«Я живу в доме купца Полежаева» (Петербург) Жильцы и работники самого кинематографичного дома Петербурга — о жизни без капремонта, коммуналках, мансардах и новом арт-пространстве

«Я живу в доме купца Полежаева» (Петербург)

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях.

Фотографии

Виктор Юльев

Доходный дом купца М. Н. Полежаева

Архитектор: Иван Иванович Яковлев

Адрес: Старорусская ул., 5; Новгородская ул., 3

Постройка: 1913–1915 годы

*Источник

Высота: семь этажей (включая мансарды)

Количество отдельных квартир: 72*

Количество коммунальных квартир: 86*


Доходный дом Полежаева — хрестоматийный образец архитектуры модерна. Благодаря сказочному облику, здание — с его башенками и декором — полюбили кинематографисты: именно здесь, а не в Москве, режиссер Владимир Бортко нашел «нехорошую квартиру» для сериала «Мастер и Маргарита». А несколько дней назад рядом с Полежаевским домом снимали сцены из фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое .

Дому Полежаева более ста лет и в нем никогда не было капремонта — в настоящий момент здание, прекрасное снаружи, изнутри имеет печальный вид. Более половины квартир в доме — коммунальные, поэтому нумерация (как и, например, в доме Бака) — довольно путаная. Как и в доме трех Бенуа, в парадной очень маленький лифт. Контингент жильцов специфический — как и в конструктивистском доме-«колбасе».

Бывший жилец дома Полежаева на сайте Citywalls подробно описывает быт в ретроспективе: «Прекрасно продуманы до мелочей очень полезные в быту вещи, как то: в большинстве квартир два входа — парадный и черный со двора. <...> На черных лестницах были балконы. <...> К кухням в 14 квадратных метров примыкает холодная кладовка с небольшим окном <...>. Большие ванные с горячей и холодной водой и дополнительным унитазом <...>. К кухне примыкала ниша для проживания служанки (или кухарки). Три комнаты из четырех соединены двустворчатыми анфиладными дверями (для передвижения господ — служанка ходила по коридору). Везде в комнатах и коридоре — отличный паркет елочкой. На кухне на полу — плитка с характерным двухцветным рисунком. В дверях верхние фрамуги стеклянные для естественного освещения коридора и ванной. Стенной шкаф в коридоре. <...> Соседка утверждала, что был подведен газ!!! И это, заметьте, все уже было в квартирах экономкласса 100 лет назад!»

В жилом комплексе есть несколько дворов (включая курдонер): если пройти в один из них, можно увидеть нетривиальное для «колодца» благоустройство: расписанную дверь парадной, цитату из неоиндуистского гуру Сатьи Саи Баба и множество горшков с цветами, надежно защищенных от вторжения решетками. По словам соседей, все это сделал пожилой жилец первого этажа.

В другой парадной в начале августа художница Ксения Никольская и ее друзья открыли арт-пространство «Полежаев» — в двухкомнатной мастерской в мансарде. До 1 октября там проходит выставка Светы Ивановой, посвященная петербургским и парижским маскаронам (скульптурным украшениям зданий в форме головы человека или животного анфас). О том, как попасть на выставку, можно узнать на странице арт-пространства на фейсбуке.

Мы поговорили с Ксенией и Светой о людях, которые населяют Полежаевский дом. Соседка художниц, пенсионерка Вера Архиповна, рассказала о жизни в семикомнатной коммуналке. А историк и краевед Александр Чепель описал архитектурные особенности «Каркассона-на-Песках».


Александр Чепель

кандидат исторических наук, краевед, член Совета СПбГО ВООПИиК

«В 1913–1915 годах в петербургских Песках вырос громадный дом, размерами и числом жителей, возможно, лишь немного уступающий какому-нибудь средневековому городу, плотно стянутому крепостными стенами. Да и облик под стать: башенки с высокими кровлями, узкие окна-стрельницы — ну прямо величественный Каркассон чудесным образом переместился в северные широты из французского Средиземноморья, с берега реки Од.

Петербургский „Каркассон-на-Песках“ был построен по заказу крупного столичного коммерсанта и общественного деятеля Михаила Николаевича Полежаева, состоявшего гласным (депутатом) Городской думы. Строивший дом художник-архитектор И. И. Яковлев работал в канцелярии обер-прокурора Синода, возводил по большей части училищные дома, занимался церковным строительством. Дом Полежаева выделяется в творчестве этого мастера ярким романтическим обликом, при этом пространственная композиция здания характерна для петербургской архитектуры начала XX века. С целью улучшения гигиеничности квартир, насыщения их светом и воздухом в этот период практиковались обширные открытые дворы — и эта планировочная идея воплощена в доме Полежаева. Здесь устроен двор-курдонер, служащий своего рода продолжением уличного пространства, способствующий проветриванию и инсоляции жилища.

