«Лучше бы Малафеева увековечили»: Жители Петербурга — о мосте Ахмата Кадырова Топонимическая комиссия разрешила назвать новый мост в честь Ахмата Кадырова. Мы поговорили с экспертом и жителями района
Топонимическая комиссия Петербурга всё-таки проголосовала за то, чтобы назвать новый мост через Дудергофский канал в створе проспекта Героев в честь первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Решение принималось в спешке (заседание комиссии в последний момент неожиданно перенесли с осени на конец мая), а эксперты, участвующие и не участвующие в заседании, говорят, что со стороны администрации города на них оказывали давление.
Как отметил в интервью The Village депутат Законодательного собрания Максим Резник, который присутствовал на заседании, решение ещё не окончательное, его на основании рекомендации ещё должен принять губернатор: «Сегодня я внёс в Законодательное собрание проект обращения к губернатору против моста Кадырова. Я хочу, чтобы парламент высказал свою позицию. В любом случае мы добьёмся отмены этого решения: не сейчас — так через выборы».
За месяц обсуждения идеи с названием моста против неё выступили не только несколько депутатов ЗакСа, но и режиссёр Александр Сокуров, а главное — многие жители «Балтийской жемчужины» — микрорайона, для которого мост стал важным инфраструктурным прорывом (он должен заметно минимизировать пробки).
Вместе с муниципальными депутатами интернет-газета о жизни в микрорайоне «Балтийская жемчужина» thePearl запустила голосование: жители могли выбирать лучшие названия моста и предлагать свои. Лидировал «Дудергофский мост», набирал популярность «мост имени Адмирала Берзина», за который агитировала в социальных сетях его дочь. «Мост имени Ахмата Кадырова» поддержали лишь 1 % из почти шести тысяч голосовавших.
The Village поговорил с членом Топонимической комиссии Алексеем Ерофеевым, а главный редактор thePearl Людмила Левитина по нашей просьбе спросила у некоторых обитателей микрорайона, как они относятся к последнему решению и какое название предложили бы для моста сами.
Алексей Ерофеев
краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга
Голосование проходило абсолютно честно. Мы избрали счётную комиссию из числа 17 членов Топонимической комиссии, которые пришли на заседание. Избрали единогласно: это честные люди. Потом нам выдали подготовленные заранее листы, все поставили крестики напротив «за», «против» или «воздержаться». Затем при всех посчитали голоса. Выяснилось, что девять человек за мост Кадырова, шесть против и два человека воздержались. Тайное голосование в практике Топонимической комиссии случается нечасто. В данном случае было предложение одного из членов комиссии: он не захотел голосовать явно. И мы провели тайное голосование, потому что оно предусмотрено регламентом.
Я проголосовал против. Ранее я высказывался за такое название в случае создания национального центра чеченской культуры — то есть за перевод этого вопроса из политической сферы в культурную, поскольку только культура объединяет народы. Это необязательно должен быть огромный дворец — может быть небольшое помещение, в котором читали бы стихи, показывали спектакли и так далее. И имя Ахмата Кадырова, которое действительно сейчас объединяет большинство людей в Чеченской Республике, могло бы в данном случае играть символическую роль.
В данном же случае мост не имеет никакого отношения к Ахмату Кадырову. Сам Кадыров никогда в нашем городе не был. И я считаю, что выбрано не очень удачное место, потому что здесь все названия связаны с героями Великой Отечественной войны, более того, они связаны с морем.
Я напомню, что недавно мы принимали решение насчёт лётчика Акаева — он считается первым чеченским лётчиком. Он воевал, погиб в районе Раквере в 1944 году, а с сентября 43-го полк, которым он командовал, базировался в районе Каменки — сейчас это часть Приморского района Петербурга. И новый проезд в Каменке получил название улицы Лётчика Акаева — там же будет улица с именем русского лётчика Паршина. Все проголосовали единогласно, никаких возражений быть не могло, потому что речь шла о Великой Отечественной войне и защите Ленинграда.
Результаты сегодняшнего голосования поступят губернатору, по каким-то из комитетов Смольного это решение пройдёт — и, после того как губернатор поставит свою подпись, будет считаться, что решение вступило в силу. Поставит ли он подпись? Скорее всего, да, потому что, вероятно, на то сейчас есть какая-то политическая воля.
