Зачастую москвичи и петербуржцы с трудом представляют, как устроена жизнь за пределами их городов. Чтобы показать, чем уникален каждый российский мегаполис, The Village запускает новую рубрику, в которой мы будем рассказывать о жизни в крупных городах России. Благодаря местным жителям мы составляем собственные словари-путеводители по главным городам страны. Начинаем с Владивостока, который совсем не похож на средний российский город.

Текст

Сергей бабкин

Владивосток давно оброс мифами. По-другому и не могло случиться с городом, который находится в совершенно других географических, климатических, экономических и культурных условиях, чем запад страны. Город пережил интервенцию во время Гражданской войны, боевые действия против Японии и 1990-е, во время которых стал столицей автомобильного импорта. И до сих пор транспорт — основная экономическая сфера во Владивостоке. В октябре 2015 года вступило в силу решение о создании в городе свободного порта, где действуют другие режимы налогового и таможенного регулирования. Через Владивосток в Россию везут грузы из стран Восточной Азии, в том числе  автомобили из Японии и Кореи.

В 2012 году здесь прошёл саммит АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), подготовка к которому изменила Владивосток. Между некогда отдалёнными друг от друга частями города построили новые дороги и мосты, а четыре местных вуза объединили в Дальневосточный федеральный университет, для которого построили кампус на до того малозаселённом острове Русский.

The Village поговорил с четырьмя нынешними и бывшими жителями Владивостока, чтобы они составили для нас собственные карты города и рассказали о главных городских феноменах и местных местах силы.

   

О городе

   

Основан в 1860 году

В городе живут 604 602 человека

Разница во времени с Москвой составляет плюс 7 часов

Самолёт из Москвы летит чуть больше 8 часов. Билет в одну сторону стоит около 12 тысяч рублей

 

 

Елена Белова

главный редактор интернет-газеты 
«Владивосток-3000»

 

Максим Матюнин

японовед, музыкант

   

 

Максим Ефимченко

архитектор 

 

Центр и Светланская

Е.Б. В основном все хотят жить здесь. Поэтому богемный район — это про
центр. Лучше всего, конечно, в старых домах с высокими потолками. А вокруг Светланской — районы, у которых более-менее благополучная городская история. Тут и скверы, и цирк, и стадион «Авангард», и всё, что на пути к Луговой — транспортной развязке, которая идёт на несколько районов: Чуркин, Тихая (спальный район, в котором, правда, есть море и скалы) и Нейбута.

М.Е. В центре можно выделить ареал 10–15 минутной шаговой доступности от Центральной площади. Внутри этого ареала — основные прогулочные маршруты, набережные, общественные и торговые центры. Ещё есть центральная улица Светланская. Остальная территория — спускающиеся с прилегающих сопок улицы и микрорайоны.

М.М. Я помню из какой-то детской радиопередачи разговор о том, что из-за территориальной особенности Владивостока люди из одних частей города не всегда попадают в другие. И это была нормальная ситуация, когда Светланская ещё не стала одной проложенной улицей: было что-то вроде валов нескольких соседних деревень.

Мыс Эгершельд

Я.Г. Мыс Эгершельд можно назвать элитным районом. Ближе к его концу построили много домов коттеджного типа. А заканчивается мыс маяком — это точка притяжения туристов и символ Владивостока.

Е.Б. Многие говорят, что здесь дорогие квартиры и престижно жить. Всё бы ничего, но дуют сильные ветра и есть только одна дорога, которая зачастую стоит.

М.Е. Я бы назвал его район-променад. Несмотря на соседство с портом на восточном побережье, здесь довольно комфортно прогуливаться пешком или на велосипеде.

 

 

Первая Речка и Вторая Речка

М.Е. Первая Речка, застроенная в основном пятиэтажными хрущёвками, — это соседний с центром район, который считается комфортным для жилья. Хотя, на мой взгляд, здесь стандартная для хрущёвок плотность застройки на довольно активном рельефе вылилась в острый дефицит парковок. Вторая Речка отличается относительно плоским рельефом. И там есть большой общественный центр и пляж, который, впрочем, сейчас больше напоминает свалку. 

