«Папа, умер Дед Мороз»: Что нужно знать о творчестве Евгения Юфита Ушел из жизни основатель некрореализма. The Village рассказывает о работах большого петербургского художника

«Папа, умер Дед Мороз»: Что нужно знать о творчестве Евгения Юфита

14 декабря не стало Евгения Юфита, петербургского художника и кинорежиссера, основателя некрореализма — наверное, самого жуткого и самобытного направления в российском искусстве за последние тридцать лет. 

Евгений Юфит начал работать в начале 80-х. Он собрал вокруг себя группу, которая перешла от публичных имитаций хаотичного и бессмысленного насилия к работе с фотографией, кино и станковой живописью. В качестве режиссера он прошел путь от стихийных шутовских короткометражек со стремящимися к смерти героями советского фольклора к полнометражным абстрактным полотнам. На данный момент работы Юфита хранятся во многих музеях мира — Русском музее, Нью-Йоркском музее современного искусства, Нидерландском киномузее, Московском музее современного искусства.

The Village сделал путеводитель по биографии и работам Юфита.

Евгений Юфит и тема смерти

Группа Юфита появилась в эпоху агонии советской идеологии, а придуманное им в 1984 году слово «некрореализм» намеренно отсылало к искусству соцреализма. У СССР были особенные отношения со смертью — гибель во имя родины принималась за честь, Андрей Платонов рассуждал в своих записных книжках о необходимости выведения у советского человека «инстинкта самопожертвования».

Насчет мертвецов у советского строя тоже были свои планы. Еще отец русского космизма Николай Федоров планировал по крупицам собрать тела праотцов в космосе, чтобы вновь вдохнуть в них жизнь. Позднее Центральный институт труда искал способ с помощью электричества заставить трупы таскать грузы и строить дома.

Ситуация 80-х годов ознаменовалась хороводом смертей советских вождей, который прозвали «гонкой на лафетах», развалом экономики, напряженной политической и социальной атмосферой, бессмысленной и кровопролитной войной в Афганистане.

Sharp-Sighted (1997)
Черно-белая фотография

80-е, начало: спонтанные и лютые хэппенинги

Некродвижение началось с диких, эпатирующих публику акций. Их устраивала группа молодых людей во главе с Юфитом. Среди участников были художники, участники панк-движения (в том числе знаменитый Андрей «Свин» Панов) и их многочисленные знакомые. Разгорячившись алкоголем, они гонялись друг за другом, имитировали драки и избивали манекен, предназначенный для судебно-медицинских экспертиз. Подобные хэппенинги доводили до абсурда рутинные практики, которые сопровождались мощными выбросами энергии и внутренним стремлением к смерти, — пьянство, потасовки. Все это происходило на улицах и во дворах, в пригородных электричках, близлежащих лесах или поставленных на капитальный ремонт зданиях.

В ответ обеспокоенные граждане нередко вызывали милицию, но ощутимых проблем с законом Юфит не испытывал. На тот момент главными принципами некродвижения были провозглашены тупость, бодрость и наглость. При их достижении приобреталось матерость, высшей формой которой была лютость. Акции некрореалистов казались слишком идиотскими и абсурдными. Согласно легенде, случайный свидетель однажды принял Юфита за маньяка или шпиона, снимающего из-за угла сцену зверского избиения (избивали манекен). Он обратился в КГБ. Юфита вызвали на беседу в Большой дом и сказали, что только «маразм всего снятого освобождает его от ответственности».

Постановочные фотографии

Осознанное становление некрореализма началось после того, как Юфит увлекся созданием кино и постановочных фотографий. Герои его снимков были перевязаны бинтами и украшены зомби-гримом — кровью, сделанной из томатной пасты и сиропа «холосас». Модели одновременно пугали и смешили зрителя своими деформированными рожами (Юфит засовывал им за щеки куски ваты). Смешили, потому что выворачивали наизнанку советский идеал героя-жертвы. Пугали — из-за жутковатого резонанса с духом времени, напоминании о всех возможных лишениях, травмах и агрегатных состояниях советского человека и его тела.

«Прозрачная роща» (серия фотографий, 1992)

Ранние короткометражки. «Мжалалафильм»

В 1984 году Юфит собрал киноавангардистов Москвы и Петербурга под эгидой независимой киностудии «Мжалалафильм». По степени абсурда название соревновалось с дадаизмом: «мжа» означало дремоту, беспамятство, «лала» — детский лепет. Всего Юфит снял пять короткометражек: «Санитары-оборотни», «Лесоруб», «Весна», «Вепри суицида» и «Мужество». Его персонажами стали претендующие на героизм и стремящиеся к смерти советские люди — военные альпинисты, увлеченные непонятным экспериментом разведчики, летчики, моряки, пионеры. В качестве актеров выступали единомышленники по некродвижению.

Короткометражный фильм
«Санитары-оборотни» (1984)

В начале «Лесоруба» Юфит с воронкой от пулевого ранения на лбу представляет работу студии. Вокруг него развешаны детские куклы и портретные фотографии с зомби-гримом, мимикрирующие под материалы с кинопроб. Юфит что-то увлеченно рассказывает в микрофон, но его неслышно: фильмы были немыми, в производстве использовалась черно-белая 16-миллиметровая пленка. В качестве саундтрека «Лесоруба» использовался гимн некрореализма, песня под названием «Жировоск» со следующим текстом:

«Наши трупы пожирают

Разжиревшие жуки.

После смерти наступает

Жизнь что надо, мужики!»

Короткометражный фильм «Лесоруб» (1985)

Съемки картины, как правило, умещались в один день. Большинство сцен проходили в каком-нибудь близлежащем захолустье. Юфит снимал на замедленной скорости, а демонстрировал фильм на нормальной. За счет этого его работы имели судорожный, энергичный темп, что при взаимодействии с хаотичным монтажом, непрофессиональностью и нарочитой абсурдностью происходящего создавало атмосферу смехового видеоаттракциона на темы гибели и суицида.

Позже Юфит познакомился с киноавангардом, ранними фильмами Бунюэля, Жана Кокто, Мурнау, Вертова, Эйзенштейна и говорил, что кино для него, скорее всего, закончилось в конце 20-х годов: спецэффекты, цвет и звук, по его мнению, пагубно влияли на энергетику фильма. Но когда Юфит только начинал снимать свои ранние короткометражки, он не знал о кинематографе ровным счетом ничего.

Фильмы распространялись подпольно и оказались настолько популярны в андерграундных кругах, что вокруг некрореалистов мгновенно сформировался культ. Ходили слухи, что члены кружка устраивают оргии, снимают на кладбищах и в моргах. С середины 80-х Юфита вместе с его единомышленниками стали причислять к «параллельному кинематографу» — движению нового прогрессивного кино, о котором писал андерграундный журнал «Синефантом».

Короткометражный фильм «Весна» (1987)

Серия «Немой горизонт», фотография в технике «пинхол»

Некроживопись и некроскульптура

1984 году Юфит открыл для себя советские справочники по судебно-медицинской экспертизе. Позаимствовав оттуда сцены суицида, он нарисовал триптих, который раскрасил художник Олег Котельников. Впоследствии он изображал на своих картинах преимущественно полулюдей-полузверей, вертящихся на колах, спускающихся на парашютах и образующих смертельные сцепки из пожирающих и сминающих друг друга тел. В 2015 году состоялась последняя персональная выставка Юфита, на которой были также представлены пинхол-фотографии автора — застывшие пейзажи, словно увиденные героями его поздних фильмов.

По легенде, Юфит сделал копии наиболее патологических сцен самоубийства и насильственной смерти из «Атласа судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана и распространял их среди единомышленников. После этого они также взялись за создание картин. Например, в качестве заставки «Мжалалафильма» можно увидеть картину Леонида Константинова (взявшего себе псевдоним Трупырь) «В камышах», на которой изображены всплывшие из болота трупы моряков. Его коллега Дебил (Евгений Кондратьев) увлекался примитивной живописью с нетривиальными способами суицида. Валерий Морозов изображал затвердение человеческих тел в жире и каловых массах, а также исполнил серию скульптур с озверевшими проточеловеческими лицами «Истуканы». Владимир Кустов рисовал черно-белые картины, названные в связи с характером повреждений на изображенных трупах («Холодно», «Электрики»). Андрей Мертвый (Курмаярцев) придумал «Дутика», раздувающуюся словно от процессов гниения пластмассовую куклу.

Полнометражные фильмы и мировое признание

В 1988 году Юфита пригласил в свою экспериментальную мастерскую на «Ленфильме» Александр Сокуров. Там режиссер получил возможность освоить профессиональную технику и снять на 25-миллиметровую пленку свою первую серьезную картину «Рыцари поднебесья». Далее он использует только 35-миллиметровую камеру и начинает работу над полнометражными фильмами. Из его киноязыка постепенно исчезает судорожное веселье и несерьезность. Новые фильмы Юфита перестают напоминать аттракционы кинематографического насилия и становятся все более похожи на сны, вязкие и абстрактные видения, странные бессвязные мокьюментари.

Короткометражный фильм «Рыцари поднебесья» (1989)

Свою вторую картину «Папа, умер Дед Мороз» режиссер снял в мастерской Алексея Германа в 1991 году. Основой сюжета стал кардинально переработанный рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалаков». Позднее кинокритик Сергей Кудрявцев назвал этот фильм «тихим шедевром», в котором «Андрей Тарковский встречает Андрея Платонова», а его коллега Леонид Цыткин — издевательской пародией на «Сталкера». На следующий год работа Юфита получила главный приз на кинофестивале в Римини. До этого некрореалисты успели выставиться на знаменитой международной выставке 1990 года «Территория искусства» в Русском музее. Началось неспешное признание движения. Уже в 2005 году состоялась полная ретроспектива Юфита на Роттердамском кинофестивале.  

Трейлер полнометражного фильма «Папа, умер Дед Мороз» (1991)

После «Папа, умер Дед Мороз» режиссер снял еще пять фильмов. Среди его интересов — идиотские эксперименты, попытки по скрещиванию человека с деревом («Серебряные головы») или с приматами («Прямохождение»), эволюция человечества, запущенная в обратную сторону — куда-то в сторону камней («Убитые молнией»). Смерть в этих работах все чаще выходит из физиологического в метафорический регистр. Герои Юфита, уже не живые, но и не умершие до конца, то ли болтаются на задворках цивилизации и идеологии (свободные как от первого, так и от второго), то ли обречены блуждать в качестве неупокоенных фантомов коммунистического проекта.


изображения: обложка, 1 — архив художника, 2, 3 — Отдел новейших течений/Собрание Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, 4 — NAME GALLERY

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как я полюбил русскую смерть
Как я полюбил русскую смерть The Village узнал у издателя журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова, откуда у него появился интерес к похоронам и кладбищам
Как я полюбил русскую смерть

Как я полюбил русскую смерть
The Village узнал у издателя журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова, откуда у него появился интерес к похоронам и кладбищам

«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео
«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео Православный активист пожаловался в прокуратуру на работу Копейкина «Алтарь семейных ценностей». Мы поговорили с художником
«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео

«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео
Православный активист пожаловался в прокуратуру на работу Копейкина «Алтарь семейных ценностей». Мы поговорили с художником

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже
Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже Кровь, панцири жуков, мертвые животные и рисунки шариковой ручкой на выставке главного романтика в современном искусстве
Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже
Кровь, панцири жуков, мертвые животные и рисунки шариковой ручкой на выставке главного романтика в современном искусстве

«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»
«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов» За две недели до визита главных украинских хитмейкеров в Москву Артем Макарский посмотрел на них в Харькове
«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»

«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»
За две недели до визита главных украинских хитмейкеров в Москву Артем Макарский посмотрел на них в Харькове

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

Шампанерия La Vie Aquatique в стиле Уэса Андерсона у Каретного ряда, суши-бистро COBA на Новой Площади и пиво для собак

Как путешествовать с животными

26 событий недели

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

Первая полоса

Шампанерия La Vie Aquatique в стиле Уэса Андерсона у Каретного ряда, суши-бистро COBA на Новой Площади и пиво для собак
Шампанерия La Vie Aquatique в стиле Уэса Андерсона у Каретного ряда, суши-бистро COBA на Новой Площади и пиво для собак
Шампанерия La Vie Aquatique в стиле Уэса Андерсона у Каретного ряда, суши-бистро COBA на Новой Площади и пиво для собак

Шампанерия La Vie Aquatique в стиле Уэса Андерсона у Каретного ряда, суши-бистро COBA на Новой Площади и пиво для собак

Как путешествовать с животными
Как путешествовать с животными Выбираем отель, покупаем билеты и собираем сумку для питомца
Как путешествовать с животными

Как путешествовать с животными
Выбираем отель, покупаем билеты и собираем сумку для питомца

26 событий недели
26 событий недели Спектакль про 90-е и постановка в темноте, винтажный маркет и выставка хай-тек-арта в Новой Третьяковке
26 событий недели

26 событий недели
Спектакль про 90-е и постановка в темноте, винтажный маркет и выставка хай-тек-арта в Новой Третьяковке

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирамИ есть ли в нем хоть что-то хорошее

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам И есть ли в нем хоть что-то хорошее

«Мы боимся жизни вокруг нас»‎
«Мы боимся жизни вокруг нас»‎ Кася Денисевич рассказывает о своей книге «Соседи» про жизнь в московском многоквартирном доме
«Мы боимся жизни вокруг нас»‎

«Мы боимся жизни вокруг нас»‎
Кася Денисевич рассказывает о своей книге «Соседи» про жизнь в московском многоквартирном доме

Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
Спецпроект
Как совмещать воспитание детей и свой бизнес 3 вдохновляющие истории молодых мам
Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
Спецпроект

Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
3 вдохновляющие истории молодых мам

На что живут тиктокеры
На что живут тиктокеры Как заработать на недвижимость в Москве и поездки на Мальдивы с помощью коротких видео
На что живут тиктокеры

На что живут тиктокеры
Как заработать на недвижимость в Москве и поездки на Мальдивы с помощью коротких видео

Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов
Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов
Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов

Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов

Saro на Петроградской стороне
Saro на Петроградской стороне Авторская кухня Марии Дементьевой в очень красивом ресторане
Saro на Петроградской стороне

Saro на Петроградской стороне
Авторская кухня Марии Дементьевой в очень красивом ресторане

От ласт до пляжного коврика
Промо
От ласт до пляжного коврика 10 вещей, которые пригодятся вам этим летом
От ласт до пляжного коврика
Промо

От ласт до пляжного коврика
10 вещей, которые пригодятся вам этим летом

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга И смогла значительно вырасти после локдауна
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
И смогла значительно вырасти после локдауна

Современные толкинисты

Современные толкинистыПотратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью

Современные толкинисты

Современные толкинисты Потратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью

Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной
Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной
Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной

Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной

Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Спецпроект
Лучшая экоинициатива, по версии горожан Как далеко вы готовы зайти ради экологии
Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Спецпроект

Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Как далеко вы готовы зайти ради экологии

Как получить QR-код для походов в кафе

И что делать тем, кто сделал только первую прививку

Как получить QR-код для походов в кафе
И что делать тем, кто сделал только первую прививку

«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»
«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался» Почему люди не хотят бросать доставку
«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»

«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»
Почему люди не хотят бросать доставку

Как выбрать освещение для дачного участка
Как выбрать освещение для дачного участка
Как выбрать освещение для дачного участка

Как выбрать освещение для дачного участка

По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге
По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге Спасаемся от жары на воде
По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге

По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге
Спасаемся от жары на воде

Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему
Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему И истинном масштабе насилия в России
Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему

Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему
И истинном масштабе насилия в России

Подпишитесь на рассылку