До/после: В Москве исказили исторический облик целой ветки метро Модернистские станции Филевской линии «осовременили», автор проекта неизвестен

До/после: В Москве исказили исторический облик целой ветки метро

Голубую (Филевскую) линию метрополитена, а точнее ее наземный участок, реконструируют с октября 2016 года. Это одна из старейших веток, ее построили в 1959 году по проекту архитектора Римидалва Погребного — и с тех пор не ремонтировали. Сейчас под реконструкцию попали станции «Кунцевская», «Пионерская», «Филевский парк», «Багратионовская», «Фили», «Кутузовская» и «Студенческая», а движение поездов на время работ не останавливали.

После открытия большинства станций оказалось, что изначальные проекты утратили почти все исторические детали, на стенах платформ появились  примитивные рисунки про школу и войну 1812 года, а стеклянные вестибюли снесли и построили новые — в стиле «хай-тек». The Village решил сравнить фотографии после реконструкции с архивными снимками, а также попросил экспертов по архитектуре оценить результат.

Наземный участок Филевской линии придумывали в самый разгар советской «борьбы с излишествами в архитектуре»: сталинская неоклассика тогда ушла в прошлое, но понимания «новой советской архитектуры» ни у кого еще не было. Голубая ветка стала памятником не только зарождающегося «наивного модернизма», но и новых инженерных технологий, рассказывает редактор канала «Архитектурные излишества» Константин Антипин.

Вестибюль станции «Багратионовская»
Интерьер станции «Багратионовская»

Константин Антипин

сотрудник фонда «Внимание»

К сожалению, в процессе реконструкции почти все вестибюли были утеряны полностью, а редкие сохранившиеся изменились до неузнаваемости. Была уничтожена оригинальная облицовка, расстекловка, утрачена вся фурнитура — у этих станций забрали практически все прекрасное, что у них было. А что дали взамен? Дешевую облицовку вентфасадом наружных стен, тошнотворно блестящие материалы в интерьерах... Единственное, что мне понравилось из результатов реконструкции, — это замена половины глухих стен платформ на прозрачные стекла. В то же время вторую половину стен покрыли безвкуснейшими и совершенно неуместными панно.

Первые станции — «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили» — отсылают к архитектуре конструктивизма 1920-х годов. Здесь используются возможности и сборного, и монолитного железобетона, что позволяет создать шикарное панорамное остекление вестибюлей. Стены кассового зала были облицованы панелями из слоистого пластика белого и голубого цветов — этот материал в конце 1950-х считался перспективным. В то же время полы вестибюлей покрывала, казалось бы, архаичная плитка. В этом смешении эпох и заключается интерес раннего, наивного модернизма.

Лестница на платформу станции «Кутузовская» и стеклянные галереи
Интерьер вестибюля станции «Кутузовская»
Интерьер вестибюля станции «Кутузовская»
Платформа станции «Кутузовская» и новые панно на стенах
Вестибюль станции «Кутузовская»

Найти автора примитивных панно и всего дизайна станций The Village не удалось: метро не проводило конкурс на проекты обновленных станций, потому что и дизайн, и сами строительные работы выполняла одна компания — «Мосметрострой» (принадлежит владельцам «Трансмашхолдинга» Бокареву и Махмудову совместно с госбанком ВТБ), через «закупку у единственного поставщика» на 3,7 миллиарда рублей. Такой контракт «с кем хочется» госзаказчик всегда должен чем-то оправдать. В случае с Филевской веткой метрополитен объяснил свой выбор «аварийными работами по укреплению» несущих конструкций станций, с которыми может справиться, видимо, только «Мосметрострой» — один из самых крупных подрядчиков по новым линиям метро.

Вестибюль станции «Студенческая», полностью снесен, новый построили «под старину»
Платформы станции «Студенческая»
Платформа станции «Студенческая» и новые панно на стенах

Денис Ромодин

историк архитектуры

Конечно, облик станций можно было сохранить, хотя бы по половине участка, а остальные обновить. Можно было бы целиком сохранить «Студенческую» — просто отреставрировать станцию, все элементы отделки и даже восстановить то, что было утрачено. У станций «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили» оставили лишь опоры и каркасы козырьков на платформах, но в результате нового бокового остекления и светодиодных полос светильников облик существенно изменился.

Я не скажу, что стало хуже. На «Студенческой» это решение выглядит уместным, а вот на станции «Фили» — странным. Если полностью демонтировали «Кунцевскую», то было бы логично построить более удобную современную платформу, спроектировав новую станцию, а не повторять в более грубых формах предыдущий проект. Тем более что остекление станций получилось иным, отделка вестибюлей и платформ тоже, а новые, более широкие, лестницы «съели» часть платформ.

На мой взгляд, если невозможно было сохранить старые станции и не было цели полностью восстановить первоначальный облик, то лучше было бы спроектировать абсолютно новые и привлечь современных архитекторов, устроив архитектурные конкурсы.

Платформа станции «Фили»
Платформа станции «Фили»

В проектах эти станции были легкими, изящными павильонами с козырьками, которые должны были парить над платформами. Увы, в реализации (при постройке, в 1950-е годы. — Прим. ред.) формы оказались грубее. Но все же белоснежные стены и сплошные остекленные поверхности павильонов стали символом эпохи оттепели. Да и сама типология станций была иная — это уже не подземные дворцы, а уличные платформы, которые существенно отличались от железнодорожных своей стерильностью. Архитектура вестибюлей «Студенческой», «Кутузовской» и «Филей» даже наследовала формы авангарда.

Интересно, что схожий открытый участок появился в Киеве в 1965–1968 годах — от станции «Гидропарк» до «Черниговской» — и как «Черниговская» почти копирует станции второй очереди Филевской линии. Особенно вестибюль. Сейчас именно этот вестибюль и напоминает то, как выглядели «Багратионовская», «Филевский парк», «Пионерская» и «Кунцевская» до реконструкции.

«Багратионовская», «Филевский парк», «Пионерская» и «Кунцевская» до 1990-х годов имели карнизное освещение с молочными стеклами — это давало мягкий свет (его, впрочем, заменили еще в 90-е).

Частично то, старое, освещение [до нынешней реконструкции] оставалось в вестибюлях, например, на «Студенческой» и «Кутузовской» — скрытое и направленное вверх, свет отражался в потолке. Кроме того, были подобраны и материалы, которые облегчали восприятие интерьера вестибюлей первой очереди: красная кафельная напольная плитка и глазурованная белая плитка стен лестниц, а также хромированные детали конструкций рам. На самих платформах были деревянные лакированные диваны, которые, к сожалению, [сейчас] тоже исчезли.


Фотографии: обложка, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 – Наталия Куприянова, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 21, 23 – Станислав Константинов, 13 – Алёшина Оксана/Фотобанк Лори, 15, 17 – Николай Галкин/ТАСС, 19 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори

Share
54
скопировать ссылку

Читайте также:

Люди, пережившие теракты
Люди, пережившие терактыThe Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово
Люди, пережившие теракты

Люди, пережившие теракты The Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово

Лучшие советские мозаики в Москве
Лучшие советские мозаики в МосквеThe Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны
Лучшие советские мозаики в Москве

Лучшие советские мозаики в Москве The Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

Почему при падении на рельсы в метро нужно ложиться головой к поезду?
Почему при падении на рельсы в метро нужно ложиться головой к поезду?И зачем переворачиваться лицом вниз
Почему при падении на рельсы в метро нужно ложиться головой к поезду?

Почему при падении на рельсы в метро нужно ложиться головой к поезду? И зачем переворачиваться лицом вниз

Как выглядят новые станции желтой ветки метро
Как выглядят новые станции желтой ветки метроПрокатимся от «Мичуринского проспекта» до «Рассказовки»
Как выглядят новые станции желтой ветки метро

Как выглядят новые станции желтой ветки метро Прокатимся от «Мичуринского проспекта» до «Рассказовки»

Комментарии

54 комментария
Показать все

вобще это питерская привычка - цветов там мало, не спутаешь

видно в Москве тоже не любят выговаривать Арбато-Покровская, Филёвская, к тому же областные город ещё хуже знают, а они там часто

Комментировать

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса

Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса

Первая полоса

«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎
«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎ Ну, почти
«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎

«Я 20 лет жил с хроническим гепатитом B. А перед Новым годом вылечился»‎ Ну, почти

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов
Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов
Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Дело Азата Мифтахова: Как в России шьют дела против анархистов

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю? Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки

«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса
«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса Тяжеловато
«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса

«Пятым буду»: Как петербуржцы охотятся за вакциной от коронавируса Тяжеловато

Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса
Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса
Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса

Самый дорогой и самый дешевый способ сделать прививку от коронавируса

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений

Сколько стоит жизнь в Кирове
Сколько стоит жизнь в КировеПрогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»
Сколько стоит жизнь в Кирове

Сколько стоит жизнь в Кирове Прогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»

Как стать бердвотчером
Как стать бердвотчеромИ увидеть в городе иволгу, удода да варакушку с трясогузкой
Как стать бердвотчером

Как стать бердвотчером И увидеть в городе иволгу, удода да варакушку с трясогузкой

6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок

6 отличных российских марок сумок

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi
Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Как в ресторане, но за пять минут: Набор для приготовления рамена Izumi

Ошибки сознания, которые мешают в работе
Ошибки сознания, которые мешают в работеКак избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег
Ошибки сознания, которые мешают в работе

Ошибки сознания, которые мешают в работе Как избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег

Возвращение Алексея Навального в Россию
Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу
Возвращение Алексея Навального в Россию

Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

Подпишитесь на рассылку