Директор Библиотеки иностранной литературы — о реставрации корпуса на Николоямской и миссии Иностранки

Директор Библиотеки иностранной литературы — о реставрации корпуса на Николоямской и миссии Иностранки

В конце августа в Москве после трехлетней реконструкции открылось одно из зданий Библиотеки иностранной литературы в бывшем купеческом особняке на Николоямской, 6. Желтое здание, расположенное напротив модернистской громады основного корпуса Иностранки, предназначено для «организации значимых культурно-просветительских мероприятий»: «Мы не будем здесь приводить какие-то незначительные тусовки, извините за сленг. Это здание для серьезных, вдумчивых событий и встреч», — рассказывает директор библиотеки Павел Кузьмин. Выглядит действительно значительно — вымощенный брусчаткой двор со сценой, Овальный зал со старинными книжками (в основном вывезенные из Германии после войны), которые даже можно получить на руки («Но вы тогда должны сделать запрос в основном здании и сюда придет сотрудник, который вам выдаст эту книгу»), зал с камином. Что, впрочем, не означает, что простым москвичам вход в здание заказан: на вручение премий журнала «Иностранная литература», например, вход свободный (дата мероприятия будет объявлена позже). Мы поговорили с директором библиотеки Павлом Кузьминым об обновленном здании, о том, как пополняются фонды Иностранки и в чем заключаются её традиции.

Сын дипломата Леонида Кузьмина — последнего советского посла в Бразилии (и первого — Российской Федерации). Юрист, специализирующийся на международном праве: в СССР работал помощником заместителя председателя Госкомитета по охране природы, в постсоветской России — «пару лет работал в одном из российских подразделений Ernst & Young, занимался юридической консультацией, регистрацией компаний, представительством зарубежных компаний в России». С 1995 года сотрудничал с российским подразделением фондов «Открытое общество» (с 2015-го признана в России нежелательной организацией): сначала как юридический советник, потом помогал организовывать представительство и открывать отделения представительства в регионах, занимался реорганизацией. В 2012 году по приглашению Екатерины Юрьевой работал в Иностранке, также занимался реорганизацией. С 2020 года — директор библиотеки. Говорит, что ​​«это работа, которую можно выполнять только обладая знаниями и опытом, который человек накапливает, наверное, всю свою жизнь».

О Павле Кузьмине — коротко

Cкрыть

— Что вообще такое Библиотека иностранной литературы сейчас? Что она дает, не знаю, Москве или миру?

— Знакомство с зарубежной культурой, причем знакомство не просто: «Вот вам друзья мои, книжка, вот вам выставка, читайте, и вы свободны». Знакомство — это клубок задач, комплексов мер, которые дают возможность раскрыть максимально полно то, что интересует каждого конкретного читателя или пользователя. Начиная от книг, выставок, кинопоказов, заканчивая встречами с авторами, представителями зарубежных государств. То есть задача Библиотеки — дать возможность читателю получить достоверную информацию по интересующему вопросу в огромном массиве информационного потока. Надо научить людей самостоятельно проводить исследования, самостоятельно изучать вопрос и самостоятельно выходить к собственным выводам.

Никакой цензуры — за исключением прямых запретов по экстремистской литературе и так далее. Но библиотека не занимается определением того, что это можно читать, а это не надо. Мы можем подсказать сначала почитать вот этот документ или книгу. Но выводы за вас мы делать не будем.

— Это если говорить с идеологической точки зрения. А если говорить про то, как вы открываете библиотеку городу?

— Когда я сюда первый раз пришел, мне тоже показалось, что это здание закрытого НИИ. Заборов нет, но как-то оно так построено, что создается впечатление, что это закрытый НИИ. Но это ошибочное мнение, это просто такая вот конфигурация здания. Мы открыты для любого пользователя. Как мы открываем библиотеку всем — благодаря нашей службе по связям с общественностью, которая состоит из молодых сотрудников. Но сразу хочу оговориться, все-таки мы хотим поддержать уровень, мы не хотим подделываться под модные запросы читателя или пользователя. Мы все-таки хотим сохранить определенные традиции.

— А в чем эти традиции заключаются?

— Это уважение к любому читателю, к любому пользователю, к любому человеку. Это уважение к другой точке зрения, умение грамотно, аргументированно и, самое главное, опять же, — взаимоуважительно проводить дискуссии и беседы. Вот если мы сохраним в наших читателях, в наших пользователях, в наших гражданах ощущение уважения, что ты относишься с уважением к другому, и к тебе должны относиться также, то это станет определенным базисом для восстановления и развития диалога между культурами и между людьми.

Потому что сейчас встречается агрессивное неприятие диалога — вот наша точка зрения правильная, все, мы дальше ничего не знаем и не хотим знать. Это, конечно, имеет право на существование, но если это будет длиться длительное время — это тупик. Потому что чем больше вот это отсутствие диалога по времени, тем сложнее потом будет этот диалог восстановить. Потому что, извините, один поезд пошел направо, другой поезд пошел налево, где они встретятся и когда, и кто будет пассажиром в этом поезде, мы не знаем, и какие будут идеи у этих пассажиров, мы тоже не знаем.

— Это, наверное, тяжело, учитывая политические вещи, потому что Библиотека-то иностранной литературы, и вы взаимодействуете, ну, с иностранными людьми. А сейчас властям все иностранцы подозрительными кажутся.

— К нам приходит огромное количество послов из разных стран, притом тех послов, которые имеют сейчас минимальные, наверное, какие-то политические контакты. Они приходят в библиотеку иностранной литературы для того, чтобы сохранить межкультурный диалог. И мы с ними выстраиваем работу именно для того, чтобы этот диалог культур, в первую очередь, гуманитарный диалог, ни в коей мере не прерывался. Потому что в этом будет большая ошибка.

Есть определенные опасения у разных людей, многие задают вопросы по поводу того, как мы встречаемся. Да ничего, недавно к нам приходил посол Израиля, мы встречались и с послом Японии, у нас и посол Таиланда был, посол Ирландии. К нам приходят все, но приходят именно с тем, чтобы сохранить то, на чем мы будем дальше восстанавливать наши и политические взаимоотношения, и экономические, — это культуру. Если библиотека будет заниматься только получением книг, фондом и сохранением этого фонда, то это мертвая книга, она должна двигаться. Эта книга должна работать, она должна помогать людям понимать друг друга. Вот этим мы и занимаемся.

— Кто сейчас пользуется библиотекой?

— Сюда приходят, во-первых, молодые студенты, которые занимаются иностранной культурой, политологией, философией, филологией, иностранными языками. У нас очень тесные, родственные взаимоотношения с Институтом иностранных языков, с МГИМО, с РУДН. Многие школы делают у нас открытые уроки. Раньше было много профессорского, преподавательского состава, но у нас был определенные гэпы в комплектовании специальной литературы. Здесь у нас есть определенная проблема. Раньше, в 70-е годы в библиотеки выделялось отдельное финансирование — средства на комплектование зарубежных фондов. Потом это было прекращено, нам как бы сказали: из общего финансирования госзадания, пожалуйста, комплектуйтесь. И исходя из всего объема задач, которые стоят перед библиотекой — начиная от установления должной заработной платы сотрудникам и поддержания здания в нормальном состоянии — мы выделили два года назад определенную сумму. Защищенную, то есть мы договорились между собой, что вот эти 25 миллионов, условно говоря, рублей, мы выделяем на комплектование, давайте их не трогать.

— Но книжки-то подорожали в прошлом году очень сильно.

— Это проблема, курс валют изменился. То есть сейчас то, что мы планировали закупить на те деньги, стоит дороже. Мы обратились в Министерство культуры, к Ольге Любимовой, они пошли навстречу, и готовят сейчас определенные изменения в законодательстве. Очень надеюсь, что нам сделают опять выделение отдельного финансирования на комплектование зарубежных фондов.

— А как, как вообще происходит этот процесс? Вы же не заказываете книжки просто на «Амазоне».

— Кстати, использование системы «Амазон» в некоторых случаях помогает. Были у нас некоторые случаи, когда мы хотели купить какую-то книгу, а купить её довольно сложно.

Проблема комплектования и системы закупок довольно сложная, потому что мы должны четко следовать федеральному законодательству — не можем пойти и самостоятельно купить книгу. Мы идем через посредников, через книготорговые организации, зарегистрированные в Российской Федерации. Сам же подбор того, что мы хотим закупить, трехэтапный. Во-первых, дезидераты — запросы читателей. Второе — эксперты комплектования, которые работают у нас в библиотеке по различным рынкам определенных стран. Они смотрят выходящую литературу и тоже составляют свои списки. Потом мы обращаемся к помощи зарубежных экспертов. При встречах с теми же самыми послами или представителями зарубежных миссий мы говорим: друзья, мы хотели бы рассматривать ваши посольства как экспертов по комплектованию, вы знаете свой рынок, вот подскажите нам — или лучше подарите — ту книгу, которая достойна быть на полке Библиотеки иностранной литературы. Потом делается конкурсная закупка по этим наименованиям, кто выигрывает, тот нам и поставляет. Но даже это не является радостным моментом, потому что многие выигрывают конкурсы, а потом не могут поставить ту или иную литературу, потому что переоценили свои возможности.

Это процесс довольно сложный, но недавно мы сделали новую стратегию развития библиотеки. Мы определили, что библиотека начинает возвращать свою экспертно-аналитический значимость как учреждения по зарубежной книге и зарубежной культуре, будем поднимать свою научно-образовательную составляющую. Будем закупать серьезную литературу, которая является базисом для того мыслительного процесса. Чтобы люди, знакомясь с этими документами и находясь в дискуссии, повышали свой внутренний интеллектуальный уровень, свою внутреннюю значимость.

У нас есть проект по созданию билингвальной библиотеки современных авторов. Это идея с которой мы выступили перед зарубежными нашими миссиями. Мы говорим: друзья, современные жители стран к русской классической литературе, может быть, и обращаются, но они сейчас и изучают, и читают другое. Если мы с вами не будем понимать язык современной литературы и современной молодежи, и мы с ними потом не сможем общаться, и они между собой не смогут. И дальше говорим: дорогой посол, мы тебе даем книгу современного российского автора, которая, мы считаем, должна быть переведена. А вы даете мне такую же книгу современного автора, которую, как вы считаете, мы должны прочитать.

— Мы вам Водолазкина, вы нам Салли Руни, условно говоря.

— Водолазкин у меня первый в списке. При том, что он уже переведен на многие языки, и когда мы с ним встречались, я говорил: «Слушай, прекрасно, у тебя столько книг переведено на иностранные языки, а почему ни одной книги в Иностранке нет?» Принес нам эти книжки. Вот такое взаимодействие должно быть с авторами. Потому что и вот послы очень хорошо на это реагируют, и по сути своей, представьте, вот там, условно, посол Ирландии, он дает нам эту книжку, мы ее перевели, притом она билингвальная, два текста: английский и русский. Он перевел с русского на английский, у нас уже две книги, при том на английском языке говорят, ну, многие страны. То есть он через эту программу имеет возможность знакомить с ирландской литературой и опосредованно с русским языком не только Россию, но и другие страны, говорящие на английском языке.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я работаю в Российской государственной библиотеке»
«Я работаю в Российской государственной библиотеке» Знаменитый читальный зал, подземные ходы и книгохранилище, которое никто не замечает
«Я работаю в Российской государственной библиотеке»

«Я работаю в Российской государственной библиотеке»
Знаменитый читальный зал, подземные ходы и книгохранилище, которое никто не замечает

Что читает Москва: Самые популярные книги в городских библиотеках
Что читает Москва: Самые популярные книги в городских библиотеках От Пушкина и Булгакова до Прилепина и Яхиной
Что читает Москва: Самые популярные книги в городских библиотеках

Что читает Москва: Самые популярные книги в городских библиотеках
От Пушкина и Булгакова до Прилепина и Яхиной

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Сколько жителей Краснодарского края начали пользоваться каршерингом из-за пандемии

6 главных событий выходных в Краснодаре

6 главных событий выходных в Сочи

Нитевые методы APTOS

Вопрос времени

Первая полоса

Сколько жителей Краснодарского края начали пользоваться каршерингом из-за пандемии
Сколько жителей Краснодарского края начали пользоваться каршерингом из-за пандемии
Сколько жителей Краснодарского края начали пользоваться каршерингом из-за пандемии

Сколько жителей Краснодарского края начали пользоваться каршерингом из-за пандемии

6 главных событий выходных в Краснодаре
6 главных событий выходных в Краснодаре Винное казино, кулинария и спектакли
6 главных событий выходных в Краснодаре

6 главных событий выходных в Краснодаре
Винное казино, кулинария и спектакли

6 главных событий выходных в Сочи
6 главных событий выходных в Сочи Винная мафия, песни о любви и хоккей
6 главных событий выходных в Сочи

6 главных событий выходных в Сочи
Винная мафия, песни о любви и хоккей

Нитевые методы APTOS
Промо
Нитевые методы APTOS Все о процедуре до и после
Нитевые методы APTOS
Промо

Нитевые методы APTOS
Все о процедуре до и после

Вопрос времени
Спецпроект
Вопрос времени Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время
Вопрос времени
Спецпроект

Вопрос времени
Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне Классический зерновой и авторские вариации
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Классический зерновой и авторские вариации

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Подпишитесь на рассылку