30 июля, пятница
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Электросамокаты в Нижнем Новгороде — за, против и что с этим делать

Электросамокаты в Нижнем Новгороде — за, против и что с этим делать

Шеринговые электросамокаты, резко набравшие популярность этой весной — одно из самых противоречивых явлений 2021 года, только ленивый уже не поругался на них в соцсетях или же, напротив, не выложил в сторис видео своего эффектного спуска, скажем, по Зеленскому съезду. Шерингом самокатов просто пользоваться — достаточно установить приложение агрегатора (в Нижнем чаще всего можно встретить самокаты Whoosh и «Ситимобил») и зарегистрироваться, он недорог, да и самокаты довольно просты в управлении. Тем не менее, в хрониках происшествий все чаще появляются новости о ДТП с участием электросамокатов, а врачи травмпунктов, завидев пациента с переломом какой-нибудь конечности, едва ли не первым делом спрашивают — «Что, на самокате катался?».

The Village Нижний Новгород попытался разобраться в теме и расспросил заинтересованных нижегородцев о том, в чем плюсы и минусы электросамокатов с точки зрения пешехода, самокатчика и урбаниста, уместны ли они в нашем городе и как же сделать так, чтобы всем было хорошо.


Александр Курицын

на электросамокате с 2019 года


 На обычных самокатах я никогда не катался, не было к этому интереса, не чувствовал драйва, а вот электросамокатом пользуюсь уже три года, потому что это очень удобно и повышает мобильность в разы, позволяет тебе по-другому структурировать свой день, время рабочее и время жизни, и это довольно увлекательно, потому что позволяет тебе оказываться в тех местах, куда лень или сложно дойти, но ты, благодаря самокату, можешь посетить не одно такое место за вечер, а пять. Кроме того, катание на самокате дико радует мою дочку и мне это тоже кажется важным.

Нижний для электросамокатов подходит просто идеально, потому что автомобили здесь — большая проблема. Пробки, негде припарковаться, от них падает экология и вообще, я с нетерпением жду, когда тачки исчезнут. Я надеюсь, что это случится еще при моей жизни, и автолюбители будут собираться на руинах гаражных массивов, чтобы перебрать остатки Тойоты Камри.

Велосипед в Нижнем неудобен из-за нашего рельефа — здесь горки, склоны и овраги. Кроме того, это активный вид транспорта — ты потеешь, бледнеешь и дышишь выхлопными газами, а еще он не такой маневренный, по тротуарам особенно не поездишь. Мне кажется, электросамокаты — это какое-то удачное стечение обстоятельств для Нижнего Новгорода, потому что на нем можно въехать в любую горку и спуститься с любого съезда.

 Нижний для электросамокатов подходит просто идеально, потому что автомобили здесь — большая проблема. Пробки, негде припарковаться, от них падает экология и вообще, я с нетерпением жду, когда тачки исчезнут

О внезапной популярности и опасности

Почему самокаты так внезапно стали популярны? В первую очередь, дело в аккумуляторах — они стали довольно маленькими и емкими, возможности их расширились, на одном аккумуляторе можно проехать сто километров, это дает некоторую маневренность и диапазон движения, ты можешь весь день на нем ездить. Мой коллега купил самокат в этом году, он каждый день ездит из Щербинок в центр и обратно, иногда заезжая в Ленинский район, и ему хватает заряда. Я думаю, через пару лет такие поездки из района в район станут совсем обычными и, может быть, изменится форма самоката — это будет что-то более надежное, безопасное, нечто среднее между самокатом и автомобилем, но такое же удобное, как и сейчас, та вместо парковки ты сможешь пристегнуть его на улице или поставить в коридоре офисного центра.

Второй момент — это, конечно, появление сервисов по их аренде. Ведь одно дело — купить самокат, об этом нужно как-то заранее подумать, понять, зачем он тебе, выделить деньги, обслуживать его и прочее. Другое дело — взять его за 100 рублей на десять минут и ощутить всю прелесть перемещения на более мощной скорости по городу и удобство от подобного рода перемещения, которое почувствовали как обычные жители, так и туристы.

