«Папа, умер Дед Мороз»: Что нужно знать о творчестве Евгения Юфита Ушел из жизни основатель некрореализма. The Village рассказывает о работах большого петербургского художника

«Папа, умер Дед Мороз»: Что нужно знать о творчестве Евгения Юфита

14 декабря не стало Евгения Юфита, петербургского художника и кинорежиссера, основателя некрореализма — наверное, самого жуткого и самобытного направления в российском искусстве за последние тридцать лет. 

Евгений Юфит начал работать в начале 80-х. Он собрал вокруг себя группу, которая перешла от публичных имитаций хаотичного и бессмысленного насилия к работе с фотографией, кино и станковой живописью. В качестве режиссера он прошел путь от стихийных шутовских короткометражек со стремящимися к смерти героями советского фольклора к полнометражным абстрактным полотнам. На данный момент работы Юфита хранятся во многих музеях мира — Русском музее, Нью-Йоркском музее современного искусства, Нидерландском киномузее, Московском музее современного искусства.

The Village сделал путеводитель по биографии и работам Юфита.

Евгений Юфит и тема смерти

Группа Юфита появилась в эпоху агонии советской идеологии, а придуманное им в 1984 году слово «некрореализм» намеренно отсылало к искусству соцреализма. У СССР были особенные отношения со смертью — гибель во имя родины принималась за честь, Андрей Платонов рассуждал в своих записных книжках о необходимости выведения у советского человека «инстинкта самопожертвования».

Насчет мертвецов у советского строя тоже были свои планы. Еще отец русского космизма Николай Федоров планировал по крупицам собрать тела праотцов в космосе, чтобы вновь вдохнуть в них жизнь. Позднее Центральный институт труда искал способ с помощью электричества заставить трупы таскать грузы и строить дома.

Ситуация 80-х годов ознаменовалась хороводом смертей советских вождей, который прозвали «гонкой на лафетах», развалом экономики, напряженной политической и социальной атмосферой, бессмысленной и кровопролитной войной в Афганистане.

Sharp-Sighted (1997)
Черно-белая фотография

80-е, начало: спонтанные и лютые хэппенинги

Некродвижение началось с диких, эпатирующих публику акций. Их устраивала группа молодых людей во главе с Юфитом. Среди участников были художники, участники панк-движения (в том числе знаменитый Андрей «Свин» Панов) и их многочисленные знакомые. Разгорячившись алкоголем, они гонялись друг за другом, имитировали драки и избивали манекен, предназначенный для судебно-медицинских экспертиз. Подобные хэппенинги доводили до абсурда рутинные практики, которые сопровождались мощными выбросами энергии и внутренним стремлением к смерти, — пьянство, потасовки. Все это происходило на улицах и во дворах, в пригородных электричках, близлежащих лесах или поставленных на капитальный ремонт зданиях.

В ответ обеспокоенные граждане нередко вызывали милицию, но ощутимых проблем с законом Юфит не испытывал. На тот момент главными принципами некродвижения были провозглашены тупость, бодрость и наглость. При их достижении приобреталось матерость, высшей формой которой была лютость. Акции некрореалистов казались слишком идиотскими и абсурдными. Согласно легенде, случайный свидетель однажды принял Юфита за маньяка или шпиона, снимающего из-за угла сцену зверского избиения (избивали манекен). Он обратился в КГБ. Юфита вызвали на беседу в Большой дом и сказали, что только «маразм всего снятого освобождает его от ответственности».

Постановочные фотографии

Осознанное становление некрореализма началось после того, как Юфит увлекся созданием кино и постановочных фотографий. Герои его снимков были перевязаны бинтами и украшены зомби-гримом — кровью, сделанной из томатной пасты и сиропа «холосас». Модели одновременно пугали и смешили зрителя своими деформированными рожами (Юфит засовывал им за щеки куски ваты). Смешили, потому что выворачивали наизнанку советский идеал героя-жертвы. Пугали — из-за жутковатого резонанса с духом времени, напоминании о всех возможных лишениях, травмах и агрегатных состояниях советского человека и его тела.

«Прозрачная роща» (серия фотографий, 1992)

Ранние короткометражки. «Мжалалафильм»

В 1984 году Юфит собрал киноавангардистов Москвы и Петербурга под эгидой независимой киностудии «Мжалалафильм». По степени абсурда название соревновалось с дадаизмом: «мжа» означало дремоту, беспамятство, «лала» — детский лепет. Всего Юфит снял пять короткометражек: «Санитары-оборотни», «Лесоруб», «Весна», «Вепри суицида» и «Мужество». Его персонажами стали претендующие на героизм и стремящиеся к смерти советские люди — военные альпинисты, увлеченные непонятным экспериментом разведчики, летчики, моряки, пионеры. В качестве актеров выступали единомышленники по некродвижению.

Короткометражный фильм
«Санитары-оборотни» (1984)

В начале «Лесоруба» Юфит с воронкой от пулевого ранения на лбу представляет работу студии. Вокруг него развешаны детские куклы и портретные фотографии с зомби-гримом, мимикрирующие под материалы с кинопроб. Юфит что-то увлеченно рассказывает в микрофон, но его неслышно: фильмы были немыми, в производстве использовалась черно-белая 16-миллиметровая пленка. В качестве саундтрека «Лесоруба» использовался гимн некрореализма, песня под названием «Жировоск» со следующим текстом:

«Наши трупы пожирают

Разжиревшие жуки.

После смерти наступает

Жизнь что надо, мужики!»

Короткометражный фильм «Лесоруб» (1985)

Съемки картины, как правило, умещались в один день. Большинство сцен проходили в каком-нибудь близлежащем захолустье. Юфит снимал на замедленной скорости, а демонстрировал фильм на нормальной. За счет этого его работы имели судорожный, энергичный темп, что при взаимодействии с хаотичным монтажом, непрофессиональностью и нарочитой абсурдностью происходящего создавало атмосферу смехового видеоаттракциона на темы гибели и суицида.

Позже Юфит познакомился с киноавангардом, ранними фильмами Бунюэля, Жана Кокто, Мурнау, Вертова, Эйзенштейна и говорил, что кино для него, скорее всего, закончилось в конце 20-х годов: спецэффекты, цвет и звук, по его мнению, пагубно влияли на энергетику фильма. Но когда Юфит только начинал снимать свои ранние короткометражки, он не знал о кинематографе ровным счетом ничего.

Фильмы распространялись подпольно и оказались настолько популярны в андерграундных кругах, что вокруг некрореалистов мгновенно сформировался культ. Ходили слухи, что члены кружка устраивают оргии, снимают на кладбищах и в моргах. С середины 80-х Юфита вместе с его единомышленниками стали причислять к «параллельному кинематографу» — движению нового прогрессивного кино, о котором писал андерграундный журнал «Синефантом».

Короткометражный фильм «Весна» (1987)

Серия «Немой горизонт», фотография в технике «пинхол»

Некроживопись и некроскульптура

1984 году Юфит открыл для себя советские справочники по судебно-медицинской экспертизе. Позаимствовав оттуда сцены суицида, он нарисовал триптих, который раскрасил художник Олег Котельников. Впоследствии он изображал на своих картинах преимущественно полулюдей-полузверей, вертящихся на колах, спускающихся на парашютах и образующих смертельные сцепки из пожирающих и сминающих друг друга тел. В 2015 году состоялась последняя персональная выставка Юфита, на которой были также представлены пинхол-фотографии автора — застывшие пейзажи, словно увиденные героями его поздних фильмов.

По легенде, Юфит сделал копии наиболее патологических сцен самоубийства и насильственной смерти из «Атласа судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана и распространял их среди единомышленников. После этого они также взялись за создание картин. Например, в качестве заставки «Мжалалафильма» можно увидеть картину Леонида Константинова (взявшего себе псевдоним Трупырь) «В камышах», на которой изображены всплывшие из болота трупы моряков. Его коллега Дебил (Евгений Кондратьев) увлекался примитивной живописью с нетривиальными способами суицида. Валерий Морозов изображал затвердение человеческих тел в жире и каловых массах, а также исполнил серию скульптур с озверевшими проточеловеческими лицами «Истуканы». Владимир Кустов рисовал черно-белые картины, названные в связи с характером повреждений на изображенных трупах («Холодно», «Электрики»). Андрей Мертвый (Курмаярцев) придумал «Дутика», раздувающуюся словно от процессов гниения пластмассовую куклу.

Полнометражные фильмы и мировое признание

В 1988 году Юфита пригласил в свою экспериментальную мастерскую на «Ленфильме» Александр Сокуров. Там режиссер получил возможность освоить профессиональную технику и снять на 25-миллиметровую пленку свою первую серьезную картину «Рыцари поднебесья». Далее он использует только 35-миллиметровую камеру и начинает работу над полнометражными фильмами. Из его киноязыка постепенно исчезает судорожное веселье и несерьезность. Новые фильмы Юфита перестают напоминать аттракционы кинематографического насилия и становятся все более похожи на сны, вязкие и абстрактные видения, странные бессвязные мокьюментари.

Короткометражный фильм «Рыцари поднебесья» (1989)

Свою вторую картину «Папа, умер Дед Мороз» режиссер снял в мастерской Алексея Германа в 1991 году. Основой сюжета стал кардинально переработанный рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалаков». Позднее кинокритик Сергей Кудрявцев назвал этот фильм «тихим шедевром», в котором «Андрей Тарковский встречает Андрея Платонова», а его коллега Леонид Цыткин — издевательской пародией на «Сталкера». На следующий год работа Юфита получила главный приз на кинофестивале в Римини. До этого некрореалисты успели выставиться на знаменитой международной выставке 1990 года «Территория искусства» в Русском музее. Началось неспешное признание движения. Уже в 2005 году состоялась полная ретроспектива Юфита на Роттердамском кинофестивале.  

Трейлер полнометражного фильма «Папа, умер Дед Мороз» (1991)

После «Папа, умер Дед Мороз» режиссер снял еще пять фильмов. Среди его интересов — идиотские эксперименты, попытки по скрещиванию человека с деревом («Серебряные головы») или с приматами («Прямохождение»), эволюция человечества, запущенная в обратную сторону — куда-то в сторону камней («Убитые молнией»). Смерть в этих работах все чаще выходит из физиологического в метафорический регистр. Герои Юфита, уже не живые, но и не умершие до конца, то ли болтаются на задворках цивилизации и идеологии (свободные как от первого, так и от второго), то ли обречены блуждать в качестве неупокоенных фантомов коммунистического проекта.


изображения: обложка, 1 — архив художника, 2, 3 — Отдел новейших течений/Собрание Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, 4 — NAME GALLERY

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как я полюбил русскую смерть
Как я полюбил русскую смерть The Village узнал у издателя журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова, откуда у него появился интерес к похоронам и кладбищам
Как я полюбил русскую смерть

Как я полюбил русскую смерть
The Village узнал у издателя журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова, откуда у него появился интерес к похоронам и кладбищам

«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео
«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео Православный активист пожаловался в прокуратуру на работу Копейкина «Алтарь семейных ценностей». Мы поговорили с художником
«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео

«Пишут, чтобы готовился к аду»: Художник Копейкин — о  конфликте с активистом Энтео
Православный активист пожаловался в прокуратуру на работу Копейкина «Алтарь семейных ценностей». Мы поговорили с художником

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже
Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже Кровь, панцири жуков, мертвые животные и рисунки шариковой ручкой на выставке главного романтика в современном искусстве
Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже
Кровь, панцири жуков, мертвые животные и рисунки шариковой ручкой на выставке главного романтика в современном искусстве

«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»
«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов» За две недели до визита главных украинских хитмейкеров в Москву Артем Макарский посмотрел на них в Харькове
«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»

«Каждая песня — это один сплошной хук»: Как прошел дебютный концерт «Грибов»
За две недели до визита главных украинских хитмейкеров в Москву Артем Макарский посмотрел на них в Харькове

Тэги

Новое и лучшее

Где покупать базовые футболки прямо сейчас

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

Что происходит с магазинами H&M, Zara, Uniqlo и другими

The Village становится платным

«Еще сантиметр, и был бы летальный исход»: Диджейка Лера Фоер — о том, как ее избил музыкант Александр Алтымбаев

Первая полоса

Финляндия сократит выдачу краткосрочных виз россиянам

«Ъ»: «Сбер» больше не будет заниматься «умными устройствами»

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

Автору телеграм-канала «Протестный МГУ» продлили арест до февраля

Росавиация продлила ограничение полетов на юг до 23 августа

Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries
Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries
Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries

Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries

Русификация отменяется: Wildberries не регистрировал товарный знак «Ягодки»

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Осужденная в России американская баскетболистка обжаловала приговор по делу о контрабанде наркотиков

На петербуржца составили протокол по митинговой статье за пикет в Финляндии

«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»
«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги» «Петербургом управляют профнепригодные люди, которые на постоянной основе выдают кринжа»
«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»

«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»
«Петербургом управляют профнепригодные люди, которые на постоянной основе выдают кринжа»

Бизнесмен Олег Дерипаска подал в суд на Тинькова и компанию Meta

Евросоюз увеличил поставки косметики и лекарств в Россию

Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания
Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания
Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания

Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания

Госдума изменила порядок рассмотрения обращений граждан к депутатам

«Ъ»: В России заканчиваются премиальные наушники

Президент Латвии предложил аннулировать визы и ВНЖ россиянам, которые поддерживают *****

Журналиста Илью Азара оштрафовали из-за поста про обстрел Одессы

Польша планирует запретить выдачу виз россиянам

Литва и Чехия поддержали инициативу о запрете въезда россиян в ЕС

Год магического мышления. Лев Левченко — о споре о запрете виз как общенациональной confirmation bias
Год магического мышления. Лев Левченко — о споре о запрете виз как общенациональной confirmation bias
Год магического мышления. Лев Левченко — о споре о запрете виз как общенациональной confirmation bias

Год магического мышления. Лев Левченко — о споре о запрете виз как общенациональной confirmation bias

«Я живу на Нарвской заставе — в послевоенном коттедже, который хотят снести» (Петербург)

«Я живу на Нарвской заставе — в послевоенном коттедже, который хотят снести» (Петербург)

«Я живу на Нарвской заставе — в послевоенном коттедже, который хотят снести» (Петербург)

«Я живу на Нарвской заставе — в послевоенном коттедже, который хотят снести» (Петербург)

«Медуза»: На площадке, где состоялся концерт группы «АлоэВера», прошли обыски

Навального поместили в штрафной изолятор из-за расстегнутой пуговицы на робе

Ссылка дня: Подкаст «Женский срок» от исследовательницы женской тюрьмы, сотрудницы «ОВД-Инфо» и журналисток «Медиазоны»

Apple потребовала от Rutube скрыть контент государственных СМИ в iOS-приложении

В России впервые с конца марта выявили почти 29 тысяч заболевших коронавирусом за сутки

В Москве из-за жары объявили «оранжевый» уровень опасности 14 и 15 августа

Цифра дня: Как изменилось число российских обращений на шенгенские визы

У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз
У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз В лайнапе «Комсомольск», «Аффинаж» и «Источник»
У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз

У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз
В лайнапе «Комсомольск», «Аффинаж» и «Источник»

В Telegram обновили функции Premium. Теперь платную подписку можно дарить другим пользователям

«Ночлежка» открыла фотовыставку о бездомных

Журналистов «Известий» выслали из Эстонии, им запретили въезд в ЕС

«Тянет-потянет, а вытянуть не может»: Твиттерские шутят над новинкой «Сколково»
«Тянет-потянет, а вытянуть не может»: Твиттерские шутят над новинкой «Сколково» Репкой, которая оказалась китайской
«Тянет-потянет, а вытянуть не может»: Твиттерские шутят над новинкой «Сколково»

«Тянет-потянет, а вытянуть не может»: Твиттерские шутят над новинкой «Сколково»
Репкой, которая оказалась китайской

В России выявили более 27,8 тысяч новых случаев коронавируса впервые c 21 марта

Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете
Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете
Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете

Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете

Осенний этап программы туристического кэшбэка начнется 25 августа

Как политика связана с магией и почему ведьмы — предшественницы оппозиционного левого движения
Как политика связана с магией и почему ведьмы — предшественницы оппозиционного левого движения
Как политика связана с магией и почему ведьмы — предшественницы оппозиционного левого движения

Как политика связана с магией и почему ведьмы — предшественницы оппозиционного левого движения

У границы с Эстонией образовались огромные очереди

Суд оштрафовал уличного художника Philippenzo за «дискредитацию» армии

Ссылка дня: Конструктор контента от редакции «Новой газеты»

Тунис возобновит авиасообщение с Москвой и Санкт-Петербургом

Веб-версию текста рассылки Kit заблокировали

В Москве задержали мундепа Останкинского округа

Предложение дня: Запретить продавать кошек и собак в зоомагазинах

«ВКонтакте» заблокировала сообщество «ОВД-Инфо» из-за материалов про *****

Расследование: Во время выборов в Госдуму 2021 года вбросили 17 миллионов голосов

Производитель кофе Tchibo продал российский бизнес

«Ъ»: «Яндекс» собирается перенести разработку беспилотников в Израиль

За полгода в столице в 2,6 раза увеличилось производство одежды

«РИА Новости»: Полиция проверит лидера группы «Порнофильмы» на экстремизм

Цифра дня: Сколько потеряла Coca-Cola из-за ухода с российского рынка

Wizz Air возобновит полеты из Абу-Даби в Москву с 3 октября

Навальный получил предостережение за создание профсоюза в колонии

Эстония закроет границы для россиян с визами республики

В сеть выложили персональные данные кандидатов в муниципальные депутаты

Цифра дня: Сколько загранпаспортов получили россияне с начала 2022 года

Суд продлил домашний арест студентке ВШЭ Марии Платоновой

Латвия признала Россию спонсором терроризма

В России подтвердили шесть случаев заражения штаммом «русский дельтакрон»