Рупор всего хорошего: Скульптор памятника князю Владимиру — о варварстве и любви к России The Village поговорил с Салаватом Щербаковым о том, почему князь Владимир — позитивный персонаж

Рупор всего хорошего: Скульптор памятника князю Владимиру — о варварстве и любви к России

Планы по установке масштабного памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах уже наделали немало шума. Против установки собраны десятки тысяч подписей горожан, а в её поддержку высказывались многочисленные политики и общественные деятели. Однако за рамками дискуссии оставался тот факт, что скульптура князя — совершенно логичное продолжение трансформации культурного облика столицы. В Москве уже не первый год возводят патриотические памятники, и автором таких монументов зачастую выступает скульптор Салават Щербаков. Он отлично известен внутри профессионального сообщества — профессор, народный художник, — но не так хорошо — в публичном пространстве. The Village пообщался со скульптором памятника князю Владимиру и попытался разобраться, как Салават Щербаков стал одним из главных ваятелей нового российского патриотизма.

 20 ноября 2014 года в Александровском саду небывалый ажиотаж. У стен Кремля проходило торжественное мероприятие. Мэр Москвы Сергей Собянин стоял рядом с министром культуры Владимиром Мединским, неподалёку были патриарх Кирилл и другие чиновники первого эшелона. Салават Щербаков, крепкий высокий мужчина с седой бородой, проводил экскурсию для Владимира Путина. Президент только что торжественно открыл очередной его монумент — памятник Александру I. Величественный император из бронзы со шпагой в руке и вражеским оружием под ногами.

Двумя годами ранее Владимир Путин и Дмитрий Медведев вместе возлагали цветы на открытии памятника Петру Столыпину, тоже руки Щербакова. Этот монумент был установлен у Дома Правительства. А в мае 2013 года у кремлёвских стен был воздвигнут памятник патриарху Гермогену — его пытались установить ещё до революции, но помешала Первая мировая война. Идею возродили на круглом столе Института философии РАН — там заседали общественное движение «Народный собор», литературно-философская группа «Бастион», общественная организация «Бородино-2012» и Лига консервативной журналистики. Реализовывал идею тоже Салават Щербаков.

«Мы присутствуем не просто при открытии памятника, мы присутствуем при очень важном событии, которое свидетельствует о том, что народ наш действительно сопрягает в своём сознании, а значит, и в своей воле некогда разорванную ткань национальной истории», — заявил патриарх Кирилл на открытии памятника Александру I. «Сопряжение ткани национальной истории» — неплохое определение творческого направления Салавата Щербакова. Памятник патриарху Гермогену, монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе, памятники Столыпину, Александру I, «Спасателям к 20-летию МЧС» — всё это работы Салавата Щербакова. Массивные, внушительные произведения отлично вписываются в канву нового патриотизма с монархическими оттенками. Большинство перечисленных монументов находятся в самых значимых точках Москвы.

Стиль Салавата Щербакова называют классическим реализмом, но сам мастер с таким определением не согласен. Щербаков говорит, что греческую скульптуру, «Давида» Микеланджело или роман Льва Толстого «Война и мир» нельзя назвать реализмом: «Это видение неких больших идей». Он характеризует свой метод так: «Оптимистичный консерватизм и позитивизм. А ещё надо добавить слова „добро“ и „правда“». Последние слова Салават Щербаков повторяет и расплывается в улыбке. Он только что вышел из мастерской, на руках ещё не обсохла глина — Щербаков работал над макетом памятника князю Владимиру.

Перед разговором скульптор уточняет, что за медиа им интересуется: «Вы кто? Революционеры? Белоленточники?» Щербаков сетует, что недавно одно СМИ крайне фамильярно обошлось с его памятником, пририсовав его к небоскрёбам Москва-Сити. 

О методе 

«Многие мои предки занимались искусством, — рассказывает Щербаков. У него даже сохранилась картина дальнего родственника, жившего в XVIII веке. — Иеродиакон Софроний был монахом в Спасо-Вифанском монастыре недалеко от Сергиевой лавры. Екатерина II ввела цеховое деление профессий, и он был членом цеха живописцев. Это — как Союз художников, наверное». Щербаков говорит, что у него в роду было много архитекторов, а его дед был скульптором. В детстве бабушка отвела Салавата в только что открывшийся Дворец пионеров на Ленинских горах: «И с семи лет от глины я уже не отходил. Поступил в институт (в 1978 году Щербаков окончил отделение архитектурно-декоративной пластики МВХПУ, бывшего Строгановского училища. — Прим. ред.), Союз художников, работал, и как-то так получилось, что я стал скульптором».