Почему вдруг так неожиданно этот вопрос возник в апреле? Режиссёр Александр Сокуров прислал в Топонимическую комиссию письмо против названия «мост Кадырова». Письмо прислала и организация «Боевое братство», было также письмо от воинов-афганцев — последние, впрочем, не против, просто считают, что целесообразно присвоить именно этому мосту другое название, Гвардейский мост. Было предложение Дмитрия Ратникова, главного редактора интернет-газеты «Канонер», о присвоении мосту названия Севастопольский — поскольку он считает, что мостам в районе «Балтийской жемчужины» следует присвоить названия по городам, в которых находятся военно-морские базы нашего государства.
С моей точки зрения, название «Севастопольский мост» подошло бы лучше всего. Думаю, что мнение горожан может повлиять на решение губернатора. Я бы не хотел, чтобы в городе росла какая-то социальная напряжённость. И если решение всё же будет принято, надо работать в духе взаимопонимания, объяснять ситуацию. Нам надо жить в мире.
Сергей мадагаскаров
специалист по внешнеэкономической деятельности,
житель «Балтийской жемчужины»
Я голосовал за Дудергофский мост. К идее отношусь отрицательно, как и все в «Балтийской жемчужине». Ахмат-Хаджи Абдулхамидович Кадыров никакого отношения к Санкт-Петербургу не имеет. Тем более непонятно, почему его именем решили назвать мост в месте, где всё (улицы, переулки и так далее) носят имена защитников Отечества, участников Великой Отечественной войны.
Многим всё равно, кто этот человек, и всё равно, назовут ли в его честь мост или нет. Ну что поделать, если в моём многострадальном отечестве живёт столько амёб, которым напевать на всё то, что происходит за порогом их дома?
Печально всё это и, конечно же, опасно для города. Так или иначе, этот мост сильно выручает, когда перед Петергофским шоссе пробка. И, опять же, всем наплевать на то, что там не отрегулированы светофоры — ездили, ездят и ездить будут. Альтернативы нет.
Наталья Смирнова
учитель, мама в декрете,
житель «Балтийской жемчужины»
Это, во-первых, политика, а я против политики в мирной жизни, в том числе в названии улиц, мостов, рек и так далее в своём родном городе. А во-вторых, логики не вижу: Кадыров в этом районе не жил, на этом мосту не умер, мост этот не строил — какое он к нему имеет отношение? Мне нравится мост Героев. Дудергофский мост. Жемчужный. Хотя очень надеюсь, вдруг случится чудо! Именно чудо, потому что это политика. Это как выборы — создается видимость, что мы выбираем президента, хотя уже все давно решено и выбрано
Алиса Беркана
контент-менеджер,
житель «Балтийской жемчужины»
Все эти истории с Кавказом смешны и нелепы. По факту мнения делятся 50 на 50, одни люто негодуют (мол как же так, хватит кормить Чечню), остальным плевать, потому что какая разница. Ну, мост и мост, стоит и на этом спасибо. Сама идея увековечить имя Кадырова в Петербурге абсурдна, для таких комических случаев больше Москва подходит. Но цели ясны и понятны: мы сначала им геноцид устроили, а теперь заметаем следы активно, чтобы никто не пришёл сюда демократию наводить и права человека защищать.
А по поводу имени: я думаю, лучше бы Малафеева увековечили, потому что для города он сделал гораздо больше, чем кто-то, кто носит фамилию Кадыров. Малафеева называют лучшим голкипером, и футбольный клуб «Зенит» для Петербурга много значит. Мост было бы можно назвать просто «М16» — номером Вячеслава. Да и недвижимостью он сейчас занимается, поэтому будет для этого молодого района очень точно, в тему.
Николай Казаков
владелец фотостудии «Неваляшка»
в «Балтийской жемчужине»
Как мне кажется, самое лучшее название — мост Морского Десанта, так как эти люди отдали за нас жизни и именно в этих местах. Их память и надо увековечить в названии. Логика и мысли наших чиновников мне вообще непонятны!
Антон Найдёнов
член инициативной группы собственников «Море-3»
Считаю, что много более достойных людей культуры, искусства, учёных и политических деятелей, которых бы стоило увековечить и которые имеют отношение к Петербургу. Также считаю, что эта инициатива появилась с целью отвлечения граждан и СМИ от предвыборной гонки и насущных проблем. А идея голосования среди жителей правильная.
Мария Липанова
ученица школы
№ 547,
житель «Балтийской жемчужины»
Мне не нравится эта идея. Мне кажется, что для моста надо придумать название, связанное с его местоположением. А при чём тут Ахмат Кадыров? В честь него надо называть достопримечательности, как-то связанные с ним. Я голосовала за Балтийский мост. В честь «Балтийской жемчужины». Но это не значит, что наш мост должен называться именно так. У нас много героев, в честь которых не названо ничего.
обложка: Birulik/Creative Commons (CC BY-SA 4.0)