Кому нужно голосовать против поправок в Конституцию Зовите друзей на участки
1 июля состоится голосование по поправкам в Конституцию. Власти активно призывают поддержать изменения — мы, в свою очередь, объясняем, кому необходимо проголосовать против.
Кто не хочет, чтобы Путин правил вечно
Сейчас Конституция запрещает Владимиру Путину участвовать в президентских выборах 2024 года. Он и так руководит страной больше 20 лет. Но если поправки примут, Путин получит возможность оставаться бессменным президентом России аж до 2036 года. А после — пожизненным сенатором Совета Федерации с неприкосновенностью.
Это не единственные изменения, которые хотят внести в Основной закон: для перечисления всех поправок, не очень-то между собой связанных, пришлось исписать 21 страницу. Сам Путин объясняет такой масштаб кардинальным изменением ситуации в стране. Вот только ничего принципиально нового в поправках нет: в большинстве случаев они содержат общие декларации или переносят в Конституцию то, что уже закреплено в законах и на практике. Реальное значение имеет лишь обнуление. Так, например, считают соавтор Конституции Сергей Цыпляев и политолог Владимир Гельман, с которым поговорил The Village.
Сейчас президентом России был бы другой человек
Конституцию уже меняли под Путина: с 2012 года президентский срок увеличили с четырех до шести лет. Если бы не эта поправка, сейчас президентом России был бы другой человек. К подобным хитростям прибегают и другие авторитарные режимы. Те же президентские сроки обнуляли многие постсоветские и африканские страны, такие как Белоруссия и Бурунди. Не лучшие примеры для подражания.
Да, Путин может отказаться от президентства в 2024-м. А может остаться во главе страны и через 15 лет еще раз внести поправки в Конституцию, снова объяснив их кардинальным изменением ситуации. В долгосрочной перспективе доверять ему невозможно. Путин уже обещал не допустить повышения пенсионного возраста, пока он президент, и «ни при каких обстоятельствах» не менять Конституцию. Слово свое он, как мы видим, не держит.
Что делают власти, чтобы не проиграть
Нынешнее голосование настолько важно для властей, что они решились провести его, несмотря на эпидемию коронавируса в стране. Так торопиться пришлось, потому что власти опасаются дальнейшего снижения популярности Путина, говорит Владимир Гельман. Рейтинги президента и так достигли исторического минимума.
Голосование по поправкам — не обязательная с точки зрения закона процедура. Поэтому власти решили провести его по своим собственным правилам, хотя это противоречит гарантиям избирательного законодательства, считает профессор ВШЭ Илья Шаблинский. «Законной основы под этим всем вообще нет», — подчеркивал юрист в разговоре с «Медузой».
Поскольку нет нормальных правил, чиновники позволяют себе свободно агитировать за поправки, как это делал, например, Сергей Собянин. Хотя это нарушает все принципы независимого голосования. В то же время у противников поправок нет возможности полноценно агитировать против. К примеру, сайт кампании «Нет!» заблокировал Роскомнадзор (хотя сейчас его перезапустили).
Вместе с тем ограничено наблюдение: назначать наблюдателей разрешили только общественным палатам, хотя обычно такое право есть у партий и общественных объединений. Не будет на участках и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Это значит, что сложнее будет заметить вбросы. А оспорить результаты голосования вообще невозможно, объяснял «Медузе» член совета движения «Голос» Аркадий Любарев.
Кто не хочет, чтобы у президента стало еще больше власти
Хотя вносимые поправки (не считая той, что про обнуление) не имеют достаточного значения, чтобы из-за них менять Конституцию, они поддерживают авторитарные, консервативные и даже репрессивные тренды, оформившиеся в российской политике последнего десятилетия.
Один из таких трендов — усиление роли президента. Путин давно сделал основные институты власти зависимыми от себя, а теперь окончательно закрепляет свое превосходство в Конституции. Хотя, когда Путин только предложил внести поправки, он говорил об усилении парламента — тогда это было шокирующее заявление, однако итоговый вариант поправок все расставил на свои места.
