Прямая речь: Генеральный директор Шереметьева о развитии аэропорта The Village поговорил с генеральным директором аэропорта Шереметьево Михаилом Василенко о таксистах-бомбилах, капсульных отелях, удобном трансфере, споттинге и высоких ценах на кофе.

Международный аэропорт Шереметьево за последнее время претерпел массу изменений. Построены современные терминалы и вокзал для «Аэроэкспресса». У входа больше не толпятся бомбилы, администрация ведет Twitter, а скоро появится и страница на Facebook. В начале октября открылся первый в России VIP-зал для инвалидов, а в одном из терминалов выставлен опытный образец капсулы Sleepbox, в которой пассажиры смогут отдохнуть между рейсами. The Village поговорил с генеральным директором Шереметьева Михаилом Василенко о будущем аэропорта, строительстве третьей полосы, полезном споттинге и ценах на кофе.
| Михаил Василенко — генеральный директор аэропорта Шереметьево. Родился в 1960 году в городе Железноводске. Получил два высших военно-транспортных образования. Во время войны в Афганистане был комендантом аэропорта Кабула, до 1998 года управлял в ряде регионов России военным сообщением, затем ушел в частный бизнес. В 2004 году стал сначала заместителем, а потом и гендиректором Шереметьева. Ведет собственный блог в «Живом журнале» под ником mm-vasilenko. |
Мы первыми из всех московских аэропортов начали борьбу с нелегальными таксистами. И больше всего в этой борьбе нам помог недавно вышедший закон, который фактически запрещает нелегальное такси. Сегодня на привокзальную площадь Шереметьева допущены только официальные перевозчики. Конечно, часть бомбил, которые ждут пассажиров в терминалах, осталась, но полиция занимается этим.
Добираться до аэропорта стало проще. Ремонт на Ленинградке в этом году прошёл почти незаметно по сравнению с прошлым летом. Но радикально ситуация улучшится, только когда завершится строительство прямой эстакады до Шереметьева. Это будет часть скоростной трассы между Москвой и Петербургом. Когда вся дорога будет построена, я не знаю, но эстакада до аэропорта будет готова в конце 2012-го — начале 2013 года. Вопрос только в том, сможем ли мы её использовать, или же придётся ждать, пока дорога до Петербурга будет построена целиком. |
|
|
Я рад, что всё больше людей пользуются «Аэроэкспрессом». Мы вместе с «Аэроэкспрессом» работаем над увеличением частоты курсирования электричек: хотим, чтобы они ходили каждые 15 минут, а не каждые полчаса, как это происходит сегодня. Но это не так просто: нужно серьёзно менять расписание обычных пригородных электричек. Надеюсь, удастся придумать компромиссный вариант.
Предновогодний коллапс преподал нам очень важный урок. Урок того, как авиакомпании и аэропорты должны выполнять свои обязанности перед пассажирами, а также того (что не менее важно), какие обязательства есть у пассажиров перед аэропортами. В США и европейских странах применяются более жесткие меры по отношению к тем, кто провоцирует окружающих на неправомерные действия. Конечно, важно то, как государство будет теперь реагировать на неисполнение правил пассажирами, но мы, по крайней мере, поняли, как сам аэропорт должен реагировать на них. |
|
|
Мы используем все возможности, чтобы предупредить пассажиров о внештатных ситуациях. Когда случилась история с «Авиановой», мы выпустили пресс-релиз и еще сообщение в Twitter, чтобы предупредить пассажиров. Именно для этого мы и завели аккаунт, а теперь собираемся осваивать Facebook, чтобы можно было еще и обратную связь от пассажиров получать.
«Аэропорт в Сеуле построен с огромным запасом пропускной способности, что позволяет открывать спа-салоны, бассейны, игровые комнаты. Наверное, такое бы понравилось нашим пассажирам»
Проектирование нового вокзала на Каланчевке (в районе площади трех вокзалов), с которого будет организован железнодорожный трансфер в любой из трех аэропортов, продолжается. Обычно такие проекты реализуются в течение пяти лет. А минувшей весной правительство решило объединить аэропорты Шереметьево и Внуково, чтобы развивать московский авиационный узел как хаб. Это наверняка потребует отдельной железнодорожной ветки между двумя аэропортами — думаю, что транзит должен занимать не более часа, иначе не будут получаться стыковки. |
|
|
Мы занимаем второе место в рейтинге европейских аэропортов в категории от 15 до 25 млн пассажиров в год. Лучше нас только Цюрих. Кто хуже, я по договору с рейтинговым агентством сказать не могу. Шереметьево, кстати, очень похож с Цюрихом по конфигурации взлетно-посадочных полос и терминалов. И у него нам есть чему поучиться. |
|
|
Шереметьево развивается сейчас в двух районах — северном и южном. Чтобы их соединить, нужно сделать тоннель под взлетно-посадочными полосами. В нем будут ходить либо автобусы, либо электрички. Также в нем должна быть лента транспортировки багажа. Если тоннель не будет построен, то мы придем к ситуации, когда одна часть аэропорта у нас будет переполнена, а вторая будет пустой. По-хорошему, тоннель надо было построить еще году в 2003-м. Сегодня на это нужно около $150 млн, но, думаю, деньги найдутся. |
|
|
Мой любимый аэропорт — это Шереметьево. Что к нему можно добавить из других аэропортов? Наверное, тот избыточный сервис, который есть в азиатских аэропортах, особенно в Сеуле. Аэропорт в Сеуле построен с огромным запасом пропускной способности, что позволяет открывать спа-салоны, бассейны, игровые комнаты и так далее. Наверное, такое бы понравилось нашим пассажирам.
Недавно мы открыли первую в российских аэропортах комнату для людей с ограниченными возможностями. Это помещение наподобие бизнес-зала, только полностью приспособленное для инвалидов, обустроенное так, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В нем есть специальные туалеты, ванные комнаты, мебель. И всё это бесплатно. Аэропорт вообще пытается делать свою среду более дружественной для людей с ограниченными возможностями. За последний год были сделаны сотни специальных парапетов, установлены лифты. |
|
|
Главный тренд в американских и немецких аэропортах — появление автоматических систем обслуживания пассажиров. Речь идет не просто о терминалах, где можно зарегистрироваться на рейс без багажа, как есть у нас сейчас. В аэропортах появляются терминалы для регистрации с багажом — то есть с весами, с наклейками, — и всё это работает автоматически. Другая новинка — это создание системы проверенных пассажиров. Если человек часто летает, аэропорт его знает. Постоянный пассажир прикладывает палец к сканеру и получает доступ к коридору, где прохождение границы, всякие таможенные дела идут в разы быстрее. Это позволило бы снять с людей напряжение и сконцентрировать внимание персонала на непроверенных пассажирах.
«В терминале E у нас одни из самых вкусных сэндвичей, какие мне приходилось пробовать. Здесь же в перспективе мы откроем „Бургер Кинг“»
Шереметьево — один из самых чистых и тихих аэропортов. У нас не летают старые самолеты с большим расходом топлива и высоким уровнем шума. Сейчас мы приступили к постройке совершенно новых площадок для обработки самолетов антиобледенительной жидкостью. Сегодня после обработки самолета её собирает специальная техника, но можно сделать так, чтобы жидкость утекала в особые контейнеры. Так её удобнее утилизировать. Мы над этим работаем.
Мы проводим споттинг-дни в аэропорту, потому что для нас это важно. Логика проста: споттинг привлекает внимание к аэропорту, дает возможность знакомиться с ним. Ведь многие летают не каждый месяц, а, например, раз в год. Увидев же в блоге у друга картинки, человек поймет, как меняется аэропорт, что в нем появляется нового. Чем аэропорт более открыт для тех, кто с ним хочет познакомиться, тем лучше. |
|
|
Sleepbox — это пока только эксперимент. В терминале «Аэроэкспресса» уже функционирует капсульный отель, а в следующем году аналогичная гостиница появится в терминале Е. Она напоминает обычный отель, только комнаты совсем небольшие: кровать, небольшой туалет, телевизор. Там можно будет поспать и четыре часа, и дольше. Цены будут в пределах 30–50 долларов. Если будет потребность в слипбоксах, будем устанавливать и их. Но пока обеспеченность номерами в аэропорту достаточная. |
|
|
«Макдоналдс» пока не выразил желания открыть у нас ресторан. Мы хотели открыть его специально под «Авианову» — low-cost сегмент. Но в терминале Е у нас одни из самых вкусных сэндвичей, какие мне приходилось пробовать. Здесь же в перспективе мы откроем «Бургер Кинг». Кстати, мы сегодня занимаем одно из первых мест в Европе по ресторанному обслуживанию, причем как по качеству, так и по цене. Поэтому я спокойно воспринимаю критику того, что в Шереметьеве слишком дорогой кофе. У нас есть кофе и по 25 рублей — из автоматов, и по 200 — в ресторанах. А в Москве можно вообще за 500 рублей выпить. Никто же не жалуется. |
|
|
У нас есть мастер-план развития аэропорта. Пропускная способность аэропорта в течение 5 лет вырастет вдвое. Будут снесены все старые постройки, все полусгнившие ангары. На их месте откроется новый терминал бизнес-авиации, новый грузовой терминал. Единственное старое здание, которое останется к 2012 году, — это офис администрации. Деньги хочется тратить только на обслуживание пассажиров. |
|
|
Интервью: Александр Панченко («Коммерсант»)
Фотографии: Оля Эйхенбаум