Мыс Чуркин

Я.Г. Через пролив от Эгершельда — мыс Чуркин. Это уже спальный район. Он был самой окраиной до того, как появился Золотой мост, который соединяет мыс с центром. Теперь до него ехать 15 минут, а раньше люди оттуда долго и сложно добирались — по два часа.

Е.Б. Благодаря мостам и театру оперы и балета Чуркин из маргинального района вдруг стал почти центром. Тем не менее его образ сохраняется: тут постоянно говорят о гопниках.

М.Е. Самые суровые мифы в городе ходят про Чуркин. В действительности вероятность встретить ребят, которые заинтересуются твоей районной принадлежностью и целью визита, примерно одинакова везде при определённом стечении обстоятельств. Все как-то забывают про пригород, хотя там довольно сильный визуальный контраст социальных слоёв и есть прямо хоррорные места вроде заброшенных детских лагерей.

Луговая и Тихая

М.Е. Луговая для меня делится на большой транспортный узел, находящийся в низине (очень грязный и неудобный), и множество микрорайонов на сопках. Отдельно я бы отметил Нейбута, потому что здесь прошло моё детство. Этот район расположен на западном склоне и соседствует с лесом. Он запомнился мне очень солнечным и зелёным. Район бухты Тихая у меня ассоциируется с ветром и туманами. И там есть пляж с красивыми скалами.

 

 

Места и феномены

Порт и море

Е.Б. Для меня важный феномен Владивостока — это не пян-се, не газировка «Милкис» и не мифические тигры на улицах. А это настоящий приморский
 портовый характер города. Такой, знаете, добрый и авантюрный, постоянно готовый к приключениям. Настоящий житель Владивостока всегда готов к тому, что завтра жизнь изменится, и надеется только на себя. «Сердце слева, руль справа» — в этой непонятной для большинства россиян фразе столько свободолюбия, сколько вы представить не можете. В девяностые именно японские машины с правым рулём помогли многим выжить и понять, что от своей страны многого ждать не стоит.

У Владивостока быстрый ритм жизни. Некоторые даже сравнивают его с московским. Люди, привыкшие к спокойным равнинным городам, испытывают здесь стресс. Потому что их встречает кипучая деятельность, сопки, подъёмы-спуски и, конечно, море. Море — это то, что делает Владивосток таким, какой он есть: свободным, открытым и притягательным. Кстати, в качестве путеводителя рекомендую городской сайт, который создают влюблённые во Владивосток люди.

Яхт-клуб «Семь футов»

Е.Б. Представьте себе ресторан с летней террасой: на закате вы пьёте шампанское, глядя на белоснежные паруса яхт. Это романтика, которую можно почувствовать во Владивостоке. Яхтенное сердце Владивостока —  яхт-клуб «Семь футов» с командором Михаилом Ермаковым. Благодаря этому яхт-клубу весь Владивосток ежегодно наблюдает красочные регаты кубка «Семь футов» и «Кубка залива Петра Великого», у которых есть статус международных соревнований. В 2015 году «Семь футов» принял гранд-финал Кубка наций, который по значимости сопоставим с чемпионатом мира.

   

Отраслевая структура экономики

   

Оптовая торговля — 41,1 %

Операции с недвижимостью — 18,8 %

Обрабатывающие производства — 5,5 %

Автомобили и «Зелёнка»

Е.Б. Владивосток нельзя представить без рёва машин и дрифта. Чтобы покататься на картингах или увидеть битву чемпионов из разных стран, стоит отправиться в комплекс «Примринг». Кстати, кроме этапов российской дрифт-серии, на специальных трассах проходят и региональные соревнования по мотокроссу.