Формально Путин сможет еще сильнее контролировать систему прокуратуры и высшие суды. Президент получит право самостоятельно назначать региональных прокуроров и инициировать отстранение судей Верховного и Конституционного судов. Последний, кстати, сможет помочь президенту отклонять законы, которые ему не нравятся: КС получит право проверять законы на соответствие Конституции до их принятия.
Кто считает, что богу не место в главном законе страны
В одной из поправок говорится, что Россия сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в бога. В то же время в Конституции написано, что Россия — светское государство. Выглядит как логическое противоречие. Наличие бога в Основном законе настолько странно, что против него не постеснялся высказаться даже глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Появление бога в Конституции грозит резкой активизацией религиозной тематики в стране, вплоть до ее внедрения в светские учреждения — от школ до армии, считает историк и религиовед Константин Михайлов. «Школьные учебники пишутся с оглядкой на законодательство. Если в Конституцию вносится особая роль опыта предков и веры в бога, мы вправе ожидать, что в новых редакциях школьных учебников эти темы будут особым образом проакцентированы. Кроме того, сложно будет что-то противопоставить ведению такого предмета, как основы религиозных культур», — говорит религиовед.
Поправка про бога дает религиозным группам дополнительные рычаги влияния для лоббирования своих интересов. Это не сулит ничего хорошего религиозным и атеистическим меньшинствам. В России уже есть уголовная статья об оскорблении чувств верующих, а с обновлением Конституции противники атеизма получат в свои руки новое мощное оружие, уверен Михайлов. К тому же ситуация грозит активизацией православных радикалов вроде членов «Христианского государства», поджигавших автомобили из-за «Матильды».
В противовес иногда вспоминают США и другие страны, в Конституции которых есть бог. Однако, например, американскому Основному закону более 230 лет, а у нас хотят вписать бога в уже действующую Конституцию — это практически беспрецедентная ситуация, по крайней мере, в современной Европе, отмечает историк. В целом же упоминание бога в Основном законе обычно свойственно консервативным религиозным государствам вроде Ирландии и Польши.
По словам Михайлова, в России сейчас закрепляется гражданская религия, а если прибавить к этому внедрение в Конституцию особой роли русского языка и народа (как государствообразующего), происходящее считывается как форма государственного национализма. Возникает разделение на традиции первого класса, поддерживаемые властью, и традиции второго класса — их фактически вычеркивают из нашей истории.
Кто поддерживает независимую науку
Помимо бога в Конституцию хотят внести поправку о защите исторической правды. Это фактически легитимизирует введение политической цензуры в гуманитарных работах, считает Константин Михайлов.
Константин Михайлов
историк, религиовед
Как в этих обстоятельствах, не нарушая Конституцию, писать о религиозной проблематике и об истории вообще? Например, о деятельности власовцев-коллаборационистов в годы Второй мировой войны. Это очень важная тема, не описывать ее невозможно, но и до конституционных правок занимавшиеся ей исследователи подвергались очень серьезному давлению. Теперь мы возвращаемся к ситуации, когда исследователю-гуманитарию приходится десять раз подумать, стоит ли специализироваться на истории и культуре России или, как в советские времена, предпочесть политически нейтральную Античность.
Мы регулярно сталкиваемся с давлением на специалистов, осмеливающихся писать на недозволенные, с точки зрения консерваторов, темы. Мы встречаемся с травлей ученых, с запретами на ведение научных исследований на уровне вузов — это уже наша реальность. В новых условиях у министерства образования будет еще больше возможности регулировать этот процесс. В такой ситуации всегда следует исходить из предположения о худшем.
Президент — штука конечная, а бог в Конституции останется. И в дальней перспективе обнуление может показаться нам не столь важным поворотом, как эти коррективы.
Кто выступает за равные права вне зависимости от сексуальной ориентации
Еще одна декларация с негативными последствиями — защита института брака как союза мужчины и женщины. Гей-пары и так не могут вступать в брак и усыновлять детей, однако этот запрет хотят вынести на уровень Конституции — значит, и отменить его станет сложнее.