Архитектор рационально разместил лестничные клетки в отдельных объемах между корпусами. Тем самым одна лестница не только обслуживает два корпуса, но освещается естественным светом из окон, прорезанных в обеих наружных стенах лестничного объема. Романтический облик дому придан также достаточно рационально. Присмотревшись, увидим, что башнями как отдельными объемами дом не оснащен. „Башенные“ образы создаются очень просто: или с помощью срезанного угла, увенчанного многогранным бельведером с высоким сильным шпилем, или же за счет обработки угловой части композициями из узких окон — опять же с высоким силуэтным покрытием над этой частью здания. Ничего лишнего, но в то же время — яркая экстравагантная композиция. Средневековые мотивы оттеняются арочными лоджиями в ренессансном духе и богатой цветовой палитрой разнообразных отделочных материалов. Создается иллюзия, будто в крепостной стене, утратившей свое оборонное значение, горожане оборудовали себе уютное жилье — как и бывало в европейских городах на закате рыцарских времен. Среди всего этого архитектурного многообразия очень уютно чувствуют себя парные скульптуры в свободно ниспадающих одеждах. Простые по форме, их одеяния, вероятно, из эпохи Возрождения.

К какому художественному стилю можно отнести этот дом? Несомненно влияние идей модерна. Поступь „современного стиля“ мы обнаружим в рациональности планировки, в оборудовании дома тогдашними техническими ноу-хау (что, впрочем, в 1910-е годы уже не было чем-то необычным для столичного домостроения — и значительно меньшие по габаритам городские дома снабжались тогда водопроводом и ватерклозетами, лифтами и паровым отоплением), в разнообразии отделочных материалов. А как же „средневековые“ башни, другие древние мотивы? Здесь нет противоречия. Мастера эпохи модерна стремились к новому, но в то же время с энтузиазмом и выдумкой применяли в своей практике самые разнообразные исторические мотивы. Они не копировали, а творчески перерабатывали элементы „исторических“ стилей, создавая каждый раз неповторимый архитектурно-художественный образ — античного или египетского храма, средневекового замка или крестьянской избы. К мастерам того времени можно применить известные слова Максима Горького, призывавшего учиться у всех, но не подражать никому. Каждый мастер старался проявить себя, создать узнаваемый яркий дом. Это приносило не только эстетическое удовлетворение — ведь и квартиры в заметном доме, о котором говорят, можно было сдавать дороже.


Цена комнаты

от 1 110 000 рублей

Цена трехкомнатной квартиры

от 6 000 000 рублей

Аренда трехкомнатной квартиры

54 000 рублей в месяц

Аренда комнаты

11 000 рублей


Источник: 12, 34

Двухкомнатная квартира

Площадь

22 м²

Кухня

7 м²

Есть туалет*

Света Иванова

художница, автор выставки «Маскарад»

Ксения Никольская

художница, организатор арт-пространства «Полежаев»


Ксения: «В этом доме я то ли с 1999-го, то ли с 2000 года. Искала мастерскую, и вдруг одна моя бывшая одноклассница, работавшая в КУГИ, рассказала, что в здании есть пустующее нежилое помещение. Я изучала историю искусств в Академии художеств, и дом Полежаева был в учебнике Владимира Лисовского по архитектуре Петербурга: здание описано в главе о модерне. Подхожу к адресу, который мне дала одноклассница, и понимаю, что это дом из учебника. Думаю: „Это судьба“. Можно сказать, принесла этот адрес на блюдечке в Союз художников. С тех пор у меня здесь мастерская.

Квартира стояла заброшенной то ли с 70-х, то ли с 80-х. Две комнаты отделили от нормальной — большой — квартиры в другом подъезде: подозреваю, что эта часть предназначалась для прислуги. Проход сюда — с черной лестницы (парадная лестница — со стороны двора-курдонера). Интересно, что на кухне были остатки оригинальной — шикарной! — плитки Villeroy & Boch (она есть и на лестничной площадке). К сожалению, плитка была в основном выбита, и мне пришлось все залить цементом.