М.М. Большое количество автомобилей сделало город почти непригодным для жизни, и именно из-за них я и сбежал в Москву. Владивостокский феномен — это когда ты оказался в центре города в шесть вечера, метро нет, и у тебя просто физически нет возможности никуда добраться. Из-за суровых пробок быстрее ходить пешком. Но долгие годы именно автомобили были главным двигателем экономики. Типичный владивостокский типаж — мужчина из 1990-х, который садится на пароход и едет в Азию за машиной. Можно сказать, что рыночная экономика сделала владивостокцев более хитрыми и коммерчески наученными людьми в девяностые, потому что у нас были автомобили.

 «Зелёнка», Зелёный угол — это здоровый район, самый большой авторынок. Я хоть и японовед по образованию, поработал с машинами какое-то время. У меня даже прав нет, я в авто не разбираюсь совершенно, но ездил в Японию и покупал их на аукционах.

Азия и азиаты

Е.Б. Владивосток — Азия или Европа? Истина где-то посредине. Признаться честно, для меня японцы, китайцы и корейцы — почти родные. Намного удивительнее встречать на улицах гастарбайтеров, чем торговаться с китайцами на рынках или показывать дорогу японцам, которые приехали на кинофестиваль «Меридианы Тихого» или на музыкальный фестиваль V-ROX. 

После того как мы стали свободным портом, город ждёт ещё большее число иностранцев. Мы же вроде как «второй Сан-Франциско», и у нас есть целых три моста. Каждый из них по-своему прекрасен, но я больше всего люблю низководный «Седанка — Де-Фриз» — едешь по нему, и кажется, будто ты скользишь по морю.

Я.Г. Если хочется встретить китайцев, нужно ехать на китайской  рынок на Спортивной. Туда мы водим всех москвичей, которые за этим приехали во Владивосток. Там — сосредоточение китайских кафе и китайской торговли. Можно купить всё: от платка до планшета. При этом района с компактным проживанием китайцев или корейцев в городе нет. 

Кинофестиваль «Меридианы Тихого»

Я.Г. Не каждый город России может похвастаться своим международным кинофестивалем. «Меридианы Тихого» в сентябре стали массовым событием, куда ходит весь город. Многие владивостокцы, которые переехали на запад России, даже планируют отпуск на малой родине так, чтобы он совпал с кинофестивалем. Отборщики «Меридианов Тихого» ездят на Каннский фестиваль и стараются привозить оттуда новинки. И формат фестиваля очень оправданный: у Владивостока есть повод собирать фильмы из Азии, Австралии и США. Приезжают важные режиссёры: были Ким Ки Дук и Карен Шахназаров, например.

Зимний сёрфинг

Я.Г. Уссурийский залив, в отличие от Амурского, зимой не замерзает. На Русском острове и острове Рейнеке сёрферы воспользовались этим и начали заниматься круглый год. Там для этого очень удобные условия, волны. Зимой сёрфинг выглядит очень эффектно на фоне сопок и снега. В итоге на Euronews показали сюжет про наших ребят, и так они прославились на весь мир.  

Еда

Е.Б. В кофейне «Прокофий» очень вкусный кофе, в баре Moonshine — самые крутые коктейли и атмосфера для разговоров, дальневосточную еду лучше всего есть в Port Cafe, паназиатскую — в Zuma, а в «Лиме» вас накормят вкуснейшим супом чили. И конечно, никто не отменяет китайские чифаньки (маленькие китайские ресторанчики) и паровые пирожки с капустой — пян-се.

М.М. Большую популярность во Владивостоке получила корейская еда, потому что, с одной стороны, она легко готовится самостоятельно, а с другой — корейцы активнее ассимилируются, чем китайцы. Грубо говоря, в деревнях люди своё кимчи делают. Но самая классная — китайская еда, которая подаётся в так называемых чифаньках. Во Владивостоке востребована кухня Северного Китая, очень жирная и кисло-сладкая. Это классический го-ба-жоу, то есть свинина в кисло-сладком соусе, баклажаны с картошкой в этом же соусе, стрелки чеснока, странные супы. Самые классные чифаньки — на китайском рынке на Спортивной.

