Немосковское гостеприимство: Кафе-гараж «Сюр» в Большом Трехсвятительском переулке Да, в настоящем гараже

Четырехметровые гаражные двери покачиваются на ветру. Удержать их не могут даже два ряда деревянных скамеек с красными подушками — такие напоминают об огромных советских лекториях со скрипучими полами. За створками таятся разномастные столы и кресла всех конфигураций, рвущиеся из кадок цветы, торшеры и цветные ковры. Довершает картину цветной светильник из множества сегментов, напоминающий разом и о работах Эль Лисицкого, и объекты — цветные лесенки Дональда Джадда. Это не руин-пабы Будапешт и не Тбилиси — кафе «Сюр» чуть меньше недели работает на пересечении Подкопаевского и Большого Трехсвятительского переулках и занимает помещение настоящего гаража.
Фотографии
Компьютеры, сюр и ГБУ «Жилищник»
Сооснователь «Сюра» Никита Фомкин уже несколько лет готовил план Б, чтобы уволиться с работы и открыть свое место. Часами смотрел свободные площади на «Авито» и «Циане» и даже чуть не подписал договор аренды с площадкой на «Бауманской». Здание в последний момент признали аварийным, и Никита вспомнил про огромные гаражные двери, мимо которых каждый день ходил домой. «Я пошел и докопался к соседней типографии. Они отправили меня на проходную, оттуда меня послали обратно в типографию. В итоге выяснил нужное имя, заключил договор», — рассказывает совладелец. «Сюр» он делает вместе с партнерами Кириллом Клесовым и Никитой Степановым, но именно Фомкина можно увидеть снующим между столами, принимающим заказы, выдающим маски на входе и поглаживающим пришедших в гости собак — в «Сюре» он проводит практически все время.
На самом деле по прямому назначению последние годы помещение не использовали. Когда-то здесь работала фирма «Формоза», торговавшая в начале 2000-х компьютерами, и гараж принадлежал им. Последние шесть лет площадь пустовала. За створками ворот обнаружились горы хлама, который новые арендаторы вывозили три дня, просторный зал и несколько помещений, часть из которых оборудовали под кухню, туалет и подсобку. Еще одну, дальнюю комнату за шесть лет простоя гаража не открывали ни разу, даже соседи по зданию не знали, что там скрывается. «Я устроил „Форт Боярд“, отыскал ключ, а там комната для карликов с очень низкими потолками. Будь у нас крепкий алкоголь, сделал бы там VIP-комнату, там как раз только присесть, выпив, и можно», — смеется Никита.
Но о крепком алкоголе говорить не приходится. Сплоченное комьюнити Ивановской горки (оригинальное название района в окрестностях метро «Китай-город». — Прим. ред.) разом ощетинилось на новичков. «Сюр» еще не успел заработать, а местные жители уже заподозрили арендаторов в открытии «наливайки вроде „Зинзивера“ с настойками и граффити» и обещали «разобраться с ними». А в детском саду, расположенном напротив, в настенном изображении заведения, на котором различимы очертания женских фигур, увидели эротику. Едва Никита выставил у входа кресла-скамейки, их увез ГБУ «Жилищник». Вернул после заявления в полицию, и то поломанными.
При этом Никита замечает, что «Сюр» позиционирует себя как кафе: работает до 22:30, делает кофе, подает несложную еду, из алкоголя — ничего крепче пива и сидра. Вечеринок на постоянной основе устраивать не планируют — лишние проблемы с местным комьюнити не нужны. Но на предоткрытие собралось порядка 700 человек — на улице стояла очередь из желающих заглянуть в небольшое помещение. А посмотреть здесь есть на что.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.