Я здесь работала, потом уезжала на три года в Каир и мастерской не пользовалась. Вернулась, сделала ремонт. А в какой-то момент решила, что в этом помещении нет особого смысла, но расставаться с пространством в центре города глупо. И мы со Светой и еще одним приятелем Василием Распоповым (он работает в кино) подумали: почему бы не сделать здесь галерею? Показывать друг друга, знакомых, друзей. В шестимиллионном Петербурге выставочных пространств — раз-два и обчелся. И у всех какие-то условия. Художники немного запуганы и не понимают, что могут где-то выставиться просто так. На открытии арт-пространства „Полежаев“ 3 апреля приходили люди и первым делом спрашивали: „А сколько вы берете денег?“ Я говорила: „Мы ничего не берем. Хотите показать проект — пожалуйста“.

Идея такая: у нас тут крошечное пространство — будто богемная парижская мансарда. А там — город. И открыв окно, мы с этим городом коммуницируем. Хотим выставлять петербургских художников: тех, у кого есть проекты о городе. Чтобы в этот прекраснейший, но убитый дом приходили приличные люди, — что называется джентрификация. Может быть, потом здесь будут выкупать квартиры, приводить их в порядок. Хочется, чтобы у этого дома было будущее.

Говорят, что в этом доме — самые большие в городе коммуналке. За все годы, что я здесь нахожусь, не смогла запомнить ни одного соседа: тут невероятная текучка. Видимо, коренные жители Петербурга по дешевке сдают комнаты приезжим. Жильцы в основном малосимпатичные, склонные к алкоголизму. По возрасту очень разные. Похоже, здесь у граждан последний кабак у заставы: дальше только в Неву кидаться. Рядом возводят дорогую новостройку — не знаю, как ее жильцы будут соседствовать с домом Полежаева.

Впрочем, в главном подъезде вроде бы есть хорошие квартиры с обеспеченными людьми. А еще в 80-х, говорят, здесь жила прислуга купца Полежаева».

Света: «Здесь неподалеку, на Кирилловской улице, — дом, в котором долгое время жила моя мама. После войны она училась в школе в этом районе — половина ее класса была из дома Полежаева. Видимо, в доме оставалось много свободных комнат, в которые въехали новые люди. Я пожаловалась маме, что люди тут как-то неактивны, а она сказала: „Ну а что ты хочешь, здесь ведь все откуда-то приехали“. Может быть, из-за отсутствия старожилов здесь не очень благополучно».

Ксения: «Недавно нам вообще пришлось воевать с бомжом. Мы начали развешивать картины и вдруг поняли, что на площадке выше — там, где вход на чердак — живет человек. Банки мочи, кровать, какие-то вещи... Он пытался ворваться в квартиры на нашей площадке: просил денег, выпивку. Соседи, видимо, его игнорировали. Мы же просили-просили уйти — бесполезно: не ушел, опи́сал нашу дверь. Вызывали полицию. Через час он вернулся обратно с набитым лицом. Просто песня.

Впрочем, в 1999 году бомжи здесь лежали на всех этажах. Но они были интеллигентные: извинялись, отодвигались. Не то что этот».

Света: «При всей жалости к бездомным людям — это просто невозможно. У входа на чердак все было в экскрементах. С другой стороны, мы создали оазис прекрасного. А когда где-то усиливается прекрасное, параллельно появляется и что–то ужасное, отвратительное. Надеюсь, поскольку маскароны — это духи, хранители, они будут нас оберегать».

Ксения: «Одна из посетительниц арт-пространства „Полежаев“ сказала, что здесь якобы когда-то был публичный дом: „Обратите внимание на скульптуры — они с подтекстом!“ (имеются в виду пары атлантов и кариатид. — Прим. ред.). Но я не нашла никаких тому подтверждений.

В доме много разных заведений: везде какие-то магазинчики, которые меняются каждый сезон, парикмахерская, алкогольный, в котором ничего нельзя покупать, потому что продают разбавленное. Есть хостел — он, впрочем, не мешает.

На крышу дома постоянно кто-то вылезает. Приходят и спрашивают: „Есть ли вход на чердак?“ Наши чердаки закрыты, мы не разрешаем. Крыша крутая, я бы никому не рекомендовала на нее выходить. Но вид очень красивый: можно разглядеть три моста, в том числе Вантовый.

Вечерами здесь потрясающе: облака, Нева. Что приятно в этой мастерской: если закрыть внутреннюю дверь — соседей не слышно, и появляется ощущение пребывания в капсуле. Иностранцы очень любят тут находиться, несмотря на грязь в подъезде.

Из бытовых минусов мастерской: на мой этаж почти не поступает холодная вода. Помыться можно только в середине дня. И в управляющей компании, которой я плачу большие деньги (в итоге получается как за обычную квартиру), говорят: „Ой, ну что вы хотите, у вас такой плохой дом — здесь же никогда не было капремонта“».

Вера Архиповна, пенсионерка

Живет в коммунальной квартире по соседству с мастерской Ксении Никольской

«Я здесь живу лет 16. Когда переехала, тут не было ни холодной, ни горячей воды. Ни душа, ни ванной. Ходила в Мытнинские бани, к родственникам ездила мыться — по-разному. У нас тут жил пожилой человек. Когда был живой, мы не могли ничего делать. Когда умер, все собрались и поставили вместо одного из туалетов душ. Воды я добивалась года три. Сначала дали горячую, потом холодную. Говорят, мы счастливчики: во многих домах до сих пор нет воды. Государство нам практически никакой помощи не оказывало, но после того, как мы сами все сделали, этот душ добавили в документы. Государство приписало нашу работу себе.

У меня комната — 28 метров, я плачу за нее около 5 тысяч рублей. Люди за квартиры столько не платят, сколько мы за комнаты. А я пенсионерка. Вот такая у нас тяжелая ситуация. К 300-летию Петербурга Матвиенко по телевизору выступала, говорила, что Полежаевский дом расселят. Мы такой надеждой жили. Но, как видите, до сих пор расселяемся.

Зимой в мансарде нормально, а летом — невыносимо жарко, мы постоянно с вентилятором. У нас же мансарда деревянная, обитая металлом: температура за 20, металл накаляется, а ночью весь жар отдает в квартиру. Днем опять нагревается. Невозможно дышать.

Кто-то под нами — не знаю, на каком этаже — постоянно отключает воду (говорят, внизу в одной из квартир вообще сделали бассейн). Я постоянно оставляю заявки. Мы в туалет, бывает, ходим с ведром.

В квартире есть график дежурств — неделя на человека. Люди воспринимают уборку как обязанность, в грязи жить мы не хотим. По косметике у нас не совсем нормально, но все убирается, чистится.

У нас тут магазины, возле них постоянно тусуются. Частенько выхожу со стороны решетки — там столько молодежи, и вот они с этим пивом. Мне кажется, когда я заехала, там те же люди были. Видимо, дети вырастают и становятся частью этой толпы. Вечерами стоят, что-то обсуждают. Я пожилой человек, но у меня нет времени выйти и с кем-то побеседовать. А как молодежь? Не знаю. Я всю жизнь работаю и не понимаю, как можно стоять и пить это пиво.

Фильмы здесь постоянно снимают — „Мастер и Маргарита“, „Бандитский Петербург“. Иной раз заходишь со двора: „Ой, подождите немного“. Даже не хочется интересоваться, что снимают. Люди в кино любуются. А на самом деле настолько все противно...

Полежаевский дом только снаружи красив. Но внутри... Одна коммуналка вообще на двадцать с лишним комнат. У нас хоть семикомнатная, а там — не знаю, как люди живут. Я уже от коммуналки устала, хочу переехать в отдельную квартиру.

Я слышала, что раньше этот дом был доходным. Так вот и сделали бы его гостиницей, а людям предоставили площади. Хрущевки в Москве расселяют! А здесь столько напихано людей... Гостиница себя оправдает. Но не хотят этим заниматься».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Жильцы петербургских коммуналок
Жильцы петербургских коммуналок Полутюремный режим, очередь в туалет и дежурный по лампочкам — The Village поговорил о быте и философии коммунальных квартир
Жильцы петербургских коммуналок

Жильцы петербургских коммуналок
Полутюремный режим, очередь в туалет и дежурный по лампочкам — The Village поговорил о быте и философии коммунальных квартир

Я живу в Доме Бака на Кирочной улице (Петербург)
Я живу в Доме Бака на Кирочной улице (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в Доме Бака на Кирочной улице (Петербург)

Я живу в Доме Бака на Кирочной улице (Петербург)
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Я живу в коммуналке как во дворце
Я живу в коммуналке как во дворце The Village поговорил с обитателями самой красивой коммунальной квартиры Петербурга
Я живу в коммуналке как во дворце

Я живу в коммуналке как во дворце
The Village поговорил с обитателями самой красивой коммунальной квартиры Петербурга

«Мы живем в квартире — общественном пространстве»
«Мы живем в квартире — общественном пространстве» Жильцы шестикомнатной квартиры в петербургской Коломне — о приватном и общественном, соседях, правилах и отличиях от коммуналки
«Мы живем в квартире — общественном пространстве»

«Мы живем в квартире — общественном пространстве»
Жильцы шестикомнатной квартиры в петербургской Коломне — о приватном и общественном, соседях, правилах и отличиях от коммуналки

Тэги

Событие

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

На что живут тиктокеры

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

«Мы боимся жизни вокруг нас»‎

26 событий недели

Первая полоса

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирамИ есть ли в нем хоть что-то хорошее

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам

Восточный без восторга: Почему новый вокзал не нравится пассажирам И есть ли в нем хоть что-то хорошее

На что живут тиктокеры
На что живут тиктокеры Как заработать на недвижимость в Москве и поездки на Мальдивы с помощью коротких видео
На что живут тиктокеры

На что живут тиктокеры
Как заработать на недвижимость в Москве и поездки на Мальдивы с помощью коротких видео

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

Сыр, пещеры и горные походы: Зачем ехать в Адыгею

«Мы боимся жизни вокруг нас»‎
«Мы боимся жизни вокруг нас»‎ Кася Денисевич рассказывает о своей книге «Соседи» про жизнь в московском многоквартирном доме
«Мы боимся жизни вокруг нас»‎

«Мы боимся жизни вокруг нас»‎
Кася Денисевич рассказывает о своей книге «Соседи» про жизнь в московском многоквартирном доме

26 событий недели
26 событий недели Спектакль про 90-е и постановка в темноте, винтажный маркет и выставка хай-тек-арта в Новой Третьяковке
26 событий недели

26 событий недели
Спектакль про 90-е и постановка в темноте, винтажный маркет и выставка хай-тек-арта в Новой Третьяковке

Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
Спецпроект
Как совмещать воспитание детей и свой бизнес 3 вдохновляющие истории молодых мам
Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
Спецпроект

Как совмещать воспитание детей и свой бизнес
3 вдохновляющие истории молодых мам

Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов
Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов
Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов

Никакой окрошки: 4 рецепта летних холодных супов

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Saro на Петроградской стороне
Saro на Петроградской стороне Авторская кухня Марии Дементьевой в очень красивом ресторане
Saro на Петроградской стороне

Saro на Петроградской стороне
Авторская кухня Марии Дементьевой в очень красивом ресторане

От ласт до пляжного коврика
Промо
От ласт до пляжного коврика 10 вещей, которые пригодятся вам этим летом
От ласт до пляжного коврика
Промо

От ласт до пляжного коврика
10 вещей, которые пригодятся вам этим летом

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга И смогла значительно вырасти после локдауна
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
И смогла значительно вырасти после локдауна

Современные толкинисты

Современные толкинистыПотратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью

Современные толкинисты

Современные толкинисты Потратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью

Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной
Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной
Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной

Теперь и косметика: Магазин шведской марки Byredo на Малой Бронной

Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Спецпроект
Лучшая экоинициатива, по версии горожан Как далеко вы готовы зайти ради экологии
Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Спецпроект

Лучшая экоинициатива, по версии горожан
Как далеко вы готовы зайти ради экологии

Как получить QR-код для походов в кафе

И что делать тем, кто сделал только первую прививку

Как получить QR-код для походов в кафе
И что делать тем, кто сделал только первую прививку

«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»
«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался» Почему люди не хотят бросать доставку
«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»

«Я пришел поработать курьером на время карантина, но так и остался»
Почему люди не хотят бросать доставку

Как выбрать освещение для дачного участка
Как выбрать освещение для дачного участка
Как выбрать освещение для дачного участка

Как выбрать освещение для дачного участка

По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге
По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге Спасаемся от жары на воде
По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге

По рекам и каналам: 5 ресторанов на корабликах в Петербурге
Спасаемся от жары на воде

Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему
Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему И истинном масштабе насилия в России
Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему

Юлия Кулешова — о том, почему дети молчат о насильниках, а взрослые не замечают проблему
И истинном масштабе насилия в России

Где есть кюфту в Москве
Где есть кюфту в Москве
Где есть кюфту в Москве

Где есть кюфту в Москве

Подпишитесь на рассылку