26 сентября, воскресенье
Москва
Войти

А-ля Рюс: Гид по ретроспективному модерну Екатеринбурга Что такое «русский стиль» и какие дома сохранились в уральской столице

А-ля Рюс: Гид по ретроспективному модерну Екатеринбурга

В первом гиде The Village рассказал об архитектуре уральского модерна и о том, что он бывает интернациональный и ретроспективный. Мы подробно остановились на интернациональном модерне и показали его примеры в Екатеринбурге. Во второй части речь пойдет о ретроспективном модерне. Куратор восстановления Белой башни Полина Иванова рассказала нам об архитектурном стиле с невероятно красивой концепцией и элементами игры со стариной, которые нужно научиться распознавать.

Фотографии

Полина Иванова

Фотографии

Сергей Потеряев

Откуда взялся ретроспективный модерн

В конце 19-го и начале 20-го веков во всех европейских странах появился интерес к истории. Начались археологические раскопки, изучение старинных документов и поиск древностей. Если раньше музеи были собранием дорогих и экзотических вещей, то в 1900-х открылись именно исторические собрания, где предметы повседневности прошлой эпохи обрели огромную ценность.

До 19 века архитектура прошлого также не представляла собой отдельной ценности. Именно поэтому сейчас сохранилось так мало древних построек — крепости, дворцы и храмы прошлых веков без сожаления демонтировали, а на их месте возводили более современные здания. С реформами Петра I в Россию пришел первый интернациональный стиль — классицизм. О русской национальной архитектуре надолго забыли. То, что осталось от допетровской Руси, уцелело чудом, а в конце 19 века стало вызывать живой интерес у публики.

В 1897 году в Российской империи состоялась премьера оперы «Садко» — одна из первых попыток переосмысления старинных русских былин. Декорации и костюмы этой оперы стали широким полем для экспериментов с старорусской эстетикой у художников и декораторов. В 1904 году императорская семья дала рождественский костюмированный бал, темой которого стала допетровская Русь. Господа были в кафтанах, дамы — в кокошниках и сарафанах, немного измененных по моде и технологии 20-го века. Все эти стилизации не стремились подробно воспроизвести имеющиеся исторические образы, а приукрашали и утрировали их, увеличивая высоту потолков и ширину арок, а также количество и размеры декоративных деталей в убранстве и одежде.

То же самое произошло с архитектурой. В 1904 году открылось новое здание Ярославского вокзала, архитектура которого была явно вдохновлена теремами и башнями старой Москвы. А в 1907 году возвели храм Спаса-на-Крови, диссонирующий с классической архитектурой Петербурга своей красно-кирпичной архитектурой в русском стиле. Для сравнения можно посмотреть на собор Василия Блаженного в Москве — подлинный памятник старорусской архитектуры, освященный в 1561 году.


Полина Иванова

Архитектор

Я употребляю название «русский стиль» — это термин, не имеющий оценки. Часто можно встретить названия «неорусский» или «псевдорусский» — это вариации названий того же самого явления, но как бы с встроенным отношением к нему.

Когда строился собор Василия Блаженного, не было никаких вариаций стиля, это было единственным способом строить церкви в то время. А когда строился Спас-на-Крови в Петербурге, варианты, среди которых можно было выбирать, уже существовали. И архитектор с заказчиком из огромного множества стилей начала 20-го века выбрали именно этот «русский стиль». Поэтому, когда мы говорим об архитектуре 16-го века, мы просто говорим «древнерусская архитектура», а когда мы говорим об архитектуре конца 19-го и начала 20-го века, нам приходится упоминать еще и стиль, которых в этом веке переменилось великое множество, большая часть из них существовали одновременно.

Здесь же таится коварство — дело в том, что во второй половине 19 века были уже совершенно другие, гораздо более современные материалы, и строительные технологии. Поэтому чаще всего постройки в русском стиле выглядят наряднее и масштабнее, чем настоящие памятники древнерусского зодчества.

В Екатеринбурге, по причине молодости города, нет ни одного здания, принадлежащего к древнерусской архитектуре. Но есть здания в «русском стиле», построенные на рубеже 19 и 20 века. У нас есть такие монументальные каменные сооружения, как церковь Вознесения господня и усадьба Железнова. Но сейчас мы говорим о деревянном модерне.


Кирова, 3

Особняк Николая Бревнова, 1915 год


Участок и усадьба на нем принадлежали крестьянину Николаю Антоновичу Бревнову. В 1915 году все постройки усадьбы исчезли в пожаре, а ее новый хозяин — сын Бревнова Федор Николаевич — восстановил родительский дом со стрельчатыми переплетами прямо по сохранившимся чертежам. Интересно, что в некоторых источниках встречается название «дом купца Бревнова». Может быть, Федор Николаевич и был купцом, ведь после отмены крепостного права многие крестьяне сделали головокружительную карьеру, оставив детям в наследство уже совсем другое сословие.

Горького, 33

Дом купцов Степановых, 1886 год


Купцы Степановы имели несколько мельниц в окрестностях Екатеринбурга и Челябинска. Предприятие Степановых было одним из крупнейших в то время на Урале и имело торговое представительство во многих городах.

В 1886 году Степановы построили в самом центре Екатеринбурга свое фамильное гнездо. Будучи довольно зажиточными людьми и имея все возможности, они все-таки выбрали дерево основным материалом для своего дома, но возвели терем на высоком каменном этаже.

