23 мая, понедельник
Санкт-Петербург
Войти

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

The Village и Spotify продолжают проект «Музыка районов». Для него мы попросили музыкантов, актеров, стендаперов и блогеров показать свои любимые маршруты в Москве и Санкт-Петербурге. Внутри каждого текста вас ждет карта и плейлист — с ними вы можете повторить маршрут наших героев под их любимые треки.

Больше маршрутов ищите в разделе, он продолжает пополняться.

Автор

Паша Яблонский

Рисование жопами, торчащие из пепельницы бычки, секс, наркотики, панк-рок; выставки превращались в кутеж и наоборот. Такая была жизнь у Алисы Йоффе богемной художницей. Иногда случались эксцессы — бывает, уснешь с сигаретой в пальцах и обожжешь руку. Или ногу. Или губу. А однажды вечером Алиса выпила кофе, закурила сигарету — и у нее начались судороги. Сводило все тело, включая зубы, — сосудистый коллапс. Скорую вызвать нельзя: дома не только сигареты, но и запрещенные вещества. На следующий день Алиса бросила курить.

Прошло три года. Теперь художница отсекает лишнее. В ее живописи всего два цвета, в шкафу три одинаковые спортивные футболки. Никакого алкоголя, сигарет и даже сахара. В мастерской белые стены. Никакой музыки во время работы. Несколько раз в неделю занятия по английскому с разными преподавателями — чтобы общаться с иностранными художниками и кураторами (ведь странно, когда твои картины собирает Рем Колхас, а ты не можешь с ним свободно поговорить). По утрам тренировки в зале — чтобы руки не уставали держать тяжелую кисть.

Я не сразу узнаю Алису у метро «Семеновская». Я ожидал увидеть ее в знаменитом костюме Bonne Suits: белые брюки с черным треугольником на лобке и подчеркнутая таким же супрематическим образом грудь. Алиса придумала костюм, чтобы соответствовать бывшему министру Нидерландов Хеди д’Анкона, когда та выступала на выставке «Все девчонки — вперед!». Но теперь костюм висит в «Третьяковке», а сама Алиса подъезжает ко мне на велосипеде во флуоресцентной куртке и в шлеме. Поздоровавшись с художницей, я мельком осматриваю велосипед: легкая рама, куча скоростей — она явно ездит на нем регулярно и совсем не в прогулочном темпе. На секунду я задумываюсь, как лучше начать разговор, но Алиса уже сама увлеченно рассказывает, почему она выбрала для встречи торговый центр у метро «Семеновская». Потом говорит про парки искусства. Затем про книги.

Еще через полчаса мы наконец-то сдвигаемся с места — все это время мы простояли у входа в «ТЦ». В итоге я вышел из мастерской Алисы сильно за полночь и опоздал на метро.

Об осознанности, тренировках и отказе от деления на хорошее и плохое

Фитнес-клуб Spirit

В этом торговом центре есть фитнес-клуб с отличным панорамным видом на город. Занимаюсь я обычно под лекции — сегодня во время кардио слушала интервью Каспера Кёнига про скульптурный проект в городе Мюнстере. Он открылся еще в 1977 году — скандал разразился примерно такой же, как сейчас вокруг скульптуры Фишера у ГЭС-2.

Я слушаю лекции и интервью не просто так, я сама сейчас работаю над презентацией живописи в парке «Кузьминки». Думаю, как ее показать. Хочу сделать живописный уличный объект — это ведь редкая штука, обычно картины быстро погибают в городской среде, и чаще всего люди встречаются с ними в выставочных залах. Думаю, может быть, построить экспозицию, формально схожую с политической интервенцией, — захватить стратегически важные места парка: дворец-усадьбу Дурасовых, где некогда располагался крепостной театр, сцену и флагштоки.