 Внутри города нужно создавать дорожки для велосипедов и другого подобного транспорта. Это решит большинство проблем, которые сейчас возникают

Тем не менее, самокат все равно довольно опасная штука и не стоит к ней легкомысленно относиться — нужно быть вежливым по отношению к другим участникам движения, думать о собственной безопасности и о людях вокруг. Нужно не быть безбашенным — за сезон я видел множество туристов, которые встают на самокаты пьяными и это дико неприятно, ведь они не чувствуют скорости, не знают пространства, а Нижний это такой город, где посреди ровной дороги может быть небольшая ямка, которая для самоката смерти подобна, поэтому в этом сезоне, я думаю, будет много сломанных частей тел. Но я считаю, что нам всем нужно вставать на тропу неофитов и превращаться в мастеров.

Что может сделать администрация?

Чтобы ситуация стала лучше, не только городская администрация должна что-то делать — насколько я понимаю, проблема сейчас актуальна по всей стране и во всех городах. Нужно работать на всех уровнях: внутри города нужно создавать дорожки для велосипедов и другого подобного транспорта. Это решит большинство проблем, которые сейчас возникают — как проблем с автомобильным движением, когда самокатчик оказывается на дороге, так и проблем с пешеходами. Если в Нижнем и других городах России вдруг появятся выделенные линии, действующие пусть не круглогодично, а в теплый сезон, это в корне изменит транспортную ситуацию в городе и его экономическую, а также социальную атмосферу.


Юлия Заковеря

повар, пешеход


 Я не могу сказать, что против самокатов, мне очень нравится идея электротранспорта, и его доступность играет очень большую роль для города. Это классная тема, но мне, как пешеходу, хотелось бы больше безопасности. Главная проблема, мне кажется, в отсутствии какой-либо организованности со стоянками и в отсутствии правил движения для самокатчиков, потому что я, как пешеход, живу сейчас в состоянии перманентной опасности — кто-то не справится с управлением и на меня упадет, ну и тому подобное.

 Я не понимаю, как должны передвигаться эти ребята, нужны ли им защитные шлемы и прочее. И если вдруг на меня этот человек наедет, то кто мне будет возмещать ущерб — агрегатор или арендатор, который на меня наехал?

Думаю, что для улучшения ситуации можно сделать больше стоянок для самокатов, чтобы они парковались строго в определенных местах и люди не могли их бросать посреди маршрута. Нужно построить под них основательные парковки не на тротуарах, которые в Нижнем и без того очень узкие.

Я бы не сказала, что сильно страдаю, к моим ногам пока самокатчики не падали, но вечерами, когда куда-то иду, вижу этот табун, двигающийся по узким тротуарам, который нужно обязательно пропускать. Я не понимаю, как должны передвигаться эти ребята, нужны ли им защитные шлемы и прочее. И если вдруг на меня этот человек наедет, то кто мне будет возмещать ущерб — агрегатор или арендатор, который на меня наехал?


Тео Файн

архитектор и велосипедист


 Я на дороге с 2007 года, у меня были разные велосипеды, электросамокаты и автомобиль. Я падал, ломался на ходу, был в ДТП с пешеходом на велике (на переходе, все живы-здоровы). Самокаты, велосипеды, моторные скейтборды, моноколеса, трехколесные велосипеды — есть огромная терминологическая путаница, и российские правила дорожного движения не обладают достаточным понятийным инструментарием, чтобы ее разгрести. Весь этот разношерстный флот, с точки зрения ПДД, определенно представляет собой явление, заслуживающее отдельной зоны движения.

Но с велодорожками есть проблема: их трудно проектировать в промежутке между тротуаром и дорогой — даже сложнее, чем автобусные выделенки. Потому что автобус, съехав с выделенки, не становится уязвимее — в выделенках можно делать разрывы, а велодорожка должна быть непрерывной. Правила типа «на перекрестке превращаешься в пешехода» не будут работать никогда. Я не против велодорожек только в том случае, если они есть везде — если они есть только кое-где, от них сплошной вред. Аналогия с тротуарами: покуда они есть везде, все классно, но стоит ему где-нибудь исчезнуть (дорожные работы или стройка) — пешеход теряет вообще все. Он не может идти ни вдоль, ни поперек дороги, он становится лишним. Когда под велосипедом (самокатом, моноколесом, чем угодно) кончается велодорожка, он вынужден куда-то деться, и куда бы ни делся, он — лишний.

 Я не против велодорожек только в том случае, если они есть везде — если они есть только кое-где, от них сплошной вред

Нормы проектирования городов в нынешней России ставят движение автотранспорта в приоритет по сравнению со всеми прочими. Двухколесные не хотят на дорогу, потому что схемы движения, придуманные для автомобилей, велосипедисту непонятны. Зачем объезжать квартал односторонних дорог по трем улицам правыми поворотами, если можно повернуть налево один раз?

Чтобы им стало не страшно, можно сделать несколько простых вещей. Например, снизить разрешенную скорость.

Российские ПДД разрешают ездить по городу 60 км/ч, если знаки не велят иначе. В Израиле, например, ограничение 30 км/ч везде, где знаки отдельно не разрешают 50 км/ч (а это только на проспектах). Выехать на велике на дорогу, где все соблюдают ограничение в 30 — проще, чем где никто не соблюдает 60 (за превышение на 20 км/ч у нас не штрафуют).

Для этого не надо менять правила, достаточно развесить знаки — в центре города повесить больше знаков «жилая зона, ограничение 20» — например, по Алексеевской приоритет у машин, а поперек, по Грузинской — уже не у машин. Покровка, конечно, без велодорожки вдоль одного из бордюров, не станет мирной никогда, но необходим инструмент, чтобы не пускать на велодорожку пешеходов. Кроме того, автобусные выделенки можно сделать доступными для чего угодно двухколесного, включая мотоциклы.

Прокатные самокаты, кстати, легко ограничиваются технически: их можно запрограммировать не ехать, например, по Покровке, они же все с GPS — не работает гашетка и все (в Тель-Авиве есть зоны, где так и устроено — рынок, например).

 Учитывая отсутствие специальной инфраструктуры, я бы сказал, что Нижний не готов к самокат-шерингу

Важно привить ответственность. Создавая инфраструктуру практически с нуля, вполне правомерно требовать от ее пользователей соблюдения нескольких элементарных правил — не ездить в состоянии алкогольного обпьянения и в наушниках, не возить пассажиров. Учитывая отсутствие специальной инфраструктуры, я бы сказал, что Нижний не готов к самокат-шерингу. Прокатные велики и самокаты часто используются людьми крайне неопытными — они просто не представляют, как это — выкатиться на проезжую часть на двух колесах. А левый поворот? А можно пива же выпить? А если перекресток свободен, я проеду на красный?

В Нижнем любят убирать трамвайные рельсы и теоретически, велосипед мог бы занять место трамвая в потоке. Ну, например, Зеленский съезд бы только улучшился от велодороги под травянистым склоном вместо трамвая №1, который там когда-то был. Площадь Ленина и мост — тоже, но до таких инноваций в Нижнем я, наверное, не доживу.


Константин Шмиголь

«Городские проекты»


 Электросамокаты это то, что будет с нами всегда. На первый взгляд это может показаться игрушкой, но на самом деле это вид транспорта, причем порой куда более быстрый в городских условиях, чем какой-либо еще. В центре Нижнего иного способа передвигаться, по большому счету, нет. К тому же, электросамокат чуть ли не самый быстрый способ добраться от Рождественской до Минина, например, а уж тем более ночью.

Ключевая проблема заключается в отсутствии инфраструктуры — это касается не только самокатов, но и велосипедов тоже. Велоинфраструктуры в городе нет, а по проезжей части ехать страшно, поэтому самокатчики передвигаются по тротуарам. Получается конфликт «самокат-пешеход», в котором приоритет, разумеется, у пешехода — думаю, что все бы с удовольствием ехали по велодорожкам, если бы таковые имелись. Едва ли кому-то хочется травмировать себя и окружающих.

Нам нужна велоинфраструктура, тогда и конфликт уйдет, но важно понимать, что велодорожка — это не просто полоса на асфальте. У нас недавно построили велодорожку в парке Пушкина, но она всегда заполнена пешеходами, и это не вина людей, это косяк проектировщика. Ну и разумеется, чтобы велоинфраструктурой пользовались, она должная охватывать весь город и соединять точки притяжения людей.