Вкусы и приёмы Салавата Щербакова формировались под влиянием нескольких художественных тенденций. «Одна исходила из предыдущей эпохи — соцреализм с долей государственно-коммунистической идеологии, Вучетич, Томский, — рассказывает скульптор. — Но была и другая капитальная тенденция. Группа последователей Александра Терентьевича Матвеева пыталась наследовать традиции тысячелетнего пути скульптуры от античности. Сказать, что мы всё унаследовали, я не могу — многое утеряно. Быть на уровне скульпторов столетней, двухсотлетней и тысячелетней давности — это как соревноваться с олимпийскими чемпионами, рекорды которых невозможно превзойти».

Творческий взлёт скульптора пришёлся ещё на начало нулевых. Он преподавал в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, а с 2003 года стал заведующим кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Тогда же в Москве появляются его первые монументальные патриотические работы — памятники лётчице Гризодубовой, первому министру путей сообщения Мельникову, воинам-интернационалистам и солдатам стран — участниц антигитлеровской коалиции на Поклонной горе.

Щербаков с теплотой вспоминает время Юрия Лужкова: «Это была эпоха энергии, свободы, свойственной русской широте характера, разгулу. Вкусы Юрия Михайловича были разнообразны. Реалистическая, государственническая скульптура сохранялась и при нём, наряду с другими интересными экспериментами. Он был достаточно жёстким и целенаправленным патриотом». Одним из интересных экспериментов был и масштабный памятник Петру I работы Зураба Церетели: «Это выплеск той эпохи. Он обладает какой-то парадоксальностью, свежестью мышления. Зураб Константинович на волне смелых идей сделал смелый шаг».

Противоречивые пристрастия бывшего мэра — постмодернистский «лужковский стиль» — ассоциировали с фигурами Зураба Церетели и Михаила Посохина. Уход Лужкова из политики знаменовал и трансформации в городской эстетике Москвы. Некоторые видят в них поворот в сторону реализма. Последние годы стали для Салавата Щербакова творческим пиком. 

О контактах

Салават Щербаков не смотрит в глаза, а если и смотрит, то как будто сквозь собеседника. Его эмоции очень быстро меняются: от добродушной улыбки до помрачнения проходит пара секунд. Когда разговор заходит в область скользких и неприятных тем, в глазах скульптора читается лёгкое разочарование, словно он вдруг понял, что перед ним волк в овечьей шкуре.

Памятник князю Владимиру — одно из самых больших событий в его карьере: по замыслу, монумент должен стать новым символом Москвы, чем-то сродни московской статуе Свободы. Огромный резонанс, масштабный монумент, образ, идеально попадающий в политическую повестку и поддержанный лично президентом.

На вопрос, контактирует ли он с Путиным или другими государственными идеологами, Щербаков отвечает довольно таинственно: «Идея установить памятник князю Владимиру — инициатива Русской православной церкви и Российского военно-исторического общества. Военно-историческое общество официально ведёт это дело. Я там тоже состою, конечно». Скульптор говорит, что у него нет членского билета или специального стула на заседаниях. Общество, объясняет он, скорее группа изучающих историю единомышленников, нежели бюрократическая структура.

Тут стоит отметить, что в РВИО состоят самые влиятельные люди страны: министры, политики и бизнесмены — Шойгу, Рогозин, Мединский, Ливанов, Колокольцев, Нарышкин, Якунин, Вексельберг и другие. И если верить открытым источникам, Салават Щербаков — самый востребованный скульптор этого общества. За последние два года он создал шесть монументов под эгидой РВИО, и скоро в Москве появится седьмой — и самый масштабный.

«Владимир Владимирович Путин открывал несколько моих памятников. С ним бывает очень интересное общение, короткое, к сожалению, — продолжает скульптор. — Но хорошо, что президент поддерживает установку памятника. Это большое дело, которое надо сделать. Я бы даже сказал, что смешно этому мешать или быть против. Зачем мешать тому, что хорошо?»