Помимо прослушиваний лекций, у меня бывают и полноценные тренировки — с тренером Евгением Барашкиным. Он остеопат, знает анатомию и рассказывает мне о строении и работе мышц. Важно правильно организовать процесс для лучшего результата. Правильная организация может быть разной — когда-то она для меня заключалась в допингах. Эдакая панк-жизнь. Ведь что такое панк — это когда ты сгораешь ни для чего. Результатом стало плохое состояние здоровья.

Это было неправильное вложение ресурсов, вернее, даже не неправильное, а не рациональное. На сигареты, алкоголь и «дудку» тратятся время и деньги. Зачем, когда эти ресурсы можно вложить в материалы — краску, холст, кисти — или просто обучить себя новым навыкам? Я получаю энергию от результата — мозг так устроен, что он поощряет тебя за то, что ты напрягся.

Мир меняется, нужно адаптироваться, и мой образ жизни изменился. Я не оцениваю эти явления как что-то отрицательное или положительное — вместе с допингом я отказалась от разделения на хорошее и плохое. Я поняла, что пришла одна, уйду одна и всегда буду одна, если мой досуг занимает мое дело. Вообще, мне не нравится слово «досуг» — я не делю жизнь на работу и свободное время. Свободное от чего? Оно у меня всегда свободное. Вот я работаю в мастерской, потом еду в зал — тоже работаю: укрепляю мышечный корсет, чтобы мне легче было держать кисть. В одной руке банка краски — пять килограммов, в другой большая кисть — еще два. Так что надо заниматься.

Каждый из нас в какой-то момент уйдет из поля общего действия по своим причинам. Раньше у нас была общая мастерская, а теперь у каждого свой путь. Я не особо скучаю — мне не близко чувство ностальгии. Мой взгляд обращен не в прошлое, а в будущее. No roots. Я не пытаюсь найти поддержку в прошлом. Все вырастает, проходит стадию зрелости и умирает. Путем экспериментов и непосредственно опыта я поняла, что бессмысленно чувствовать себя наполненным за счет других людей. Это просто попытки переложить свое одиночество или ощущение неполноценности на кого-то еще.

Об уроках английского, политзэках и организации общества

Мимо «Матросской тишины»

По Электрозаводскому мосту я проезжаю на велосипеде в фитнес-клуб несколько раз в неделю. А вот английским я занимаюсь пять раз в неделю онлайн. У меня много учителей: писатель и преподаватель социальной антропологии, живет в лесу в Таиланде; искусствовед, британец Ной, живет в лодке на одном из лондонских каналов и преподает игру на гитаре и английский; философ-преподаватель из Чикаго; художница из Австралии.

Пока я думаю на русском, иногда в картинах я использую английские тексты. Например, из песен, которые слушал Вова Айгистов, — это группы Crisis, Crass, Джонни Сандерса, Alternative TV и, конечно, The Fall (у меня даже есть работа, где Вован стоит в обнимку с Марком Эдвардом Смитом). Иногда переводила тексты в интернете, некоторые переводил Вован и делился переводами. Так что когда я делала выставку «Панк-фракция», посвященную музыкантам, в 2014 году, я использовала тексты на английском.

С Электрозаводского моста можно увидеть кусочек «Матросской тишины». Когда зимой арестовали Навального и начались массовые задержания протестующих, в знак солидарности с политзаключенными я расписала стены моей мастерской — превратив ее в камеру. И побрилась наголо. В государстве, где нет свободы, мы все — заключенные. Идеального общества не может быть, это утопия. Но мы можем пытаться делать жизнь в обществе лучше, правда, это требует работы над собой.

Когда мне хочется оказаться в компании друзей, я ставлю «Панк-фракцию красных бригад»

О работе в тишине и черно-белых картинах

Мастерская Алисы на «Бумажной фабрике», выставка Цветковой

Сегодня на «Фабрике» показывают рисунки Юлии Цветковой, которую лотерея государственных репрессий выбрала в качестве главной нарушительницы закона о пропаганде гомосексуализма. У нее веселые рисунки, как будто персонажам из мультфильма «Время приключений» пририсовали условные половые органы, а именно — вульву. Рисунки веселые и неумелые — панковские, — и это делает их политическое содержание остро выраженным, эстетика наспех сделанного плаката.

В соседнем здании — моя мастерская. Последние десять лет я работала с коллегами-художниками в коммунальных пронстранствах. В какой-то момент мы с Олегом Елисеевым (участником арт-группы «ЕлиКука») написали Асе Филипповой, директору «Фабрики», с просьбой нас здесь принять. Она согласилась. Я не знаю другого руководителя институции, столь радикально настроенного на волну свободы, как Ася Леонидовна. Долгое время мы работали на «Фабрике» вместе с «ЕлиКуками», а в конце 2020 года я арендовала отдельную студию с выходом на улицу. Я решила использовать мастерскую и как выставочное пространство — без цензуры и контроля, которые неизбежно присутствуют в галерее, выставочном зале или музее. Периодически я провожу дни открытых дверей для всех желающих.

Две недели назад я заселилась в дом, соседний с моей мастерской. Друзья даже шутили, что я могу повесить тарзанку из окна прямо к двери в мастерскую. Но мне и без нее удобно.

Работаю я в тишине. Когда-то я не могла рисовать без музыки, мне казалось, что это важное условие производства. Но сейчас ее ритм переключает меня в режим прослушивания — а это уже отдельное занятие. Когда слушаешь знакомую музыку фоном, она тебя отвлекает — начинаешь вслушиваться или подпевать. А новая просто пролетает мимо ушей, потому что мозг занят другим делом. Я использую для рисования черный цвет, что позволяет не отвлекаться на смешение красок. Я сосредоточена на движении. Моя картина — черные пятна на белом фоне, расположенные в определенном ритме. Если я пойму, что мне необходимы другие цвета, введу их в палитру.

О музыке и собственном стиле

По Нижней Красносельской до «Успеха»

Я много раз была на концертах в «Успехе» — клуб основал Леня Тришин, гитарист «Панк-фракции красных бригад». Эта группа — мои большие друзья. Они появились и репетировали прямо в нашей мастерской на улице Буракова. Они играли — а мы рисовали. Концерты часто давали не в клубах, а в публичных местах. Не потому, что клубов не было — это были политические акции. Наверное, самая громкая из них — когда «ПКФБ» спонтанно выступили в Музее Маяковского. В группе тогда играл и Антон Николаев — мой духовный наставник периода мастерской на Буракова. Мы провели вместе много времени: он постоянно пел, проговаривал что-то вслух — а я внимала. Потом Антон основал собственную группу «Пролетарий».

Когда мне хочется оказаться в компании друзей, я включаю эти две группы — до сих пор влюблена в их злые политически-поэтические песни. Было много дружественной музыки — Анастасия Ашиткова из AWOTT, группа «Летающие гитары» с Надеждой Кузиной на вокале и Дмитрием Евмененко на басу. Часто мы делали панк-вечеринки прямо в мастерской, и все они играли.

Мой взгляд обращен не в прошлое, а в будущее. No roots. Я не пытаюсь найти поддержку в прошлом

Алиса Йоффе и Тала Никитина из группы «Пролетарий»

В 2014 году мы с Игорем Мухиным сделали в галерее «Триумф» выставку, посвященную музыкантам. Нас тогда очень поддержал Дмитрий Ханкин, совладелец галереи, сказал, что он сам бывший панк. Игорь показывал фото, а я — рисунки. Потом был большой концерт в галерее. Общий двор «Триумфа» и отделения полиции был полон пьяных панков, но полицаи стояли смирно и слушали, никого не забрали. Казалось, грохот стоял на всю Ильинку. Было чертовски весело!

Сейчас мы работаем отдельно и встречаемся реже, а с Мухиным сохраняем только творческую связь. У него есть большой архив фрагментов моей жизни: в прошлом году в «Гараже» показывали целый фильм, составленный из этих фотографий (их оказалось более 35 тысяч).

