«Танки в церкви — это новаторство»: Кто выкладывал мозаики храма Вооруженных сил Взрывающийся танк, защитная мана Богоматери и африканский грув

«Танки в церкви — это новаторство»: Кто выкладывал мозаики храма Вооруженных сил

В Подмосковье наконец открыли Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации. Его строительство спровоцировало много конфликтов: например, почти половина стоимости, — 3 миллиарда рублей — это бюджетные деньги, хотя сначала заявлялось, что храм возведут только на частные пожертвования. За месяц до завершения стройки журналисты выяснили, что храм в Кубинке украсят мозаики с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу, Валентины Матвиенко, с надписью «Крым наш» и даже с портретом Сталина. После общественной критики все спорные панно перенесли в соседний с храмом музейный комплекс.

The Village нашел одного из мозаичистов, который выкладывал эти мозаики, — художника Константина Экономова. А в свободное время он играет афробит — музыку из Нигерии. Впрочем, денег музыка не приносит. Зато приносит работа мозаичистом на Храм Вооруженных Сил.

Текст
Паша Яблонский

Редактор
Кирилл Руков

Взрыв, Богоматерь и ангар в Алтуфьеве

Я выкладывал взрыв немецкого танка — ужасно обрадовался, когда его поручили. Взрыв ведь такая штука — его нельзя скопировать, нет каких-то канонов, как взрыв изображать. Ближе всего это было к абстрактному искусству. Конечно, хотелось сделать его реалистично, чтобы со всеми рефлексами, эффектами. Еще выкладывал шестикрылого Серафима — одного из 12, тех, что в нижнем храме. Выкладывал Сергия Радонежского — правда, без лика: только кисти и одеяние (The Village выяснил, что за квадратный метр лика мозаичистам платили от 50 до 170 тысяч рублей. На самом деле это обычная практика: работа сдельная, мозаика оплачивается за объем, но квадратный метр лика, фона или предмета одежды оплачивается по разным тарифам, в зависимости от сложности. — Прим. ред.)

Кто-то скажет, что танки в церкви — это неправильно. Но, по-моему, это новаторство. Вся композиция вообще устроена так: в традиционном стиле изображена Богоматерь, а у нее под ногами развертывается сражение — Курская битва. Едут танки, наши, разумеется, побеждают, а немецкие — подбиты. Это все выглядит как анимешные мультики: Богоматерь посылает нашим танкам защитную ману, и они становятся невредимыми. Честно признаюсь, я раньше такого не видел.

Взрыв немецкого танка, который выложил Константин

Мозаика огромная, сам храм — третий по величине после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Мы набирали ее в торговом центре в Алтуфьеве, где большой ангар временно арендовали под мастерские. Когда приезжал главный художник с комиссией, все куски раскладывали на асфальте, возвращались в торговый центр и смотрели на них с третьего этажа, потому что с близкого расстояния общую картину никак не понять. Фрагменты набирали на доске из ДСП, наклеивали на сетку, а потом распиливали на куски болгаркой. Затем все это складывали и отправляли в храм — там мозаику монтировали уже к храмовой стене, докладывали и докомпоновывали то, что отвалилось, это называется добором.

Свои мозаики я, конечно, не придумывал сам. Есть главный художник, который все нарисовал. Было множество картин, увеличенных принтов — каждый брал кусок и выкладывал его. Задача была повторить, но, естественно, у всех видение немножко отличается: кто-то более монументальный, кто-то живописный. Ты внимательно изучаешь эскиз, понимаешь, сколько тебе нужно цветов и оттенков. Потом берешь принт, обводишь маркером все силуэты, подрисовываешь детали. Идешь на склад и набираешь камушки — смальту. Есть еще специальные люди, которые колют эту смальту, — кольщики. У них была отдельная бригада из пяти человек. Склад был огромный, смальта была всех нужных цветов и размеров. Интереснее всего было все соединять, чтобы мозаика выглядела более-менее цельно. Это, пожалуй, самое трудное в больших работах, где задействовано много художников, — привести все это к общему знаменателю.

Кусочек фона
Голова солдата
Один из Серафимов
Лик Серафима
Одеяние и кисти Сергия Радонежского

Храм Вооруженных сил России — это уродство или новаторство? Рассуждает соведущий «Архитектурных излишеств» Павел Гнилорыбов


У этого храма вообще есть какой-то стиль?

Архитектуру здания можно с некоторым обобщением назвать эклектичным постмодерном. С одной стороны, здесь много отсылок к некогда существовавшим историческим стилям, с другой — слишком много непроговоренных в нашем обществе вопросов, касающихся исторической памяти.

Эти сложные темы, очевидно, попытались задавить вау-эффектом — попадающий туда человек, возможно, в жизни не видел столько мозаичных полотен.

Почему храм цвета хаки? Так когда-нибудь делали?

Столь воинственная облицовка не кажется уместной, это цветовой новояз, архитектурный синоним расхожей некогда фразы «принуждение к миру».

Храм возвели в эпоху компьютерных игр — уже даже есть доклады и конференции по архитектуре виртуальных миров, — поэтому сравнение его архитектуры с эстетикой игры Warhammer вовсе не выглядит натянутым.

Это вообще нормально — строить церковь по заказу военных?

Здесь действительно есть некоторая преемственность от старой России. В честь юбилеев и памятных дат у нас обычно действительно строили церкви: от собора Василия Блаженного после победы над Казанским ханством до разрушенной ныне церкви Спас-на-Водах в Петербурге в память о погибших в Цусимском сражении.

Изображение действующих правителей — ноу-хау, раньше героев старались все же запечатлеть в светских помещениях (вспомним Военную галерею Зимнего дворца Джорджа Доу). В храме логично изобразить людей, прославленных церковью, — в российской военной истории это, скажем, Федор Ушаков и Александр Невский. Живут попытки канонизации отдельных воинов, участвовавших в недавних конфликтах, — погибшего в Чечне Евгения Родионова.

В России всегда будут противоборствовать разные модели памяти, грохот парадов и минута молчания у безымянной могилы. Из-за своей жесткой прямоты, пышности, желания с порога ослепить убранством храм Минобороны очень точно характеризует 2000–2020-е годы. 

А как относиться к советским символам внутри? Серп и молот, Сталин и вот это все?

Красная символика в оформлении храма — это сложный вопрос. С одной стороны, РПЦ тяжелейшим образом пострадала от репрессий, с другой — в 1943 году Сталин решился на эксперимент с некоторой либерализацией церковной сферы, и войну выиграли с именами в том числе Нахимова, Ушакова, Суворова на устах.

Опыт изображения советского в российских храмах уже есть: если посетить церковь на Бутовском полигоне, мы увидим росписи, где чекисты и красноармейцы истязают новомучеников и исповедников российских (пострадавших за веру после 1917 года).

Меня немного смущает центральный образ, где мозаичная Богоматерь уж слишком напоминает женщину с известного плаката (как Фемида на здании Верховного суда на Поварской напоминает комсомолку-обличительницу).

Развернуть

Скрыть

С чем Храм ВС РФ можно сравнить? В России строили что-то подобное?

Здание получилось таким отчасти из-за большого количества символических цифр: диаметр барабана в 19,45 метра и так далее. Но это еще можно понять — на Поклонной горе нас тоже встречает памятник высотой 141,8 метра (1 418 — число дней войны). Здесь же пошли дальше и попытались невероятным количеством нумерологии забить смысловую пустоту: 75-метровая колокольня, 431 драгоценный камень в иконостасе (по числу дивизий РККА). Под огромными цифрами очень часто не видно людей, того пресловутого маленького человека — сразу понятно, что этот храм про огромную военную машину. Все, что раньше возводилось к юбилеям войны, скромнее — это и храм на Прохоровском поле (1995 год), и целый комплекс на Поклонной горе, где есть церковь, мечеть и синагога.

Из невоплощенных огромных проектов можно вспомнить храм Александра Невского на Миусской площади — его почти возвели к 50-летию освобождения крестьян, там хотели сделать 21 главу!

Или проект Царь-колокольни Николая Бенардоса 1890-х годов — исполинского сооружения, в котором хранился бы Царь-колокол. Нынешнему храму свойственны гигантомания и большое количество зашифрованных внутри посланий (их хотя бы интересно раскрывать).

К сожалению, в России разучились делать настоящие мемориальные комплексы, где ты чувствуешь единство ландшафта, храма и истории. Таковы Куликово и Бородинское поле. Вот они для меня абсолютные образцы памяти, где есть место и скорби, и победному пафосу. Великолепны монументы-часовни, построенные при Николае I как раз на Куликовом и Бородинском. Идеален храм Сергия Радонежского, спроектированный А. В. Щусевым в 1910-е годы, — здесь и шлемовидные главки, и некоторая суровость стиля, но в окружении ромашек и дивной природы ты понимаешь, что, по сути, военный храм-памятник построен в линиях не такого уж воинствующего модерна.

Весьма хорош храм-пирамида, построенный в Казани в 1821 году в память о воинах, павших при взятии города. Здесь скорбное состояние зрителя достигается за счет невероятного сочетания воды, неба и вида на Казанский кремль.

Из не самых удачных, на мой взгляд, стоит выделить храм, построенный на Мамаевом кургане в 2005 году. Он заслоняет советский монумент, переключает внимание, вторгается в ансамбль Вучетича.

Работа в мастерской
Мозаику развешивали на стенки из ДСП

По субботам приезжали чиновники, военные и церковники — делегация все смотрела. Люди в погонах могли указать на то, что автоматы неправильно оформлены, пулеметы выложили не в том масштабе. Так что нам говорили: «Внимательно, чтобы тот самый танк, тот самый автомат. Накосячите — военные будут недовольны». Наверное, были и другие конфликты, но я не следил. Я такой человек — немного в своих мыслях. Военные же были в основном в восторге — для них такой храм делают. Да и все-таки был авторитет главного художника — Василия Нестеренко. Получалась тройная лестница исправлений: главный художник делал замечание главному бригадиру, тот — твоему мастеру, ну а последний уже подходил к тебе.

На самом деле мы спасали ситуацию. Главная проблема была в сроках — гнали, чтобы успеть к 9 Мая (в итоге открытие храма все равно перенесли. — Прим. ред.). Аврал, 200–300 художников, часть постоянно перекидывали от одного бригадира к другому, чтобы ускорить процесс на другом фрагменте. Персонажи очень разные: граффитчик, диджей, авангардный музыкант, татуировщик. Тетушки, помешанные на православии, выкладывали с неистовой скоростью. Были и добропорядочные семьянины, и абсолютно безбашенные люди со всей России — кто из Казани, кто из Питера. Что-то такое полуидейное в этом было, очень глючная обстановка, мешанина.

У меня не было сомнений, когда меня приглашали. Вся эта военно-властная сторона меня не сильно волновала. Это был такой угар, с улыбкой все воспринималось. Жизнь художника так устроена, что ты зачастую одиночка, а тут была куча друзей и коллег по институту — а я сам очень давно не варился в этой тусовке. В храме была именно бригадная работа — сразу ловишь кураж. Самое настоящее художественное производство, как в кино. Все вокруг сидят — кто в наушниках, другие, наоборот, разговаривают. Если тебе не нравится вся эта шумиха, можно уйти подальше, сесть отдельно — в зависимости от настроения. Редкий момент, когда все эти эгоисты-художники — страшные нарциссы — встречаются в одном помещении и вынуждены делать одно дело: да, я гений, да, ты тоже гений — и все делают одни и те же мозаики. Это даже трогательно, для меня это был большой опыт духовного саморазвития. Мы же все-таки храм делали.

Мозаичисты выкладывали изображения по рисункам главного художника Нестеренко

Грув, афробит и репетиции на «Белорусской»

Сильной стороной у меня всегда было цветочтение: я сам из семьи художников и искусствоведов. Изначально хотел быть прогрессивным — изучать моушен-дизайн, в эту область двигаться. Но потом все изменилось, и в Суриковском я учился самой традиционной масляной живописи, а-ля Саврасов, Левитан, Куинджи. Природа бесконечна — ты всегда можешь открывать что-то новое. При всех достижениях русской живописи эта тема все равно не закрыта. А еще я обожаю африканскую музыку, потому что в ней есть грув, цепляет этот природный ритм. Африканская культура очень трансовая.

"Лесная тайна" — один из последних этюдов Константина Экономова

А познакомился я с ней снова через церковь. Один из друзей привел в конголезскую церковь в Москве — срочно нужен был бас-гитарист, чтобы сыграть на службе. Я пришел на репетицию — в квартиру на «Белорусской», в посольском доме, где живут всякие дипломаты. Там человек 50 африканцев, все танцуют и пляшут, едят фуфу. Помимо культурного шока случился и музыкальный. Я до этого играл на басу вполне традиционные рок-риффы, а тут мне нужно сыграть партии для сукуса. А там сильных долей и близко нет — ужасно все сложно. Я тогда ничего не понимал на протяжении нескольких репетиций, лажал. А им все нравилось. Но один рифф я все-таки запомнил, пришел домой и стал наигрывать его по кругу. Потом друзьям показал. Так все и завертелось. Все это курировала жена посла по имени София — собирала вокруг церкви музыкальное комьюнити с начала 2000-х, помогала всем финансово. А ее дочка — тоже София — играла на клавишах. Zava Matotra — это уже моя вторая или третья попытка сделать что-то с африканцами. Был проект Drip Brothers, там был классный певец из Камеруна — мы пытались играть классный афро-хип-хоп. Но ему была интереснее простая электроника а-ля караоке, так что у нас не срослось.

Постмодерн и победобесие

Я понимаю, что всем интересны мои политические взгляды. Но я на самом деле немножко… я другой человек, творческий, совсем за политикой не слежу. Эти фрагменты мозаики со Сталиным и Путиным — да какая разница, за я или против? Все равно эти решения принимал не я. Ну сфотографировались мы с другом и его мозаикой Иосифа Виссарионовича, и все. Историю пишут победители — какой заказчик, такой и стиль. Понятно, что они лоббируют и продвигают свои взгляды, а мы лишь исполнители, пытаемся решить свои собственные художественные задачи. Конечно, тут очень много противоречий. От самоиронии с улыбкой на лице вплоть до возмущения — у меня это как бы волнами бьет. Иногда бывает такое ощущение, что вокруг сплошное варварство. А в другой день, наоборот, чувствую себя патриотично, что у нас есть уникальный взгляд на вещи.

Вот сейчас, например, будет парад Победы. С одной стороны, это, конечно, демонстрация силы. Но ведь это есть в любой политике — допустим, во Франции отмечают День взятия Бастилии, и там точно так же парад техники происходит. Любая большая страна вынуждена в этой конкурентной борьбе демонстрировать силу, чтобы с ней считались. Ну а насчет «деды воевали» — ведь и правда же воевали. Я в армии не служил, но у меня воевали бабушки и дедушки с обеих сторон. Так что мы в семье всегда 9 Мая искренне отмечали — здесь я не собираюсь ерничать. Понятно, что есть ватники, либералы — но вся история про победобесие слишком надоела. Надо просто не перегибать палку, не слишком быть истовым, не бить себя в грудь. Не надо в этот алкоголический маразм впадать.

Константин Экономов за работой

Платили рядовым художникам мало. Я работал, чтобы исключительно зарекомендовать себя. На других объектах я получал гораздо больше: например, когда перекладывал мозаику в первом павильоне ВДНХ. В жизни зачастую так бывает — на совершенно левых халтурах можно получить внушительную сумму, а на гособъектах с суперпрофессиональной тусовкой, как в случае с этим храмом, получаешь что-то несерьезное. Наверняка кто-то на нем и заработал много, это же пирамида: кто знает, сколько там наверху попилили и отмыли. Но когда доходит до низшего звена, остаются смешные деньги.

Да, сама идея военного храма — это безумие, постмодернизм. Но когда я смотрел презентацию, мне показалось, что это попытка объединить все религии. Там ведь и западные, почти что католические витражи, и какие-то орнаменты, почти что из мечети, и, разумеется, многое из православной традиции. Выходит такой глобализм. Конечно, многие говорят, мол, все сделано из современных материалов и выглядит как торговый центр — но почему нет? Все же XXI век на дворе. Мы именно что соединяли все материалы, все традиции — и получился такой глючный проект. Мой брат вообще сказал, что все это какое-то неоязычество. Это и правда сюр, абсолютный сюр. Правительство продвигает какие-то свои интересы, мы внутри этого стараемся что-то сделать для себя. Но, скорее, я бы отказался перерисовать слащавую фотографию в стиле арбатских художников — для меня это более ужасно.


Фотографии: обложка, 8, 9, 10, 11, 12, 13 – Влад Катенкарь, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15 – Константина Экономов, 2 – Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я живу в готическом особняке на Бауманской»
«Я живу в готическом особняке на Бауманской» Жительница доходного дома крестьянина Фролова — о домовых, отсутствии соседей и Басманном районе
«Я живу в готическом особняке на Бауманской»

«Я живу в готическом особняке на Бауманской»
Жительница доходного дома крестьянина Фролова — о домовых, отсутствии соседей и Басманном районе

Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный
Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный Как на карте Москвы появилась новая достопримечательность
Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный

Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный
Как на карте Москвы появилась новая достопримечательность

«Я живу у самого уютного двора Москвы»
«Я живу у самого уютного двора Москвы» «Старомосковский дух нельзя закатать в банку»
«Я живу у самого уютного двора Москвы»

«Я живу у самого уютного двора Москвы»
«Старомосковский дух нельзя закатать в банку»

«Я живу в „немецком дворике“»
«Я живу в „немецком дворике“» Место, «где чувствуешь себя совершенно не в Москве»
«Я живу в „немецком дворике“»

«Я живу в „немецком дворике“»
Место, «где чувствуешь себя совершенно не в Москве»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

Как сделать квартиру удобной для жизни

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Первая полоса

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве
Встречаем май: Десятки классных событий в Москве Большой концерт «Хадн дадн», спектакль «Страх и отвращение в Москве» и новый сезон в МАММ
Встречаем май: Десятки классных событий в Москве

Встречаем май: Десятки классных событий в Москве
Большой концерт «Хадн дадн», спектакль «Страх и отвращение в Москве» и новый сезон в МАММ

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Где гулять в Москве
Где гулять в Москве 9 маршрутов и музыка для них
Где гулять в Москве

Где гулять в Москве
9 маршрутов и музыка для них

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе Отвечаем на рабочие вопросы в День труда
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Отвечаем на рабочие вопросы в День труда

Как в инстаграме появились сторис
Как в инстаграме появились сторис И почему Facebook так и не купил Snapchat
Как в инстаграме появились сторис

Как в инстаграме появились сторис
И почему Facebook так и не купил Snapchat

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо
Как тратить деньги и зарабатывать на этом Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис
Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Подпишитесь на рассылку