Как Гринпис хочет сократить количество вредных выбросов в Москве на 70 % Публикуем основные тезисы исследования

Загрязнение воздуха в Москве приводит к 5–7 тысячам преждевременных смертей в год, а в России — к 80–140 тысячам, это почти 7 % от общего уровня смертности. Сокращению количества вредных выбросов посвящен последний доклад российского Гринписа, который создан на основе исследования Национального центра транспортных исследований. Организация предлагает повысить цены на бензин, изменить график работы банков, увеличить количество работающих из дома, запретить въезд машин в центр, ввести скоростные ограничения. The Village публикует основные тезисы исследования, которые должны помочь сократить к 2030 году уровень выбросов углекислого газа на 34 %, а оксидов азота — на 70 %.

Ограничение скорости

В городе автомобили ездят, постоянно останавливаясь и разгоняясь — на это уходит много топлива, что загрязняет воздух. При разрешенной скорости 100 километров в час расход топлива автомобилем возрастает на 20 % по отношению к расходу топлива при движении со скоростью 60 километров в час. Поэтому авторы проекта предлагают ввести ограничения скорости на улицах непрерывного движения до 80 километров в час; на улицах регулируемого движения — до 50 километров в час; на улицах местного значения — до 30 километров в час. Также с 20 до 10 километров в час необходимо снизить допустимые пределы нарушения установленных ограничений.

Льготы для владельцев электромобилей

Сейчас содержать электромобиль в России дорого и не очень удобно. Это связано с отсутствием инфраструктуры и дороговизной самих электромобилей. В Москве есть только около 40 зарядных станций на 281 зарегистрированный электромобиль. В то же время Норвегия к 2025 году планирует полностью перейти на электрокары. Во многих странах государство стимулирует автомобилистов пересаживаться на электромобили при помощи компенсаций. Во Франции она составляет 10 тысяч евро, в США — до 7 500 долларов, в Китае — до 10 тысяч долларов. Причину непопулярности электромобилей в России авторы исследования видят также в слишком низких ценах на бензин по сравнению с европейскими.

Поэтому проект предлагает российскому правительству ввести льготы на покупку электромобилей и увеличить количество зарядок. Также электромобили предлагают использовать в качестве общественного транспорта. Московское правительство в 2017 году заключило контракт, предусматривающий поставку 300 электробусов в городские автобусные парки ежегодно. Если это будет происходить и дальше, то к 2030 году 50 % автобусного парка Москвы будет состоять из электробусов, что позволит сильно снизить количество вредных выбросов в городе.

Перевод таксопарков на электромобили к 2030 году позволит снизить количество вредных выбросов на 1 %.

Инфографика: Гринпис

Изменение градостроительной политики

То, насколько часто человек вынужден пользоваться своим автомобилем, напрямую зависит от планировки района и города. Сейчас в Москве преобладает застройка с ограниченным функционалом — как в спальных районах, где мало магазинов, кафе, баров, кинотеатров, да и работают жители, как правило, в других местах. Это увеличивает потребность людей в собственных автомобилях, что приводит к ухудшению экологии. Причин у распространенности именно такого типа застройки много — от желания застройщиков извлечь из строительства максимальную прибыль до особенностей строительного законодательства.

В докладе говорится, что увеличение плотности застройки с одновременным созданием на этой территории магазинов и рабочих мест сокращает нагрузку на дороги и общественный транспорт. Это создает хорошие возможности для сокращения использования личных машин и как следствие развития пешеходного и велосипедного передвижения по городу. Когда в районе у человека есть все необходимое, он вряд ли поедет на машине куда-то еще.

Управление мобильностью населения

Для управления мобильностью населения (то есть деавтомобилизации) надо применять в том числе жесткие меры — вводить платные парковки и ограничивать въезд, считают авторы проекта. Но также они предлагают более мягкие меры стимулирования и замещения: улучшение общественного транспорта, развитие велосети, льготы на использование общественного транспорта и так далее.

Гринпис предлагает провести работу с крупными компаниями в Москве, чтобы они разрешили своим сотрудникам работать дистанционно и сместили с часов пик начало и окончание рабочего дня. Кроме того, нужно поменять часы работы госучреждений: МФЦ, отделений полиции и других (например, банков и больниц). Эти меры должны привести к тому, что горожане будут пользоваться транспортом более равномерно в разные часы, нагрузка на общественный транспорт снизится, а часы пик исчезнут.

Велосипеды

Главные проблемы для развития велосипедного движения в Москве — преграды между районами (здания, заборы, реки) и недостаток мостов или тоннелей для их преодоления.

Есть два варианта развития велосипедного движения в Москве. При создании в городе 35 километров велодорожек в год к 2030 году горожане станут ездить на велосипедах на 0,9 % чаще, резкое увеличение темпов строительства велодорожек до 250 километров в год даст рост 6 % к 2030 году.

Для реализации второго варианта авторы доклада предлагают объединить два уже существующих плана по развитию сети велодорожек в Москве. Первый — «Зеленое кольцо». Он предполагает создание связной сети велосипедных маршрутов между 15 парками, станциями метро и другого транспорта между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Его длина составит 75 километров.

Второй план масштабнее: он основан на Генплане развития Москвы до 2025 года и предполагает создание сети городских и районных велодорожек на 2 210 километров. Меры по велосипедизации в случае реализации масштабного плана должны привести к снижению выбросов оксидов озота и углекислого газа к 2030 году на 3,2 %.

Контроль экологического состояния машин

Хуже всего в России следят за экологическим состоянием машин. Обязательный контроль автомобилей по экологическим параметрам проводится только при техосмотрах. Между техосмотрами экологический контроль отсутствует. Кроме того, автосервисы часто предлагают услуги по снятию с автомобилей систем, которые минимизируют загрязнение окружающей среды, — каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

В исследовании говорится, что нейтрализаторы не работают у 20 % легковых машин в Москве и примерно у 60 % грузовых, по уровню выбросов эти машины сейчас «являются автомобилями нулевого экологического класса». Это приводит к увеличению выброса загрязняющих веществ в городе на 25–30 %.

Поэтому предлагается создать муниципальную структуру, которая будет заниматься экологическим контролем машин, разработать систему выборочных проверок и создать электронную базу учета экологического контроля машин. Эффект внедрения системы ежегодного технического контроля приведет к снижению выработки углекислого газа на 0,1 %, оксидов озота — на 10–15 %.

Инфографика: Гринпис

Ограничения на въезд

Еще одной мерой по снижению вредных выбросов от автомобилей в докладе называют создание «зон с низкими выбросами» (Low Emission Zones, LEZ). Эти схемы направлены на ограничение въезда машин в определенные районы исходя из экологических характеристик автомобилей. Обычно ограничения основываются на соответствии автомобилей требованиям по уровню выбросов, например стандартам «Евро». Не соответствующим ему автомобилям может быть либо полностью запрещен въезд или движение в LEZ, либо разрешен, но за деньги. Например, въезд в центр Сан-Франциско стоит шесть долларов для обычного автомобили и 42 доллара — для грузового.

В некоторых LEZ ограничивается эксплуатация наиболее загрязняющих автомобилей: дизельных грузовиков массой более 3,5 тонны и автобусов общей массой более пяти тонн. В других ограничения распространяются также на небольшие грузовики и легковые автомобили, на которые установлены дизельные и бензиновые двигатели, а также мотоциклы.

Опыт выделения экологических зон в европейских городах показал, что выбросы углекислого газа в Гетеборге сократились на 3,6 %, в Милане — на 11 %, а в Лондоне — на 16 %.

Возможное снижение выбросов углекислого газа от машин при организации экологической зоны в пределах Садового кольца с ограничением въезда в нее машин, класс которых ниже «Евро-3», может составить порядка 105 тысяч тонн в год, или около 17 %. При ограничении въезда в эту зону автомобилей с «Евро-3» выбросы сократятся на 38 %.

Грузовики

Грузовые автомобили, как правило, покупаются надолго, поэтому часто не соответствуют современным экологическим нормативам; они тяжелые — это приводит к разрушению дорог в городе; наконец, они шумные.

Для сокращения вреда от грузовиков в докладе предлагают вывести грузовые терминалы за город, запретить въезд грузовиков в часть районов города, закупить экологичные грузовики для городских служб, обязать водителей грузовиков парковаться вдалеке от жилых районов и чаще проводить экологические проверки большегрузов.

Это должно сократить выбросы углекислого газа от грузовиков на 15–20 %, а оксидов азота и твердых частиц диаметром менее десяти микронов — на 20 %.

Экономичное вождение

Экономичное вождение подразумевает езду с постоянной скоростью без резких ускорений и торможений, выключение двигателя при остановках, использование высших передач, своевременный ремонт машины. При постоянном соблюдении этих правил возможна экономия топлива от 3 до 30 %.

В России сейчас при начальной подготовке водителей обучение экономичному вождению не проводится из-за недостатка времени. Предложения по обучению экономичному вождению поступают от компаний по повышению квалификации водителей, но даже у начинающих водителей складываются привычки управления машиной, которые сложно изменить.

Поэтому авторы предлагают сделать курсы по экономичному вождению обязательными для получения прав, начать пропагандировать такой тип вождения в медиа и рекламе, а также провести конкурсы среди водителей на наиболее экономичное вождение. Это должно привести к снижению уровня выработки углекислого газа на 1–2 %.

Экологичные машины

При покупке новых автомобилей люди чаще выбирают автомобиль с двигателем большего объема и большими габаритами. Количество потребляемого бензина и выбросов углекислого газа при этом учитываются в последнюю очередь. Грубо говоря, обычно люди меняют легковую машину на джип.

Сейчас доля автомобилей наиболее экономичного и экологичного класса А не превышает 3 %. К 2030 году планируется увеличение их доли до 10 %.

Чтобы запустить обратный процесс, авторы исследования предлагают ввести льготы на покупку в кредит экологичных автомобилей, дать их владельцам бесплатную парковку в определенные часы и разрешить пользоваться полосами приоритетного движения; а крупным машинам запретить въезд в некоторые районы и ввести для них более высокую цену за проезд по платным дорогам соответственно.


Обложка: yellowj — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как выглядит новый московский электробус
Как выглядит новый московский электробус The Village проехался на новом электрическом автобусе Мосгортранса и узнал, в чём его преимущества и недостатки
Как выглядит новый московский электробус

Как выглядит новый московский электробус
The Village проехался на новом электрическом автобусе Мосгортранса и узнал, в чём его преимущества и недостатки

Этично и экологично: Как потреблять и выбрасывать меньше
Этично и экологично: Как потреблять и выбрасывать меньше The Village рассказывает о полезных сервисах и экопривычках в большом городе
Этично и экологично: Как потреблять и выбрасывать меньше

Этично и экологично: Как потреблять и выбрасывать меньше
The Village рассказывает о полезных сервисах и экопривычках в большом городе

Исследование: Почему бесполезно искать экологически безопасный район Москвы
Исследование: Почему бесполезно искать экологически безопасный район Москвы The Village рассказывает, на каком расстоянии от дорог и промышленных предприятий нужно выбирать жилье на самом деле
Исследование: Почему бесполезно искать экологически безопасный район Москвы

Исследование: Почему бесполезно искать экологически безопасный район Москвы
The Village рассказывает, на каком расстоянии от дорог и промышленных предприятий нужно выбирать жилье на самом деле

Как повышение утилизационного сбора повлияет на цену машин
Как повышение утилизационного сбора повлияет на цену машин Что ждет покупателей и автопроизводителей
Как повышение утилизационного сбора повлияет на цену машин

Как повышение утилизационного сбора повлияет на цену машин
Что ждет покупателей и автопроизводителей

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

Как сделать квартиру удобной для жизни

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Первая полоса

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве
Встречаем май: Десятки классных событий в Москве Большой концерт «Хадн дадн», спектакль «Страх и отвращение в Москве» и новый сезон в МАММ
Встречаем май: Десятки классных событий в Москве

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве
Большой концерт «Хадн дадн», спектакль «Страх и отвращение в Москве» и новый сезон в МАММ

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Где гулять в Москве
Где гулять в Москве 9 маршрутов и музыка для них
Где гулять в Москве

Где гулять в Москве
9 маршрутов и музыка для них

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе Отвечаем на рабочие вопросы в День труда
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Отвечаем на рабочие вопросы в День труда

Как в инстаграме появились сторис
Как в инстаграме появились сторис И почему Facebook так и не купил Snapchat
Как в инстаграме появились сторис

Как в инстаграме появились сторис
И почему Facebook так и не купил Snapchat

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо
Как тратить деньги и зарабатывать на этом Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис
Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Подпишитесь на рассылку