Александр Лавров — о Сахарном Доле, художниках на самоизоляции и документальном искусстве современности

Александр Лавров — о Сахарном Доле, художниках на самоизоляции и документальном искусстве современности

The Village продолжает рубрику «Любимое место», в которой интересные нам люди рассказывают о своих любимых местах в Нижнем Новгороде. В новом выпуске основатель «Игрушечного музея», художник, номинант премии Кандинского Александр Лавров рассказывает о найденных артефактах, атмосфере старинного дома на улице Щепкина и пейзаже в контексте актуального искусства.

О Сахарном доле

Я родился в селе Дальнее Константиново, поэтому могу абсолютно точно назвать себя деревенским жителем. Район Сахарного дола — место очень тихое и комфортное, здесь фантастическая природа, есть озеро, можно спокойно жить и заниматься, чем хочешь. Сейчас я часто приезжаю сюда, в дом своих родителей, и каждый раз убеждаюсь, что тут до сих пор так же спокойно, как и в период моего взросления, и кажется, будто ничего не изменится в течение тысячи лет. В России, кстати, вообще ничего не меняется.

Эмоциональная связь с этим местом у меня действительно сильная. Сейчас я живу в центре, хожу гулять в основном на Гребной канал, который для меня тоже очень важен. Мой папа был директором художественной мастерской при трапезной у одного из местных монастырей, где рисовали киноплакаты. Он закончил художественное училище, но не был на этом так уж сильно зациклен. Потом еще закончил институт культуры и стал директором клуба в Дальнем Константиново.

Здесь когда-то находился небольшой сарай, в котором я организовал свою первую мастерскую. Первые мои работы — это просто экзальтации какие-то безумные, я сейчас смотрю и ужасаюсь. Некоторые картины я сжег прямо на костре недалеко от дома.

Рядом с нами жил мой друг — архитектор, снимал тут комнату. Он стал для меня очень близким человеком — рассказал, кто такой Ван Гог, когда мне было одиннадцать или двенадцать лет. В общем-то именно он и познакомил меня с мировым искусством.

Чуть дальше живет целая семья художников, сейчас они очень религиозные люди. На этой же улице некогда поселился мой друг, Саша Х., и мы довольно близко с ним общались. Он великий художник! Я им восхищался и всему у него учился. Но сейчас, к сожалению, он стал экстрасенсом, ушел в другие миры. Из искусства ведь только туда.

Я учился в школе №135 и каждый день ходил одной дорожкой. Школьные годы для меня — адский ад. Во-первых, я очень плохо учился, хуже всех в классе. На уроках музыки педагог заставлял нас разучивать разные патриотические песни, «Алешу», еще что-то. А я тогда интересовался The Beatles и The Rolling Stones. И это вообще никак не коррелировалось. После восьмого класса мне просто дали пинка и сказали, что дорога мне только в ПТУ. Я тогда закончил художественную школу, поступил в театральное училище на бутафора, поэтому избежать ПТУ мне удалось. Хотя, возможно, было бы здорово получить какое-нибудь образование жестянщика, например. А моя мама только сейчас приняла меня таким, какой я есть, как-то смирилась с моей профессией.

У нас вся жизнь проходила в близлежащем лесу. Раньше там густо рос орешник, мы играли в карты, курили, слушали музыку. Моему младшему брату на тот момент было шесть или семь лет, мы и его курить научили. Помню, как-то пришли домой, и от нас от всех пахло табаком. Досталось тогда, конечно. Здесь мы проводили целое лето, за исключением месяца, когда нас мама отправляла в пионерский лагерь. Там вот приходилось вести социальный образ жизни, здесь-то он асоциальный. Как раз, кстати, когда начался карантин, я не понимал, почему все вздыхают — художники всю жизнь так проводят. Я ни с кем не общаюсь, нахожусь в замкнутом пространстве у себя в голове — никакой разницы не почувствовал, даже еще лучше стало. Но художники и писатели оказались одними из самых невостребованных людей в период карантина.

На первом озере раньше была лодочная станция, и когда папа находил время в своем плотном графике, брал нас на это озеро, и мы культурно проводили время, катаясь на лодке. В основном, конечно, жили своей автономной жизнью. Родители помогли нам тем, что практически не занимались нашим воспитанием, мама всегда много работала.