Я.Г. Пян-се, паровые пирожки с капустой или мясом, дошли и до Москвы, но в модифицированном виде. При этом для Владивостока это далеко не экзотика. Они попали к нам из Кореи, но у нас их готовят и русские. Это уличная еда, которую бабушки продают в обогреваемых ящичках. Я ещё с начальной школы следила, как растёт цена на пян-се. Также я следила за ценой на пломбир, это был такой показатель инфляции. А все, кто приезжает во Владивосток из других городов, помешались на пян-се и раньше возили их в Москву на самолёте в холодильниках по девять часов.

   

Основные предприятия

   

«Дальзавод»

ремонт судов

«Соллерс-Дальний Восток» автомобилестроение

DNS Компьютерный центр

торговля

Двор ГУМа

Е.Б. Недавно во  дворе старого ГУМа появилось пространство, похожее на европейские улочки — простота и красота посреди хаотичной городской застройки и рекламных щитов. Во дворике собрали креативных ребят, которые сделали эклерную, лофт-парикмахерскую, кофейню, дайнер с бургерами, андеграундный ночной  клуб и хостел. Получился такой город в городе. Новые заведения ещё будут открываться, но уже сейчас здесь мило и уютно. А летом во дворике будут проводить развлекательные мероприятия, которые обещают быть интересными.

Музей Арсеньева и дом Элеоноры Прей

Е.Б. Если говорить о своеобразных местах силы, то любителям культурного отдыха могу посоветовать  музей Арсеньева в центре Владивостока, которым руководит молодой директор Виктор Шалай. В музее есть погребальный комплекс чжурчжэньского князя Эсыкуя, бронзовые кинжалы и зеркало вождя племени Воцзюй, древние печати китайских чиновников. Можно много узнать про Владивосток и его историю — например, о времени, когда прямо посреди города, на Миллионке, находились китайские опиумокурильни и притоны. Обязательно возьмите экскурсию по музею или отправляйтесь гулять с экскурсоводом по Владивостоку.

М.М. Музей Арсеньева бился за сохранение  дома Элеоноры Прей. Это американка, автор книги писем, жившая во Владивостоке на протяжении 30 лет, до 1930 года. Своим друзьям она писала письма, в которых рассказывала, что происходит на центральной улице, куда выходило крыльцо её дома. Это чуть ли не единственные свидетельства очевидца об очень интересном периоде в жизни города. Прей писала о времени, когда город был по-настоящему многонациональным: в нём в большом количестве жили китайцы, японцы, корейцы, немцы, евреи и американцы. Это был такой северный Гонконг. Сохранились старые фотографии с джонками и женщинами в кимоно, которые ходят по мощёным русским улочкам. В наши дни за дом Прей началась настоящая схватка — там хотели построить какой-то торговый центр. А это важное место, потому что здесь формируется мифология Владивостока. 

Приморский филиал Мариинки

Я.Г. На съезде с Золотого моста на мысе Чуркин построили новый театр оперы и балета для местных кадров. После трёх лет работы, осенью 2015 года, он отошёл к Мариинке. Назначили нового главного режиссёра из Петербурга, а недавно я слышала, что половина местного состава уволена — их заменяют людьми из Северной столицы, был скандал. Однако зрители в театр по-прежнему ходят и хвалят спектакли.

Е.Б. Спасибо Мариинскому театру и Господу Богу за то, что во Владивостоке сейчас есть  Приморская сцена Мариинки. Изменения произошли не так давно, но теперь у нас два новых дирижёра и светлое будущее. Приехали в город, соскучились по балету и опере — вам на Чуркин.

Спортивная набережная и Юбилейный пляж 

Я.Г. Это самый центр города. Спортивная набережная — место для променадов прямо на побережье Амурского залива. Там есть очень старый дискобар, в котором тусовалась ещё моя мама, а сейчас туда ходят люди старше 40 лет и китайцы. Последних вообще стало очень много в последнее время из-за дешёвого рубля: они приезжают и скупают всё в наших магазинах. Летом на набережной открывается сезонный бар, куда ходит вся молодёжь города. Ещё рядом можно купаться, хотя для центра города это и не очень хорошо. 

М.М.  Спортивная гавань — это такой местный Арбат. Тут же рядом платный пляж, где обитает модная тусовка. Правда, в последнее время интерес к этому месту немного упал. Наверное, во всех городах так происходит — место движения молодых людей всё время «плавает». 

Набережная Цесаревича

Я.Г.  Набережная расположена буквально под Золотым мостом. Странное место. Оно должно было превратиться во что-то вроде местного «Винзавода» — те же промышленные здания из красного кирпича. Но они пока не сдаются. Здесь обычно просто гуляют или катаются с детьми на роликах. Но вообще это довольно дурацкая территория, которая обросла дурной славой, потому что многие приезжают сюда на машинах курить кальян: открывают багажники автомобилей и курят. Над этим все смеются.

37 950 рублей

Среднемесячная заработная плата

(25-е место в России)

11-е место в России

по индексу стоимости жизни

19 тысяч рублей

Аренда однокомнатной квартиры

123-е место

в России по площади жилых помещений
на одного жителя

369 автомобилей 

на тысячу жителей (2-е место в России)

Центр современного искусства «Заря»

Я.Г.  ЦСИ «Заря» находится ближе к окраине города в здании бывшей швейной фабрики. Центр открыли как часть социальной программы группы компаний «Синергия». Так или иначе, все проезжают «Зарю», когда едут в город из аэропорта. А вот для типичного владивостокца это периферия.

«Заря» похожа на московский «Винзавод», но выставочное пространство здесь только одно, а остальные помещения заняты офисами. Раньше я принимала здесь участие в проекте арт-резиденции: мы приглашали художников из России и из-за рубежа.

В «Заре» хорошая сменная экспозиция. Выставки меняются раз в полгода, и сейчас там можно увидеть работы местных художников. В общем, работает, как «Гараж»: сначала импорт, а потом — развитие местного искусства. Я продолжаю курировать там выставки.

Остров Русский

Е.Б. Для летних прогулок советую поездку на остров Русский через второй по высоте вантовый мост в мире. Кроме природных красот, можно увидеть кампус Дальневосточного федерального университета и его набережную. Она у меня самая любимая, потому что здесь можно кататься на самокатах или велосипедах, романтично прогуливаться в свете фонарей или сидеть, свесив ноги с пирса, и смотреть на Русский мост и море. А закаты самые красивые на маяке — это уже в черте города, район мыса Эгершельд. Маяк на Токаревской кошке — один из самых старых на Дальнем Востоке. Непосредственно до маяка можно добраться босиком по песчаной отмели — правда, вас могут облизать волны.

Я.Г. Я бы назвала остров Русский просто рекреационной зоной. Все ездят на север острова, где расположена база «Новик». Там же находится университетский кампус, где студенты ДВФУ и живут, и учатся. Кажется, там не очень с инфраструктурой — никаких баров нет, поэтому все ездят тусоваться в центр.

Максим Ефимченко об архитектуре позднего модернизма

 

  Кинотеатр «Океан»

1969 год, улица Набережная, 3

Разработан в институте Гипротеатр (Москва) архитекторы Г. К. Мачульский, Б. И. Левшин

Кровля основного эллиптического объёма здания выполнена по принципу пространственной оболочки. На тот момент одно из первых в Советском Союзе зданий, где применена такая конструкция.

 Дворец пионеров

1980 год, Океанский проспект, 43

Выполнен по проекту испанского архитектора Антонио Михе

Состоит из пяти самостоятельных объёмов на активных перепадах рельефа. Довольно нетипичная для Владивостока «южная» архитектура.

