«Многие не выживут. Возможно, и мы»: как существует сочинский малый бизнес в период пандемии Спойлер: с надеждой на светлое будущее

Из-за пандемии сочинский малый бизнес оказался в неблагоприятной экономической обстановке: продажи резко упали, производство остановилось. Как будет складываться ситуация дальше — вопрос открытый. Редакция The Village «Черное море» поговорила с предпринимателями об адаптации к реалиям сегодняшнего дня и перспективах проекта и индустрии в целом.
Анатолий Мазанов, Диана Мазанова, крафтовая косметика LiA craft cosmetics
Мы являемся производителями натуральной крафтовой косметики и занимаемся этим в профессиональном плане чуть больше года. Когда у нас появилось понимание, что мы можем создать эффективные продукты с натуральным составом, по качеству не уступающим европейскому, начались эксперименты в домашней лаборатории. На тот момент и в мыслях не было, что все зайдет так далеко и на свет появится LiA craft cosmetics. Сейчас у нас собственное производство в невероятно красивом, экологически чистом месте, которое находится на курорте «Красная Поляна».
К сожалению, в связи с пандемией количество заказов не просто сократилось в разы, а упало до нуля. Нам приходится перестраивать привычный ритм работы и переходить в интернет. Дело в том, что косметика в нашем понимании — это прежде всего процесс, в котором важно разбираться: что, для чего и как работает. И LiA craft cosmetics с большим удовольствием демонстрирует это face to face при консультировании в точках продаж. Помимо перестройки из офлайна в онлайн, мы ведем очень серьезную работу по улучшению бренда, поэтому к концу пандемии планируется перерождение проекта с четким позиционированием.
Пока сложно спрогнозировать, что будет с микро- и малым бизнесом в Сочи после карантина. Все зависит от самого бизнеса: от желания адаптироваться к новым реалиям и, конечно, от количества собственных накоплений. Думаю, в любом случае будут компании, которые не выдержат длительной изоляции, и им придется закрыться. Главное — не отчаиваться и ни в коем случае не опускать руки. Вирус уйдет, и все вернется на круги своя. Вопрос только в одном — что мы возьмем из самоизоляции и станем ли лучше.
Рузанна Сартания, идейный вдохновитель и основатель бренда Rusart fashion
Мой бренд существует на рынке четыре года. Мы всегда чувствовали себя достаточно уверенно, у нас хорошая клиентская база, которая регулярно пополнялась. Сегодня количество заказов сократилось на 100%, но не только потому, что люди перестали покупать. Проблема в том, что производство парализовано. То есть старую коллекцию я распродала, а новая застряла на производстве. И пока неизвестно, когда его снова можно будет запустить. Я бессильна. Одежда находится в шоуруме, который в ТЦ, а туда, как известно, не попасть. Единственный выход — всеми силами помочь завершению истории с вирусом и попытаться освободить то, что уже отшито, чтобы начать продавать из дома. К большому огорчению, малый бизнес в России не защищен, встречаться с проблемами нам не впервой. После коронавируса мы столкнемся с новыми задачами, которые будем решать. Все циклично.
Анастасия Потрубейко, дизайнер и сооснователь бренда SOUL’SOUL
Бренд SOUL’SOUL был создан в 2013 году. Он про одежду в стиле casual для современных и активных женщин. За семь лет существования марка выросла и приобрела большой опыт, но сегодня, как и все, оказалась в очень непростой глобальной ситуации. Количество заказов упало до нуля, потому что все сосредоточились на главном: «Как выжить?», «Что будет завтра?» На данный момент продолжается сотрудничество с блогерами для нашего инстаграма, еще стараемся привлекать и заинтересовывать покупателя. Безусловно, фокус сейчас сместился на онлайн-продажи, и наша цель — активно их развивать.
Как бы это печально ни звучало, но многие проекты не выживут. Возможно, и мы. Те меры, о которых постоянно говорят с экрана, не работают в реальности. Так, когда звонишь в банк и говоришь, что ИП (если скажешь, что работаешь по патенту, вообще не станут с тобой разговаривать), ни о каких кредитах речи идти не может. А если и будут вести, то потребуют такие документы, о которых ты даже не знал, либо залог недвижимости. Да и если тебе повезет и все сложится, процент по выплате за кредит будет таким, что в результате он и аренда съедят всю прибыль. Как производственники, мы пытаемся изучать все программы от государства, которые помогут выжить, и, если что-то найдем и нам это поможет, я обязательно расскажу и поделюсь опытом. В любом случае кризис — это то, что должно нам помочь стать сильнее, разобраться в ошибках и, возможно, дать старт чему-то новому.
Софи Кейм, основатель бренда SOFI KAME
Мой одноименный бренд на рынке с 2016 года. Специализируемся на футболках и толстовках с авторскими принтами, также разрабатываем вещи по индивидуальному дизайну и рисуем иллюстрации. С момента начала эпидемии количество заказов сократилось ровно в два раза. В первую неделю это было не особо заметно, но последующие семь дней оказались весьма ощутимыми. Индивидуальные заказы встали, их не стало совсем. И дело здесь не только в способности или неспособности покупать. Организации по пошиву попросту закрыты до 1 июня. Когда меня спрашивают о мерах, способных хоть немного поправить дело, первое, что приходит в голову, — это вложение средств в таргет и акцент на онлайн-продажах. На данном этапе мысли такие. Загадывать или планировать смысла не вижу, потому что дальше— неизвестность, поэтому решаю вопросы по мере их поступления. Сегодня уже многие проекты закрылись и будут закрываться дальше. Возможно, исчезнет бесконечное число салонов, шоурумов и прочего.
На самом деле, всего в избытке, но при этом найти что-то стоящее тяжело. Останутся сильнейшие или, скорее, гибкие, которые пересмотрят подход и поймут, что как раньше уже не будет и быть не может. Эта пандемия изменит все и всех, я уверена. Когда все очнутся, мы резко ощутим курс доллара и евро. Он отразится на тканях, печати. Отсюда, разумеется, будет повышение цен. Но давайте все же верить в лучшее.
Марина Белова, основатель экопроекта «Субтропики»
В июне «Субтропикам» год. Это мой второй проект, первому уже семь лет. Мы производим и продаем минималистичные стильные дождевики, шоперы, авоськи, мешочки для упаковки и хранения, мешки-сетки, рюкзаки, винные сумки, чехлы для ковриков, зонтиков, ноутбуков — в общем, разные полезные девайсы, которыми мы пользуемся каждый день. Придумываем альтернативу пакетам и делаем это красиво. Несмотря на пандемию, у нас не упало количество заказов. Секрет, думаю, в том, что даже на карантине люди ходят в магазин, понимают, что этот период не вечный и они точно продолжат совершать покупки. Наши вещи — для абсолютно ежедневного пользования, и они стоят не космических денег, а наоборот. Плюс в самоизоляции у людей появилась возможность выбрать из всего многообразия, что им реально нужно. Остановились только оптовые продажи по понятным причинам: у партнеров офлайн-точки, и они пока закрыты. А те, кто заказывает упаковку для своего бренда, сейчас испытывают сложности в продажах (и теряются в прогнозах), поэтому пока тоже все на стопе.
Как я уже сказала, особого упадка мы не ощутили, поэтому у нас появилось дополнительное время на выполнение многих задач. Планирую и дальше работать над пополнением ассортимента, интересными коллаборациями, доработкой сайта. Единственное, что мы сделали в рамках карантина, — добавили маски в наш ассортимент. Мы, как производство, просто не могли этого не сделать, хотя я сначала сопротивлялась, не хотелось хайповать на пандемии. Но спрос рождает предложение. Насчет бизнеса в целом ничего не скажу, а мой микробизнес, уверена, будет востребован, как и прежде.
Екатерина Якупова, создатель студии керамики «Ананас»
В 2016 году вместе с мужем мы запустили проект «Ананас». Это студия керамики, которая родилась из мастер-классов и потребности ресторанов в классных вещицах. Собственно, заказы посуды и были нашим основным доходом, поэтому с приходом пандемии они сошли на нет. Плюс давно велись переговоры с Лондоном: мы делали проработки бокалов для бара и к старту карантина направили заказ в Великобританию. Курс фунта сыграл на руку: изделия стали в три раза дороже, чем мы продаем в России. Конечно, мы понимаем, что сейчас наши клиенты по городу и стране встали. Таким образом, было принято решение работать над усилением продаж за границу. Это реально прибыльно, ручную работу ценят больше. Вот так коронавирус подтолкнул к тому, о чем долго думали и не решались.
Что касается обстановки в России после пандемии, то часть бизнесов точно бесследно исчезнет. Посмотрите «Авито», где каждый день количество объявлений о продаже проектов за копейки растет. Поначалу мы думали, что «Ананас» тоже умрет, но сила креатива и умение работать головой и руками помогли остаться на рынке. Однако мы окончательно закрываем такие направления, как мастер-классы и производство керамики для ресторанов. Будем направлять всю энергию в другое русло.
Фото: Prasanta Sahoo, Pixabay