Выступление «Панк-Фракции Красных Бригад» в «Бумажной фабрике»

О моде и рисовании перед сном

Курилка клуба «Бумажная фабрика», концерт группы «Панк-фракция красных бригад»

Сегодня концерт не в мастерской и даже не в «Успехе» — а в клубе «Бумажная фабрика». Выступают все те же «ПФКБ» — после перерыва в два года Айгистов вернулся из рехаба и выглядит как веселый и злой молодой Вован из 2014 года.

Здесь на концерте полно моих друзей. Например, Тала Никитина из группы «Пролетарий» — она единственный человек, кто набил татуировку с моей картиной на руке. Вернее, с ее частью — это автомат из моей работы «Все девчонки вперед». Там девчонки улыбаются одной улыбкой на двоих, а над ними — автомат. Перед тем как набивать, она предупредила меня. У меня самой нет татуировок — вы видели мою мастерскую, в ней почти пусто. Важно находиться в пустом пространстве — в нем ты можешь что-то произвести.

Некоторые мои рисунки оказывались на одежде бренда Comme des Garsons. Также я рисовала на костюмах Bonne Suits и в перфомансе для Masion Margiela расписывала футболки. Но меня не интересует одежда, ее слишком много. Мне самой не хочется ничего покупать, кроме трех одинаковых спортивных футболок в дисконте. Я могла бы ходить и в секонд-хенды, но в это слишком погружаешься: нужно анализировать эту культуру, понимать, откуда что берется. Я знаю ребят, которые этим увлечены. Но меня интересует изготовление живописных произведений: подрамники, кисти, холсты. Где купить грунтованный холст шириной 3.20? Мне написали из «Черной речки», что у них есть негрунтованный такого размера — это значит, что мне не нужно сшивать два полотна. Но вместо это придется грунтовать в три слоя — такая жизнь.

Помимо живописи красками, я часто рисую с телефона — например, на концертах. Или же прямо в кровати, перед сном или только проснувшись — получается «автоматическое письмо». Некоторые цифровые изображения с телефона я переношу на холст. Но если на телефоне я еще могу исправить свои рисунки, то на холсте — уже нет. Получается, что на этапе с телефоном я свободна: могу отменить любой мазок — на холсте же я полностью подчинена линии. Большинство своих цифровых изображений я публикую в соцсетях, но сейчас планирую начать работать с NFT.

Алиса Йоффе рисует солистку группы «Позоры» Лену Кузнецову
Алиса и гитарист «ПФКБ» Леня Тришин

При этом сама я редко сижу в соцсетях — пробовала скачать «Тик-ток», но тут же поняла, что теряю время — потому что видео претендует на все твое внимание. Я и фильмы-то почти не смотрю: если движение происходит перед тобой на экране, то в этот момент ты обездвижен. Бывает, я пытаюсь смотреть видео на ходу — но это сложно с современными девайсами. Думаю, вскоре человек сможет совместить оба действия контролируя процент эффективности для каждого из действий.

Еще Гурджиев предлагал представить, что ты умер — и посмотреть, что ты сделал за последний час. Художественная жизнь — это большой трип, и мне не нужно от него отдыхать. Наоборот у меня есть потребность, желание и способность прокачаться, стать лучше и освободиться от клише. Я же не абстрагируюсь от жизни — я вижу, во что люди одеваются, какие делают мультфильмы, и что фотографируют. Просто мой фокус на другом — я не трачу время, я его проживаю, использую.

Редакция выражает благодарность фитнес-клубу Spirit, Центру творческих индустрий «Фабрика», клубу «Бумажная фабрика», бару «Успех» за помощь в организации съемки.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Позоры» — «Не тупая»: 
Ню-метал ривайвл реален
«Позоры» — «Не тупая»: Ню-метал ривайвл реален «Я ничего не думаю — я же не тупая»
«Позоры» — «Не тупая»: 
Ню-метал ривайвл реален

«Позоры» — «Не тупая»: Ню-метал ривайвл реален
«Я ничего не думаю — я же не тупая»

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Хороший, плохой, русский

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Первая полоса

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Подпишитесь на рассылку