 Когда начался карантин, я не понимал, почему все вздыхают — художники всю жизнь так проводят. Я ни с кем не общаюсь, нахожусь в замкнутом пространстве у себя в голове — никакой разницы не почувствовал, даже еще лучше стало

В самом начале улицы Щепкина находится очень интересный деревянный дом, его построил пленный поляк-сапожник, который остался здесь жить после Первой Мировой войны. Дом изначально стоял на углу в Гребешке, но в 50-х годах он его полностью разобрал и в этом месте собрал заново. У сапожника не было своей семьи, только приемная дочь, и сейчас тут никто не живет, кроме собак, которых мы кормим. И этот дом со своим заброшенным садом выглядит, конечно, невероятно.

Несмотря на всю красоту ландшафта Сахарного Дола, я никогда не понимал смысла писать природу-погоду и считал пейзаж лишь контекстуальным фоном для работы. Главное — это человек или идея. Однажды во время своей поездки в Берлин я встретил женщину, которая переехала туда в 70-е. Она была тяжело больна раком, должна была совсем скоро умереть, но ее первый вопрос касался моего желания уехать из России. Она только и говорила: «Здесь так хорошо!». Меня это поразило. Да, прекрасно, чужая страна, с прекрасными парками в центре города, но это чужая страна. Конечно, тираны иногда доводят людей до того, что они вынуждены бежать. Но я надеюсь, что не доживу до этого. Я люблю Россию, люблю свой город, по которому хожу каждый день. А потом у меня есть музей.

Об «Игрушечном музее»

В Нижнем Новгороде фабрика игрушек работала еще до войны, в 30-е годы. Называлась фабрика детской игрушки «Мир», там производились куклы, разные резиновые игрушки. А теперь, к сожалению, мы даже не знаем имен всех этих художников, которые там работали. С рождением дочери у меня неожиданно появилась какая-то особенная любовь к игрушкам. Я начал их рисовать, и продавались они отлично. И тогда же я начал активно покупать эти игрушки. И это покатилось, как снежный ком. Восемь лет назад, когда я решил организовать небольшой музей, у меня игрушек было все же очень мало, но музей хотелось сильно. Думал, что как в капле можно отразить эту историю игрушки. Музей — это то место, где ты рассказываешь свою историю. Мой музей скорее для взрослых — сюда приходят бабушки, мамы, обязательно находят что-то свое из детства, показывают находки своим детям. Это очень важный момент.

О творческом самосознании

В 90-е годы я работал художником в кинотеатре «Электрон» и зарабатывал очень мало, поэтому стал возить работы в Москву в галерею «Марс». Помню, за один лист графический я зарабатывал столько, сколько в кинотеатре за год. Потом появились издательства, и мы стали оформлять для них всякие книжки. Были годы, даже десятилетия, когда я жил за счет искусства. Появлялись работы, я их продавал. Сейчас я понял, что не хочу больше так делать, отошел от живописи как таковой — занимаюсь современным искусством, поэтому больше нет беспокойства, что нужно обязательно пару работ в месяц продать.

 Я не вижу большого смысла организовывать выставки в каких-то галереях. Кажется, что этот формат будет уходить, особенно отчетливо это показал карантин

Мне очень нравится делать выставки в самых необычных местах. Недавно была выставка в литературном музее имени Горького, который сгорел этим летом. Хоть там Горький никогда и не был, это все же потрясающее пространство! Это были настоящие живые интерьеры.

Я давно хочу организовать какой-нибудь проект прямо в квартире. Снять квартиру такую «бабушкину» и оформить это пространство. Вырезать что-то на полу, на мебели, какое-то время там пожить. Я не вижу большого смысла организовывать выставки в каких-то галереях. Кажется, что этот формат будет уходить, особенно отчетливо это показал карантин.

О современном документальном искусстве

Сейчас я продолжаю работать над одним из своих самых амбициозных проектов, часть которого будет выставлена в московском «Гараже». Я его начал в 2000 году, с приходом Путина и не сказал бы, что проект политический, скорее документальный. Вообще я стараюсь работать с документами и исключать здесь из себя художника. Начал я с того, что нашел как-то зимой два носовых платочка. На них нарисовал передачу власти от Ельцина к Путину — с одного платочка на другой и решил, что раз в десять лет буду развивать свою идею. Каждый месяц в течение года (2000, 2010 и 2020гг) я скрупулезно работаю над одним платочком — изображаю на нем событие, которое поразило меня больше всего. Август, например, посвящен событиям в Беларуси, такая строгая документация. Каждый найденный платочек кажется мне интересным артефактом — на каких-то есть сопли, на некоторых — кровь. Это все нормально, это как раз нужный контекст. Современное искусство ведь очень зависит от контекста.

Я постоянно сталкиваюсь с периодами эмоционального и творческого выгорания. Когда заканчиваешь какой-то проект, нужно снова и снова придумывать нечто новое. Была идея фиксации времени — придумались эти платочки, поэтому постоянно приходится осваивать новые техники и переосмысливать привычные формы.

Например, недавно я нашел фотоальбом, но пока не знаю, как с ним работать. В этом альбоме находятся фотографии слепых, которые сами себя фотографировали. Они никогда не могли увидеть все это. Представьте, а ведь кто-то их фотографировал. Сидят слепые — вот и весь альбом. Это поразительный документ, который нужно переосмыслить.

Вообще мне кажется, что в жизни я не сталкиваюсь с ситуациями, когда мое искусство не понимают. Все люди что-то понимают. То, что они понимают и видят по-разному, это прекрасно. Я вот сейчас все рассказываю, а на самом деле я не должен ничего говорить, ведь у каждого есть свой жизненный опыт. Кто-то видит в разных проектах просто аттракцион. Каждый считывает свое. Это же как синапс, просто дает сигнал в точку мозга. Все зависит от того, насколько человек эмоционален, насколько он образован. Все искусство современное состоит из цитат, отсылок и сложных метафор.

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Александра Шафорост о винотеке Grand Cru
Александра Шафорост о винотеке Grand CruСоздатель печенья «Marc 100 % натурально» рассказала The Village о месте, где персонал с душой подходит к рекомендациям, и посоветовала кафе, где делают капучино с лавандой.
Александра Шафорост о винотеке Grand Cru

Александра Шафорост о винотеке Grand Cru Создатель печенья «Marc 100 % натурально» рассказала The Village о месте, где персонал с душой подходит к рекомендациям, и посоветовала кафе, где делают капучино с лавандой.

Алёна Владимирская о кафе «Бублик»
Алёна Владимирская о кафе «Бублик»Руководитель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская рассказала The Village о плюсах и минусах кафе «Бублик», где уже два года ежедневно проводит собеседования.
Алёна Владимирская о кафе «Бублик»

Алёна Владимирская о кафе «Бублик» Руководитель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская рассказала The Village о плюсах и минусах кафе «Бублик», где уже два года ежедневно проводит собеседования.

Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях
Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностяхИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде
Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях

Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде

Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях
Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталяхИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде
Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях

Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде

Александра Шафорост о винотеке Grand Cru
Александра Шафорост о винотеке Grand CruСоздатель печенья «Marc 100 % натурально» рассказала The Village о месте, где персонал с душой подходит к рекомендациям, и посоветовала кафе, где делают капучино с лавандой.
Александра Шафорост о винотеке Grand Cru

Александра Шафорост о винотеке Grand Cru Создатель печенья «Marc 100 % натурально» рассказала The Village о месте, где персонал с душой подходит к рекомендациям, и посоветовала кафе, где делают капучино с лавандой.

Алёна Владимирская о кафе «Бублик»
Алёна Владимирская о кафе «Бублик»Руководитель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская рассказала The Village о плюсах и минусах кафе «Бублик», где уже два года ежедневно проводит собеседования.
Алёна Владимирская о кафе «Бублик»

Алёна Владимирская о кафе «Бублик» Руководитель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская рассказала The Village о плюсах и минусах кафе «Бублик», где уже два года ежедневно проводит собеседования.

Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях
Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностяхИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде
Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях

Роман Докукин — об улице Барминской и ее окрестностях Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде

Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях
Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталяхИнтересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде
Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях

Архитектор Кирилл Пернаткин - о «Культурной революции» и незаметных городских деталях Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Нижнем Новгороде

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Первая полоса

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях? И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелитьИ попасть в элиту мирового бизнеса
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить И попасть в элиту мирового бизнеса

Как женщины в России борются с насилием
Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин
Как женщины в России борются с насилием

Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин

Подпишитесь на рассылку