Как волонтеры спасают украинских животных от ***** Раненые собаки и кошки, еда в разрушенных дворах и новые хозяева по всему миру

Из-за ***** страдают не только люди. Ежедневно волонтеры в полуразрушенных домах находят, прикармливают и лечат сотни животных. На улицах городов, в которых шли бои, бездомных животных стало в разы больше. Питомцев отставляют бывшие хозяева — многие не могут забрать их с собой во время эвакуации. Одни выпускают животных на улицу, другие закрывают в квартирах с кормом и водой, третьи доезжают с питомцами до границы, но понимают, что дальше не смогут проехать, и отпускают их там. При этом, несмотря на новые законопроекты, призванные помочь бездомным животным (например, с украинской стороны) и гуманитарную помощь (так, Общественная палата РФ организовала кампанию «Зоодруг», в ходе которой в приюты ДНР отправляют корма и медикаменты), спасают питомцев в основном независимые волонтеры и частные инициативы. Автор The Village Ваня Грабарник рассказывает, кто и как ищет, кормит, лечит и вывозит животных во время *****.

Как волонтеры спасают животных в разрушенном Мариуполе и других городах?
«Только мы вывозим животных — новых собираем за сутки»
«Заходишь в разрушенный двор и кричишь: „Кис-кис-кис“. Из-под завалов, щелей и подъездов выбегают десятки кошек. Подходишь к ним, кормишь, отбираешь больных или раненых» — такую картину нам описывает волонтер Евгения Черникова, которая, чтобы рассказать о происходящем, сидит у вышки сотовой связи — в других местах Мариуполя связь плохая. Периодически Евгения замолкает и просит не обращать внимания — ей до сих пор очень тяжело об этом говорить.
Она рассказывает, что во дворах, где собираются бездомные животные, вместе с другими волонтерами делает точки прикорма. Каждый день на них приносят еду. Евгения приехала в Мариуполь в третий раз. До 24 февраля она жила в Москве с собакой и кошкой. Животных любила с детства — маленькой таскала домой все, кого находила на улице. Вместе с мамой выхаживала их и потом отдавала питомцев знакомым. «В детстве я хотела стать директором приюта. Потому что мне казалось, что директор — это очень важная должность и он может спасти всех», — делится она. Сейчас Евгения работает руководителем небольшого колл-центра.
Черникова решила помогать именно мариупольским животным, потому что ее поразили видео волонтера из Донецка Жени Михайловой с разрушенными районами города. Михайлова 26 лет назад открыла приют «Кошкин дом» в Донецке, а с марта этого года работает с животными в Мариуполе. В апреле 2022-го Евгения написала в социальных сетях, что хочет привезти Михайловой гуманитарную помощь для животных, и открывала сбор. Откликнулись сотни людей — Евгения встречалась с ними в Москве, забирала пеленки, корма и лекарства. Люди не из Москвы заказывали гуманитарную помощь на маркетплейсах — Евгения почти неделю целыми днями ездила по пунктам выдачи и собирала ее. В итоге собрала около тонны гуманитарки.

Но довезти такой груз до Ростова-на-Дону на ее Ford Focus невозможно. Она написала еще один пост — так нашла мужчину, который помог с перевозкой. Вдвоем в первую ходку они довезли до Ростова 800 килограммов корма, переносок, наполнителей и лекарств. А Женя передала им 20 котов, которым в Москве уже нашли хозяев. В следующую поездку Женя передала уже 40 животных — и собак, и котов. После каждой поездки Евгения отвозит свой Ford Focus в автосервис из-за плохих дорог.
В третью поездку Евгения поехала в сам Мариуполь. Она никогда не забудет эту поездку. Приехала ночью, света в Мариуполе еще не было — вокруг был абсолютно пустой и темный город. На следующий день проснулась в полшестого утра. В это время Мариуполь оживает: «Люди готовят еду на кострах на улице, потому что нет газа. Встают в очереди за гуманитарной помощью». Женя поехала на улицы левого берега, прилегающие к «Азовстали» — заводу, который на протяжении месяца осаждали российские военные. «Тогда я первый раз увидела полностью разрушенные дома — не один-два, а сожженные кварталы. Все черное, вокруг остатки танков и снарядов», — описывает увиденное Евгения.
Сейчас в Мариуполе стараниями Жени Михайловой появилась «Котобаза» — трехкомнатная квартира на Морском бульваре, в которой лечат и кормят животных. С улицы забирают самых истощенных, некоторые выглядят как скелеты. Забирают и породистых — Евгения объясняет, что их легче всего пристроить. А чем больше животных окажутся в семьях, тем меньше их будет на улице. Но говорит: «Как только получается вывезти животных, новых мы собираем за сутки».



Большинство животных, которых подбирают волонтеры, очень напуганы. Даже если они бегут к людям и позволяют себя погладить, уже на передержках волонтеры замечают, как животные вздрагивают при громких звуках. Черникова рассказывает, что 16 августа ночью в Мариуполе была сильная гроза — а в «Котобазе» кошмар: кошки орали, визжали и носились по клеткам. «Для них гром — это возвращение в весну, когда они не знали, куда бежать и где прятаться во время бомбежек», — поясняет Евгения.
Почти всем животным, которых подбирают и отвозят в «Котобазу», требуется медицинская помощь. «В мае было много животных с ранениями — без лап, хвостов, с осколками в теле. Кого можем вылечить — оставляем, кого не можем — отправляем в Ростов — в ветклиники, которые нам помогают. Животных, которые вылечились и просидели карантин в Ростове, можно отправлять будущим хозяевам уже на поезде, а не на машине», — говорит Евгения.
Но главная проблема мариупольских животных — убитые желудки. Евгения рассказывает: «Вытаскивали кота из закрытой квартиры — он вцепился в гнилую картошку, которую мы не могли вырвать из его зубов. Он просидел взаперти несколько недель — ел крупы, которые там остались». Таким животным сложно сразу переходить на дорогой корм — надо лечить желудок, делать уколы и давать антибиотики. Причем если котам помогают многие, то собак почти не вывозят на лечение. Как минимум, чтобы вывозить собак, нужно минивэны с клетками. Для простых волонтеров это неподъемные суммы денег. Собаки сбиваются в стаи и голодают. «Еда, которую мы развозим по городу, — лишь капля в море», — поясняет Евгения Черникова. Собаки грызут котов. По всему городу валяется много разодранных животных.

За «Котобазой» постоянно следит семейная пара. Им около 50 лет, их дом сгорел в марте, после чего они уехали в Тулу, где прожили два месяца, и вернулись обратно. Женя Михайлова предложила супругам жить в квартире «Котобазы» — при условии, что те будут ухаживать за примерно 40 животными, которые там сейчас живут. Евгения помогает им, когда приезжает в Мариуполь. Она рассказывает: «У нас уходит два с половиной часа, чтобы после ночи убрать лотки, покормить и напоить животных. Сейчас в Мариуполе около 40 градусов, поэтому воду нужно обновлять постоянно. Нужно следить за здоровьем животных — вовремя давать антибиотики и делать уколы. Когда здесь нет волонтеров, Ирина делает все одна — занимается животными до ночи».
Электричество в Мариуполе дали в начале августа, но оно периодически пропадает. Воды в доме, где находится «Котобаза», нет. Каждый день волонтеры ездят к колодцу и набирают канистры. В день на животных в такую жару уходит около десяти литров воды.
Евгения Черникова жалуется, что в Мариуполе не хватает рук — физической помощи на месте. Волонтеры из других городов приезжают, но нечасто. Евгения говорит: «Многие пишут: нет возможности помочь деньгами, хочу помочь руками. Но когда объясняешь, что нужно делать, люди пропадают. Для них „помогать руками“ — это полазить по развалинам. А то, что нужно еще убирать за сотнями животных, понятно не всем.


Все, с кем мы поговорили во время подготовки текста, говорят, что знакомы или слышали друг о друге. Волонтеров не так много: с российской стороны больше всего из Ростова-на-Дону — город ближе других к границе. Но даже оттуда проходить границу сложно — Евгения рассказывает, что один раз ее знакомые сидели с животными 12 часов на жаре в машине. Проблемы возникают из-за усиленного пограничного контроля и очередей.
Есть волонтеры из самого Мариуполя. Например, Евгения рассказывает о девушке, которая работает медсестрой и ходит по ближайшим районам в поисках бездомных животных. Она их кормит и тоже пытается хоть кого-то вывести — и на российскую, и на украинскую сторону.
Обычные жители тоже помогают — некоторые самостоятельно подкармливают животных. У людей почти нет денег, но они отдают бездомным питомцам свои пайки — часть себе, часть животным. Некоторые готовят для бездомных собак и кошек кашу с кормом, который развозят волонтеры, чтобы хватило дольше.
Новых хозяев для мариупольских животных ищут через телеграм-каналы. У Жениного «Кошкиного дома» — почти 13 тысяч подписчиков, у «Операция „Спасение котиков ДНР“» — почти 600. Волонтеры ждут, пока наберется 20 заявок, чтобы не возить по одному животному, и потом едут в Москву. В среднем в машину как раз помещается около 20 переносок. Из Москвы часть уезжает в Санкт-Петербург, часть — в Нижний Новгород. Некоторые волонтеры бесплатно развозят животных по другим городам. В мае нужные 20 заявок собирали за пару дней. Сейчас на это уходит до двух недель.

Кроме прикорма и отбора, Евгения Черникова с Женей Михайловой разбирают заявки от людей, которые уехали из города и просят найти своих потерянных животных. Им присылают адреса домов, клички, описывают животных и куда они могли убежать. «В июне-июле мы нашли несколько хозяйских котов, но сейчас их все меньше. Потом пытаемся отправить их хозяевам — в Россию, Украину, Европу». За месяцы работы волонтерам удалось вывезти из Мариуполя и найти хозяев около тысячи животных.
Как можно помочь?
«Операция спасение котиков „ДНР“»
КаналКанал Евгении Черниковой. В закрепленном сообщении инструкции для тех, кто хочет взять питомца, и ссылки на сборы средств (можно помочь, например, конкретно овчарке Мари).
«Кошкин дом Донецк»
КаналКанал Жени Михайловой. Реквизиты — в описании канала.
Helppets
КаналКанал, в котором собирают деньги на корм и лечение для подопечных Helppets.
«Страдающее котовье»
КаналКанал Марго о жизни питомцев из Мариуполя. Периодически в нем ищут хозяев животным и собирают деньги.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.