Что мы делаем в тени: Владивосток и музыка в 2017 году Поэтические итоги года от музыкального обозревателя — таланты на импорт, промо-бум и жажда рэпа

Средний житель города полагает, что родная культура в вечной стагнации, и «Мумий Тролль» — первые и последние достойные похвалы земляки. Однако тем, кто в своем любопытстве заходит чуть дальше «Яндекс.Музыки», открывается неповторимая душа дальневосточной периферии. В последние годы она переживает активное развитие с ярко выраженными тенденциями. И тот, что подходит к концу, не стал исключением.

Текст
Таланты на импорт
Местные самородки, как и раньше, стремятся к центру страны. Он им отвечает взаимным вниманием: в этом году как никогда много записей посвятило Владивостоку «ВКонтакте» популярное сообщество «Родной звук». Вряд ли вы слышали все те имена, многие из них и на афишах не светились ни разу. Но авиабилеты уже не разлетаются так быстро: всё больше артистов видят перспективы самореализации на месте, в сети и странах Азии.
В целом, ведут «Марлины», подавая пример хорошим менеджментом, но в последней нише у Starcardigan нет конкурентов. Под руководством Павла Лопатина они покоряют площадки Монголии, Кореи и Китая. Следом по их тропам отправляются другие резиденты дальневосточного лейбла Borderless Gig Wave.
Гастрольную инициацию в Китае прошли не только коллективы Антона Аношкина и Никиты Кацмана, но и петербуржцы Vougal. Их вокалист ранее дошел до полуфинала пятого сезона шоу «Голос».

Михаил Житов
фронтмен группы Vougal, дошел до полуфинала шоу «Голос» и отправился с группой в Китай через Владивосток
Китайцы более открытые, чем российская публика. Молодежь не нужно долго уговаривать заглянуть на концерт начинающей группы: сами находят компанию и с удовольствием приходят. Плюс, там любят русских. Всё это привлекает наших исполнителей, особенно независимых, в Китай — так проще начать и найти благодарных слушателей.
Владивосток это порт, как Архангельск и Петербург. Я вижу в этом символическое значение. Мне очень понравился город, там легко дышится. Практически всё связано с Азией, и странно, будь оно по-другому. Китай сейчас буквально пробуждается. Туда приходят технологии, мода и музыка. Грех этим не воспользоваться.


Рок на диете
Поклонники инструментальной музыки десятилетиями воют об упадке индустрии и ее скорой гибели. Кое в чем они правы. Инфраструктура намекает, что куда проще и выгодней привезти одного человека с ноутбуком, чем целый оркестр: такой чести удостаиваются лишь самые известные коллективы. Соответственно, быть поклонником рока в наш век, как минимум, обидно, а развитие жанров почти не стимулируется. Разочарованные в спросе гитаристы предпочитают работу в студии очередному выступлению для вялого полупустого зала.
Тем не менее горожане с шумом отметили 20-летие группировки «Ленинград», воочию застали сенсацию года — «Пошлую Молли», а летом перед глазами промелькнули многочисленные участники V-ROX V. Среди них выделялся Хаски: щедро раскрученный рэпер из Улан-Удэ растянул Street Bar, а осенью вернулся в город с добавкой.
Звезды хип-хопа вообще гастролируют бесперебойно: Децл выступил в «Мумий Тролль Music Bar», а Баста, соответственно масштабам, в «Фетисов Арене». Фанаты получили и самых актуальных исполнителей: ATL, Гнойный, ЛСП, МОТ, OBLADAET, Pharaoh, FACE. Экспансии нью-скул речитатива в этом году по СНГ способствовала невероятная популярность рэп-батлов. Не пожинать их плоды — преступная халатность.


Обновления на карте
Открытость локальным сечам мастеров панчей и рифмов не спасла от закрытия бар Chkalov. Contrabanda Club выселили со Светланской. Почил, наконец, и легендарный BSB. Его место на Суханова занял клуб «Водолей», вопреки опасениям не ставший гей-клубом или баром солидных господ. Площадка хвастает лучшим в городе звуком, принимает крупных гостей и тусы всех мастей, но вниманием ее всё равно не балуют.
А то, что случилось с пляжем Юбилейный, в 2017 году называется «перевернуть игру». Чудесное преображение «лежбища моржей» в уютную набережную, полную блеска малого бизнеса, юного и прекрасного. Здесь продолжает принимать лучшие вечеринки всё больший поток гостей Ra. Его политика способствует продвижению в свободном порту новой культуры. В частности, куратор музыкальной программы бара ответственен за танцы под Нину Кравиц на крыше Морского вокзала — британский журнал MixMag недавно признал ее диджеем года. Вслед за Москвой город-курорт окончательно сдался монотонному биту техно.
Иван Анищенко
арт-директор Ra, организатор
Единственное, с чем это можно сравнить, — золотой век Юры Трафика, что сделал Владивосток драм-н-бэйс-столицей периферии. Хочется верить, что приезд Нины Кравиц внес весомый вклад в дальнейшее развитие культуры. После мероприятия появилось доверие: люди — связанные с «трипом» и не только — начали охотно идти на контакт. Sodeyama, например, перед каждым туром в Азию спрашивал, не хотим ли его приютить по дороге. И свершилось: он уже выступил в «Водолее» в конце декабря.



