Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Неочевидный Нижний: любимые места городских гидов, о которых они не рассказывают на экскурсиях

Большая Покровская и Рождественская, Ярмарка, кремль и Нижневолжская набережная — самое очевидное, что приходит голову при упоминании Нижнего Новгорода. Не только для туристов, но и для многих горожан интересные и значимые места, к сожалению, ограничиваются этим списком.

Вместе с местными гидами Антоном Марцевым, Аней Сорокиной, Владой Занозиной и проектом «Городские экспедиции» в лице Иры Масловой The Village Нижний Новгород решил рассказать о любимых и нетипичных местах Нижнего, которые нужно посетить в первую очередь, чтобы понять дух города.

Большая Покровская и Рождественская, Ярмарка, кремль и Нижневолжская набережная — самое очевидное, что приходит голову при упоминании Нижнего Новгорода. Не только для туристов, но и для многих горожан интересные и значимые места, к сожалению, ограничиваются этим списком.

Вместе с местными гидами Антоном Марцевым, Асей Сорокиной, Владой Занозиной и проектом «Городские экспедиции» в лице Иры Масловой The Village Нижний Новгород решил рассказать о любимых и нетипичных местах Нижнего, которые нужно посетить в первую очередь, чтобы понять дух города.

Антон Марцев


Площадка перед домом на Минина, 1


 Места, которые я показываю на экскурсиях, вызывают у меня особенные эмоции, но не могу сказать, что я их по-настоящему люблю. Правда в городе есть одно местечко — это небольшая площадка перед домом номер 1 по улице Минина. Я знал эту площадь и раньше, но так как это проходное, даже проездное место, я не обращал на нее внимания. Однако, вернувшись в 2018-м из Италии, страны с такой насыщенной архитектурой, я начал присматриваться к архитектуре нашего города.

Во время одной из прогулок после ночной рабочей смены я впервые посмотрел на монумент Минину как на скульптуру, а не как на простое советское тиражированное идеологическое украшение. Я понял, что это — чистая работа Микеланджело. Ну, то есть, архитектор, скорее всего, ориентировался на него. Скульптура напомнила мне статую Моисея начала XVI века. Кроме того, бюст выполнен из мрамора — не самого типичного материала для улиц: он дорогой и хрупкий, еще схожа трактовка поворота головы, растительность на лице, взгляд мудрого старца.

После скульптуры я присмотрелся и к тому, где она находится. Эта площадь — архитектурно-скульптурный ансамбль. Тут тоже все оказалось не так просто. Бюст расположен так, что читается ровно на фоне квадратного фасада правительственного дома, построенного в 1937-38 годах тоже под влиянием идей, образов, деталей архитектуры эпохи возрождения. Это такой постконструктивизм, когда идет освоение классических стилей. Архитектор отодвинул его в глубину, так как если бы площадки перед ним не было, дом бы задавил остальные постройки. Благодаря этому решению и образовалась площадка, квадратная, с круглой клумбой. Этот дом, по моему мнению, один из лучших в нашем городе — построенный по проекту Александра Яковлева-старшего, он был вторым в этом ансамбле.

Первым в нем появилось бело-желтое здание, в котором сейчас находится корпус педагогического университета, построенное во времена Николая I — это такой казенный классицизм. После войны появляется третье, замыкающее этот ансамбль здание — дом по проекту Тюпикова 1954 года, излет сталинского стиля, с огромным количеством украшений, с венками, факелами и колоннами.

Ансамбль переосмыслил формы римской и греческой архитектуры. В 1955 году сюда встал бюст авторства скульптора Андрея Кикина, весь такой ренессансный.

Разрабатывая эту тему, я увидел еще больше итальянского: во-первых, напротив этой площадки находится стена кремля, на зубцах которой декор в виде кирпичных галочек, пришедший к нам как раз из Италии. Рядом есть площадь с памятником Чкалову, которая раскрывается в открытое небо — это напомнило мне пьяцетту, придаток площади Сан-Марко в Венеции, соединяющий площадь с набережной, там тоже земля обрывается в лагуну. Это найденное место я сразу назвал «пьяцетта Минина».

С этого места начался мой городской маршрут про городские детали. По факту, там незачем находиться — нет лавочек и это поворотное место для транспорта, но это была первая форточка, открывшая подтекст города, точно достойная внимания.

Аня Сорокина


Дворик на Студеной и любимые стрит-арт работы


 Я очень люблю тихие уголки города и вообще специализируюсь на маршрутах по городской изнанке. У нас в городе, на улице Студеной, рядышком с Холодным переулком, есть дворик, где стоит дуб, которому 350 лет. Мы как-то вчетвером его еле обхватили — огромный! Это остатки тех самых дубрав, которые когда-то окружали город. Там рядом стоит деревянная усадьба, на нее навешаны формы лепнины, она обветшала. Интересно, что эта усадьба — купеческая. Во флигеле живут люди, а если поднимешься наверх, то увидишь, опять же немного сохраненной лепнины, старые сундуки. А еще в бывших конюшнях этой усадьбы находится католический приход. Раньше он был рядом, но в советские годы здание перестроили, и этот католический приход неожиданно расположился в конюшне рядом со старым зданием. Мне кажется, это немного парадоксальное место, но с другой стороны, оно имеет какой-то дух города, да еще и этот дуб-патриарх, который над тобой возвышается. В этом есть что-то от истории и настоящей энергетики Нижнего.

Еще есть классные дворы со стрит-артом, которые очень хорошо характеризуют город. Для фестиваля «Место» была создана карта художественных объектов — их рисовали в разные годы художники. Расскажу о любимых местах, их все можно будет найти по карте. Например, на Ошарской, 9 есть двор, где группа «ТОЙ» нарисовала так называемых «Всадников без голов». Так их называют, потому что ребята их по частям рисовали: в одном месте руки, в другом ноги, в третьем еще что-то. Там же есть и работы Лены Лисицы — женского лица нижегородского стрит-арта — на бывшей голубятне она разместила двух воронов, один правда исчез, но жители, когда голубятню сносили, сохранили второго.

Еще там есть работы тогда пензенского, а сейчас петербургского художника Саши Блота, который сделал «Убежище» — черно-белую работу на двери. Просто офигенный двор, очень большое скопление самовыражения и уличного искусства. А зайдешь в соседний — там работа в рамках фестиваля «Новый город», где организаторы сделали доску для объявлений, в которой жители могут переписываться. Буквально перейдя дорогу, можно наткнуться на две работы фестиваля «Место» — дело рук художников Михаила Верта из Владивостока и Максима Реванша, художника из Екатеринбурга. Они рисовали на зданиях, которые примыкают к 40-ому лицею. Мне очень нравится, что дети могут ходить и видеть яркие картинки на типовых зданиях, приобщаться к субкультуре города.

Многие работы сочетаются с историческим лицом города, а есть те, которые не сочетаются, а существуют самостоятельно и сами по себе они особенные. Мне кажется, стрит-арт — очень классное лицо города, это не парадные улицы, а то, что мы можем посмотреть, независимо от перекрытий, да и вообще, независимо от всего.

Влада Занозина


Улицы Большая Печерская и Минина, третий корпус Политеха


 Наверное, не скажу ничего нового, если признаюсь: чтобы любой город, в том числе и Нижний, понять, нужно его обойти, изучить и сделать выводы: что вам нравится, а что нет. Город очень разнообразный и многоликий, за один раз сложно что-то понять. Любимое место выбрать соответственно сложно. Но мне на ум сейчас пришел район Верхневолжской набережной и двух улиц — Минина и Большой Печерской.

Улицы хоть и находятся в центре, но остаются без внимания, потому что не совсем вписываются в стандартные маршруты экскурсоводов. Лично мне кажется, что их архитектура очень важна для постижения города, просто потому что здесь ярко и красиво сочетаются несколько эпох, более показательно, чем в других местах города, дома здесь не типовые, а разные, исторические. Гуляя по улицам, невольно представляешь, что скрывают за собой фасады, их история обогащает и оживляет улицы, делает их разноуровневыми. Улица Минина очень красивая, зеленая и тихая, если не считать трафик; Большая Печерская выглядит немного иначе, но у нее свой колорит, огромное количество важных исторических зданий.

Особенно мне нравится находиться в районе корпусов Политеха и Лингвистического. В этом квартале мы вообще не осознаем плотное переплетение истории XIX и XX веков, а место, на самом деле, уникальное.

За Политехом, например, скрывается удивительная история. В XIX и начале XX века в этом здании располагался Мариинский институт благородных девиц — это было первое женское учебное заведение в Нижнем Новгороде. Примечательно, что напротив находится здание иняза, где, преимущественно, конечно, учились и учатся девушки. И этот момент женских историй, судеб, он мне очень нравится. Здесь чувствуется гордая женская энергетика, ее отпечаток. Интересно, что эта информация не поверхностная — ее не узнаешь просто так.

Я бы не сказала, что Политех кажется исключительным в плане архитектуры, хотя проектировали здание барон Дельвиг и архитектор Пахомов, а инспектировать его приезжали из самого Питера. Но, оглянувшись на историю, ты ощущаешь преемственность поколений, из-за этого понимаешь весомость здания. Очень часто мы недооцениваем историческую ценность объектов, проходя мимо, но на самом деле, многие неприметные места уходят корнями вглубь веков, я думаю, к этим улицам и зданиям стоит присмотреться.

Ира Маслова

проект «Городские экспедиции»


Соцгород


 Место, где точно нужно побывать — это Соцгород, исторический центр Автозаводского района.

Когда задумывался Автозавод, был построен городок для рабочих, который сейчас является большим жилым образованием, большим куском города. Соцгород — очень цельный объект, фактически — город-ансамбль, причем ансамбль конструктивистский, то есть ансамбль того стиля архитектуры, которым нам, всем русским людям, надо гордиться, потому что конструктивизм — это то, что российская архитектура вообще дала миру, то, чем мы отличаемся на международном уровне. Такой огромный конструктивистский ансамбль существует с одним большим «но»: он не является популярным, хотя по площади примерно равен историческому центру, даже больше. Вот такой парадокс.

Соцгород — не какое-то понятное место, как ансамбль кремля или площади Народного единства, объекты сильно размазаны по территории, это сложно охватить взглядом, сложно понять, как единую целостную картину. Кроме того, Соцгород относительно молодой, а потому меньше мыслится как объект исторический. Он сохранился очень целостно — думаю, процентов 95 осталось в первозданном виде. Два дома сгорели и их заменили очень похожими, контекстуально уместными, возможно, они даже лучше, чем были до. Еще сгорел кинотеатр «Родина», но в остальном утраты Соцгорода минимальны.

Большая часть Соцгорода строилась в 1930-1935-е годы — к нему можно отнести такие особо значимые места, как серобусыгинский дом — дом-квартал на 59 подъездов, объект на стыке постконструктивизма и сталинского ампира с невероятными пятиэтажными арками, радиусный дом — постконструктивистский объект с очень стильной архитектурой, выполненной архитекторами мастерской братьев Весниных, станцию детской железной дороги «Родина», гостиницу «Волна». Последнее — один из лучших примеров конструктивизма в Нижнем Новгороде. Она не является объектом культурного наследия, но при реконструкции владельцы гостиницы очень бережно сохранили первозданность, потому это еще и один из лучших примеров реконструкции.

У меня даже есть мечта создать музей Соцгорода. Нижнему не хватает краеведческого, поэтому именно историю, включающую историю города с людьми, природой, градостроительством можно было бы поместить в музей Соцгорода, а сам Соцгород сделать лицом Нижнего — он этого заслуживает и на мой взгляд, это то место, ради которого стоит ехать в наш город.


Квартал вокруг улицы Славянской


 Название этого места — непонятная история, я его называю «квартал вокруг Славянской». Это место я вижу по-особенному. Здесь сосуществуют сразу несколько слоев культуры, которые максимально емко описывают все, что происходит и происходило в Нижнем Новгороде; это место про историю и современность, про здания и людей.

В хронологическом порядке эти слои таковы: историческая деревянная застройка, затем застройка несколькими яркими объектами архитектурной школы 90-х, слой уличного искусства поверх исторических объектов, и, кроме всего прочего, между материальными объектами в этом районе существует полупрозрачный слой городских сообществ, деятельность которых влияет и, собственно говоря, создает эту городскую среду.

Разные революционные деятели часто раньше жили в деревянных домах на окраинах города, как раз по типу таких. Именно здесь жили Короленко, Горький, останавливался Ленин. Сообщество современных архитекторов в конце 80-х годов переосмыслило квартал вокруг Славянской и создало концепцию сохранения исторической среды — затем сообщество градозащитников очень мощно взялось за этот квартал, а после сообщество уличных художников внесло свой вклад во внешний вид. Так создавался многослойный, существующий сейчас колорит разных эпох. Все это дополняет неформальный клуб шахматистов, в котором по большему счету состоят одни дедушки.

Что здесь стоит посмотреть? Я бы выделила дом-пилу архитектуры 90-х годов, который, кстати, располагается очень тактично, не нарушая историческую застройку. Именно за него на фестивале зодчества впервые была выдана награда за лучший архитектурный объект России, что впоследствии привлекло в Нижний Новгород архитекторов со всей страны. Конечно, стоит посмотреть дом крестьянина Седова — совершенно невероятный пример архитектуры модерна, а модерн в дереве — особенная редкость.

В плане уличного искусства мне очень нравятся две точки: дом на Славянской с работами Андрея Оленева и дворик между работами Лены Лисицы и Якова Хорева.

Работа Андрея Оленева «Бездомные собаки» четко показывает, что происходит в уличной культуре на данный момент. То есть, если у тебя нет времени на изучение обстановки, ты просто можешь подойти к объекту, посмотреть и все понять.

Работа Хорева — это консервные банки со старыми объектами быта. Идея — консервация деревянного дома в настоящем времени, что по факту и представляет собой сам квартал. А работа Лисицы «Теплые растения» изображает растения, растущие на обочинах с каплями сока из стволов. Эти растения обыкновенные, но одновременно имеющие ценность, а самое главное — живые. Дома вокруг такие же: обычные, но ценные и как минимум любимые. Этот дворик кажется мне показательным для всей нижегородской культуры, неприметной, но достойной внимания.

В квартале несколько десятков домов было поставлено на охрану и отреставрировано, реставрация идет и сейчас, а на фоне всего этого движения в парке Кулибина мирно играют шахматисты и сосуществуют с бурной городской средой.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Главные сериалы этой зимы

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Подпишитесь на рассылку