Как работает речная навигация в Москве Участник рынка — о свадьбах на кораблях, опасных пассажирах и стоимости стоянки на воде

Летняя пассажирская навигация на Москве-реке открылась еще в конце апреля, однако из-за непогоды сезон речных прогулок в этом году задержался. Сейчас по рекам столицы с постоянным расписанием ходят порядка 100 теплоходов, которые обслуживают свадьбы, корпоративы и предлагают туристические экскурсии. Несколько лет назад существовала только центральная линия речной навигации — от Киевского вокзала до Новоспасского моста, а также прогулки от Речного вокзала в область и в Коломенском и Строгине. Сейчас на Москве-реке туристам доступно гораздо больше маршрутов. О том, какие услуги пользуются популярностью у пассажиров на воде, сколько стоит только оформление бумаг на судно и с какими проблемами сталкиваются участники бизнеса, The Village поговорил с генеральным директором одной из крупных судоходных компаний, «Росречфлот», Александром Землянским.

Иллюстрации
Участники рынка и расценки
Вообще, теплоходов в Москве много — около 100. Все компании занимающиеся навигацией, — частные. В городе пять серьезных судоходных компаний с большим количеством теплоходов («Столичная судоходная компания», «Флотилия Рэдиссон», «Конкорд», «Алые паруса» и мы — «Росречфлот»), но есть еще множество мелких судовладельцев, которые имеют по одному-два теплохода. Последние иногда объединяются и берут один маршрут на всех. Официально все теплоходы пассажирские, неофициально — различаются плавучие рестораны, банкетные и прогулочные.
До открытия сезона навигации корабли держат в затонах — это могут быть и речные вокзалы, и грузовые порты, и акватории яхт-клубов в Московской области. Зимой теплоходы нужно подготовить к новому сезону: провести ремонтные работы, оформить документы, установить оборудование. На это уходят большие как организационные, так и денежные затраты: по 1–2 миллиону идут на зарплаты, ремонт, запчасти, до 500 тысяч — на оформление бумаг. В сумме на подготовку одного судна идет минимум от 3 до 5 миллионов рублей. Фактически мы работаем три-четыре месяца в году, a расходы несем круглый год.
Что касается документации, со стороны государства это все запредельно бюрократизировано. Например, мы, как автобусы и троллейбусы, обязаны иметь оборудование ГЛОНАСС, которое стоит порядка 300–350 тысяч рублей. Также требуется система управления безопасностью, она должна быть разработана и применяться на каждом судне. Плюс мы обеспечиваем спасательные средства на каждого пассажира — жилеты, плоты, приборы. Избыточные требования к безопасности российские власти предъявляют после катастрофы «Булгарии» в 2011 году. Эти жесткие правила по безопасности судоходства распространяются и на Москву-реку, несмотря на то что она достаточно узкая, неглубокая и без волн и вероятность того, что в ней утонет теплоход, минимальна. Когда я вижу теплоходы в Праге или Будапеште, всегда завидую своим зарубежным коллегам: там рациональные и разумные требования к безопасности. Там на теплоходах, например, нет плотов.
Перед началом сезона навигации судоходные компании решают, на каком маршруте будут работать, и подают заявки в Гормост. Все Московские причалы находятся в ведении этого учреждения, а маршрут зависит от причалов. Заявки собираются до 31 марта, потом каждой компании выделяется свое время причаливания. Компании предоставляют расписание Гормосту и платят ему за время, проведенное на причале. Здесь главное получить время. Стоимость причаливания зависит от востребованности причала и длины судна — ее утверждает Федеральная служба по тарифам. Цена одинакова и для роскошных яхт, и для речных трамвайчиков: за получасовую стоянку судна длиной около 30 метров придется заплатить больше 600 рублей. Частные яхты причалить могут, только когда причалы свободны.
Когда с реки сходит лед, судоходной компании нужно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, сдать анализы питьевой воды для кухни и дождаться, когда придут на судно с проверкой. Только после этого можно получить документы о том, что судно безопасно и соответствует всем санитарным нормам и правилам.
Но в этом году не все теплоходы вышли, потому что изменился порядок оформления документов Роспотребнадзором, в связи с реорганизацией подразделения по надзору за транспортом. Раньше сами работники Роспотребнадзора совершали проверки теплоходов, теперь же акты обследования могут делать только несколько аккредитованных фирм. Как это все теперь работает, сразу никто не понял.
Правила плавания по внутренним водным путям утверждены Минтрансом, а за их соблюдением следит Ространснадзор. Скорость теплохода, например, не должна превышать 18 километров в час, ограничения по скорости в городе есть только на канале имени Москвы — 15 километров в час. Скорость судна проверяют расчетным путем: во сколько теплоход отметился на одном причале, во сколько — на другом. Еще в пределах Москвы запрещено подавать гудок. Вообще, гудок подается при тумане, при отправлении судна в рейс, если корабль занимает участок, запрещенный для расхождения с другими судами.
Причалы и монополия
В Москве есть причалы, где всегда много людей, и есть причалы, которые никому не нужны. На большинстве популярных причалов работают несколько компаний, что выгодно в итоге для потребителя, поскольку идет конкуренция по качеству теплоходов, по цене и услугам, которые предоставляются на судне.
Самые популярные причалы — Новоспасский мост и Киевский вокзал. Там больше всего набирается пассажиров, потому что в советское время это были конечные точки регулярной городской речной линии. Плюс сейчас прибавился причал в парке Горького, оттуда огромное количество пассажиров. Этот причал для судоходных компаний самый дорогой в Москве. Администрация парка требует за размещение касс внушительные суммы. Они заключают такие договоры, по которым нужно отдавать 15–20 % от оборота в кассе, но минимум 300–400 тысяч рублей в месяц.
Получить хороший маршрут достаточно сложно, потому что на маршруты от популярных причалов претендует много желающих, и компания должна каким-то образом убедить городские власти, что именно она достойна пользоваться этим причалом. Хотя на бумаге есть четкие критерии того, как распределяются причалы среди компаний: в первую очередь идут те, кто подаст заявку на большее время стоянки, так как город заинтересован в максимальной оплате причала.
По факту я вижу, что все решается неформальными путями. Мы требуем сейчас, чтобы компаниям предоставлялись одинаковые условия. Потому что бывали такие случаи, когда одной компании по каким-то причинам дают 30 минут на то, чтобы собрать/высадить пассажиров, другой — только пять минут. Это несправедливо, ведь за пять минут теплоход не сможет посадить и высадить всех пассажиров. На причалах есть будки, в которых сидят сотрудники Гормоста и следят за временем. Кстати, по закону «О защите конкуренции» предусматривается, что субъект естественной монополии (Гормост) обязан предоставлять причалы на равных для пользователей условиях.
Самый сложный причал — Киевский вокзал, потому что фактически туда допустили только две компании: River Palace и «Столичную судоходную компанию» (ССК). У River Palace банкетные теплоходы более высокого уровня, там обязательно посещать ресторан и бар со средним чеком в 3 тысячи рублей. ССК же владеет обычными пассажирскими прогулочными трамвайчиками, так что она удерживает этот причал одна в нашей категории. За счет удерживания причала на Киевском вокзале ССК ставит самые монопольно высокие цены. Несмотря на это, большинство пассажиров по привычке приходит на причал Киевский вокзал.
Такая же ситуация была с причалом Новоспасский мост, но сейчас там конкуренция появилась, так как туда допустили других перевозчиков. Вообще, для пассажиров выгодна здоровая конкуренция, без монополизма, a соответственно, больший выбор теплоходов и цен.
В сумме на подготовку одного судна идет минимум от 3 до 5 миллионов рублей. Фактически мы работаем три-четыре месяца в году, a расходы несем круглый год

Аренда
Речные прогулки очень популярны, и заниматься ими гораздо выгоднее, чем сдачей теплоходов в аренду, потому что из-за кризиса уменьшилось количество заказов на корпоративы, банкеты, свадьбы и другие мероприятия. У нашей компании много теплоходов, и поэтому мы обслуживаем корпоративные мероприятия, но их меньше, чем было до кризиса.
При аренде маршрут зависит от пожелания заказчика: если заказчик захочет от Коломенского причала доплыть до Серебряного бора, — пожалуйста. Заказчик оплачивает время, а времени такая поездка займет много. Если судно арендуют для корпоративов с участием иностранцев или иногородних, то выбирают маршруты по центру города. Для корпоративов или тимбилдинга московских компаний чаще выбирают маршруты от Речного вокзала в сторону зон отдыха на целый день, где гости могут выходить на берег. Также популярны яхт-клубы, которых в Московской области много. Несколько раз корпоративы заканчивались чьей-то смертью: гости купались пьяными в реке и тонули.
Раньше в Москве была традиция отмечать последний школьный звонок и выпускной на теплоходах, но городские власти запретили эти мероприятия на суднах под предлогом обеспечения безопасности школьников. Сейчас выпускников принуждают гулять или в парке Горького (это финансируется городом), или в родной школе. В первый год после этого запрета мне звонили родители, учителя и директора школ и просили скрыть их мероприятие или отменить его, так как педагогам грозило увольнение. Позже мы нашли выход из положения: возим выпускников из Московской области, так как там школы подчиняются местным властям, а также сейчас модно делать выпускные и после начальной школы — эти мероприятия московские власти не успели запретить проводить на теплоходах.
Клиенты бывают разные, конечно: на корабле происходят казусы в основном на свадьбах. Сейчас свадьбы в основном европейского формата, когда молодоженов поздравляют и провожают в свадебное путешествие, a теплоход катается с гостями. Но я помню свадьбы из серии «гуляй, рванина»: например, агрессивная невеста сняла туфли и избила диджея ногами, потому что ей не понравилась музыка. Был случай, когда мама жениха откусила ухо маме невесты, а мы потом искали это ухо, так как его нужно было отдать в скорую помощь, чтобы успеть пришить. Бывают очень боязливые и занудные клиенты, которые приходят заранее и выбирают каждый столик, хотят, чтобы все было по расписанию секунда в секунду. На одной свадьбе был именно такой жених, а в результате сначала гости уронили холодильник на маленькую девочку, потом в ходе какой-то активности этот жених поднял свою невесту крупных размеров и уронил, сорвав спину.
Есть такие люди, которые, стоя на берегу, поворачиваются спиной к реке и спускают штаны, демонстрируя пассажирам теплоходов пятую точку. Так как я давно работаю, я помню, что такие инциденты случались и в бандитские времена 90–2000-х годов, когда у пассажиров было огнестрельное оружие. Был один у нас заказчик, которому не понравилось, что его гостям показали задницу, он пришел к капитану, достал оружие, сказал, чтобы причалили. Капитан был вынужден причалить, и, когда он это сделал, заказчик с людьми выскочил на берег и погнался проучить хулиганов.
Был случай, когда мама жениха откусила ухо маме невесты, а мы потом искали это ухо, так как его нужно было отдать в скорую помощь, чтобы успеть пришить

Маршруты
Самые популярные маршруты — центральные, то есть все маршруты в пределах от Экспоцентра до Новоспасского моста, в особенности популярны маршруты от причала парка Горького. Теплоходы от парка Горького идут в сторону Экспоцентра или Новоспасского моста, а также бывают вокруг Болотного острова. Среди гостей столицы также популярны центральные маршруты. Люди приезжают туда гулять и отдыхать, они настроены тратить деньги. Большинство маршрутов круговые, то есть без остановок либо с остановками в начальной и конечной точках. Когда теплоход идет по маршруту с остановками, судовладельцы платят за каждую остановку на транзитных причалах на три-четыре минуты. Но все-таки большинство пассажиров садятся и выходят на конечных точках, поскольку платить за незначительное расстояние от одной остановки до другой 400–600 рублей невыгодно. Люди хотят по максимуму получить за свои деньги, совершить полный круг. Сейчас, по сравнению с майскими, теплоходов стало больше, так как постепенно они получают эти санитарные документы.

Персонал на корабле
Гиды на теплоходах есть не у всех компаний, и они бывают разные. Для гида на теплоходе, так как он идет плавно и размеренно, важно не быть убаюкивающим. Профессиональный гид рассказывает эмоционально, энергично и не дает гостям скучать. Но публика бывает разной: есть те, кому достаточно перечислить основные достопримечательности и факты, а есть знатоки Москвы, которые хотят узнать больше. Для знатоков мы, например, проводим интеллектуальные экскурсии.
Также на корабле находятся бармены, официанты, повар и команда, которая обслуживает сам теплоход: капитан и матросы-мотористы, их количество зависит от размера судна. Врач по действующим нормативам на прогулочных кораблях не положен, но есть аптечка с необходимым набором лекарств. Если что-то происходит на теплоходе, команда вызывает скорую помощь, причаливает и передает пассажира. Иногда мы спасаем пьяных людей, это происходит обычно не в центре, a в районе Серебряного бора, когда начинается пляжный сезон. У нас даже несколько членов экипажа награждены медалями за спасение. Бывает, люди выпивают больше, чем требуется, и решают переплыть реку, но не у всех это удается, поэтому кого-то на середине реки приходится вынимать из воды и передавать скорой помощи.
я помню свадьбы из серии «гуляй, рванина»: например, агрессивная невеста сняла туфли и избила диджея ногами, потому что ей не понравилась музыка.

Транспортное сообщение, билеты и погода
В Москве никто не строит новые причалы. Как они были построены при Брежневе к Олимпиаде-80, так с тех пор московские власти новые не открывали. Теплоходные проекты не в приоритете у властей, соответственно, те причалы, которые есть, расположены далеко от метро и не предназначены для транспортного сообщения. Кроме того, речной транспорт — дорогой, цена формируется из затрат на зарплату экипажа, топливо, оплату причалов, выполнение всех нормативных формальностей, закупки оборудования и так далее. Все эти расходы достаточно существенны, и прибыль, которую в итоге получает судоходная компания по итогам года, минимальна. Кстати, билеты выгоднее приобретать в интернете, так как в кассах на причале и у распространителей-промоутеров в билет заложена наценка в районе 100 рублей.
Большинство речных трамвайчиков советской постройки, новых почти нет. Это связано с тем, что затраты на постройку нового теплохода — астрономические: свыше 100 миллионов рублей, и за навигационный период в три-четыре месяца они никак не отобьются.
Также навигация в Москве сильно зависит от погоды. Например, рейсы за город от Северного речного вокзала мы планируем в соответствии с прогнозом. Если будет +30, то свободных мест на теплоходе не останется, если +20, то судно будет полупустое, а если дождь, то желающих вовсе не будет. В центре пассажиры всегда есть, но из-за непогоды их может быть гораздо меньше.