«Мне просто обидно за Музей архитектуры» Елизавета Лихачева о своем назначении, конфликте с коллективом и о том, как вывести музей Щусева на мировой уровень

В понедельник в Сети неожиданно появилась петиция, в которой сотрудники Музея архитектуры просят министерство культуры не назначать директором Елизавету Лихачеву, сотрудницу филиала музея — Дома Мельникова. В качестве аргументов приводились отсутствие административного опыта, ученой степени, научного опыта и веса в профессиональной среде, упоминается также скандал вокруг Дома Мельникова, когда внучка архитектора обвинила команду Лихачевой в рейдерском захвате. Во вторник письмо с тем же содержанием отправили премьеру Дмитрию Медведеву. Утром в среду Елизавету Лихачеву официально назначили директором Музея архитектуры. Мы встретились с ней в первый рабочий день после назначения и поговорили про Дом Мельникова, будущее музея, выяснив, почему команда хочет уйти и что вообще происходит.

Фотографии
— Расскажите о концепции развития музея, которая стала причиной вашего назначения.
— Мы скоро ее выложим в общий доступ. Концепцию мы написали совместно с Павлом Кузнецовым, скандально известным директором Дома-музея Мельникова. Мы подумали, а почему бы нет? Вдруг выгорит? А если не выгорит, будет хороший экспириенс или хотя бы строчка в CV.
Концепция очень простая. Музею нужна постоянная экспозиция. Для того чтобы ее сделать, нужна некоторая подготовительная работа. Если мы сейчас разместим постоянную экспозицию в парадной анфиладе, негде будет делать выставки. Это неправильно. Выставочную работу останавливать нельзя, потому что в основной экспозиции многие вещи не покажешь. Значит, необходимо освобождать площади и организовать экспозиционное пространство, а фонды нужно вывозить. Нужен депозитарий. Большой, красивый, как в «Старой Деревне», как в Каподимонте. Не просто депозитарий, а открытый, с открытыми реставрационными мастерскими. Культурный центр. После того как фонды вывезут, старое здание нужно отреставрировать и приспособить для музейных нужд.
Это что касается материальных ресурсов. Еще нужна фондовая работа. Что мы хотим рассказать про русскую архитектуру? Где место русской архитектуры в мировом художественном процессе? Музей представляет некую программу, некое видение. Нельзя просто взять и повесить на стенку какие-то вещи, это будет не экспозиция, а выставка достижений народного хозяйства. Постоянная экспозиция должна стать результатом большой фондовой работы, мы должны эту работу организовать. Нам нужно выработать свою концепцию.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.