее впятером, мы — это живописцы, видеохудожники, скульпторы. Нам очень повезло с корпусом, потому что именно здесь находится знаменитая крыша с трубами, где в теплое время года так здорово лежать на раскладушке, пить пиво и таращиться в небо. В НИИДАР расположена куча производственных площадок, а также все больше друзей и знакомых начинают снимать мастерские по соседству.

Пока что местная пропускная система по сравнению с той, что была на «Электрозаводе», достаточно толерантна — это очевидный плюс. Но арендодателям НИИДАР, в принципе, наплевать на состояние труб, канализации, вентиляции, сантехники и лифтов, поэтому зачастую, если что-то ломается, приходится либо терпеть, либо менять за свой счет, либо вообще переезжать в другое место. Мы столкнулись с тем, что месяц назад этажом выше помещение арендовало производство, которое круглосуточно сверлит нам потолок, да так, что вибрируют железные опоры. Понятно, что никто никому не может запретить работать нон-стоп, как и обязать сделать звукоизоляцию, поэтому сейчас мы думаем, как эту проблему решить — беруши, переезд или звукоизоляция за свой счет.

В последнее время я мало хожу в гости и на вечеринки. В основном запираюсь в мастерской с отключенным телефоном и просто работаю. Но сам факт того, что по соседству обитает куча твоих товарищей — ребята из галереи «Электрозавод», друзья из Школы Родченко, художники Виктор Алимпиев и Сергей Братков, к которым всегда можно зайти, чтобы получить совет или выпить, — уже сделало НИИДАР местом силы с достаточно интимной дружеской атмосферой.

«Электрозавод» 

Наша галерея — это площадка для разнообразной деятельности в области современного искусства. Раньше мы находились на территории «Электрозавода», но пришлось переехать: в какой-то момент мы потеряли общий язык с руководством. И все же это были отличные четыре года работы. 

Мы искали новую площадку, и наш выбор пал на НИИДАР, потому что здесь низкая арендная ставка. Никаких нареканий к местному руководству у нас нет, и мы хотим пробыть здесь максимально долго. 

Думаю, НИИДАР сложно сравнивать с существующими московскими кластерами, потому что он вмещает в себя совершенно разных людей и проекты, часть из которых организуют художники. Многие из наших друзей снимают здесь мастерские, и все они наши любимчики. Еще в НИИДАР раз в неделю или две проходят вечеринки, но это скорее формат дружеских посиделок.

Мастерская Виктора Алимпиева

Я снимаю мастерскую в НИИДАР где-то полгода — занимаюсь живописью и монтирую видео. Переехал сюда из НИКФИ, потому что здесь больше места. Не могу сказать, что снимать помещение в НИИДАР дешево. Но он находится очень близко к метро, что здорово. А вот пешком от центра сюда не дойдешь, от «Винзавода» идти часа два — я пробовал. То есть НИИДАР — никакой не рай, просто обычная площадка, которую сдают в аренду.

В мастерской немного подтекает крыша, но пока меня это не беспокоит. Ведь в НИИДАР нет запретов, которые действовали и действуют в других кластерах. Например, в предыдущем месте был запрет на ночную работу. Правда, никто его не соблюдал, но все равно комендантский час — это неудобно. Еще в НИИДАР можно спокойно устраивать вечеринки с кучей гостей. И не нужно переживать из-за звона бутылок в пакете на проходной, когда идешь на день рождения. В общем, никто не следит за моральным обликом арендаторов. Я вот знаю, что на «Электрозаводе» устраивали по этому поводу обходы, а здесь всем по барабану — платишь деньги и порти свое здоровье, как тебе угодно.

В НИИДАР все время поднимается арендная плата, и уже сейчас она никакая не льготная. Если найдется помещение дешевле, можно будет переехать, но точно не в ближайшее время. Для меня НИИДАР — не какой-то особенный творческий кластер, а просто место, где можно снять помещение как квартиру. Другие ребята нашли себе более дешевые помещения в складчину и, думаю, чувствуют себя лучше. Я пока мало где был, но здесь нет ощущения как в доме Союза художников, где постоянно кого-то встречаешь — в НИИДАР все достаточно разбросано.

Одним словом, я не вижу в НИИДАР ничего особенного, обычные руины советского НИИ, где я не за дешево снимаю себе мастерскую. Какой-то душевной или художественной привязанности к этому месту у меня нет. Обыкновенная совдеповская собственность, которую сдают в аренду перед тем, как построить здесь город-сад. 

фотографии: обложка, 1, 2, 5-21, 23-25, 29-38, 43-50 – Евгения Жуланова; 3, 4, 22, 26-28, 39-42 – Екатерина Балабан

Share
2
скопировать ссылку

Читайте также:

От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы
От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблыМузыканты и руководители лейблов рассказывают о сотрудничестве друг с другом
От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы

От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы Музыканты и руководители лейблов рассказывают о сотрудничестве друг с другом

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история» Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории

Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда
Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангардаДом Мельникова, Наркомфин и авангардный жилой комплекс на Шаболовке
Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда

Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда Дом Мельникова, Наркомфин и авангардный жилой комплекс на Шаболовке

Как устроен «Музей инопланетного вторжения»
Как устроен «Музей инопланетного вторжения»Пришельцы в СССР как зеркало ксенофобии
Как устроен «Музей инопланетного вторжения»

Как устроен «Музей инопланетного вторжения» Пришельцы в СССР как зеркало ксенофобии

От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы
От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблыМузыканты и руководители лейблов рассказывают о сотрудничестве друг с другом
От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы

От Hyperboloid до «ГОСТ Звука»: Как работают московские музыкальные лейблы Музыканты и руководители лейблов рассказывают о сотрудничестве друг с другом

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории
Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история»

Михаил Зыгарь — о том, как устроен проект «1917. Свободная история» Главный редактор нового исторического ресурса рассуждает о литературе будущего и популяризации истории

Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда
Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангардаДом Мельникова, Наркомфин и авангардный жилой комплекс на Шаболовке
Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда

Прогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда Дом Мельникова, Наркомфин и авангардный жилой комплекс на Шаболовке

Как устроен «Музей инопланетного вторжения»
Как устроен «Музей инопланетного вторжения»Пришельцы в СССР как зеркало ксенофобии
Как устроен «Музей инопланетного вторжения»

Как устроен «Музей инопланетного вторжения» Пришельцы в СССР как зеркало ксенофобии

Комментарии

2 комментария
Показать все

"Мы же за экологию..."

Блин, а я тогда за филологию, орнитологию и лесоведение.

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Тальятелле, лингвини, казаречче и спагетти: Где есть пасту в Москве

Что делать, если ваши доходы упали

Большое интервью с Cream Soda

Правда ли мы больше устаем от удаленки

Что делать, если вам изменили

Первая полоса

Тальятелле, лингвини, казаречче и спагетти: Где есть пасту в Москве
Тальятелле, лингвини, казаречче и спагетти: Где есть пасту в Москве
Тальятелле, лингвини, казаречче и спагетти: Где есть пасту в Москве

Тальятелле, лингвини, казаречче и спагетти: Где есть пасту в Москве

Что делать, если ваши доходы упали
Что делать, если ваши доходы упалиКак пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов
Что делать, если ваши доходы упали

Что делать, если ваши доходы упали Как пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов

Большое интервью с Cream Soda
Большое интервью с Cream SodaОб альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе
Большое интервью с Cream Soda

Большое интервью с Cream Soda Об альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе

Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект
Правда ли мы больше устаем от удаленкиИ какую роль здесь играют видеозвонки
Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект

Правда ли мы больше устаем от удаленки И какую роль здесь играют видеозвонки

Что делать, если вам изменили
Что делать, если вам изменилиОтрывок из книги психолога Марины Травковой
Что делать, если вам изменили

Что делать, если вам изменили Отрывок из книги психолога Марины Травковой

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо
От первой любви до дуэта длиной в 20 летС кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии
От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет С кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы» Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы? И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку

Видеоигры — отражение мира
Спецпроект
Видеоигры — отражение мираКак PlayStation стала культовой консолью
Видеоигры — отражение мира
Спецпроект

Видеоигры — отражение мира Как PlayStation стала культовой консолью

Паназиатский ресторан «Соль» на Солянке, русская версия Ladurée и лондонская пицца в «Пицце 22 см»
Паназиатский ресторан «Соль» на Солянке, русская версия Ladurée и лондонская пицца в «Пицце 22 см»
Паназиатский ресторан «Соль» на Солянке, русская версия Ladurée и лондонская пицца в «Пицце 22 см»

Паназиатский ресторан «Соль» на Солянке, русская версия Ladurée и лондонская пицца в «Пицце 22 см»

В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво
В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво Современные интерьеры, Железный человек и роботы
В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво

В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво Современные интерьеры, Железный человек и роботы

Многообещающая Паназия: Ресторан-бар «Соль» на улице Солянке
Многообещающая Паназия: Ресторан-бар «Соль» на улице Солянке
Многообещающая Паназия: Ресторан-бар «Соль» на улице Солянке

Многообещающая Паназия: Ресторан-бар «Соль» на улице Солянке

«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»
«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»История предпринимателя, который сдавал в аренду кальяны, а потом занялся недвижимостью
«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»

«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю» История предпринимателя, который сдавал в аренду кальяны, а потом занялся недвижимостью

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам

И обяжет организаторов акций присылать властям финансовые отчеты

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам И обяжет организаторов акций присылать властям финансовые отчеты

«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет»
«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет» И смогла выбраться
«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет»

«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет» И смогла выбраться

Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive
Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive
Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive

Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive

Приложение «Метро Москвы» стало отслеживать историю поездок по картам пассажиров. Пока только по «Тройкам»

Приложение «Метро Москвы» стало отслеживать историю поездок по картам пассажиров. Пока только по «Тройкам»

Приложение «Метро Москвы» стало отслеживать историю поездок по картам пассажиров. Пока только по «Тройкам»

Современные композиторы, за которыми стоит следить
Современные композиторы, за которыми стоит следить Плейлист, составленный участниками оркестра Opensound
Современные композиторы, за которыми стоит следить

Современные композиторы, за которыми стоит следить Плейлист, составленный участниками оркестра Opensound

Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи
Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»
Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи

Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»

Подпишитесь на рассылку