Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Буквы Z и V везде. В том числе и на футболках. Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и Wildberries завалены одеждой с новой милитаристской символикой. Последние даже после 24 февраля запретили продажу футболок на военную тематику, но через несколько дней разрешили. Сейчас в поиске по фразе «футболка Z» сайт показывает только джинсы для беременных, зато Z-футболки можно найти, если вбить: «футболки армия России», «за спецоперацию», «за войну», «за Путина». На AliExpress по поиску «Z и V футболки» — тоже ничего, а по запросу «футболки за мир» выдают Цоя и футболки с буквой Z.
В среднем Z-футболки стоят 500–1 000 рублей, чаще встречается черная футболка с белой Z, но бывают и цвета хаки, георгиевской ленты, с хештегами «Своих не бросаем», «Мне не стыдно», «Мы вместе», «Сила в правде», «Vместе Za мир», «Прогнулось все, но не моя страна». Продается даже с принтом бронежилета и нашивками российского флага на рукавах.
Отзывы к футболкам оставляют чаще всего женщины, которые покупают футболки мужу или сыну. Они не выражают политическую позицию, только хвалят или ругают качество. Например, комментарий «Классная футболка. Хлопок, яркий четкий принт, муж доволен» набрал 180 дизлайков и 22 лайка. А комментарий «Очень хорошее качество, приятная к телу. Сыну понравилась» набрал 156 дизлайков и 16 лайков. Некоторые покупают на Widberries и оформляют доставку на другой континент: «Улетела на подарок в Австралию. Получатель доволен» — за это 186 дизлайков и 16 лайков.
Корреспондентка The Village Любовь Алтухова поговорила с продавцами Z-футболок и выяснила, как люди впервые занялись бизнесом, чтобы поддержать российских военных и почему некоторые боятся публично выражать свою позицию.
Дисклемейр: Мнение спикеров не совпадает с мнением редакции.
Александр Садовников
совладелец компании ООО «Клико», Санкт-Петербург, 15 лет на рынке футболок
— В Москве и Питере люди не особо смело надевают Z-символику, пытаются скрыть свои чувства, чтобы не нарываться на конфликт, который закончится бранью. Но сейчас холодно; я думаю, скоро прорвет, и вы увидите наши футболки на каждом углу.
У меня не было бизнес-идеи, был порыв души. Когда личностное ощущение совпадает с потребностью покупателей. Но ажиотажного спроса на футболки с Z-символикой нет — берут около 10 футболок в день на одной платформе. Я продаю также в сувенирных магазинах, на рынках: всего где-то 500 штук в день. Люди покупают, потому что народ массово поддерживает нашего Владимира Владимировича и, в первую очередь, наших бойцов, которые гибнут за наше будущее.
Мы начали печатать Z-футболки в конце февраля. Первые дни Ozon блокировал объявления и объяснял, что покупатели жалуются. Но как разбомбили украинский центр в Киеве (2 марта Россия атаковала центр информационно-психологических операций в Киеве. — Прим. ред.), где люди сидели на зарплате и гадили в интернете, блокировки прекратились. Активная часть населения, которая против «спецоперации», с помощью дизлайков выражает свой протест. У нас же свободная страна. В вопросах на маркетплейсе меня однажды спросили, не стыдно ли мне продавать такие футболки. Я ответил, что стыдно за тех, кто задает такие вопросы.
Футболку с Гитлером я бы не печатал никогда, или со свастикой, или батальоном «Азов». Футболку против нас я не напечатаю ни за какие деньги. У меня нет родственников на Украине. Если бы украинцы меня спросили, что я думаю, я бы ответил, что мне их очень жалко и происходит трагедия, но столкновение было неизбежным. Спецоперация — это вынужденная вещь, которую мы не могли не сделать, нам не оставили выбора Украина и США.
Единственное, что меня беспокоит, — чтобы после всего мы не погрузились в болото, в котором мы прозябали 30 лет. Я думаю, что мы становимся на дорогу, которая выведет нас из периферийной капиталистической колонии в метрополию. Санкции — это вообще дерьмо, думаю, что Крым — это лишь предлог, их бы ввели в любом случае, просто по другой причине.
После 24 февраля у нас начались не проблемы, а ожидаемые трудности. Да, одномоментно взлетели цены на сырье: ткань, краску из Узбекистана и Турции, но потом они так же быстро упали, когда курс начал выравниваться.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.