Не сможет это сделать и ЕСПЧ, так как Конституционный суд окончательно укрепится в своем праве проверять решения международных инстанций на соответствие Основному закону после его обновления. Теперь любое обвинение России в дискриминации будет разбиваться о закрепленное в Конституции определение брака.
Поправка поможет властям оправдывать и другие меры против ЛГБТ, например запрет на гей-пропаганду. Ведь традиционные отношения защищаются новой Конституцией. Зато ничто не мешает стращать россиян роликами о гей-парах, которые начнут превращать в геев и детей, если не проголосовать за изменения (и обнуление).
Почему важно не менять Конституцию без необходимости
«Стабильность в стране, в обществе не может быть обеспечена другим путем, кроме как стабильностью законодательства и Основного закона страны», — заявлял сам Путин. Действительно, постоянное изменение правил идет во вред правоприменению, функционированию органов власти и гражданам, которым приходится подстраиваться под эту нормативную турбулентность. В России же законодательство меняется очень часто — намного чаще, чем в других развитых странах мира, говорит Владимир Гельман.
Теперь власти для собственной выгоды отказываются от этой идеи стабильности. По этому случаю Конституционный суд, одобривший поправки, впервые в своей истории употребил фразу «Основной закон», заметил один из участников рабочей группы Сергей Белов, декан юрфака СПбГУ. Таким образом судьи подчеркнули, что Конституция — хоть и особенный, но всего лишь закон.
Конституция призвана защищать граждан от произвола власти, однако только сами граждане способны защитить свою Конституцию. Нормы права бессильны без людей. Лишь когда общество осознает себя самостоятельной политической силой, Конституция сможет ограничивать власть. В России для этого важно не только пойти проголосовать в отношении поправок, но и агитировать знакомых поступить так же.
Почему не стоит бойкотировать голосование
Мы уже рассказывали, чем бойкот хуже протестного голосования, но вкратце напомним. Бойкот — довольно бессмысленная стратегия. Нынешний плебисцит даже не подразумевает минимального порога явки. В то же время необходимую для сохранения лица явку власти всегда обеспечивают за счет лояльного электората, бюджетников, а теперь еще подарков и викторин с возможностью выиграть квартиру. Последние опросы «Левада-центра» и ВЦИОМ показывают, что голосовать собираются 66–68 % россиян. Вряд ли избиратели массово станут менять свое мнение, ведь масштабной кампании за бойкот в стране не было.
Отказ оппозиции от голосования лишь сыграет на руку властям, которые таким образом получат более высокий процент поддержки — ровно то, ради чего это все и затевается: показать легитимность действий Путина в глазах населения. Однако уровень поддержки президента сильно просел за последнее время, если верить социологам. По последним данным «Левада-центра», за поправки готовы голосовать 44 % россиян — меньше половины. Против выступает треть граждан, еще четверть не определились.
При таких цифрах оппозиция вполне может побороться за победу, так как не все сторонники Путина придут на участки. В случае появления рисков власти могут прибегнуть к фальсификациям. Но чем больше приходится фальсифицировать, тем это заметнее. Это еще один риск для властей, так как манипуляции с бюллетенями могут привести к масштабным протестам, подрывающим легитимность поправок.
Как проголосовать против
Голосование продлится целых семь дней — с 25 июня по 1 июля. Подготовиться к нему очень легко, а проголосовать можно:
- По месту регистрации. Достаточно найти адрес своего избирательного участка на сайте ЦИК.
- На любом удобном участке. Для этого до 14:00 воскресенья, 21 июня, нужно подать заявление на «Госуслугах», там же можно выбрать ближайший к себе участок.
- Онлайн. Эта опция только для москвичей и жителей Нижегородской области с пропиской. Им тоже нужно до 21 июня подать заявление на «Госуслугах». Проголосовать дистанционно можно вплоть до 1 июля, а в последний день — только офлайн по месту жительства.
- На дому. Для тех, у кого по уважительной причине нет возможности прийти на участок. Процедура та же — заявление на «Госуслугах».
обложка: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»