Я живу в «Дворянском гнезде» (Петербург) Композитор Ольга Петрова — о модернистском доме, квартиры в котором давали выдающимся ленинградцам

Я живу в «Дворянском гнезде» (Петербург)

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 70-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях.

В новом выпуске мы отправились на Петровскую набережную, 4 в Петербурге — в дом 1967 года постройки. В отличие от деревянного домика Петра, который находится в 30 метрах, модернистское здание пока не стало местом интенсивного внимания туристов. Однако и этот дом иногда называли «Петровским». Второе, более известное, название — «Дворянское гнездо»: оно появилось в советское время, по одной из версий, из-за жильцов, которым давали тут квартиры. Это были, в первую очередь, выдающиеся деятели искусства: например, главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов и актер Евгений Лебедев.

С самой постройки дома здесь, в четырехкомнатной квартире, жила семья композитора Андрея Петрова. Мы поговорили с его дочерью (тоже композитором) Ольгой Петровой о соседях, гастрономе «Петровский» и потрясающем виде из окна. А искусствовед Ксения Малич рассказала нам, почему «Дворянское гнездо» — «оттепель в лучшем ее проявлении».

Фотографии

Виктор Юльев

«Дворянское гнездо»

Архитекторы: В. Ф. Белов, А. В. Говорковский, А. А. Лейман

Адрес: Петровская наб., 4

Постройка: 1964 — 1967 годов

Высота: 8 этажей

Число лестниц: 5

Количество жильцов: 255*

*Источник



Ксения Малич

кандидат искусствоведения, историк архитектуры, научный сотрудник Государственного Эрмитажа

Авторы дома – Виктор Федорович Белов (руководитель мастерской Ленпроекта № 2), Анна Алоизовна Лейман и Анатолий Владимирович Говорковский. Здание проектировали в 1964 – 1968 годы. Это важно, поскольку середина 1960-х — время, когда поздний советский модернизм отвоевал в Ленинграде позиции законного стиля. 4 ноября 1955 года вышло знаменитое Постановление № 187 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Обычно этой датой отделяют эпоху настроенной на классицистический лад сталинской архитектуры от нового этапа советского модернизма. Но постановление привело в замешательство самих архитекторов, вызвав далеко неоднозначную реакцию. Особенно это видно на примере противоречивой ленинградской школы. Безордерная «архитектура миллиметровки» далеко не у всех ассоциировались с будущим Ленинграда. Здесь ретроспективность, если обобщить этим термином все вариации на тему освоения классического наследия, имела несколько иную почву, что было связано, во-первых, с еще дореволюционным движением за сохранение целостного наследия петербургской архитектуры, во-вторых, с особым статусом реставрационных задач, которые решали ленинградские архитекторы после войны. В-третьих, в 1950-е годы в мастерских Ленпроекта трудилось поколение архитекторов, воспитанное мастерами петербургской неоклассической школы, в атмосфере знаточества, увлеченного изучением архитектуры XVIII — XIX веков.

Лучшие памятники эпохи ленинградской «оттепели» обладают главным качеством местной школы: они сохраняют принцип ансамблевости, единства масштабных и ритмических построений, которые помогают каждому памятнику «совпасть» с существующим историческим контекстом. В случае с Петровской набережной это было сделать непросто. Застройка здесь была очень разношерстная — и конструктивизм начала 1930-х (дом политкаторжан на углу с Троицкой площадью), и тяжеловесная неоклассика в исполнении Александра Сергеевича Хренова (бывший дворец великого князя Николая Николаевича младшего), и довольно суровый сталинский жилой дом наркома военно-морского флота (проект Евгения Адольфовича Левинсона и Игоря Ивановича Фомина), и вариации на тему петровского барокко 1910-х годов (Городской училищный дом имени Петра Великого). Кроме того, все сооружения стояли с разным отступом от береговой линии, не образуя единого ансамбля. Главная достопримечательность набережной — Домик Петра I — крохотный в масштабах этого участка деревянный сруб, накрытый в 1844 году кирпичным кожухом. Новый жилой дом по проекту Белова должен был стать фоном для исторического здания и в то же время поддержать заявленный в проекте Левинсона и Фомина масштаб и парадный характер застройки набережной.

У Виктора Белова был большой опыт именно жилого строительства. В 1940-е годы он руководил застройкой в районе Нарвской и проспекта Стачек: вместе с Валентином Александровичем Каменским разработал несколько типовых проектов, возведенных многократно на улицах Балтийской, Баррикадной, Белоусова, Гладкова, Губина, Косинова и других. Скромный, очень лаконичный классический репертуар, который отличает эти послевоенные постройки, в 1950-е сменил более щедрый и монументальный стиль, причем часто мастерская Белова выполняла индивидуальные «точечные» проекты для исторической части города (жилые дома на Невском, Большом Сампсониевском, Пестеля). В начале 1960-х этот курс, естественно, уступил более универсальным формулам интернационального стиля. Но отголоски классической выучки еще давали знать о себе в некоторых проектах (например, ряд полуколонн, рассекающих стеклянный объем нижних этажей в проекте жилого дома на Ординарной ул., 21). В середине 1960-х мастерская Белова создает уже уверенные образцы советского модернизма (общежитие Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, знаменитый типовой проект кинотеатра, по которому в Ленинграде было возведено более десятка киноцентров — «Меридиан», «Слава», «Максим» и другие).

Но нужно учитывать, что оттепель позволила обратиться к западному опыту, в то время как технические возможности архитекторов были сильно ограничены. С помощью типовых элементов, которые имелись в распоряжении советских зодчих, было крайне сложно воплотить необычные индивидуальные решения, каждый раз приходилось изобретать остроумные спасительные ходы.

В случае с домом на Петровской набережной таким ходом можно считать использование французских окон в пол, что значительно сужает межоконные проемы. Сами окна утоплены в неглубоких нишах, створки поставлены не в линию, а под широким углом. В дополнение под карнизом пущена своеобразная альтернатива фризу – полоса керамических узких плиток. Эти приемы сообщают рисунку фасада особую элегантность, дают дополнительную свето-теневую моделировку, спасая от монотонности и однообразия, на которое часто обречен вытянутый в строчку многоквартирный современный дом. И с противоположного берега Невы, по сравнению с домом наркома военно– морского флота, здание смотрится намного легче (чего и требовалось достичь, чтобы не перегружать центральную часть набережной и не задавить Домик Петра I).

Основной объем покоится на высоком цокольном этаже — почти транспарентном — благодаря сплошному остеклению помещений, предназначенных для магазинов. Подобные «стекляшки» для 1960-х годов – чуть ли не обязательный элемент. Но на Петровской набережной между стеклянными блоками на фасаде — красочные сине-белые кафельные панно (почти под гжель, а может — под образцы голландской плитки). Автор этих росписей — художник Сергей Александрович Коваленков, замечательный советский график и иллюстратор. Сюжеты панно тоже показательные. Тут и миражи петровской эпохи — высокие шляпы и камзолы начала XVIII века, парики, фрегаты, «Все флаги в гости будут к нам». И тут же — русская ярмарка, крестьяне в снопах, мишки, «Черный хлебушко — калачу дедушка», «Хлеб да вода — богатырская еда». Все правильно: 60-е годы — время одновременно и вестернизации культуры, и интереса к национальный традиции, эпоха плодотворных искусствоведческих и этнографических экспедиций на Русский север.


Ольга Петрова

композитор

Про новоселье

Мы поселились в этом доме сразу после его постройки в 1967 году. До этого жили за Нарвскими воротами в небольшой двухкомнатной квартире. Поскольку там было и далеко, и тесно, родители вступили в кооператив строящегося дома для деятелей искусств на Большой Пушкарской улице. Уже внесли первый взнос, уже начали ремонт в будущей новой квартире, папа уже планировал, где он оборудует барную стойку... И вдруг его по делам союза композиторов вызывает к себе первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Василий Толстиков и уже в конце беседы, между прочим, обращаясь на ты, спрашивает: «А чего это ты живешь где-то там далеко? Вот у нас будет такой дом на набережной: давай, выбирай в нем квартиру».

О квартире в таком месте родители и мечтать не могли. Дом напротив Летнего сада! Это же просто восторг. Поскольку им одним из первых предложили поселиться в этом доме — была возможность выбрать квартиру. Четырехкомнатные — только в центральном подъезде, поэтому выбор предстоял из 12 квартир. Родители ходили по всем этажам и поняли, что чем выше поднимешься, тем более потрясающий открывается вид из окон. Поэтому вполне естественно, что они выбрали квартиру на седьмом этаже, откуда видна даже разводная часть Троицкого моста. В теплые летние вечера окна открывали нараспашку и можно было просидеть перед ними всю ночь, любуясь белыми ночами, закатом, рассветом и кораблями, проходившими по Неве. Иногда родители брали с собой маленький столик на колесиках, бутылочку, закусочку, спокойно выходили на набережную и очень уютно там устраивались (в те времена тут еще не было такого паломничества туристов). Папа всю жизнь наслаждался и восхищался этим видом.

