Как обычный физрук из Подмосковья делал акции с Pussy Riot, стал журналистом и заинтересовал ФСБ

Спорт никогда не был вне политики. Пока одни преподаватели физкультуры подписывают открытые письма в поддержку Путина и проводят лекции о запрете на участие в акциях протеста, другие получают 90 тысяч рублей штрафа или уезжают из страны из-за политического преследования.
«Как оказаться в эмиграции? Быть честным», — рассказывает Василий Крестьянинов. Еще 2,5 года назад он преподавал физкультуру в школе во Фрязине. После Василий занялся активизмом: провел акцию с ЛГБТК-флагами с Pussy Riot и перформанс «Нами рулит клоун». Также снимал репортажи с митингов и судов.
Вскоре Василием заинтересовались в ФСБ. Предложили сотрудничество. Из-за давления силовиков в ноябре прошлого года Крестьянинов уехал из России. Сейчас он живет в Тбилиси и делает репортажи для The Insider, Associated Press и «ЧТД». Авторка The Village Яся Контарь поговорила с бывшим физруком о том, как он стал фоторепортером и почему его пыталась завербовать ФСБ.
В первый день в Грузии со мной связался телеканал «Дождь». В интервью я сказал: «Вернусь, когда Россия станет свободной». Наверное, я слишком поторопился с этой формулировкой. Хочу вернуться к переизбранию Путина. Ожидаю протестов и хочу их осветить. Надеюсь, что русский народ не захочет до 2024 года видеть у власти Владимира Путина и поднимет волну. Возможно, я вернусь уже с другим паспортом или иностранным агентом и меня посадят в тюрьму. Но я вернусь. Надо же помочь России стать свободной.
Триатлон, травма и нелюбовь к Шойгу
Я с детства занимался спортом, пять раз становился чемпионом: России, Европы, Балтийских стран по триатлону, а потом поступил в институт физкультуры на учителя физкультуры. Выбора особо не было — в российских семьях детей обычно не спрашивают, поэтому я просто пошел по стопам родителей.
За год до того, как бросить спорт, я занялся фотографией. Никак не мог решиться на уход из триатлона и как раз получил несовместимую с карьерой травму. В триатлоне ты — просто функция, робот, который бегает и выполняет установки тренера, не более. Вдобавок в спорте много патриотов, а я никогда не был пропутинским. До 18 лет моя политическая позиция была довольно нейтральная, но с каждым годом я все больше и больше склонялся в сторону либеральной повестки.
Спорт не может быть вне политики. Например, сейчас президентом федерации триатлона России стала дочка министра обороны Ксения Шойгу. Мне было бы противно выступать под флагами таких людей, как Шойгу. Да и, скорее всего, меня бы выгнали из сборной России, потому что я бы занимался политическим активизмом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.