С другого берега: Десять русскоязычных изданий в эмиграции Вчера в Риге запустилось общественно-политическое издание Meduza, ориентированное на российскую аудиторию. The Village вспомнил, какие важные газеты и журналы открывали русские авторы за границей

С другого берега: Десять русскоязычных изданий в эмиграции

20 октября заработало издание, созданное бывшей редакцией «Ленты.ру». В недавнем интервью Forbes представители Meduza рассказывали о стратегии: новый проект будет как агрегировать интересный контент, так и создавать собственные материалы. 

Идея открыть проект в Латвии появилась после того, как главного редактора «Ленты.ру» Галину Тимченко уволили в марте этого года. Вслед за ней ушла почти вся редакция. В связи с ужесточением регулирования СМИ в России, бывшие сотрудники «Ленты.ру» решили, что открывать новое политическое издание в стране слишком рискованно. Офис новой редакции появился в Риге.

The Village посмотрел, какие издания открывались в других странах из-за ужесточения цензуры и ориентировались на русскоязычную аудиторию. По данным каталога Emigrantica, cо времён первой волны эмиграции в Берлине насчитывалось 177 эмигрантских изданий, в Нью-Йорке — 199, в Праге — 264 и 429 в Париже.

 

«Колокол»

(1857–1867)

Историки считают, что издание эмигрантской печати началось с тех пор, когда философ Александр Герцен и поэт Николай Огарёв создали в Лондоне первую Вольную русскую типографию.

Герцен, который однажды поклялся бороться за свободу, уехал навсегда за границу после смерти отца. Сначала он жил в Париже и участвовал в издании газеты французского политика Пьера Прудона «Глас народа», но быстро разочаровался в идеалах Запада. В Европе тогда рушилась система ценностей, в воздухе витала обречённость. После смерти жены в 1852 году Герцен переехал в Лондон и создал типографию для печати запрещённых в России произведений, в основном демократического и революционного характера. В первые годы привлекать российских авторов было сложно. Ситуация наладилась в 1855 году, когда появился альманах «Полярная звезда». В июле 1856 года Герцен и Огарёв запустили ещё одно периодическое издание — «Голоса из России», принимающее статьи либерального направления. Ко времени запуска «Колокола» читательских писем было достаточно для создания регулярного издания. В первые годы работы к Герцену приезжали Чернышевский, Толстой, Тургенев, Достоевский и другие известные авторы и учёные. 

Изначально редакция писала о России для Европы, публиковались брошюры на английском и французском языках, но вскоре Герцен изменил подход. «Я первый снимаю с себя вериги чужого языка и снова принимаюсь за родную речь... Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью — вся моя цель», — заявил он.

Пик влияния «Колокола» пришёлся на годы, предшествовавшие отмене крепостного права, тогда газету регулярно читали в Зимнем дворце. Но после проведения крестьянской реформы тиражи начали падать. Для либералов Герцен был слишком революционным, для радикалов — слишком умеренным. В марте 1865 года российские власти потребовали у правительства Великобритании выслать «Колокол». Редакция переехала в Швейцарию и продолжила издавать газету.

За десять лет существования газету выпустили 500 тысяч раз. Во времена наибольшей популярности тираж номера достигал 2 500–3 000 экземпляров (4 500–5 000 с повторными тиражами), в то время легальные газеты издавались тиражом 10 000 копий. Из-за больших логистических издержек, стоимость газеты, дошедшей до русского читателя, иногда увеличивалась в десять раз от первоначальной.

 

«Русская мысль»

(1918–1927)

В 1917 году, через два дня после захвата власти в Петрограде, Совнарком выпустил «Декрет о печати», по которому меньше чем за год закрыли сотни оппозиционных газет. Журнал «Русская мысль» выходил в Москве ежемесячно с 1880 года, а в 1918-м был закрыт как буржуазный орган печати. Редакция переместилась в Софию, затем — в Прагу и Париж.

Основатель журнала — публицист и переводчик Вукол Лавров. Первым главным редактором стал Сергей Юрьев, после его смерти пост занял литературный критик Гольцев. При нём «Русская мысль» окончательно примкнула к прогрессивной журналистике и привлекла важных сотрудников только что закрытых тогда «Отечественных записок».

