27 сентября, понедельник
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Что не так с петербургским законопроектом о легализации стрит-арта Претензии уличных художников, альтернативные предложения и зарубежный опыт

В Петербурге продолжается необъявленная война против граффити и стрит-арта: неизвестные жалуются на работы уличных художников, коммунальщики закрашивают их, а недовольные горожане пытаются восстановить рисунки своими силами. В конце февраля полицейские даже задержали активиста, который хотел очистить от краски граффити Паши Каса «Окно в другую реальность».

На фоне непростых отношений художников и властей депутат Законодательного собрания Денис Четырбок разработал законопроект о легализации граффити в городе. «В нашем городе полно трансформаторных будок, торцов домов, которые находятся в спальных районах. Их спокойно можно было бы украсить портретом народного артиста или символами исторических событий», — отмечал он. В феврале городской парламент принял документ в первом чтении, поправки к нему примут на этой неделе по итогам заседания рабочей группы.

Уличные художники и представители экспертного сообщества восприняли инициативу Четырбока неоднозначно. The Village разобрался в причинах такой реакции.

Текст: Сергей Феофанов

Чем недовольны художники и эксперты

Законопроект о легализации уличного искусства можно найти на сайте Заксобрания, он довольно лаконичен. Разработчики предлагают поручить согласование стрит-арта городскому правительству, перед созданием работ художники должны будут присылать в Смольный эскизы. Утверждать их, скорее всего, будет комитет по градостроительству и архитектуре (КГА). Глава ведомства Владимир Григорьев утверждает, что «если все сделано профессионально, трудностей не возникает», однако художники говорят, что согласовать работы с этим комитетом практически невозможно (теоретически такая опция есть и сейчас, но ей практически не пользуются из-за бюрократических трудностей).

Некоторые авторы стрит-арта считают саму идею легализации бессмысленной: уличное искусство нелегально исторически, любые согласования противоречат самой сути этого феномена, говорят они. Этой точки зрения придерживается, например, Миша Маркер, известный критик российских властей. «Улица сама себя прекрасно регулирует. Искусство никому ничего не должно, кроме как быть искренним. Кабинетные разговоры не способствуют его развитию», — заявил он. Другие художники не возражают против легализации, но считают, что необходимо поменять основной принцип законопроекта: вместо предварительного утверждения эскизов — согласование постфактум.

«Мы хотим, чтобы была некая процедура (например, голосование жителей на специальном сайте), которая позволяла бы защитить работы», — рассказала представительница арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина. Участники этого объединения уже предлагали пути решения проблем с граффити, но их не послушали. «Мы выступаем именно за предварительное согласование, потому что нужно учитывать специфику архитектурного облика Петербурга. Органы власти и жители должны заранее понимать, что будет нарисовано на том или ином объекте, поэтому художник, желающий разместить какое-то изображение, должен предварительно его согласовывать», — объяснил The Village Денис Четырбок.

Какие альтернативы предлагали авторам законопроекта

Сооснователь и куратор программ Института исследования стрит-арта Альбина Мотор принимала участие в одном из первых обсуждений документа. После этого она неоднократно связывалась с разработчиками, но в рабочую группу представителей института не пригласили. Мотор посетовала The Village на то, что законодатели действуют на «очень узкой грядке»: граффити-райтеры в обсуждении документа не участвовали, других художников «собирали частями», вместо того чтобы устроить максимально широкую дискуссию.

В Институте исследования стрит-арта считают, что предварительное согласование не лучший механизм легализации. «Эскизы присылать не будут. Это может работать с муралами, паблик-артом, но для граффити это неработающая ситуация», — подчеркнула Мотор. Институт предлагал не уничтожать работы уличных художников в течение нескольких недель и месяцев, а дальше устраивать общественное обсуждение и демократическим путем решать судьбу граффити.

«Другой вариант — создание экспертного совета, в который войдут не только представители власти, кураторы и искусствоведы, но и общественники, художники. В этом совете должна быть ротация — раз в год его члены должны меняться, чтобы у нас не сложилась косная организация», — пояснила Альбина Мотор. В неформальном разговоре представитель КГА рассказал ей, что комитет планирует создать экспертный совет, однако Мотор сомневается, что чиновники Смольного достаточно разбираются в стрит-арте. Ей сообщили, что в совет КГА войдут только «профессионалы» — например, архитекторы и преподаватели Академии Штиглица. Уличных художников и представителей института в этот орган приглашать не собираются.

Еще одна идея — создание перечня «легальных стен» для граффити-райтеров (мест, где они смогут рисовать без каких-либо согласований). Эту инициативу поддерживают не все райтеры, однако у некоторых есть такой запрос. «Нам не надо ехать куда-то далеко, есть двор-колодец, жители которого разрешили художникам использовать эти стены. Мы можем приходить днем, несколько часов рисовать сложные композиции, между собой договариваться о графике жизни граффити. Месяц пожила работа — потом ее можно закрасить», — отметил один из райтеров в разговоре с Мотор.

Зарубежный опыт регулирования

Правовое регулирование уличного искусства обсуждают не только в России, эта проблема волнует законодателей и в других странах. Доступные для райтеров локации появляются в Скандинавии, во многих городах мира проводят фестивали стрит-арта, а районы с граффити становятся туристическими достопримечательностями, однако в целом ситуация остается неоднозначной. В одних городах с райтерами борются, в других — пытаются создать для них легальные пространства. Любопытная ситуация сложилась в Нью-Йорке весной 2018 года: суд оштрафовал владельцев недвижимости в районе Квинс. Собственники уничтожили граффити от объединения 5Pointz без оповещения художников и общественной дискуссии. Суд счел, что эти действия нарушили закон о правах визуальных художников, а случай стал прецедентным — закон впервые использовали для защиты стрит-арта.


Обложка: Арт-группа Явь

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Главные уличные художники Петербурга
Главные уличные художники Петербурга Команда HoodGraff, проект «Явь», Миша Маркер и Павел Мокич — о Данииле Хармсе и Даниле Багрове, обидах и победах, принципах и инцидентах
Главные уличные художники Петербурга

Главные уличные художники Петербурга
Команда HoodGraff, проект «Явь», Миша Маркер и Павел Мокич — о Данииле Хармсе и Даниле Багрове, обидах и победах, принципах и инцидентах

Казус Лизетты: Как Петроградская сторона стала галереей паблик-арта
Казус Лизетты: Как Петроградская сторона стала галереей паблик-арта И почему жители этого района Петербурга недовольны росписями на брандмауэрах
Казус Лизетты: Как Петроградская сторона стала галереей паблик-арта

Казус Лизетты: Как Петроградская сторона стала галереей паблик-арта
И почему жители этого района Петербурга недовольны росписями на брандмауэрах

«Стой, сука, стрелять буду»: Как художник нарисовал котика и попал под статью
«Стой, сука, стрелять буду»: Как художник нарисовал котика и попал под статью Петербургский тату-мастер и граффитист Донат Чинов — об уголовном деле за рисунок на железнодорожном мосту
«Стой, сука, стрелять буду»: Как художник нарисовал котика и попал под статью

«Стой, сука, стрелять буду»: Как художник нарисовал котика и попал под статью
Петербургский тату-мастер и граффитист Донат Чинов — об уголовном деле за рисунок на железнодорожном мосту

Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»
Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель» А также про Васильевский остров, клуб «Клуб», «Лахта-центр» и Петербург как город будущего
Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»

Художник Покрас Лампас — про «Порт Севкабель»
А также про Васильевский остров, клуб «Клуб», «Лахта-центр» и Петербург как город будущего

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Архитектурная эволюция города и пикник на крыше высотки: как прошел первый в Нижнем «Ипотечный тур»

Первая полоса

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Архитектурная эволюция города и пикник на крыше высотки: как прошел первый в Нижнем «Ипотечный тур»
Промо
Архитектурная эволюция города и пикник на крыше высотки: как прошел первый в Нижнем «Ипотечный тур»
Архитектурная эволюция города и пикник на крыше высотки: как прошел первый в Нижнем «Ипотечный тур»
Промо

Архитектурная эволюция города и пикник на крыше высотки: как прошел первый в Нижнем «Ипотечный тур»

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2
Спецпроект

Выбор киноэксперта: Что смотреть на кинопарковке от Tele2

Город-сказка, город мечта
Спецпроект
Город-сказка, город мечта Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий
Город-сказка, город мечта
Спецпроект

Город-сказка, город мечта
Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий

Как продлить лето: простые решения для тех, кто не может отправиться на курорт
Промо
Как продлить лето: простые решения для тех, кто не может отправиться на курорт
Как продлить лето: простые решения для тех, кто не может отправиться на курорт
Промо

Как продлить лето: простые решения для тех, кто не может отправиться на курорт

Чем заняться на фестивале «Выкса | Арт-Овраг»
Чем заняться на фестивале «Выкса | Арт-Овраг»
Чем заняться на фестивале «Выкса | Арт-Овраг»

Чем заняться на фестивале «Выкса | Арт-Овраг»

Что посмотреть на новых выставках в башнях нижегородского кремля?
Что посмотреть на новых выставках в башнях нижегородского кремля?
Что посмотреть на новых выставках в башнях нижегородского кремля?

Что посмотреть на новых выставках в башнях нижегородского кремля?

Редакция The Village идет пешком почти через весь город
Редакция The Village идет пешком почти через весь город
Редакция The Village идет пешком почти через весь город

Редакция The Village идет пешком почти через весь город

Таня Старикова, Тони Карапетян и Going Deeper — о Нижнем Новгороде и о своей любимой музыке
Таня Старикова, Тони Карапетян и Going Deeper — о Нижнем Новгороде и о своей любимой музыке
Таня Старикова, Тони Карапетян и Going Deeper — о Нижнем Новгороде и о своей любимой музыке

Таня Старикова, Тони Карапетян и Going Deeper — о Нижнем Новгороде и о своей любимой музыке

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном
Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Hungry Dragon на Покровке, новый изакая-бар на Рождественской и «Совок» в бывшей судейской вышке на Гребном

Организаторы Дня народного костюма в Городце — о своем проекте и о том, как в нем поучаствовать
Организаторы Дня народного костюма в Городце — о своем проекте и о том, как в нем поучаствовать
Организаторы Дня народного костюма в Городце — о своем проекте и о том, как в нем поучаствовать

Организаторы Дня народного костюма в Городце — о своем проекте и о том, как в нем поучаствовать

Как изменился НГХМ после реставрации
Как изменился НГХМ после реставрации Просторные залы, вид на Стрелку, музейный магазин и много русского искусства (как и прежде)
Как изменился НГХМ после реставрации

Как изменился НГХМ после реставрации
Просторные залы, вид на Стрелку, музейный магазин и много русского искусства (как и прежде)

Создательницы первой частной библиотеки в Нижнем Новгороде об империи «Партнерского материала»
Создательницы первой частной библиотеки в Нижнем Новгороде об империи «Партнерского материала»
Создательницы первой частной библиотеки в Нижнем Новгороде об империи «Партнерского материала»

Создательницы первой частной библиотеки в Нижнем Новгороде об империи «Партнерского материала»

Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах
Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах
Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах

Создатель Игрушечного музея Александр Лавров — о своей коллекции, дорогих советских игрушках и редких экспонатах

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?И почему важно сортировать мусор

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском?

Как устроен мусоросортировочный завод под Дзержинском? И почему важно сортировать мусор

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Как прошел День народного костюма в Городце
Как прошел День народного костюма в Городце
Как прошел День народного костюма в Городце

Как прошел День народного костюма в Городце

Подпишитесь на рассылку