Высота будущего монумента — 25 метров. «Он не такой уж большой. Например, памятник Петру I — 98 метров, — рассуждает Щербаков. — В Бразилии стоит статуя Христа, а в Волгограде — „Родина-мать“. Всё это скульптуры куда большего размера. Просто есть такой жанр, и было бы как-то не очень, если бы в Москве появился маленький князь Владимир».

Щербаков рассчитывает, что статую всё-таки поставят на Воробьёвых горах, хотя и не исключает, что будет избрано другое место: «По первоначальной идее Владимир должен был стоять на Лубянской площади. Сейчас это место пустует, но возвращение памятника Дзержинскому может вызвать протесты. А князь Владимир снял бы все вопросы. За него все, за исключением, может быть, каких-то ярых атеистов и сатанистов». 

Об идеях

Скульптор говорит, что сейчас легко стать авангардным художником и поэтому он пытается развивать «сложное консервативное искусство». Под консервативным искусством мастер предполагает историческую преемственность и связь с великими. Впрочем, Щербаков признаётся, что его художественные предпочтения довольно стандартны. Больше всего он ценит греческую и римскую традиции, Микеланджело, Донателло, Родена. Из соотечественников — Андреева, Трубецкого, Мухину.

Скульптура — это язык больших идей, считает Салават Щербаков. Так сложилось исторически. «Скульптура имеет свою непосредственную ценность. И в то же время она является рупором идеологий, религий. На земном шаре постоянно друг другу противостоят большие идеи, они появляются и исчезают. У них есть газеты и книги, но точно так же у них есть и скульптура, памятники».

Салават Щербаков постоянно говорит «мы». Иногда это сбивает с толку. «Мы» — это он, его мастерская или, может быть, вся страна? На вопрос, рупором чего является его творчество, он отвечает: «Мы служим большим идеям, тому, что мы любим. Я могу сказать, и тут скрывать нечего, мы любим добро. Добро должно быть достаточно устойчивым, сильным. Мы все любим свои семьи и любим людей. Ничего нет зазорного и в том, чтобы любить свою Россию, Ирландию, Израиль или Соединенные Штаты. Мы любим Россию. Россия — это вера, культура, интеллект, территория, земля, люди. В этом направлении мы и стараемся работать».

Возможно, «мы» Салавата Щербакова не столько указывает на хоть какую-то общность людей, сколько на творческую позицию. Щербаков считает, что в его области личность художника второстепенна перед замыслом. «Художник — это не главное. В творчестве Ван Гога главный — Ван Гог, он предъявляет свою личность. А в монументальной скульптуре художник, как в церкви, служит. Главное — церковь и бог, идея. Тут важно не то, как художник кокетливо и ярко проявил себя. Тут важно, насколько он дотянулся до понимания идеи и смог её профессионально оформить».

На вопрос, какую великую идею несут памятники Сталину, за установку которых пару месяцев назад яростно ратовали некоторые политические деятели, Щербаков отвечает осторожно: «Большая коммунистическая идея есть до сих пор. Она существовала столетиями и вылилась в социализм. И в рамках этой идеи возникли обожествляемые персонажи. На земном шаре остались коммунисты, и неизвестно, как всё будет развиваться дальше. Есть коммунисты, есть сталинисты, а некоторые даже считают, что Сталин был не коммунистом, а большим патриотом. Они говорят, что репрессий не было. Может, это и ненаучно, но люди не хотят зла».

«Я воспитан в патриархальной, консервативной среде. Моя бабушка — дочь протоиерея. Эта среда была заведомо против большевиков и красного террора, — продолжает Щербаков. — Меня спрашивали: если вам памятник Сталину закажут, сделаете? С профессиональной точки зрения всё интересно. Но я ответил, что моя бабушка мне бы этого не разрешила». 

О всепрощении

По мнению Щербакова, личность князя Владимира очевидно положительная и вопросов не вызывает.

«Есть исторические фигуры, к которым можно по-разному относиться. Сейчас мемориальную доску Хрущёву открыли в Староконюшенном переулке. Он плохой? Хороший? Или Иван Грозный? Сталин? Даже к Петру I у некоторых неоднозначное отношение, называют его антихристом. В отличие от них князь Владимир — такой же позитивный персонаж, как Дмитрий Донской, Александр Невский и Сергий Радонежский.

Европа прошла большой путь от варварства. До монгольского нашествия Русь была типичной европейской страной. Она в ногу со всей Европой восприняла слово Христово: мы приняли крещение позже многих народов Кавказа, но раньше Скандинавии. И князь Владимир был типичным европейским правителем. Он был таким же варваром, убийцей, даже, говорят, насильником, как и Меровинги и Каролинги в Европе, потому что таков был исторический контекст. Но это был крепкий князь, он жил по законам своего времени. А потом это время стало моментом выбора пути. И Владимир совершил большой поворот для страны.

Ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между князем Владимиром и Малютой Скуратовым. Князь Владимир является создателем нашей страны, её территории, границ. А крещение Руси — его святое, большое дело. Он духовный отец нашей родины, которая под крестом прошла через неимоверные, мало кому доставшиеся повороты истории — через Орду, поляков, тевтонов, Наполеона и Гитлера. С верой и православием страна ухитрилась через всё это пройти».

«Разве время является достойным оправданием поступка?» — спрашиваю я скульптора и напоминаю об одном историческом эпизоде. 978 год, Владимир из-за отказа в женитьбе захватил Полоцк, изнасиловал княжескую дочь Рогнеду на глазах родителей, а после убил её отца и братьев.

«Каждый человек скажет, что это плохо, — отвечает Щербаков. — Все понимают, что это плохо. Но для этого и пришло христианство в Европу. Почему человечество нуждалось в нём? Потому что варварство можно было победить только евангельским словом, мыслью Христа. Князь Владимир победил это в себе и во всей стране. Конечно, он был живым человеком и действовал не по-божески. Но потом он принял христианство и вышел из этого ада».

   

Обложка: Михаил Метцель / ТАСС

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Архитектор Александр Зусик —
о башне «Ахмат», чеченском патриотизме, демократии и дворцах
Архитектор Александр Зусик — о башне «Ахмат», чеченском патриотизме, демократии и дворцах The Village поговорил с архитектором Александром Зусиком — автором строящегося в Грозном небоскрёба «Ахмат», названного в честь отца Рамзана Кадырова
Архитектор Александр Зусик —
о башне «Ахмат», чеченском патриотизме, демократии и дворцах

Архитектор Александр Зусик — о башне «Ахмат», чеченском патриотизме, демократии и дворцах
The Village поговорил с архитектором Александром Зусиком — автором строящегося в Грозном небоскрёба «Ахмат», названного в честь отца Рамзана Кадырова

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр — о готовности российской армии и угрозе Третьей мировой войны
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр — о готовности российской армии и угрозе Третьей мировой войны The Village узнал, чем грозят России события на Украине, как выглядит российский Skynet и сколько в российской армии «вежливых людей»
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр — о готовности российской армии и угрозе Третьей мировой войны

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр — о готовности российской армии и угрозе Третьей мировой войны
The Village узнал, чем грозят России события на Украине, как выглядит российский Skynet и сколько в российской армии «вежливых людей»

Социолог Елена Омельченко — о поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов
Социолог Елена Омельченко — о поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов The Village узнал у руководителя Центра молодёжных исследований Елены Омельченко, почему после эмо не появилось ни одной яркой субкультуры и отчего молодые люди больше слушаются бабушек, чем мам
Социолог Елена Омельченко — о поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов

Социолог Елена Омельченко — о поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов
The Village узнал у руководителя Центра молодёжных исследований Елены Омельченко, почему после эмо не появилось ни одной яркой субкультуры и отчего молодые люди больше слушаются бабушек, чем мам

«Взял мяч — фигачь»: Как Wowhaus стали самыми известными архитекторами собянинской Москвы
«Взял мяч — фигачь»: Как Wowhaus стали самыми известными архитекторами собянинской Москвы Wowhaus — авторы дизайна «Стрелки», обновлённого парка Горького и Крымской набережной. Юрий Болотов — о том, как появились самые знаковые московские проекты последних лет и что будет дальше
«Взял мяч — фигачь»: Как Wowhaus стали самыми известными архитекторами собянинской Москвы

«Взял мяч — фигачь»: Как Wowhaus стали самыми известными архитекторами собянинской Москвы
Wowhaus — авторы дизайна «Стрелки», обновлённого парка Горького и Крымской набережной. Юрий Болотов — о том, как появились самые знаковые московские проекты последних лет и что будет дальше

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест