Как украинские и русские волонтеры объединились, чтобы спасать беженцев из российских фильтрационных лагерей

Украинцы рассказывают, что их насильно вывозят в «фильтрационные лагеря» в ДНР, а затем — в Россию. Во время «фильтрации» сотрудники российских спецслужб снимают отпечатки пальцев, ищут татуировки, изучают содержимое телефонов и выясняют связи беженцев с ВСУ. Волонтеры из России и Украины, уехавшие в Грузию, помогают беженцам выбраться из этих лагерей в свободный мир.
Россиянке Марии Белкиной, которая координирует работу волонтеров, всего 20 лет. Четыре года назад она переехала в Тбилиси вместе с родителями, которые открыли в центре города небольшой отель. Последнее время девушка работала HR-специалистом и училась в РГГУ. В марте отчислилась — не устраивало качество дистанционного образования и отношение вуза к студентам, которые выступили против *****. Маша и раньше занималась волонтерством — собирала мусор на Тбилисском море (местном водохранилище. — Прим. ред.), ездила в приюты для бездомных животных, отвозила лекарства грузинским семьям, которым не хватает денег. Сейчас ее основная работа — это помощь украинским беженцам, которые спасались из осажденного Мариуполя через российские фильтрационные лагеря.
Ночью 31 марта Маша с волонтерами доставила мариупольскую семью из России в Грузию через Северную Осетию. Ситуация была тяжелой: у женщины — три осколочных ранения и сквозная рана в ноге, у ее сына — осколочное ранение в районе левой лопатки. Никто не знал, доедут ли они живыми (медицинские справки, которые членам семьи выдали в торезской больнице, есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.).
Спустя несколько дней корреспондентка The Village Алена Дергачева вместе с Машей съездила к раненым жителям Мариуполя, прошедшим через «фильтрацию».
Как появился волонтерский проект Volunteers Tbilisi, с которым сейчас работает больше тысячи человек
«Семья из восьми человек выехала из Мариуполя в сторону России, потому что другого пути не было. Они попали в „фильтрационный лагерь“ в поселке Безыменное недалеко от Новоазовска, где им сначала промыли и забинтовали раны, а после долго допрашивали», — объясняет Маша.
После этого семью увезли в еще один лагерь в Таганрог, откуда с помощью волонтеров удалось выбраться в Ростов-на-Дону на такси и пересесть в поезд до Владикавказа. На вокзале их встретил и перевез через границу грузинский водитель. Когда он привез мариупольцев к волонтерам в Тбилиси, Маша посадила их в машину до небольшого города на юге Грузии, где им нашли хирурга, жилье и питание. Для 20-летней Белкиной это был первый опыт организации такой сложной перевозки.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.