«Танки в церкви — это новаторство»: Кто выкладывал мозаики храма Вооруженных сил Взрывающийся танк, защитная мана Богоматери и африканский грув

В Подмосковье наконец открыли Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации. Его строительство спровоцировало много конфликтов: например, почти половина стоимости, — 3 миллиарда рублей — это бюджетные деньги, хотя сначала заявлялось, что храм возведут только на частные пожертвования. За месяц до завершения стройки журналисты выяснили, что храм в Кубинке украсят мозаики с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу, Валентины Матвиенко, с надписью «Крым наш» и даже с портретом Сталина. После общественной критики все спорные панно перенесли в соседний с храмом музейный комплекс.
The Village нашел одного из мозаичистов, который выкладывал эти мозаики, — художника Константина Экономова. А в свободное время он играет афробит — музыку из Нигерии. Впрочем, денег музыка не приносит. Зато приносит работа мозаичистом на Храм Вооруженных Сил.
Текст
Паша Яблонский
Редактор
Кирилл Руков
Взрыв, Богоматерь и ангар в Алтуфьеве
Я выкладывал взрыв немецкого танка — ужасно обрадовался, когда его поручили. Взрыв ведь такая штука — его нельзя скопировать, нет каких-то канонов, как взрыв изображать. Ближе всего это было к абстрактному искусству. Конечно, хотелось сделать его реалистично, чтобы со всеми рефлексами, эффектами. Еще выкладывал шестикрылого Серафима — одного из 12, тех, что в нижнем храме. Выкладывал Сергия Радонежского — правда, без лика: только кисти и одеяние (The Village выяснил, что за квадратный метр лика мозаичистам платили от 50 до 170 тысяч рублей. На самом деле это обычная практика: работа сдельная, мозаика оплачивается за объем, но квадратный метр лика, фона или предмета одежды оплачивается по разным тарифам, в зависимости от сложности. — Прим. ред.)
Кто-то скажет, что танки в церкви — это неправильно. Но, по-моему, это новаторство. Вся композиция вообще устроена так: в традиционном стиле изображена Богоматерь, а у нее под ногами развертывается сражение — Курская битва. Едут танки, наши, разумеется, побеждают, а немецкие — подбиты. Это все выглядит как анимешные мультики: Богоматерь посылает нашим танкам защитную ману, и они становятся невредимыми. Честно признаюсь, я раньше такого не видел.

Мозаика огромная, сам храм — третий по величине после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Мы набирали ее в торговом центре в Алтуфьеве, где большой ангар временно арендовали под мастерские. Когда приезжал главный художник с комиссией, все куски раскладывали на асфальте, возвращались в торговый центр и смотрели на них с третьего этажа, потому что с близкого расстояния общую картину никак не понять. Фрагменты набирали на доске из ДСП, наклеивали на сетку, а потом распиливали на куски болгаркой. Затем все это складывали и отправляли в храм — там мозаику монтировали уже к храмовой стене, докладывали и докомпоновывали то, что отвалилось, это называется добором.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.