 Сегодня город простаивает в пробках, а уровень автомобилизации только растет, и чтобы снизить зависимость населения от автомобиля, городу придется развивать общественный транспорт, пешеходную и велоинфраструктуру

Надо признать, что у властей недостаточно денег на текущий ремонт дорог, поэтому рассчитывать на сеть новых велодорожек в ближайшее время не стоит, но можно обязать делать велодорожки на улицах, которые ремонтируют по федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также переразметить существующие дороги с очень широкими полосами, чтобы найти место под велополосы. Возможно, нужно их как-то оградить от машин.

В целом, будущее нас ждет светлое, но вот когда оно наступит — сказать сложно. Есть целый ряд причин, по которым нам необходимо развивать средства микромобильности. Электросамокат — это неплохой способ доехать до метро, например. Сегодня город простаивает в пробках, а уровень автомобилизации только растет, и чтобы снизить зависимость населения от автомобиля, городу придется развивать общественный транспорт, пешеходную и велоинфраструктуру — это неизбежный процесс, остановить который невозможно. Так что я думаю, что рано или поздно мы сможем интегрировать электросамокаты в нашу жизнь.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Инстаграм нижегородского кризисного центра для женщин
Инстаграм нижегородского кризисного центра для женщин
Инстаграм нижегородского кризисного центра для женщин

Инстаграм нижегородского кризисного центра для женщин

Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты
Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты
Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты

Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты

Лето на дворе: как создать идеальное пространство для отдыха на свой вкус
Спецпроект
Лето на дворе: как создать идеальное пространство для отдыха на свой вкус
Лето на дворе: как создать идеальное пространство для отдыха на свой вкус
Спецпроект

Лето на дворе: как создать идеальное пространство для отдыха на свой вкус

Не только Горький и Чкалов: узнай героев Нижнего в Village-бинго
Не только Горький и Чкалов: узнай героев Нижнего в Village-бинго
Не только Горький и Чкалов: узнай героев Нижнего в Village-бинго

Не только Горький и Чкалов: узнай героев Нижнего в Village-бинго

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода

Фестиваль веб-сериалов в Арсенале, Imanbek на Нижневолжской набережной и вечеринки во дворе Почаины

Рецепты шефов: четыре летних десерта с мороженым от нижегородских кондитеров и не только

Как выбрать IT-компанию, в которой комфортно работать

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Первая полоса

Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода
Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода
Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода

Режиссер Никита Бетехтин — о социальном театре, спектакле с участием горожан и ощущениях от Нижнего Новгорода

Фестиваль веб-сериалов в Арсенале, Imanbek на Нижневолжской набережной и вечеринки во дворе Почаины

Фестиваль веб-сериалов в Арсенале, Imanbek на Нижневолжской набережной и вечеринки во дворе Почаины

Фестиваль веб-сериалов в Арсенале, Imanbek на Нижневолжской набережной и вечеринки во дворе Почаины

Фестиваль веб-сериалов в Арсенале, Imanbek на Нижневолжской набережной и вечеринки во дворе Почаины

Рецепты шефов: четыре летних десерта с мороженым от нижегородских кондитеров и не только
Спецпроект
Рецепты шефов: четыре летних десерта с мороженым от нижегородских кондитеров и не только
Рецепты шефов: четыре летних десерта с мороженым от нижегородских кондитеров и не только
Спецпроект

Рецепты шефов: четыре летних десерта с мороженым от нижегородских кондитеров и не только

Как выбрать IT-компанию, в которой комфортно работать
Промо
Как выбрать IT-компанию, в которой комфортно работать
Как выбрать IT-компанию, в которой комфортно работать
Промо

Как выбрать IT-компанию, в которой комфортно работать

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Инстаграм проекта помощи городским животным «Угол»

Илья Вершинин — о Молитовке, набережной Федоровского и любви к «Медным трубам»
Илья Вершинин — о Молитовке, набережной Федоровского и любви к «Медным трубам»
Илья Вершинин — о Молитовке, набережной Федоровского и любви к «Медным трубам»

Илья Вершинин — о Молитовке, набережной Федоровского и любви к «Медным трубам»

Образовательная программа фестиваля INTERVALS 2021
Образовательная программа фестиваля INTERVALS 2021 Паблик-арт, NFT, аудиовизуальный синтез и многое другое
Образовательная программа фестиваля INTERVALS 2021

Образовательная программа фестиваля INTERVALS 2021
Паблик-арт, NFT, аудиовизуальный синтез и многое другое

Салют, шопоголики! Или карта лучших модных магазинов и секонд-хендов по мнению нижегородских стилистов
Салют, шопоголики! Или карта лучших модных магазинов и секонд-хендов по мнению нижегородских стилистов
Салют, шопоголики! Или карта лучших модных магазинов и секонд-хендов по мнению нижегородских стилистов

Салют, шопоголики! Или карта лучших модных магазинов и секонд-хендов по мнению нижегородских стилистов

Дмитрий Аске — о фестивале «Место», любви к Нижнему Новгороду и работе над скульптурами в очках виртуальной реальности
Дмитрий Аске — о фестивале «Место», любви к Нижнему Новгороду и работе над скульптурами в очках виртуальной реальности
Дмитрий Аске — о фестивале «Место», любви к Нижнему Новгороду и работе над скульптурами в очках виртуальной реальности

Дмитрий Аске — о фестивале «Место», любви к Нижнему Новгороду и работе над скульптурами в очках виртуальной реальности

Сотрудники магазина «Нижегородская старина» — о своей работе и увлечении антиквариатом
Сотрудники магазина «Нижегородская старина» — о своей работе и увлечении антиквариатом
Сотрудники магазина «Нижегородская старина» — о своей работе и увлечении антиквариатом

Сотрудники магазина «Нижегородская старина» — о своей работе и увлечении антиквариатом

Margulets bar, «Портер» на месте «Березки», «Сытая Молли» в Сормовском парке и многое другое
Margulets bar, «Портер» на месте «Березки», «Сытая Молли» в Сормовском парке и многое другое
Margulets bar, «Портер» на месте «Березки», «Сытая Молли» в Сормовском парке и многое другое

Margulets bar, «Портер» на месте «Березки», «Сытая Молли» в Сормовском парке и многое другое

Скульптурный симпозиум на площади Ленина
Скульптурный симпозиум на площади Ленина Что это такое и где можно будет увидеть работы
Скульптурный симпозиум на площади Ленина

Скульптурный симпозиум на площади Ленина
Что это такое и где можно будет увидеть работы

Фестиваль Rosbank Future Cities в Нижнем Новгороде
Фестиваль Rosbank Future Cities в Нижнем Новгороде Виртуальные памятники в парке Кулибина, «Доверие» под Канавинским мостом и другие AR-работы на улицах города
Фестиваль Rosbank Future Cities в Нижнем Новгороде

Фестиваль Rosbank Future Cities в Нижнем Новгороде
Виртуальные памятники в парке Кулибина, «Доверие» под Канавинским мостом и другие AR-работы на улицах города

Лаконичный таунхаус для мамы с маленьким ребенком в Афонино
Лаконичный таунхаус для мамы с маленьким ребенком в Афонино
Лаконичный таунхаус для мамы с маленьким ребенком в Афонино

Лаконичный таунхаус для мамы с маленьким ребенком в Афонино

Производственный процесс: как в Нижнем шьют свадебные платья  для невест со всего мира
Спецпроект
Производственный процесс: как в Нижнем шьют свадебные платья для невест со всего мира
Производственный процесс: как в Нижнем шьют свадебные платья  для невест со всего мира
Спецпроект

Производственный процесс: как в Нижнем шьют свадебные платья для невест со всего мира

Где отдыхать в Нижнем Новгороде у воды? Обзор редакции (часть первая)

Где отдыхать в Нижнем Новгороде у воды? Обзор редакции (часть первая)

Где отдыхать в Нижнем Новгороде у воды? Обзор редакции (часть первая)

Где отдыхать в Нижнем Новгороде у воды? Обзор редакции (часть первая)

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Подпишитесь на рассылку