 Бывший рыбный магазин
«Дары моря»

Светланская улица, 83

Сейчас уже готовы или готовятся проекты реконструкции большинства общественных зданий этого периода, которые представляют из себя навеску керамогранита на фасад и какую-то внутреннюю отделку. Ни о какой преемственности или сохранении речи не идёт, а жаль.

 Здание цирка

1973 год, Светланская улица, 103

Архитекторы С. М. Гельфер и Г. В. Напреенко, главный конструктор — В.А. Шемякин.

Помимо структуры и формообразования примечателен трансформируемой ареной.

Куда выехать за город

Шамора

Я.Г. Шамора — знаменитый пляж, который группа «Мумий Тролль» воспела в своём одноимённом альбоме. Летом здесь много туристов, люди разбивают палатки. Пляж на Шаморе песчаный, в отличие от каменного острова Русского, который больше подходит для сёрфинга. Можно снять домик, много кафешек. Ещё недалеко есть забавное место Горностай. Это мусорная свалка, которую недавно закатали в асфальт. Говорят, там до сих пор воняет и кружат вороны. Дальше на север после Шаморы — Всероссийский детский центр «Океан», а потом — казино. Забавное соседство. 

Казино

Е.Б. Недалеко от международного аэропорта Владивостока находится легальное казино «Хрустальный тигр» с ресторанами и гостиницей — первое среди объектов игорной зоны «Приморье». Инвесторы не скрывают своей заинтересованности именно в игроках из стран Азии, но здесь часто можно увидеть и самих владивостокцев. Для поездки в казино лучше выбирать день, когда проходят специальные розыгрыши и вечерняя программа.

Острова

Е.Б. Конечно же, нужно ехать на острова — на пароме, катере или яхте. Острова вокруг Владивостока разные, но каждый из них по-своему красив и уникален своей природой. Чаще всего именно здесь — самые чистые пляжи и прозрачная вода. А ещё можно наловить гребешков и устриц, тут же съесть их с солью и лимоном. В качестве настоящего приключения лучше всего подойдёт необитаемый и от этого ещё более притягательный остров Аскольд с полуразрушенными маяками и лестницами, как во «Властелине колец».

М.М. Лучше всего ехать на острова в августе-сентябре. В это время очень хорошая погода и можно купаться. На острове Рейнеке проходят рейвы. Хотя по большому счёту это просто большие тусовки друзей, которые организовываются, в складчину снимают катер и едут.

Сафари-парк

Е.Б. В семидесяти километрах от Владивостока находится приморский сафари-парк, откуда пошла любовная история козла Тимура и тигра Амура. Кроме этих двух «звёзд» здесь достаточно и других интересных приморских животных — косуль, красных волков, изюбрей, медведей и сов. Есть даже дальневосточный лесной кот. Все они живут в естественной среде, на ограниченной территории, многих можно погладить.

«Сунька»

М.М. Суйфэньхэ, или Сунька — это приграничный китайский город с развитой торговлей. Здесь много еды и развлечений. Все китайцы хорошо говорят по-русски, есть всякие трешовые вывески на искажённом русском, клубы и огромные рестораны. Лучший — ресторан «Максим». Ехать сюда на автобусе, кажется, около четырёх часов. И ещё есть такое понятие, как «помогайка» — это когда ты бесплатно едешь в Китай за то, что потом бесплатно через границу перевозишь чей-то перевес.

 

Куда лететь из Владивостока

ФОТОГРАФИИ: обложка – Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com, 1 –  Dizdnk/shutterstock.com, 2 – Ovchinnikova Irina/shutterstock.com, 3 – Leah-Anne Thompson/shutterstock.com, 4 – Приморский музей имени Арсеньева, 5 – amadeustx / Shutterstock.com, 6 – Дворец Пионеров, 7 – Google maps, 8 - электротранспорт Владивостока, 9 – Shamora.info, 10 – Shamora.info