Промо-бум и жажда рэпа
Не меньший кусок пирога заглатывает грайм и прочие Янги с Лилами. Крохи делят традиционные музыканты. Заведения с восторгом принимают волны тинейджеров, повзрослевших и массово переходящих из интернета в мир, как творчество их кумиров в то же время — в хит-парады и динамики клубов.
И миллениалы умеют развлекаться. Опережая подснежники, весной высыпали на все доступные танцполы новые организаторские команды. Некоторые стараются оседлать вейпор- и ретро-вейв, ностальгию по 90-м. Но преимущество за хип-хопом: «Кисс Май Вайб», «loud», «Hypebeast», «Russian Most Wanted» не чувствуют недостатка в гостях и пространстве, даже в нашем тесном порту.

Глеб Farvater Сигута
диджей, event-maker
До «Кисс Май Вайб» я и не думал, что в городе столько молодежи. Они готовы тусить под рэп каждые выходные, а может и чаще. Это люди студенческого возраста: молодые, красивые, любят танцевать до утра. Но можно увидеть и ребят под тридцать из рок-тусовки, и олдфага-рэпера лет сорока.
В нашей стране рэп долго доходил до мейнстрима. Думаю, ближайшую пару-тройку лет будем плотно сидеть на этом саунде.


Пресыщение и миграции
Избыток мероприятий вкупе со всеобщей экономией убили пятницы. Былые дни кутежной славы забыты, редкий бар их работает в ноль. За всю трудовую неделю теперь отыгрываются на субботах. А конкуренция всё растет: команды-инициаторы сталкиваются в борьбе за аудиторию, изобретают новые подходы, и даже не самые алчные вынуждены осваивать тонкости раскрутки.
Предприниматели разродились потоком пивоварен, баров, рюмочных и чашечных. Уже непонятно, кто должен всё это пить. Ведомые азиатской мечтой, они заманивают граждан КНР и Южной Кореи, пока владивостокское поколение Instagram подписывается тысячами и ложится спать. Главным впечатлением остается площадка «платного» пляжа, но в центре уже некуда падать. Границы фантазии стали вполне физическими стенами и соседями. Впереди реконкиста.
Артём Падерин
директор бара «Стереотипы»
Очень радует, что клубные промоутеры стали больше внимания обращать на Азию, в лайнапах видно корейских и японских музыкантов. Приятно, что осваиваются новые пространства на карте города, где проходят вечеринки с современной актуальной музыкой. Он растет за счет обновления инфраструктуры, а значит скоро появятся новые локации и для ночной жизни. «Заря», Цесаревича, новые большие торговые центры и казино: есть, куда двигаться.
Во Владивостоке полно трендсеттеров. Особенно в плане музыки. Москва сейчас ушла в затишье в плане хорошего клубного продукта. За два года могу выделить лишь 3–4 места в столице, где было действительно круто. И всё априори было завязано на техно. Москва любит форматы и подолгу может вариться в них. А Владивосток — портовый, и по определению не может работать и жить только в одном направлении.

Тот, кто видит смысл, находит дорогу
Владивосток достиг максимума в любительской плоскости. Не впечатляют вылизанные однообразные бары, клубы и кальянные. Город хочет новых форматов. Для того, чтобы нащупать нужные точки, придется с нуля строить привычные конструкции. Обрезать лишнее по заветам Оккама; создавать лучшее — не то, что делают успешные примеры, а исключительно удивляющее и необходимое. Этим и привлекателен андеграунд. Для успешной вечеринки уже важнее не место, а попадание в запросы массовой аудитории. Устоявшиеся компании не окупают затрат организаторов — их ряды пробили пули старости.
Клубные промоутеры завели своих MC. Под чужие треки теперь на вечеринках звучат вполне знакомые голоса, призывая пить и танцевать до упада. Еще немного, и к этим заводилам стянутся уже давно готовые взрывать молодняк местные электронщики. Интересней слушать не то, как крутятся пластинки (зачастую метафорические) популярных исполнителей, а что рождает оборот регулятора на заумной аппаратуре.
У нас давно умеют делать хорошую музыку, а теперь учатся хорошо продавать. Она перестает быть личной инициативой, хобби; культуру всё сложней разделить на коммерческую и «настоящую». Отмирают группы, занимающие сцену с неизвестной целью. Тот, кто видит смысл, находит дорогу. Кто не осознает своей силы — лишается ее. Но, как и во всем, не хватает инициативности.