В 1906 году журнал возглавил историк Александр Кизеветтер, с ним издание резко поменяло направление. Кизеветтер привёл Петра Струве, который в то время занимался развитием другой эмигрантской газеты — «Возрождение». Теперь в «Русской мысли» литературы стало меньше, обсуждение строилось вокруг актуальных социальных и духовных реформ в стране. Журнал начал сотрудничать с новыми авторами и стал интеллектуальным лидером русской либерально-демократической журналистики. Главные сотрудники тех лет — Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Лев Шестов, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов и другие. 

С 1947 года «Русская мысль» издавалась во Франции в формате газеты, взяв название литературно-политического журнала. Для неё писали Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Андрей Сахаров и другие.

 

 

«Современные записки»

(1920–1940)

Журнал организовали эсеры: Марк Вишняк, Александр Гуковский и Вадим Руднёв. В разное время в нём печатались Бунин, Набоков, Толстой, Цветаева, Белый, Мережковский, Бальмонт и другие деятели русской эмиграции. Название «Современные записки» должно было напоминать читателям о двух русских журналах XIX века — «Современнике» и «Отечественных записках».

Несмотря на то что «Современные записки» создавались членами одной партии, издание стремилось отражать разные взгляды. Авторов объединяло только признание Февральской и отрицание Октябрьской революции. В журнале был исторический, экономический, политический, критико-библиографический и главный, литературный, отдел.

В 1937 году редакция «Современных записок» попыталась объединить европейскую эмиграцию с дальневосточной с помощью создания нового журнала «Русские записки», который бы выходил в Шанхае и Париже. Он просуществовал всего четыре номера. Сами «Записки» остановили работу в Париже в день, когда Гитлер приблизился к городу.

Когда началась Вторая мировая война, многие авторы и часть редакции  перебрались в Америку и в 1942 году в Нью-Йорке основали «Новый Журнал», который внешне напоминал «Современные записки». Эксперты отмечают, что, хотя редакция старалась представить право голоса любым антибольшевистским силам, элемент цензуры там тоже присутствовал. Известен случай, когда при публикации романа Набокова «Дар» исключили четвёртую главу, посвящённую биографии Чернышевского, — вроде как редакции не понравился тон жизнеописания.

 

 

«Воля России»

(1920–1932)

Редакцию журнала составляли эсеры Зензинов, Слоним, Лебедев, Сухомлин, участие в его создании принимал бывший глава Временного правительства Керенский.

Главное внимание в «Воле» уделяли политической идеологии. Редакция следила за событиями в художественной жизни СССР, публиковала Маяковского и Бабеля, впервые выпустила антиутопию Замятина. Здесь выходили тексты, которые, по мнению издания, показывали мрачные стороны большевизма. В журнале часто появлялись Гайто Газданов, Борис Поплавский и другие яркие представители «незамеченного поколения».

«Воля России» постоянно вела полемику с парижскими «Современными записками», которые отличались более консервативными взглядами.

После 1925 года «Воля России» становилась всё больше литературно-критическим журналом. В нём печатались обзоры советской литературы, рецензии на издания в России, перепечатывались дискуссии из советских журналов с Асеевым, Пастернаком и другими авторами. С 1927 года по финансовым соображениям издание перенесли в Париж, а в 1932-м закрыли.

 

 

«Последние новости»

(1920–1940)

Главный редактор — Гольдштейн — до этого возглавлял «Вечернее время». Это первое серьёзное внепартийное издание русской эмиграции. Однако менее чем через год Гольдштейн продал газету, и она стала органом Республиканско-демократического объединения. В марте 1921 года главным редактором был назначен Павел Милюков. 

В первые годы газета выходила на четырёх полосах, затем на шести, а с 1931-го — на восьми полосах и стала самой влиятельной газетой русских эмигрантов. Милюков привлекал популярных авторов (с газетой сотрудничали Ходасевич, Гиппиус, Берберова, Набоков и другие) и увеличивал число подписчиков. «Последние новости» достигли тиражей, сопоставимых с французскими газетами, — иногда он доходил до 35 тысяч. 

 

 

«Новое русское слово»

(1920–2010), ранее — «Русское слово»)

Уже в 1921 году тираж издания составлял 32,4 тысячи экземпляров, а с 1930-х годов «Новое русское слово» стало крупнейшем периодическим изданием на русском языке в США. 

С газетой сотрудничали публицист Павел Берлин, православный писатель Дмитрий Константинов, историк Давид Далин и другие. Сергей Довлатов в  «Ремесле» представил главного редактора Андрея Седых героем по фамилии Боголюбов, а его газету — под названием «Слово и дело».

В середине двухтысячных газета издавалась в Москве, а в 2009-м стала выпускаться совместно с New York Times в качестве пятничного приложения. Через год редакция торжественно отпраздновала столетний юбилей в Нью-Йорке, а через несколько месяцев было объявлено о приостановке работы. По словам главного редактора Валерия Вайнберга, к этому привела реорганизация газеты и финансовые проблемы.

 

 

Новый американец

(1980)

«Новый американец» — еженедельная газета, которая начала выходить в 80-м году в Нью-Йорке под редакцией Евгения Рубина. Отношения у Рубина с редакцией не сложились и главным редактором стал Сергей Довлатов. 

Сначала редакция издания рассчитывала на поддержку газеты «Новое русское слово» и самого Андрея Седых. Но вместо этого встретила тяжёлую ревность, испуг, а в качестве средств борьбы — замалчивание и клевету. Каждый номер издания открывала «Колонка редактора», написанная Сергеем Довлатовым. В одном из номеров «Нового американца» Довлатов писал: «Так, например, вы запугивали авторов, требовали от них безоговорочного послушания. К чему это привело? Наиболее одарённых литераторов и журналистов возмутило такое давление, они публикуются в „Новом американце“, хотя мы ещё не платим гонораров. Кстати, в сентябре начнём платить. Вы отказывались публиковать нашу рекламу, мы были чрезвычайно заинтересованы в ней, однако трагедии не произошло, нас знают, нас читают по всей русскоязычной Америке, наши подписчики живут в Израиле, Европе, на Гавайях, о нас писали три крупнейшие американские газеты, десятки наших материалов транслировались радиостанцией „Голос Америки“, многочисленные кафедры славистики используют наш еженедельник в учебных целях».

«На дворе стояло начало 80-х, на востоке — незыблемый Советский Союз, а наша третья волна эмиграции только-только обосновывалась в Штатах. Там единственным источником информации по-русски была ежедневная газета „Новое русское слово“, где тон задавали первые две волны. В целом эмиграция идеологически представляла собой монолит не хуже советского, только с обратным знаком... Либеральный „Новый американец» попытался нарушить единомыслие», — вспоминал Пётр Вайль.

Напряжённые отношения между редакциями эмигрантских изданий разных поколений сохранялись всё время существования «Нового американца».

 

 

«Новый журнал»

(существует с 1942 года)

Журнал появился в 1942 году в Нью-Йорке как продолжение французских «Современных записок» и с тех пор выходит четыре раза в год. Издание обращалось к самой широкой аудитории, независимо от её политических взглядов.

В первой редакционной статье три ключевых слова определили формат издания: Россия — свобода — эмиграция. Эмигранты показывали, что, хотя им пришлось оставить страну, мысленно они всегда с ней. «Мы считаем своим печальным долгом говорить о том, о чём не могут сказать <…> оставшиеся в России. Иначе нам было бы впоследствии стыдно смотреть в глаза миллионам русских людей, находящихся в советских тюрьмах и концентрационных лагерях». Эмиграция воспринималась как средство спасения России.

С 1946 по 1959 год редактором журнала был Михаил Карпович, затем — Роман Гуль, Юрий Кашкаров, Вадим Крейд и Марина Адамович. Среди авторов: Бунин, Солженицын, Бродский, Набоков, Иванов и другие писатели российской эмиграции.

Здесь впервые на русском появились главы из «Доктора Живаго» Пастернака и «Колымские рассказы» Шаламова. При помощи «Нового журнала» удалось собрать архивные документы, лёгшие в основу «Красного колеса» Солженицына.

Журнал до сих пор публикует повести и рассказы современных русских писателей зарубежья и России, современную русскую поэзию, различные материалы, посвящённые культурной и литературной истории России и русского зарубежья. Главная задача — сохранение и развитие традиций русской культуры и обобщение опыта эмиграции. В 2013 году журнал распространялся в 32 странах. 

 

 

«Континент»

(1974–1992)

Писатель Владимир Максимов основал журнал в Париже как орган демократической русской мысли, а также движения за свободу от коммунистического режима. «Континент» собрал вокруг себя множество значимых авторов. Среди них четыре лауреата Нобелевской премии — Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Чеслав Милош, а также другие представители мировой культуры второй половины XX века.

Более десяти лет издательство Axel Springer оказывало финансовую помощь журналу, переводя 200 тысяч долларов ежегодно. В 1974 году тираж журнала составлял 7 тысяч экземпляров, позднее он упал до 3 тысяч. Редакция состояла из пяти человек: Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Натальи Горбаневской, Василия Бетаки и Виолетты Иверни.

В режиме открытой дискуссии в журнале публиковались мнения о жизни людей, политике и литературе. За чтение издания в СССР можно было получить тюремный срок.

Сама редакция определяла свой вектор развития как христианско-гуманистический, в основе которого лежит духовный поиск. 

 

 

«Синтаксис»

(1978–2001)

Журнал издавался в Париже под редакцией Андрея Синявского, а затем — Марии Розановой. Всего вышло 37 номеров журнала. Название было перенято у одноимённого самиздатского журнала, выпускавшегося в Москве Александром Гинзбургом в 1959–1960 годах.

Большинство статей писали сами Синявский и Розанова, с журналом сотрудничали: Эткинд, Померанцев, Зиник и другие. В основном это были авторы, связанные с правозащитной деятельностью. В 80-е годы журнал вёл резкую полемику с журналами «Континент» и «Посев».

 

 

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Выходные данные: Александр Уржанов о массовых увольнениях в СМИ
Выходные данные: Александр Уржанов о массовых увольнениях в СМИ После череды скандалов, отставок и увольнений Александр Уржанов задался вопросом, что же происходит в российских СМИ: окончательная зачистка информационного поля или просто смена менеджмента.
Выходные данные: Александр Уржанов о массовых увольнениях в СМИ

Выходные данные: Александр Уржанов о массовых увольнениях в СМИ
После череды скандалов, отставок и увольнений Александр Уржанов задался вопросом, что же происходит в российских СМИ: окончательная зачистка информационного поля или просто смена менеджмента.

Другим тоном: Иностранные СМИ о Евро-2012 на Украине Как чемпионат повлиял на имидж Украины — новый обзор иностранной прессы.

Другим тоном: Иностранные СМИ о Евро-2012 на Украине
Как чемпионат повлиял на имидж Украины — новый обзор иностранной прессы.

Редакция «Медузы» — о предстоящем запуске сайта

Команда проекта рассказала, когда материалы сайта станут доступны для читателей

Редакция «Медузы» — о предстоящем запуске сайта
Команда проекта рассказала, когда материалы сайта станут доступны для читателей

Новое и лучшее

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Первая полоса

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым, а потом прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым, а потом прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять.» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять.» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять.» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять.» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Что делать в Белграде в конце марта?
Что делать в Белграде в конце марта? Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах
Что делать в Белграде в конце марта?

Что делать в Белграде в конце марта?
Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша» «Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
«Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта? «400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
«400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России? «У тебя была возможность иметь больше детей»
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
«У тебя была возможность иметь больше детей»

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге Это преподаватели СПбГУ
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Это преподаватели СПбГУ

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым«Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым «Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Что делать в Ереване во второй половине марта
Что делать в Ереване во второй половине марта Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»
Что делать в Ереване во второй половине марта

Что делать в Ереване во второй половине марта
Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»

Что говорят на российском телевидении о смерти
Что говорят на российском телевидении о смерти «Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»
Что говорят на российском телевидении о смерти

Что говорят на российском телевидении о смерти
«Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики Ну, типа
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Ну, типа

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной