В центре Петербурга и в его исторических пригородах с почти каждым домом и памятником связаны многочисленные мифы и легенды. Многим из них уже несколько сотен лет, другие сформировались уже в 20 веке. Городской фольклор много лет последовательно и подробно систематизирует историк Наум Синдаловский. The Village  изучил его книги «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах», «Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского зазеркалья» и отобрал из них самые интересные мистические истории (смотрите также карту самых интересных мифов Москвы). 

 

Дом Пиковой дамы

Литейный проспект, 42

В Петербурге несколько домов Пиковой дамы. Исторически это особняк на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Наталья Голицына, ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Однако городская мифология связала с Пиковой дамой барочный особняк Юсуповой на Литейном проспекте, 42: по легенде, которая стала распространяться ещё в XVIII века, княгиня Юсупова, которую в молодости за необыкновенную красоту прозвали «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. По легенде, если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского, этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплётов стройную старуху, которая встретится с вами взглядом, а тем, кто не верит в её существование, погрозит костлявым пальцем. Например, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:

На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!

 

Ксения Петербургская и Мефистофель

Лахтинская ул., 19

Самый актуальный петербургский миф, напрямую связанный с последними событиями вокруг дома Лишневского на Лахтинской улице.

В то время как возникновение культа официального святого покровителя Петербурга князя Александра Невского напрямую связано с волей и желанием одного-единственного человека — Петра Первого, который приложил к этому немало личных и общественных сил, почитание Блаженной Ксении Петербургской изначально возникло стихийно, в самых низовых слоях общества, и только затем распространилось и окрепло во всём городе. «Житие» Ксении Блаженной в фольклоре началось с драматической легенды о молодой паре, некогда жившей на одной из небогатых улиц Петербургской стороны. Улица сначала называлась Петровской, а в 1877 году ее переименовали в Лахтинскую. Именно здесь больше 10 лет назад решили построить церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской, и именно на эту стройку смотрел ухмыляющийся Мефистофель с дома Лишневского, которого, по одной из версий, снесли как раз за то, что из-за его дьявольского сглаза церковь имени петербургской святой превратилась в долгострой.

 

Михайловский замок. Дух Павла I

Садовая улица, дом 2

Здесь витает дух самого загадочного российского императора. «1 февраля 1801 года Павел вместе со всем своим многочисленным семейством въехал в новую резиденцию — Михайловский замок. «Самый мистический русский император вселился в самый таинственный и загадочный средневековый замок. Границы между реальным и ирреальным начали окончательно размываться», — пишет Наум Синдаловский.

Павел был злодейски убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. За несколько мгновений до этого, как утверждают предания, «со страшным криком взлетела в воздух с крыши замка огромная стая ворон». С тех пор «взъерошенные вороны, испугавшие некогда убийц императора Павла», будто бы ежегодно в ночь того страшного убийства, оглашая своим криком окрестности, срываются с деревьев Летнего сада и совершают несколько мистических кругов над Михайловским замком.

Многие современные обитатели замка, пишет Синдаловский, до сих пор утверждают, что неоднократно видели призрак императора, играющего на флажолете — старинном музыкальном инструменте наподобие флейты. 

 

Призрак Распутина

Гороховая улица, 64

По сохранившемся городским легендам, призрак непогребенного и непризнанного православной церковью «святого черта» до сих пор неприкаянно бродит по коридорам тесной современной коммунальной квартиры на Гороховой улице, 64, где Распутин жил в начале прошлого века. Тут после его гибели в небольших апартаментах в дворовом флигеле неутешная императрица Александра Фёдоровна, говорят, даже собиралась открыть мемориальный музей. Сегодня привидение некогда всесильного старца никому не вредит. Напротив, как утверждают современные обитатели дома, он «следит за порядком» в квартире.

 

 

Дух быков

Московское шоссе, 13

Бронзовые изваяния двух мощных быков для Скотопригонного двора на Обводном канале создал один из крупнейших петербургских скульпторов первой половины XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский (известный как автор скульптур Горного института, Казанского собора, арки Главного штаба). «Они поражали современников естественной мощью и производили впечатление двух живых разъярённых гигантов, в ужасе выбегающих из ворот скотобойни. Эффект подлинности происходящего усиливался тем, что скульптуры животных были установлены на низких пьедесталах и казалось, что ноги быков отталкиваются от земли», — пишет Наум Синдаловский. В 1933–1934 году по проекту Ноя Троцкого на Московском шоссе был построен мясокомбинат, и в 1936 году быки перекочевали на Среднюю Рогатку.

По городской легенде, однажды Демут-Малиновскому приснилось, будто изваянные им могучие животные пришли к своему создателю. А когда в 1941 году фронт подошёл к стенам города, быков буквально под огнём с помощью трактора перевезли в Александро-Невскую лавру. Здесь, у ворот Некрополя, они и простояли всю войну, не подозревая, что «пришли», как это и было предсказано легендой, к скульптору, могила которого находилась в нескольких метрах от них.

 

Строгановский дворец. Призрак первостроителя

Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46

Строгановский дворец, как и многие другие петербургские здания, в буквальном смысле построен на костях: здесь, у Мойки, как полагают историки, в начале XVIII века располагалось одно из городских кладбищ. При каждом очередном расширении границ города кладбища уничтожались, но память места сохранялась. Рождались таинственные легенды и мрачные предания. Вот одна из легенд о призраке пригнанного на строительство Петербурга мужика, который, судя по тексту стихотворения известного поэта XIX века Якова Полонского «Миазм», был тут погребён и через много лет появился в Строгановском дворце, что был построен на том месте и который до сих пор стоит на углу Мойки и Невского проспекта.

Дом стоит близ Мойки — вензеля в коронках
Скрасили балкон.
В доме роскошь — мрамор — хоры на колонках,
Расписной балкон.
Шумно было в доме: гости приезжали —
Вечера — балы;
Вдруг всё стало тихо — даже перестали
Натирать полы.
Няня в кухне плачет, повар снял передник,
Перевязь — швейцар:
Заболел внезапно маленький наследник — и так далее.

 

Дом Гоголя с привидениями

Казанская ул. 39

Зданию на Казанской улице 39, в котором недолгое время в 1829 году жил Николай Гоголь, история петербургского городского фольклора приписывает славу дома с привидениями. Скорее всего, как утверждают городские исследователи, это можно объяснить тем, что сама улица в начале XIX века заселялась в основном ремесленниками-немцами. Здесь постоянно слышалась немецкая речь, из уст в уста передавались средневековые немецкие легенды, некогда вывезенные с родины, детям читались немецкие сказки, в повседневном быту бережно сохранялись традиции далёкой Германии. И мысль о привидениях именно здесь могла оказаться вполне естественной и привычной. Таким образом, почва для сюжета с мёртвыми душами, подаренного, как известно, Гоголю Пушкиным, была хорошо подготовлена.

 

Аничков дворец. Белая дама

Невский проспект, 39

В своё время дворец, принадлежавший до того различным частным лицам, был куплен в казну и долгое время находился в собственности русских императоров. При Николае I петербуржцы впервые услышали легенду о призраке Белой Дамы Аничкова дворца. Поговаривали, что по дворцу бродит неприкаянная душа некой юной смолянки, которую совратил и бросил не то какой-то император, не то великий князь. Будто бы бедная девушка с горя кинулась в Фонтанку и утонула. Если верить городскому фольклору, с призраком несчастной смолянки так или иначе встречались все русские императоры, хотя, по одной из легенд, она покинула дворец ещё в начале XIX столетия. Во время пожара Аничкова дворца в 1812 году обыватели будто бы видели, как «из пламени взметнулась огромная фигура в балахоне и растворилась в дыму».

Жуковский, часто бывавший в Аничковом дворце на правах гувернёра Александра, сына Николая I, хотел написать балладу о Белой Даме. Император пресёк это и наложил на любое упоминание о призраке строжайший запрет.

 

Живые сфинксы 

Университетская наб., 17

Сфинксы у Академии художеств, которым больше 3,5 тысячи лет, — главные мистические символы Петербурге. По городской легенде, когда Адмиралтейская игла, её кораблик, коснётся балтийских волн, одни только сфинксы во время наводнений «оставляют свои пьедесталы и плавают по Неве, причиняя немалые беды судам». Вспоминают также о проклятии Древнего Египта, связанном с тем, что если простой смертный потревожит покой каменного сфинкса, то ему грозит неминуемая гибель. Особенно опасно, если сфинкс оторван от родной земли и находится в руках иноземцев. Прогулки к сфинксам, как утверждали многие, не раз приводили людей к душевным расстройствам, смятению и даже к «повреждению психики» («Санкт-Петербург — история в преданиях и легендах»).

 

Ротонда и параллельный мир

Ул. Гороховая, 57

Памятник классицизма на Гороховой известен своей ротондой — круглое по планировке помещение трёхэтажной парадной винтовой каменной лестницы, украшенное шестью колоннами на первом этаже и пилястрами — на третьем. В 70-80-х годах место стало популярным среди представителей андеграунда и неформальной молодёжи и постепенно обросло не только надписями на стенах, но и многочисленными мифами и легендами. Согласно неофициальной версии, дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. У подножия лестницы находится небольшая дверь, ведущая в подвал, в котором якобы новообращённые братья проходили обряд посвящения.

Легенды гласят, что лестница ротонды ведёт в никуда: мол, если с закрытыми глазами попытаться по ней пройти, то добраться до конца никогда не удастся. Также говорят, что человек, спустившийся в подвал, неизбежно сойдёт с ума. «Знатоки» могут указать особую ступеньку лестницы, сидя на которой в определённом положении можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны.

 

Дом Раскольникова

Гражданская ул., 19

Миф о Раскольникове так прочно укоренился в городской культуре, что персонаж Достоевского часто кажется реальным героем, который действительно жил в Петербурге на конкретной улице в конкретном доме. Действие романа, как известно, происходит в конкретном районе Петербурга и предельно сжато по времени: с начала произведения до признания Раскольниковым в убийстве проходит около двух недель. С самого первого своего абзаца книга даёт точные топографические привязки. И хотя автор сокращает названия, но они легко угадываются читателям: так, по версии литературоведов, именно здесь, на Гражданской, улице Родион Раскольников и жил.

 

«Кресты». Тысячная камера

Арсенальная набережная, 7

«Кресты» — комплекс зданий краткосрочной тюрьмы на Арсенальной набережной. Здесь, в самом центре рабочего Петербурга, рядом с Финляндской железной дорогой, на территории, ограниченной Невой и Симбирской улицей, в конце XIX века был выстроен мрачный, из красного кирпича, изолятор специального назначения. В комплекс зданий, кроме собственно тюремных помещений, входила церковь и специальные службы. Все строения были объединены закрытыми переходами и в плане имели форму наложенных друг на друга и пересекающихся крестов, за что изолятор и получил своё широко и печально известное прозвище — «Кресты». В центре каждого креста возвышалась сторожевая башня. От города тюрьму отделяла глухая кирпичная стена. Неудивительно, что мрачное место с такой символической структурой обросло многочисленными городскими мифами. Например, автором и строителем тюремного комплекса был широко известный в Петербурге зодчий А. О. Томишко. Согласно расхожей фантастической легенде, проект предполагал строительство тысячи одиночных тюремных камер. На самом деле их оказалось 999, так как в последней, тысячной, как раз и томится дух Томишко: несчастный архитектор был якобы замурован в одной из камер, дабы секрет постройки умер вместе с ним.

 

Доходный дом и аптека А. В. Пеля. Грифоны

7-я линия Васильевского острова, 18

Легендарная «Башня грифонов» — на самом деле лишь остаток кирпичной трубы котельной, расположенный на 7-й линии Васильевского острова во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга. Но мифы, связанные с ней, уже давно задавили своим напором реальность. Согласно городской легенде, секреты аптекаря Пеля охраняли грифоны, ютившиеся на башне: специалист якобы держал в башне тайную лабораторию, в которой пытался преобразовать ртуть в золото, и не только преуспел в этом, но заодно нашёл и «формулу счастья». Бытует мнение, что башня радикально меняет судьбы людей в лучшую сторону, так как некоторые жители соседних домов якобы внезапно становились богатыми и успешными. Наконец, по ещё одной легенде, под башней — подвал-бомбоубежище для жителей соседних домов, а сама башня — это выход из него, на случай, если дома сложатся и накроют двор. Жители дома не раз требовали трубу снести, чтобы освободить место под парковку и избавиться от навязчивых туристов. Общественность «Башню грифонов» отстояла, её признали выявленным памятником культурного наследия

 

Литейный мост. Камень «Атакан»

Легенда о кровавом камне «Атакан» — самый безумный петербургский миф. Строительство моста началось в 70-х годах XIX века. Уже старые петербуржцы предупреждали строителей: «Остерегайтесь! Где-то поблизости на дне затаился кровавый валун, прозванный древними „Атакан“». Знатоки старинных легенд утверждали, что этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы неизвестные племена, обитавшие в устье Невы много веков назад.

 

Особняк Матильды Кшесинской.
Подземный тоннель через Неву

Улица Куйбышева, 2-4 / Кронверкский проспект, 1

Мифы вокруг памятника модерна на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы в первую очередь связаны с выдуманными и реальными любовными историями балерины Матильды Кшесинской. Самая распространённая легенда: невероятные утверждения о якобы существовавшем тайном подземном переходе, соединявшем особняк под Невой с Зимним дворцом (по нему, согласно мифу, Николай II часто перебирался на другой берег, чтобы навестить свою возлюбленную).

 

Семимостье

Пикалов мост через канал Грибоедова

Популярная у художников и фотографов точка: если встать на Пикалов мост так, чтобы Никольский собор был по левую руку, открывается прекрасный вид сразу на несколько мостов: Красногвардейский мост, за ним по каналу Грибоедова Ново-Никольский, по часовой стрелке — Старо-Никольский, Смежный, Могилёвский, Кашин и Торговый мосты. И, конечно же, существует легенда, что желание, загаданное в момент, когда человек смотрит на мосты, непременно сбудется во всех деталях и с математической точностью.

 

 

Адмиралтейство. Шкатулка Петра I

Дворцовый проезд, 1

Один из главных символов Петербурга — важный источник городских легенд. Например, любят рассказывать, что все три флага на мачтах кораблика сделаны из червонного золота, а в его носовой части спрятана личная шкатулка Петра I. Шар под корабликом действительно полый и хранит в себе шкатулку: в ней находятся сообщения обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, участвовавших в работах, несколько петербургских газет XIX века, ленинградские газеты и документы о капитальных ремонтах шпиля.

 

«Медный всадник». Призрак Петра

Сенатская площадь

О «Медном всаднике» создавали стихи и поэмы, романы и балеты, художественные полотна и бесконечные народные легенды. Сегодня, по свидетельству Наума Синадовского, петербургский городской фольклор утверждает, что каждый раз накануне крупных наводнений бронзовый Пётр вновь оживает, съезжает со своей дикой скалы и скачет по городу, предупреждая о надвигающейся опасности. Это перекликается с другой легендой, смысл которой ещё более широк и гораздо более многозначен. Если верить фольклору, «Медный всадник» до сих пор время от времени поворачивается на своём гранитном пьедестале как флюгер, указывая направление ветра Истории.

 

Петропавловский собор. Ангел-хранитель

Шпиль собора венчает фигура Ангела — «Летящего ангела», или «Летящей девы», как называют его иногда в Петербурге, памятуя о бесполом характере небесного воинства. Ангел в его современном виде изготовлен только при Екатерине II по рисунку архитектора Антонио Ринальди, хотя, если верить мифам, он парил над городом ещё при Петре I. Одна легенда даже утверждает, что «нечестивый» и практичный Пётр заставил его вертеться, совмещая одновременно две функции — декоративную и метеорологическую. Будто бы уже тогда Ангел стал флюгером. На самом деле вращающимся его сделали гораздо позже, после того как закреплённый неподвижно, он несколько раз сгибался под напором ураганных ветров. 

 

«Большой дом». Подземные этажи

Литейный проспект, 4

За 70 лет советской власти, несмотря на непрерывный количественный рост арестованных и заключённых, в Ленинграде не было построено ни одного нового тюремного здания. Зато в самом центре города появился так называемый «Большой дом», который в глазах ленинградцев сразу стал мрачным олицетворением всего политического сыска и всей тюремной системы Советского Союза. Этот мрачный институт советской власти породил множество мифов. Согласно одной из легенд, «Большой дом» под землёй имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: «Какой самый высокий дом в Ленинграде?» — «Административное здание на Литейном. Из его подвалов видна Сибирь».