Лучший петербургский стрит-арт 2018 года «Солнечная анорексия», «Билборды», история развития изобразительного искусства, Мурал «Д¥ĀЛИЗМ» Покраса Лампаса и другие работы

Петербургский стрит-арт продолжает развиваться, несмотря на препоны со стороны чиновников. Работы уличных художников стали важными городскими достопримечательностями, Музей стрит-арта на шоссе Революции регулярно проводит масштабные выставки, а возможность легализации граффити комментируют в Смольном. The Village вспомнил самые важные произведения уличного искусства, созданные в 2018 году.
Текст: Сергей Феофанов
Hioshi
«Солнечная анорексия»
Hioshi продолжил комментировать повестку дня своими арт-объектами. Инсталляцию «Бумага кроет камень» он выставил на Большой Морской улице и посвятил блокировке Telegram. Этой работой уличный художник сравнил действия Роскомнадзора с «каменным топором». «Играя в „Камень, ножницы, бумага“ я всегда задавался вопросом, какова механика победы бумаги над камнем. Теперь мне понятно: бумажный самолетик роняет репутацию ведомства, размазывает их профессиональные навыки и побеждает тот каменный топор, которым РКН пытается с самолетиком бороться», — заметил автор. А под конец года художник выступил уже на вневременную и неизбывную петербургскую тему: его впечатляющая работа «Солнечная анорексия», явно наследующая традициям трагической городской скульптуры, появилась в идеальном антураже петербургских «Канар» — на Канонерском острове.
Миша Маркер
«Билборды»
Миша Маркер — автор, регулярно работающий с социальным и политическим контекстом. В 2018 году художник вывесил на улицах горда плакат «Мечтаешь?» (стилизованный под полицейскую форму), коллаж с Путиным и Медведевым в образе героев фильма «Жмурки», едкие «Знаки препинания» и другие работы. Ну а самым заметным его высказыванием стал плакат по мотивам фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Картину Мартина МакДона в плакатном творчестве использовали неоднократно (в Москве — на Марше памяти Немцова, в Петербурге — на акции в защиту Фарфоровского кладбища), но именно у Маркера вышло наиболее емко и лаконично.
Арт-группа «Явь»
«Созидание и вандализм»
В этом году арт-группа создала довольно много критических работ — к примеру, граффити «Не выходи в онлайн», отсылающие к стихотворению Иосифа Бродского и роману «1984» Джорджа Оруэлла. Художники также провели акцию в защиту Пулковской обсерватории, а инаугурацию Владимира Путина они и вовсе встретили сценой из балета «Лебединое озеро». Самой масштабной работой «Яви» стал рисунок у ЖК «Приневский» — его площадь составила 220 квадратных метров, на стене изобразили сцены из «Евгения Онегина». Но наиболее интересным произведением кажется перформанс «Созидание и вандализм» — «культурологический срез развития изобразительного искусства». На одном здании появляются граффити, посвященные различным этапам развития искусства, затем их закрашивают (оставляя по краям полоски с предыдущими рисунками) и рисуют новые композиции. На данный момент художники создали работы, стилизованные под наскальную живопись и античное искусство.
Ульяна Полоз
Репродукция «Любительницы абсента» Пикассо на улице Чехова
Петербургская художница запустила проект Outingsprojectspb, в рамках которого она вывешивает на стены петербургских домов репродукции картин из собрания Эрмитажа и других музеев. Локации для размещения картин Ульяна выбирает точно — скажем, «Любительницу абсента» она вывесила улице Чехова, рядом с Dead Poets и другими барами. «Я постоянно ищу какие-то заборы, стены, дома. У меня скапливается очень много мест с адресами, я иногда даже хожу с рулеткой, измеряю место, чтобы распечатать в идеальном размере картину», — рассказывала художница.
Покрас Лампас
Мурал «Д¥ĀЛИЗМ»
Фирменная черта Покраса Лампаса — масштаб его работ. Например, в Москве, у стадиона «Локомотив» художник-каллиграф расписал более 11 тысяч квадратных метров. В Петербурге с такими проектами он еще не работал, но начало уже положено. Мурал «Д¥ĀЛИЗМ» занял более 250 квадратных метров на внутренней стене дизайн-отеля Wynwood. Работа посвящена двойственности восприятия современного искусства. Текст написан на двух языках, дуализм проявляется и в выборе цвета: левая часть работы ближе к оригинальной гамме фасада, правая часть более контрастна. Ждем новые объекты — в «Севкабеле» или других городских пространствах.
Burstone
Греческий воин и девушка с виноградом
В это сложно поверить, но до недавнего времени активисты и уличные художники Петербурга пересекались не слишком часто. Участники группы «Центральный район за комфортную среду обитания» решили изменить эту ситуацию и предложили художнику Burstone расписать электрический шкаф на углу Греческого проспекта и 3-й Советской улицы. Автор использовал греческие мотивы, по завершении работ объект покрыли антивандальным лаком. Позднее активисты заказали роспись еще одного шкафа — на углу Дегтярного переулка и улицы Моисеенко. Художественная ценность этих граффити, возможно, не столь велика, но налицо важный прецедент — теперь создание паблик-арта инициируют не только художники и районные администрации, но и представители гражданского общества.
HoodGraff
«И тебя вылечат»
Весь год инициативные граждане жаловались властям на граффити объединения. Рисунки художников портили и закрашивали, а в ноябре коммунальщики уничтожили одну из самых известных работ HoodGraff — портрет Юрия Шевчука на Литейном проспекте. Художники и раньше реагировали на порчу их работ, эта осень не стала исключением. На месте закрашенного портрета Шевчука появилась сцена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Та, в которой героиня Натальи Крачковской обещает своему мужу и Ивану Васильевичу, что их «вылечат».
Война с граффити
В прошлом году петербургские художники были не менее продуктивны, однако за редкими исключениями их работы не имели общего контекста. Теперь ситуация поменялась — одной из центральных тем для городского стрит-арта стала «война с граффити». Коммунальщики весь год уничтожали работы разных авторов, к ним примкнули и неизвестные активисты — один только портрет Станислава Черчесова портили дважды (сначала главному тренеру сборной России по футболу «отрезали палец», затем нанесли на рисунок надпись о «гомофобной стране»).
Граффити-райтеры и художники неоднократно комментировали эту ситуацию своими работами, недовольство действиями чиновников высказывали самые неожиданные авторы — например, Константин Брилевский, создатель оранжевого ленивца из паблика «Свободный от забот». Его граффити закрасили, после чего Брилевский восстановил рисунок и оставил обращение к коммунальщикам. «Уважаемые коммунальные службы, вы бы лучше убрали пляж от мусора», — гласило оно.
Уличные художники также предлагали пути решения проблемы незаконных рисунков на профильном круглом столе, но депутаты Законодательного собрания от «Единой России» отвергли все инициативы. В ноябре единоросс Денис Четырбок представил собственный законопроект о легализации граффити в Петербурге. Документ предполагает, что правила согласования разработают чиновники Смольного. Уличные художники не в восторге от этой перспективы.
Представительница арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина рассказала The Village, что законопроект едва ли изменит ситуацию: «Где гарантии, что новый порядок согласования будет проще? Мы бы хотели согласование постфактум. То есть чтобы была некая процедура (например, голосование жителей на специальном сайте), которая позволяла бы защитить работы. В Петербурге уже присутствует такое согласование (Бодров, Хармс), но оно не официальное, почему бы не сделать его законным?»
обложка: Арт-группа Явь