После окончания гражданской войны дом Степановых был национализирован и разделен на небольшие коммунальные квартиры. Усадьба стала одним из первых коммунальных домов Свердловска. Жилье здесь получали специалисты, приехавшие строить новую столицу Урала, заводы и фабрики области. В настоящее время первый этаж сдается в аренду, его занимают офисы и общественная организация, а на втором, деревянном, до сих пор сохранились квартиры.

Сакко и Ванцетти, 24 и 28

Дома купцов Агафуровых, 1896 год


От Большой усадьбы Агафуровых сегодня начинается бульвар, названный в честь этой купеческой фамилии. Агафуровы — екатеринбургские купцы татарского происхождения. Братья были успешными бизнесменами и общественными деятелями. Своим благосостоянием они обязаны отцу, который также был рожден крестьянином, но сумел сделать карьеру.

Малая усадьба Агафуровых — каменный дом с обширной деревянной террасой, полностью закрывающий два фасада, тоже выполнен в национальном стиле, но не в русском, а в татарском. Сегодня в ней располагается постоянное представительство республики Татарстан в Свердловской области.

Большая усадьба Агафуровых — полностью деревянный дом, стилизованный под русский терем. Сегодня ее занимает музейный клуб «Дом Агафуровых». При желании, можно попасть внутрь и посмотреть интерьеры.

Сакко и Ванцетти, 25

Дом крестьянина Панова


Исторически здесь были два отдельных дома. Дом с мезонином (неполным вторым этажом) принадлежал крестьянину Панову, а вторая, одноэтажная половина — купцу гильдии Лебедевых.

Здание имеет удивительную особенность — его дворовой фасад гораздо богаче и красивее, чем уличный. Раньше вход на территорию усадьбы был открыт только гостям дома, но сегодня любой может обойти строение и полюбоваться на него со всех сторон.

После революции эти дома также были национализированы и превращены в коммунальные квартиры, но в 1980-е здание отреставрировали и передали художественной школе. Это была единственная в Свердловске вечерняя художественная школа для взрослых. В 2006 году художка съехала — сегодня здание стоит пустое и ищет нового хозяина.

Толмачева, 24

Дом дворянки Селивановой, 1896 год («Пряник»)


Дом дворянки Селивановой построен в 1896 году. Сегодня в народе его называют «Пряник». К его созданию приложил руку известный уральский архитектор Дютель.

Эта усадьба тоже служила многоквартирным жилым домом до 1980-х годов. Когда дом расселили, студенты архитектурного института под руководством профессора Долгова отреставрировали здание, после чего институт получил его в пользование. Отделения архитектурного университета располагаются здесь до сих пор.

В 2000-х вплотную к зданию был пристроен спортивный зал с торговыми помещениями на первом этаже. Это строительство частично изменило и внутреннюю структуру самого «Пряника».

Гоголя, 20

Официальное название в списке памятников архитектуры «Доходный дом в стиле „а-ля Рюс“»


Дом построил для себя и своей семьи пожарный староста Казанцев Илья Петрович. С 1890 новый хозяин реконструировал здание под доходный дом, здесь сдавались отдельные комнаты. Можно сказать, что дом превратился в многоквартирный еще до революции.

Здание использовалось в качестве жилого до 1998 года. В начале 2000-х провели его реставрацию и открыли музейный центр народного творчества «Гамаюн».

Карла Маркса, 20 и 22а

Особняк Семеновой


Здание было построено в 1912 году на углу Покровского проспекта (будущей Малышева) и улицы Водочной (Мамина-Сибиряка). Сегодня оно находится на перекрестке Карла Маркса и Белинского.

В 1930-е годы дом был зажат стройками Большого Свердловска: с севера возводилась гостиница «Большой Урал», а восточнее — гигантский горизонтальный небоскреб Дома промышленности. Однако дом выдержал напор и оставался на своем месте. В 1970-х годах даже была проведена его реставрация — восстановлены фасады, и элементы интерьера.

В 1994 году дом сдался под натиском Екатеринбурга. Из-за расширения улицы Малышева деревянный особняк был разобран, все его бревна и детали были пронумерованы, и собраны вновь уже на перекрестке улиц Белинского и Карла Маркса.

В настоящее время время в доме размещается НИИ Медицинских клеточных технологий.


Фотографии: 1, 3, 11, 17, 26, 31 — ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области; 2, 4-10, 12-16, 18-25, 27-30, 32-42 — Сергей Потеряев

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Facebook

VK

Instagram

telegram

Twitter

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить

«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму
«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму The Village продолжает изучать необычные здания эпохи позднего СССР в уральской столице
«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму

«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму
The Village продолжает изучать необычные здания эпохи позднего СССР в уральской столице

Богемные вечера и заседания революционеров: Прошлые жизни «Дома Маклецкого»
Богемные вечера и заседания революционеров: Прошлые жизни «Дома Маклецкого» Что скрывается за 150-летней историей здания на Тургенева-Первомайской
Богемные вечера и заседания революционеров: Прошлые жизни «Дома Маклецкого»

Богемные вечера и заседания революционеров: Прошлые жизни «Дома Маклецкого»
Что скрывается за 150-летней историей здания на Тургенева-Первомайской

Исчезающая красота: Архитектурный гид по деревянному модерну Екатеринбурга
Исчезающая красота: Архитектурный гид по деревянному модерну Екатеринбурга Дома педиатра и гинеколога, основателя аффинажного завода и еще шесть зданий в стиле интернационального модерна
Исчезающая красота: Архитектурный гид по деревянному модерну Екатеринбурга

Исчезающая красота: Архитектурный гид по деревянному модерну Екатеринбурга
Дома педиатра и гинеколога, основателя аффинажного завода и еще шесть зданий в стиле интернационального модерна

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Первая полоса

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку