23 ноября, понедельник
Юг
Юг
Войти

Фальшфасады vs «порнография руин» Что вы не видите на Никольской и ВДНХ из-за строительной сетки

Фальшфасады vs «порнография руин»

В новой рубрике The Village рассказывает о навязчивых городских узорах и маркерах эпохи, которые мы заметили раньше, чем вы начали по ним ностальгировать. В этот раз говорим про фальшфасады, которые вы могли видеть на Тверской или Никольской и не задумывались, что они скрывают.

Фальшфасад — это огромная сетка, имитирующая стену дома. Обычно ею завешивают дома на реконструкции. Речь идет именно про сетку, а не плотное полотно обычных уличных баннеров. Она легкая — весит всего 270 граммов на квадратный метр (чуть тяжелее смартфона) — и почти не оказывает нагрузки на крепежи. Сетчатая структура не дает фальшфасаду сорваться во время штормового ветра: воздушный поток проходит сквозь сетку, и фальшфасад остается практически неподвижным. На них строго запрещено размещать рекламу, только изображение здания, которое спрятано. Для установки фальшфасада требуется разрешение мэрии Москвы.


«На Никольской улице, где собирались фанаты  на ЧМ, тоже висит наш фальшфасад. Мы его повесили около пяти лет назад. У владельца здания не было средств на ремонт. Если бы наша сетка там не висела, мир увидел бы почти разрушенное здание»

Традиция прикрывать здание — совсем не новая. В XIX веке во время торжеств, например коронации императора, на домах по маршруту следования будущего монарха развешивали флаги и ткани, фасады украшали цветами, рассказывает историк архитектуры Александра Селиванова.

В советское время завешивали все эстетически устаревшие с точки зрения новой власти постройки, например церкви и монастыри. Их закрывали агитацией, огромными фото с портретами вождей или установками, которые показывали, что будет на этом месте. Кроме того, во время войны фальшфасады использовали для маскировки. Важные узнаваемые сооружения «переделывали» в совершенно другие районы города.

На всю работу — от разработки эскиза до монтажа на фасаде здания — уходит меньше недели. Технология изготовления фальшфасадов проста. Дизайнер разрабатывает макет фасада, который потом наносится на сетку. Она не должна касаться фасада и крепится на небольшом расстоянии от него — от 20 сантиметров до метра.

Вячеслав Джендоян занимается дизайном фальшфасадов с 2014 года. Например, он делал макет фальшфасада в Богоявленском переулке, недалеко от Красной площади, для здания Главпочтамта. Фальшфасад над входом на станцию «Театральная» — тоже его работа. Дизайнер считает, что фальшфасад — это удобный способ обезопасить место стройки и сделать его более привлекательным на время проведения строительных работ.


Вячеслав Джендоян

дизайнер фальшфасадов

Фальшфасады, определенно, нужны, когда ведутся какие-то работы. Ребята висят там, шпаклюют, болтаются тросы — лучше, чтобы все это было за фальшфасадом. Качественный фальшфасад выглядит более эстетично и презентабельно. Это еще и более безопасно — чтобы пыль не летела на прохожих, и на голову ничего не упало.

Еще важно, чтобы дизайн был грамотный. Когда вижу некоторые работы конкурентов, думаю, сам никогда бы так не сделал: просто какие-то квадратики вместо окон, грубо говоря. Так нельзя. А если дизайн хороший, то иногда даже не сразу поймешь, что фасад нарисованный.

Здорово, когда здание действительно восстанавливается. Если его просто закрыли на неограниченное количество времени, потому что оно страшное, и делать с ним ничего не планируют, это печально, но тоже бывает. Из моей практики таких случаев — процентов 30 от общего числа, остальные — всегда какие-то работы.


Социолог города Петр Иванов считает, что любые работы по трансформации города завешивать не надо: фальшфасады нужны чиновникам, но горожанам они ни к чему. Гораздо интереснее и приятнее самому наблюдать, как город преображается. Тем более, когда человек видит перед собой фальшфасад, он может подумать, что от него что-то скрывают.


Петр Иванов

социолог города

Есть такой прекрасный жанр архитектурной и дизайнерской эстетики, как ruin porn — «порнография руин». Это эстетика разрухи, облезлости. Разрушение — часть нашей культуры. Это тоже очень важно.

Фальшфасады мне нравятся разве что как ценителю эстетики советских мистерий. Это жанр городского фестиваля. Он был популярен в стране после Октябрьской революции. Технологию фальшфасадов использовали, когда хотели имитировать Кремль, Зимний дворец — чтобы превратить город в центры событий 1917 года. Наверное, это был самый большой расцвет и, честно говоря, самая большая осмысленность фальшфасадов в России, которая когда-либо была за всю историю нашей страны.

Фальшфасады не все могут «прочитать». Понятно, что они имитируют некую цветность, размерность и геометрию архитектурных ансамблей города. Но для кого они их имитируют, непонятно. Скажем, архитектор или дизайнер — тот, кто погружен в архитектурно-планировочную и эстетическую структуру места, «прочитает» эти цветность, геометрию и так далее на фасаде. Обычный горожанин «прочитает», что что-то завешено какой-то клеенкой.


Компания Сергей Арзуманяна «Фасад-М» занимается изготовлением фальшфасадов уже около семи лет — это они закрывали, например, здание Главпочтамта на Мясницкой. Спрос на сетки увеличился в последние четыре года — с приходом Сергея Собянина на пост мэра. До этого стройки использовали простую зеленую сетку, рассказывает Арзуманян.


Сергей Арзуманян

директор «Фасад-М»

Фальшфасады я увидел впервые в Париже в 90-е. Тогда меня восхитило, как малыми усилиями можно придать благородный вид любому зданию. Понятно, что фальшфасад — временная мера. Должны проводиться реставрационные или ремонтные работы. Но до этого хорошо бы придать городу достойный облик.

Сейчас с нами активно сотрудничает префектура центрального округа. Мы закрывали здание Главпочтамта. Выглядит очень достойно. На Никольской улице, где собирались фанаты на чемпионате мира и которую показывали по всему миру, тоже висит наш фальшфасад (комплекс «Чижевское подворье». — Прим. ред.). Мы его повесили около пяти лет назад. У владельца здания не было средств на ремонт. Если бы наша сетка там не висела, мир увидел бы полуразвалившееся здание.


Снос доходного дома Эггерс на Россолимо, 4
Снос корпуса фабрики «Рот Фронт» на Малой Ордынке, 25

Сейчас, считает Александра Селиванова, фальшфасад чаще ассоциируется с чем-то незаконным или тем, что не хочется показывать. В Москве известно немало случаев, когда фальшфасад закрывал тайный снос здания. В августе 2014 года в самом центре города, на 1-й Тверской-Ямской улице, снесли доходный дом Прошиных. Здание было в хорошем состоянии, ценный образец московского модерна. Его планировали переделать под гостиничный комплекс. Комиссия при правительстве Москвы одобрила частичный разбор здания с условием обязательного сохранения фасада. Однако компания, которая должна была проводить реставрацию, незаметно снесла и его, прикрывшись фальшфасадом.

В том же году под предлогом реставрационных работ на Остоженке  разобрали Палаты Киреевского. «Архнадзор» неоднократно направлял властям города запросы с просьбой отреставрировать здание. Вместо этого его снесли, чтобы отстроить на этом месте точную копию. Архитектурный памятник был скрыт фальшфасадом, и отсутствие дома представители «Архнадзора» заметили случайно, заглянув за забор и найдя там только остатки первого этажа.

Самый свежий случай — павильон «Мосхлебторг» на ВДНХ, который снесли  летом 2018-го. Согласно новому статусу ВДНХ — это «достопримечательное место», а не архитектурный ансамбль, а значит, изменения в объекты культурного наследия теперь вносить можно.


Александр Фролов

член координационного совета общественного движения «Архнадзор»

Говорили, что павильон находился в очень плохом состоянии. На его месте планируют возвести новый, похожий на прежний. Но это не реставрация. Это безобразие. Памятники архитектуры ценны не только формой, это еще и памятник старых строительных технологий. Мемориальная составляющая исчезает полностью: уже нельзя сказать, что именно здесь что-то происходило или кто-то жил. Мы смотрим на совершенно новую вещь.

Нужно вовремя приводить здания в порядок, а не завешивать их фальшфасадом. Эта сетка может быть оправдана, если она закрывает леса, на которых ведутся строительные работы: так, безусловно, безопаснее. Может, тогда и не обязательно называть ее фальшфасадом. Другое дело, когда город не знает, что делать со зданием, и просто накрывает его фальшфасадом. Висит такая фальшстена, дом якобы стоит, а на самом деле его уже может и не быть. Получается своеобразная обманка, форма сокрытия преступлений.



Фотографии: 1 — Виктор Тараканов / Фотобанк Лори

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»
Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»Почему горожане готовы ездить на «Садовод» за брендовыми пакетами Chanel и Victoria’s Secret
Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»

Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни» Почему горожане готовы ездить на «Садовод» за брендовыми пакетами Chanel и Victoria’s Secret

Билборды ЛДПР: «Наши в городе»
Билборды ЛДПР: «Наши в городе»Напоминание маленьким местам о большой политике
Билборды ЛДПР: «Наши в городе»

Билборды ЛДПР: «Наши в городе» Напоминание маленьким местам о большой политике

«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО
«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАОКак барьер для оппозиции стал «туристическим символом» Москвы
«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО

«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО Как барьер для оппозиции стал «туристическим символом» Москвы

Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут
Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдутPussy Riot, «Бумер», советские панки и трупы в цементе
Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут

Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут Pussy Riot, «Бумер», советские панки и трупы в цементе

Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»
Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»Почему горожане готовы ездить на «Садовод» за брендовыми пакетами Chanel и Victoria’s Secret
Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни»

Пакет ЦУМа: Символ «другой жизни» Почему горожане готовы ездить на «Садовод» за брендовыми пакетами Chanel и Victoria’s Secret

Билборды ЛДПР: «Наши в городе»
Билборды ЛДПР: «Наши в городе»Напоминание маленьким местам о большой политике
Билборды ЛДПР: «Наши в городе»

Билборды ЛДПР: «Наши в городе» Напоминание маленьким местам о большой политике

«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО
«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАОКак барьер для оппозиции стал «туристическим символом» Москвы
«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО

«Рамки дозволенного»: Заборчик УВД ЦАО Как барьер для оппозиции стал «туристическим символом» Москвы

Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут
Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдутPussy Riot, «Бумер», советские панки и трупы в цементе
Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут

Отрезанные районы: Курьяново, где ничего не найдут Pussy Riot, «Бумер», советские панки и трупы в цементе

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Как в Сочи делают сыры европейского качества

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России

Артисты музыкального театра «Возраст не помеха»

Ресторан «ПРО РЫБУ» на Имеретинской набережной

Новогодние программы в сочинских отелях

Первая полоса

Как в Сочи делают сыры европейского качества
Промо
Как в Сочи делают сыры европейского качестваБуррата, качотта, маасдам, пармезан
Как в Сочи делают сыры европейского качества
Промо

Как в Сочи делают сыры европейского качества Буррата, качотта, маасдам, пармезан

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге РоссииИ почему начал экспансию в другие регионы

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России

Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России И почему начал экспансию в другие регионы

Артисты музыкального театра «Возраст не помеха»

Артисты музыкального театра «Возраст не помеха»Как в современном мире меняется понятие старости и кого мы должны за это благодарить

Артисты музыкального театра «Возраст не помеха»

Артисты музыкального театра «Возраст не помеха» Как в современном мире меняется понятие старости и кого мы должны за это благодарить

Ресторан «ПРО РЫБУ» 
на Имеретинской набережной
Ресторан «ПРО РЫБУ» на Имеретинской набережнойРыба из свежего улова, местное вино и фермерские продукты
Ресторан «ПРО РЫБУ» 
на Имеретинской набережной

Ресторан «ПРО РЫБУ» на Имеретинской набережной Рыба из свежего улова, местное вино и фермерские продукты

Новогодние программы в сочинских отелях
Новогодние программы в сочинских отеляхВеселые вечеринки и гастрономические ужины
Новогодние программы в сочинских отелях

Новогодние программы в сочинских отелях Веселые вечеринки и гастрономические ужины

Что делать, если ваши доходы упали
Что делать, если ваши доходы упалиКак пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов
Что делать, если ваши доходы упали

Что делать, если ваши доходы упали Как пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов

Большое интервью с Cream Soda
Большое интервью с Cream SodaОб альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе
Большое интервью с Cream Soda

Большое интервью с Cream Soda Об альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе

Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект
Правда ли мы больше устаем от удаленкиИ какую роль здесь играют видеозвонки
Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект

Правда ли мы больше устаем от удаленки И какую роль здесь играют видеозвонки

Что делать, если вам изменили
Что делать, если вам изменилиОтрывок из книги психолога Марины Травковой
Что делать, если вам изменили

Что делать, если вам изменили Отрывок из книги психолога Марины Травковой

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо
От первой любви до дуэта длиной в 20 летС кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии
От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет С кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы» Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы? И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку

Видеоигры — отражение мира
Спецпроект
Видеоигры — отражение мираКак PlayStation стала культовой консолью
Видеоигры — отражение мира
Спецпроект

Видеоигры — отражение мира Как PlayStation стала культовой консолью

«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»
«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»История предпринимателя, который сдавал в аренду кальяны, а потом занялся недвижимостью
«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю»

«У меня шесть квартир и семь участков — я их перепродаю» История предпринимателя, который сдавал в аренду кальяны, а потом занялся недвижимостью

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам

И обяжет организаторов акций присылать властям финансовые отчеты

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам

В Госдуму внесли законопроект, который приравняет пикеты к митингам И обяжет организаторов акций присылать властям финансовые отчеты

«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет»
«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет» И смогла выбраться
«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет»

«Я искала творческого развития, а попала в секту на девять лет» И смогла выбраться

Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive
Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive
Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive

Красота отходов: Что покупать в экоколлекции H&M Conscious Exclusive

Современные композиторы, за которыми стоит следить
Современные композиторы, за которыми стоит следить Плейлист, составленный участниками оркестра Opensound
Современные композиторы, за которыми стоит следить

Современные композиторы, за которыми стоит следить Плейлист, составленный участниками оркестра Opensound

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

Подпишитесь на рассылку