Как работает речная навигация в Москве Участник рынка — о свадьбах на кораблях, опасных пассажирах и стоимости стоянки на воде

Летняя пассажирская навигация на Москве-реке открылась еще в конце апреля, однако из-за непогоды сезон речных прогулок в этом году задержался. Сейчас по рекам столицы с постоянным расписанием ходят порядка 100 теплоходов, которые обслуживают свадьбы, корпоративы и предлагают туристические экскурсии. Несколько лет назад существовала только центральная линия речной навигации — от Киевского вокзала до Новоспасского моста, а также прогулки от Речного вокзала в область и в Коломенском и Строгине. Сейчас на Москве-реке туристам доступно гораздо больше маршрутов. О том, какие услуги пользуются популярностью у пассажиров на воде, сколько стоит только оформление бумаг на судно и с какими проблемами сталкиваются участники бизнеса, The Village поговорил с генеральным директором одной из крупных судоходных компаний, «Росречфлот», Александром Землянским.

Иллюстрации
Участники рынка и расценки
Вообще, теплоходов в Москве много — около 100. Все компании занимающиеся навигацией, — частные. В городе пять серьезных судоходных компаний с большим количеством теплоходов («Столичная судоходная компания», «Флотилия Рэдиссон», «Конкорд», «Алые паруса» и мы — «Росречфлот»), но есть еще множество мелких судовладельцев, которые имеют по одному-два теплохода. Последние иногда объединяются и берут один маршрут на всех. Официально все теплоходы пассажирские, неофициально — различаются плавучие рестораны, банкетные и прогулочные.
До открытия сезона навигации корабли держат в затонах — это могут быть и речные вокзалы, и грузовые порты, и акватории яхт-клубов в Московской области. Зимой теплоходы нужно подготовить к новому сезону: провести ремонтные работы, оформить документы, установить оборудование. На это уходят большие как организационные, так и денежные затраты: по 1–2 миллиону идут на зарплаты, ремонт, запчасти, до 500 тысяч — на оформление бумаг. В сумме на подготовку одного судна идет минимум от 3 до 5 миллионов рублей. Фактически мы работаем три-четыре месяца в году, a расходы несем круглый год.
Что касается документации, со стороны государства это все запредельно бюрократизировано. Например, мы, как автобусы и троллейбусы, обязаны иметь оборудование ГЛОНАСС, которое стоит порядка 300–350 тысяч рублей. Также требуется система управления безопасностью, она должна быть разработана и применяться на каждом судне. Плюс мы обеспечиваем спасательные средства на каждого пассажира — жилеты, плоты, приборы. Избыточные требования к безопасности российские власти предъявляют после катастрофы «Булгарии» в 2011 году. Эти жесткие правила по безопасности судоходства распространяются и на Москву-реку, несмотря на то что она достаточно узкая, неглубокая и без волн и вероятность того, что в ней утонет теплоход, минимальна. Когда я вижу теплоходы в Праге или Будапеште, всегда завидую своим зарубежным коллегам: там рациональные и разумные требования к безопасности. Там на теплоходах, например, нет плотов.
Перед началом сезона навигации судоходные компании решают, на каком маршруте будут работать, и подают заявки в Гормост. Все Московские причалы находятся в ведении этого учреждения, а маршрут зависит от причалов. Заявки собираются до 31 марта, потом каждой компании выделяется свое время причаливания. Компании предоставляют расписание Гормосту и платят ему за время, проведенное на причале. Здесь главное получить время. Стоимость причаливания зависит от востребованности причала и длины судна — ее утверждает Федеральная служба по тарифам. Цена одинакова и для роскошных яхт, и для речных трамвайчиков: за получасовую стоянку судна длиной около 30 метров придется заплатить больше 600 рублей. Частные яхты причалить могут, только когда причалы свободны.
Когда с реки сходит лед, судоходной компании нужно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, сдать анализы питьевой воды для кухни и дождаться, когда придут на судно с проверкой. Только после этого можно получить документы о том, что судно безопасно и соответствует всем санитарным нормам и правилам.
Но в этом году не все теплоходы вышли, потому что изменился порядок оформления документов Роспотребнадзором, в связи с реорганизацией подразделения по надзору за транспортом. Раньше сами работники Роспотребнадзора совершали проверки теплоходов, теперь же акты обследования могут делать только несколько аккредитованных фирм. Как это все теперь работает, сразу никто не понял.
Правила плавания по внутренним водным путям утверждены Минтрансом, а за их соблюдением следит Ространснадзор. Скорость теплохода, например, не должна превышать 18 километров в час, ограничения по скорости в городе есть только на канале имени Москвы — 15 километров в час. Скорость судна проверяют расчетным путем: во сколько теплоход отметился на одном причале, во сколько — на другом. Еще в пределах Москвы запрещено подавать гудок. Вообще, гудок подается при тумане, при отправлении судна в рейс, если корабль занимает участок, запрещенный для расхождения с другими судами.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village. Мы и есть «вайс на русском». Мы всегда им были, а теперь делаем наш интернет-журнал по подписке. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал про преодоление, травмы, протесты, панк, образ жизни, искупление и смелость оставаться собой. Эксцентричная журналистика про наших людей и для наших людей — где бы мы ни оказались теперь. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.