Про дом

Как только в доме появились жильцы, он обрел имя — «Дворянское гнездо», и все таксисты знали этот дом не по адресу, а именно по этому названию. Кто-то также называл его «Петровским домом», но это имя все же не прижилось. Впрочем, сейчас, мне кажется, наш дом уже так не называют, «дворяне» нынче другие…

Думаю, по тем временам архитектура дома была довольно небанальная. Главная особенность — это окна со стороны набережной: имея такой вид, грех было не сделать окна во всю стену (окна квартиры выходят как на Петровскую набережную, так и во двор. — Прим. ред.). Это было потрясающим решением. Отсюда можно наблюдать развод Троицкого моста, салюты, большие корабли, проходящие ночью, и небольшие, скользящие по Неве днем, Спас на Крови, купол Троицкого собора… А с другой стороны — Петроградская сторона, башня старой пожарной части и современная телебашня. Из-за близости воды очень хорошая слышимость, и если открыты окна, даже на седьмом этаже можно услышать, как кто-то поёт, идя вдоль набережной.

В четырехкомнатных квартирах очень большая кухня, которую можно использовать и как гостиную для небольшого количества гостей. Два туалета, что, учитывая год постройки дома, редкость. Дом очень теплый. Из минусов разве что потолок 2,70 метров — хотелось бы повыше. Но в те времена, я полагаю, это была стандартная высота. А в остальном, мне кажется, квартира очень удобная.

Про гастроном

Почти сразу после постройки дома на первом этаже появился гастроном «Петровский». Директрисой была очень крепкая женщина с потрясающей хозяйской хваткой и совершенно несоциалистической закалки - Серафима Александровна Лесман. Мама почти сразу познакомилась с ней, да и в дальнейшем, когда она уже не работала в «Петровском», наша семья дружила с ней вплоть до ее эмиграции и смерти. Как настоящая хозяйка, Серафима Александровна стремилась сделать что-то особенное для своего детища: нашла молодых художников и заказала им панно, которое бы соответствовало названию гастронома  — «Петровский» (керамическое панно появилось в 1969 году, его автор — художник Сергей Коваленков. Панно неизменно входит в списки самых известных мозаик Ленинграда. Другие мозаики можно посмотреть в нашем недавнем гиде. — Прим. ред.).

Долгое время это был один из лучших гастрономов — наряду со «Стрелой», «Елисеевским» и «Диетами», люди специально приезжали сюда из разных районов города за продуктами. Выбор тут был немного больше, чем в других местах. Мы только этим гастроном и пользовались. У моей мамы всегда были нежные отношения с мясниками и прочими тружениками торговли. Рядом с нашим подъездом был (и сейчас, наверное, есть) служебный вход в гастроном, прямо в мясной отдел. Мама приносила продавцам билеты на концерты и в театры, а они ей — хороший шмат мяса или еще что-то.

Гастроном исчез, кажется, после распада СССР, но точно не помню. Сейчас там рестораны, в которые мы не ходим, и полузакрытый сувенирный магазин для туристов, куда все время подъезжают автобусы.

Четырехкомнатная квартира

Стоимость трехкомнатной квартиры — 18 500 000 рублей

Стоимость двухкомнатной квартиры — 11 400 000 рублей

Аренда трехкомнатной квартиры — 70 000 рублей в месяц

Аренда двухкомнатной квартиры — 62 000 рублей в месяц

Источники: 1, 2, 3, 4

Про соседей

Как нам рассказали, дом изначально строили для обкомовцев, а потом решили отдать «лучшим людям города», во всех сферах понемногу: тут были и художники, и артисты, и музыканты, и знатные рабочие, и директора заводов, железнодорожники. Элитный был дом. Социального деления по парадным не было, единственное — весь восьмой этаж выделили художникам, потому что по проекту там предусмотрены мастерские.

В нашем подъезде жили Георгий Товстоногов, Евгений Лебедев, в квартире под нами — главный дирижер Кировского театра Константин Симеонов, этажом ниже жили театральный режиссер Николай Акимов с актрисой Еленой Юнгер, под ними — оперный певец Борис Штоколов. Рядом с нами жил архитектор этого дома Говорковский. В нашем подъезде также жили художники Энгельс Козлов и Борис Угаров. На четвертом этаже поселились сотрудники консульства ГДР. В соседнем подъезде жил дирижер Мравинский, а в пятом — фигуристы Белоусова и Протопопов, чемпионы мира и победители Олимпийских игр.

В соседнем доме, который выходит на Троицкую площадь, жил Григорий Романов (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС, занял это место после перевода Толстикова на должность посла в КНР. В интернете можно встретить ошибочную информацию о том, что Романов жил в «Дворянском гнезде». — Прим. ред.). Мы периодически видели, как он приезжал, но никакие дороги из-за этого не перекрывали.

Сейчас состав жильцов сильно изменился: кто-то умер, кто-то переехал. А кто-то наоборот появился: например, в нашем подъезде, в квартире, в которой прежде жила семья рабочего, со временем поселился актер Владислав Стржельчик. А в квартиру в соседнем подъезде переехала на тот момент ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Кто-то из старожилов еще остается: например, внучка Акимова до сих живет тут с мужем и детьми.

В доме есть ТСЖ, им руководит папа замечательного певца Петра Мигунова — солиста Большого театра и Певческой капеллы. Жильцы в доме не особенно активны, и мы доверяем нашему председателю. Такого сообщества, как раньше, когда жильцов очень многое связывало, когда мы ходили в гости к Товстоноговым или к Угаровым, в доме уже нет.

Четырехкомнатная квартира

115,4 квадратных метров

Площадь кухни — 18 квадратных метров

Высота потолков — 2,70 метров

Два санузла

*Параметры квартиры героини

Про двор

В 2010 году рядом с домом со стороны набережной открыли памятник Товстоногову. У меня к нему довольно странное отношение: с одной стороны, нет какого-то противоречия во внешнем восприятии сходства или его отсутствия, с другой стороны, что-то неуловимое, что определяет личность такого масштаба, мне кажется, не схвачено. Возможно, памятник просто не на месте: такое ощущение, что он как-то случайно тут стоит, искусственно привязан к месту, только потому что Товстоногов здесь жил. Место, где он установлен — это крошечное пространство, которое даже сквером назвать нельзя — маленький островок между двумя дорогами. Там и гулять особо негде, разве что вокруг памятника хороводы водить.

Двора у нас больше нет: на его месте построили гигантский дом (ЖК «Евросиб» на Мичуринской улице, 4 ввели в эксплуатацию в 2003 году — Прим. ред.). Раньше там был двор со скамейками, газонами, качелями, бабушки сидели на лавочках, дети катались на велосипедах. Теперь этот двор огорожен решёткой. Были, конечно, протесты против постройки «Евросиба», но толку-то... С жильцами мы не пересекаемся: у них закрытая территория, туда даже погулять не зайти. Квартиры там дорогие, и могу только догадываться, как жители этого дома мечтают снести наш.

Если смотреть из окна на набережную, справа виден дворец (великого князя Николая Николаевича младшего на Петровской набережной, 2, к. 1. — Прим. ред.). Раньше в этом доме находился дворец бракосочетания, и мы частенько наблюдали за свадебными процессиями. Сейчас там представительство президента. Соседство никак не сказывается: они сами по себе, мы сами по себе. А чуть дальше от набережной, за представительством, тоже дом с историей и очень необычной планировкой — Дом политкаторжан.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в доме Ленсовета на Карповке (Петербург)
Я живу в доме Ленсовета на Карповке (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в доме Ленсовета на Карповке (Петербург)

Я живу в доме Ленсовета на Карповке (Петербург)
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Я живу в Доме политкаторжан (Петербург)
Я живу в Доме политкаторжан (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в Доме политкаторжан (Петербург)

Я живу в Доме политкаторжан (Петербург)
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

«Я живу в квартале ученых в Сколкове»
«Я живу в квартале ученых в Сколкове» Резиденты Иннограда — об арендованных апартаментах, инновациях и светлом будущем
«Я живу в квартале ученых в Сколкове»

«Я живу в квартале ученых в Сколкове»
Резиденты Иннограда — об арендованных апартаментах, инновациях и светлом будущем

«Я живу в элитном ЖК „Парадный квартал“ (Петербург)»
«Я живу в элитном ЖК „Парадный квартал“ (Петербург)» Жительница нового квартала в историческом центре города — о соседстве с высокопоставленными чиновниками и чувстве обособленности
«Я живу в элитном ЖК „Парадный квартал“ (Петербург)»

«Я живу в элитном ЖК „Парадный квартал“ (Петербург)»
Жительница нового квартала в историческом центре города — о соседстве с высокопоставленными чиновниками и чувстве обособленности

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест