18 июня, пятница
Санкт-Петербург
Войти

Мусульмане в Москве Чеченец, турок, русская и ингуш — о традициях ислама, несогласованном митинге, Кадырове и жизни в Москве

Мусульмане в Москве

На несогласованный митинг у посольства Мьянмы в Москве 3 сентября вышло около тысячи мусульман. Несмотря на то что они скандировали «Аллаху акбар!» и совершили посреди улицы намаз, полиция не стала их трогать. В соцсетях тут же отреагировали на такое аккуратное отношение российских властей к местным мусульманам, которое объясняли страхом перед последователями ислама и особой дружбой Владимира Путина с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым.

The Village поговорил с мусульманами, живущими в Москве, и узнал, как им живется в столице, где они проводят досуг, как поддерживают связь в общинах и что думают о Рамзане Кадырове и несогласованной акции 3 сентября.

Фотографии

Марина Меркулова

В подготовке материала принимала участие Нина Абросимова

Курбан Дарсаев

39 лет, чеченец, бизнесмен

О халяльном бизнесе

18 лет назад я пришел на мясной рынок, и начал торговлю буквально за прилавком. С тех пор я создал несколько фирм, построил целую систему быстрой доставки халяльного мяса в торговые точки так, чтобы оно не успело испортиться. Последние несколько лет нам здорово помогла политика импортозамещения. Я ездил по регионам, договаривался с местными поставщиками и восстанавливал хозяйства. В 2016 году все рухнуло из-за проблем с инвесторами. Сейчас я обязан сохранить имя и отдать долги. Всевышний сказал, что если ты с чистыми намерениями делал дело, то он останется с тобой, «даже если ты должен все золото мира». Мое дело до сих пор помнят: на днях я сам покупал баранину на рынке в Печатниках. Потребовал принести мне самое молодое мясо и спросил, у кого они закупаются, мне ответили: «У Курбана». По воле Всевышнего сейчас мы открыли бизнес по новой.

О собраниях

В Москве не слишком удобно быть мусульманином: мало мечетей, молиться на улице не принято, а из-за пробок на намаз можно опоздать. Мы стараемся вообще не собираться в Москве группами нигде, кроме мечетей, потому что иначе русские начинают беспокоиться — мы всегда это знаем и чувствуем. Даже если каждый вечер просто в каком-нибудь одном кафе будут ужинать мужчины с бородами, это обязательно кому-то не понравится.

В пятницу, 8 сентября, мы все соберемся в разных мечетях и обсудим, как помочь страдающим мусульманам в Бирме и беженцам оттуда. Сейчас я живу на Кутузовском и обычно хожу в мечеть на Поклонной горе, но, может, поеду и в центр. Все мусульмане хотят найти правильный выход. Ведь если просто послать туда людей и убрать преступников в руководстве страны, ничего не изменится, конфликт глубже. Я считаю, что сейчас необходимо в первую очередь создать коридор гуманитарной помощи. У нас уже есть юристы, я знаю людей в Госдуме, которые хотят создать специальную организацию и собрать помощь, и среди журналистов, и среди благотворительных фондов, в разных национальных общинах в Москве, разных вероисповеданий.


На следующий день по всем московским рынкам правоохранители устроили проверки... Моих сотрудников спрашивали, участвовали ли они в митинге и был ли там я, зачем туда ходил


О лидерстве и митинге 3 сентября

За день до митинга мне пришло СМС о сборе мусульман у посольства. Я сразу обзвонил друзей, все подтвердили, что им тоже приходили сообщения. Я решил пойти, потому что в присланных роликах были зверства. Любой верующий человек не сможет смотреть на это спокойно. До этого я участвовал в митинге только один раз — в Грозном, против карикатур на пророка Мухаммеда, когда там тоже собирался мой народ.

Прямо у посольства меня выбрали одним из пяти координаторов протеста, мы должны были успокаивать молодежь и в теории могли пойти на встречу с послом как представители собравшихся. У нашей чеченской молодежи и у мусульман вообще уважение к старшим принципиально, старшие становятся лидерами. Я не политик, но в тот опасный момент важно было всех успокоить: и наших ребят, и полицейских. Я разговаривал и с начальниками, и с простыми бойцами, говорил: «Ребята, ни в коем случае не трогайте нас, у вас тоже семьи, давайте договариваться», выходил к своим с мегафоном. Во время переговоров к нам подошли и представители Рамзана Кадырова. Они поддержали выступления против геноцида, назвали преступления в Мьянме очевидными и передали, что Рамзан Ахматович тоже это знает. Среди глав республик в России он вообще откликнулся на призыв мирового мусульманского сообщества первым. При этом мусульманские богословы на митинг не пришли. Думаю, они беспокоились, не начнет ли толпа говорить лишнего, и не захотели рисковать.

На следующий день по всем московским рынкам правоохранители устроили проверки. Приходили и на Дорогомиловский, где у нас располагается офис и мясной цех. Моих сотрудников спрашивали, участвовали ли они в митинге и был ли там я, зачем туда ходил. Это было неприятно.

Магамед Котиев

26 лет, ингуш, председатель «Союза ингушских молодежных объединений»

Об ингушских студентах и русских девушках

Я приехал в Москву восемь лет назад из Карабулака. Я младший сын в семье. Это значит, что по традиции я должен вернуться в республику, чтобы остаться с родителями. Но в Ингушетии сейчас страшная безработица, поэтому после учебы я решил попробовать закрепиться здесь. На втором курсе понял, что хочу заниматься общественной деятельностью. Так я пришел в «Союз молодежных ингушских объединений» — мы создаем ингушские землячества в вузах, где учится больше пяти наших ребят, ищем среди них лидеров мнений. В 2015 году глава республики назначил меня заместителем постпредставителя Ингушетии, где я проработал до минувшего августа.

Говорят, что в Москве около 50 тысяч ингушей, но эта цифра завышена. Еще на госслужбе я услышал от МВД, что с ингушской молодежью в Москве проблем нет — мы «где-то в хвосте» по преступности среди этнических меньшинств. Есть кодекс чести ингушей — эздел. У нас, наверное, самая жесткая этика и культурные законы на Кавказе. Если ингуш будет в точности соблюдать эздел, его будут обожать местные в любом городе. Ни один кавказец не имеет права предъявить что-то русской девушке на улице. При этом, если я увижу, что ингушка приехала из республики и ведет себя неэтично по нашим нормам (например, надела штаны), я выскажу ей претензию. Потому что ингушей вообще всего полмиллиона, мы все друг другу дальние родственники. Дагестанке и чеченке и любой другой этнической мусульманке тоже можно что-то сказать, потому что по ней будут оценивать других мусульман.

Об ингушской Москве и стрельбе в воздух

В городе много кафешек, куда чаще ходит наша молодежь, есть и сетевые вроде «Чайхоны», но из примечательных — ресторан «Асса» (по названию реки в Ингушетии. — Прим. ред.) на Садовнической улице. Там ты чувствуешь себя как в ресторанчике на родине, и спиртное не подают — в исламе алкоголь запрещен. А все свои квартиры, например, я снимал в районе «Юго-Западной». Так сложилось, что там ингушей и кавказцев больше и просто не встретишь такой агрессии, как на «Щелковской». Последняя вообще как будто застыла в начале нулевых, подмосковные ребята до сих пор могут пристать к тебе у автовокзала со словами «есть позвонить?», поэтому и кавказцы там тоже обитают только группами.

Кавказцам, приезжающим в столицу, стоит задумываться, как вести себя уместнее. Например, ехать по Тверской в кортеже и стрелять в воздух — это неправильно. Но тот же Навальный однажды сказал, что нужно разрешить гей-парады и при этом запретить лезгинку в центре Москвы. Было обидно. Это красивый танец. Кстати, традиция стрельбы родилась из древнего свадебного поверья. Считалось, что если родственники невесты первыми выстрелят в воздух, когда ее выводят через порог отчего дома, значит, она будет главенствовать в семье, и наоборот. Конечно, сейчас это потеряло исходный смысл, и в республике на свадебную стрельбу даже установили запрет.

В Москве у ингушей не так много лидеров мнений. В инстаграме есть несколько популярных ингушских лент, например больше 100 тысяч человек подписаны на страницу @ingushetiya06. Есть страница Magas Times — как The New York Times, только Magas, — у нее порядка 80 тысяч подписчиков. (Магас — город в Ингушетии. — Прим. ред.) В инстаграме сейчас такие ленты, часто анонимные, есть у каждого кавказского народа — чеченцев, дагестанцев и других. Еще 90 % ингушей, у которых есть смартфон, сидят в WhatsApp. Telegram почему-то не прижился так, как на Ближнем Востоке.

Неделю назад семью Гуцериевых признали самой богатой в России. Они владеют Бинбанком, РуссНефтью и еще несколькими корпорациями. Гуцериев — исключительный бизнесмен, он не большой сторонник заниматься общественной деятельностью, но возможно его фонды занимаются благотворительностью на недоступном мне уровне. Открыто ингушским объединениям в Москве помогал, например, бизнесмен Алирхан Харсиев — сейчас он депутат в Госдуме. Магомед-Али Евлоев из команды Гуцериева сейчас помогает нам устроить многие мероприятия.

О московских драках с осетинами

В ютьюбе можно найти много роликов о стычках между ингушами и осетинами в Москве, когда молодежь собирается стенка на стенку. Мое поколение выросло на историях об осетино-ингушском конфликте, в котором наш народ оказался проигравшей стороной, мы помним кадры зверств не намного лучше тех, что сейчас приходят в Мьянме. В нынешней Северной Осетии есть Пригородный район, из которого ингушей выгнали в советское время. Вопрос с Пригородным районом нужно решать на федеральном уровне. Но если там, в республиках, мы практически не пересекаемся, то в Москве мы учимся в одних и тех же вузах. Я сам был участником одной из стычек, когда драка началась прямо в стенах университета. Сейчас таких стычек почти нет, их время будто прошло. Это хорошая тенденция, потому что в Москве нам делить нечего.


Ни один кавказец не имеет права предъявить что-то русской девушке на улице


О митинге 3 сентября

Я был у посольства Мьянмы в воскресенье. Не могу сказать, что полиция работала как-то иначе, чем на других митингах. Насколько я знаю, несколько человек все же задержали. Но это и не было митингом по факту: ни транспарантов, ни заявлений, ни вызова. Была только солидарность с теми мусульманами, которые страдают и умирают в Бирме. Никто же не называет митингом возложение цветов 9 мая? Это был стихийный сход. Я увидел призыв выйти у каких-то чеченских ребят. Чеченцев там вообще было очень много. Пришел даже сам постпред Чечни, выступал помощник депутата Делимханова, а Союз чеченской молодежи распространил обращение. Кадыров писал о Мьянме еще до первого числа. Возможно, ребята восприняли его слова как сигнал к действию. Позиция же ингушского постпредства состояла в том, чтобы не посещать несанкционированные мероприятия. Я считаю, и политикам, и полиции тут нужно руководствоваться принципом «не навреди».

Пропустить время обеденной молитвы для мусульманина — тяжкий грех, сравнимый с убийством. Поэтому я не могу осуждать тех, кто молился на митинге у посольства, прямо на тротуаре, но понимаю, почему для других москвичей это может выглядеть странно. Дело в том, что потребность у мусульман в мечетях даже больше, чем у христиан в церквях, мы молимся пять раз в день. На работе стараемся делать это незаметно, в стороне ото всех, но и мне однажды начальство сделало замечание. В Москве всего шесть крупных мечетей на миллион мусульман. Каждую пятницу Большую Татарскую улицу, где расположена Историческая мечеть, перекрывают из-за большой пятничной молитвы. Было бы хорошо, если бы на каждый округ приходилась хотя бы одна мечеть, ведь православные храмы есть вообще у каждой станции метро, и их станет еще больше из-за программы «200 храмов», хотя многие церкви и сейчас пустуют. Я сам тоже хожу в Историческую мечеть, так удобнее ехать с работы — мусульмане не придирчивы в этом вопросе и выбирают тот храм, который ближе к ним физически.

Насима Бокова

34 года, русская, журналист

О переходе в ислам

Я родилась в Санкт-Петербурге, но оканчивала школу уже в Москве. Мои родители светские, не религиозные. Мама, наоборот, всегда была очень либеральная, современная, считала, что нельзя ставить себе никаких запретов, надо пробовать все.

На первом курсе университета я услышала, что у знакомых русская девушка приняла ислам, и меня это удивило. Ведь я ничего, как и многие, про ислам не знала. Накануне его принятия я проводила лето в деревне под Питером, ходила в православный храм, мне было интересно, и я искала ответы, но у меня оставались вопросы. В юности у меня был интерес к тайному, мистицизму, эзотерике, я читала много книжек, Кастанеду и Ницше. И вдруг я решила, что мне надо все выучить и узнать про ислам. Я пошла в книжный магазин и купила книжек про основы ислама разных авторов. Стала читать, и у меня сложилась картина мира, стало все понятно, многое откликнулось в сердце.

Сейчас я понимаю, что в 18 лет это был своего рода протест против навязанных обществом ценностей. Я сидела как-то ночью, обложившись книжками, и читала, как принять ислам. Там было написано, что надо произнести шахаду. Я ее прочитала несколько раз, потому что мне понравилось, как она звучит. И это был такой момент: ты сидишь в ночи, а рядом спит твоя мама и не ведает, что ты сейчас переступаешь в другой мир — это же мегакруто, круче, чем стать наркоманом или прыгнуть с парашютом. А до этого ты сидел в тупике, не хотел идти в институт, потому что не видел будущего. Все казалось бессмысленным, серым и дурацким. Ислам дал правильный смысл, показал, где я могу раскрыть себя как личность, как женщину в первую очередь.

Об исламских ценностях

Я очень быстро вошла в самую строгую форму ислама. Утром я объявила маме, что вообще не сяду за ее стол есть ее колбасу. И тут же переоделась. Я думала, что у меня теперь есть ценности, за которые я хочу бороться. Мне нравится, что в исламе у тебя есть прямой контакт с Богом, не нужно идти в храм или к сведущему человеку, можно обращаться к Богу на любом языке, то есть достаточно внутреннего желания. Еще в исламе меня привлекло, что там все организованно, очень верно обозначено место женщины и мужчины.

То, что в исламе сказано: якобы женщина — это загнанное существо, а мужчина превыше всего, я вижу так, что у каждого своя зона ответственности, и каждый там стоит в ней на высоком уровне. Ислам помогает максимально раскрыть непосредственно женскую природу, а мужчина в нем — защитник и добытчик. Но накладывается смешение традиций и культур, отсюда возникает неправильная трактовка, и мужчина начинает командовать не только вне дома, но и в нем. Ислам изначально не про это, а про то, что каждая личность должна развиваться в своей отрасли. Конечно, женщина может выполнять мужскую работу круче, чем мужчина. Мы знаем кучу примеров женщин-мусульманок, которые открывали университеты и бизнес. Женщина в полном праве делать то, что ей лучше, а отец должен оберегать дочку и жену, но не контролировать.

О жизни мусульман в Москве

Я ношу платок, поэтому мне в Москве не так сложно, мой стиль в одежде меня не выдает. Я перестала себе нравиться в хиджабе — он делает меня очень женственной, а я хочу оставаться в одежде неузнанной. Что касается халяльной еды, то ее сейчас можно найти в любом месте Москвы, в крайнем случае я могу взять вегетарианское или рыбное блюдо. Я пользуюсь обычной парикмахерской, там договариваюсь, что меня отводят в отдельную комнату, потому что в общем зале есть мастера-мужчины.

Конечно, в моей жизни есть ограничения. Я могу одеваться как хочу только в закрытом помещении, а свободно ходить на спорт — нет. Очень хочется пойти в бассейн, но не хочется доказывать, что ты не мартышка в буркини. Чаще всего люди сейчас шутят, узнав, что я мусульманка: «А ты не из ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. — Прим. ред.)»? Летом спрашивают: «Тебе не жарко ли в платке?» Но в 30 градусов всем жарко.

Среди женщин-мусульманок распространены встречи и тренинги, в том числе психологические: как быть хорошей женой, как раскрыть свои женские качества, построить отношения с детьми и родителями. Так получилось, что в исламе вокруг себя сплочают кружки женщины-дизайнеры. Мусульманки же в основном сидят дома с детками, и им нужна реализация. Девушки овладевают потрясающими техниками шитья, делают косметику, ведут красивые инстаграмы, потом все встречаются на маркете. Есть проект Wandi, который проводит крупные маркеты. Я не занимаюсь хенд-мейдом, но помогаю делать ежедневники для мусульман «Фисабиль».

Девочки-мусульманки иногда делают домашние пати, без мальчиков, конечно. Бывают тематические вечеринки, где рисуют хной, готовят, проводят детские праздники. Еще исламская тусовка разбивается по этническому признаку, например турецкие жены тусуются в своих кругах, часто даже живут неподалеку. Еще есть местные религиозные организации — это молельные комнаты, которые официально зарегистрированы, то есть это не мечети, но выполняют их функции. И там проводятся медресе — детские воскресные школы.


Я перестала себе нравиться в хиджабе — он делает меня очень женственной


О митинге 3 сентября

Я не ходила на митинг, у моего ребенка был день рождения. Я считаю, это был не столько исламский митинг… Так сложилось, что большинство присутствующих там представляло определенный этнос. Когда я первый раз услышала про этот митинг, у меня возник вопрос: кто рассылает, первоисточник? Мне информация попала по вотсапу. Тут же Мурад Мусаев (адвокат. — Прим. ред.) написал в фейсбуке, что митинг несанкционированный. Я многодетная мама в разводе, я ращу детей, и поэтому я поняла, что мне не стоит идти туда. Я слышала накануне заявления Кадырова, и я предполагала, какую силу продемонстрируют те, кто придет.

Я это вижу как некое показательное выступление. На моей памяти так много мусульман собиралось только на праздник. И при этом с ними так обходительно себя вели! Потому что была такая установка. Им позволили там быть, даже прочитать намаз. Это все что-то значит, это договоренности. Очевидно, что когда чеченский народ в большом количестве выходит и его лидер просит никого не трогать — их никто не трогает. Жаль, что так сплоченно мусульмане не выходят в центре Москвы, когда гибнут их собратья в Сирии или Палестине.

Юсуф Шен

41 год, турок, глава турецкой диаспоры в России

Я приехал в Россию еще 22 года назад учиться на лингвиста-переводчика, окончил МГУ. После выпуска остался в Москве работать, преподавал языки, написал учебник по турецкому. Пять лет назад создал в Москве сообщество для помощи турецким студентам, и всего два года назад мы начали развивать платформу турецкой диаспоры, чтобы объединить уже всех: и наших рабочих, и бизнесменов, и студентов, и русско-турецкие смешанные семьи. Нужно понимать, что отношения между Россией и Турцией вообще начались только в 1990 году, это молодая дипломатия. Мигранты были, но общественная жизнь у турок здесь началась вообще пять лет назад. До этого существовал, например, «Союз турецких бизнесменов», но это очень узкий круг, и было сообщество турецких женщин — слишком пассивное.

О московских деньгах и турецких пабликах

В Москве живут 25 тысяч турок. Это очень мало на самом деле. В Германии, Нидерландах, Бельгии больше турок живут. Да в том же Стамбуле живут 200 тысяч русских, потому что в Турции виза гражданам России не требуется. А в Москве, даже если турок хочет пробыть здесь три дня, он должен много заплатить и оформить визу, потом через семь дней сделать регистрацию. К тому же Москва — очень дорогой город. Не каждый может позволить себе здесь такую же жизнь, как в Турции.

Единого турецкого центра здесь пока нет, хотя я буду работать над этим в следующие месяцы. Но у нас есть отзывчивое консульство. В Москве четыре-пять коммерческих ресторанчиков, куда наши люди стараются ходить за родной кухней — на Арбате, на «Новых Черемушках», на «Комсомольской». Можно назвать их местом объединения. Из традиционных СМИ для турок в Москве выбор небольшой, я получаю только газету Gazetem — она распространяется по подписке. Сейчас вся активность в соцсетях — в фейсбуке есть группа нашей диаспоры в России, в которой состоят 27 тысяч человек. В ней вся информация переведена на оба языка.

О преодолении кризиса

В какой-то степени кризис между Россией и Турцией, который возник после ситуации со сбитым истребителем, спровоцировал рост диаспоры. Каждый день мне приходило по сотне писем на почту и в фейсбук. В основном люди писали, как они страдают из-за ужесточения границы и что они больше не могут приехать в Россию, где у них друзья и родственники. Были случаи депортации даже тех, кто получил визу. Публиковалось много фотографий и видеозаписей плохого обращения с турецкими гражданами, но мы решили не публиковать все, потому что это могло обострить и без того сложные отношения между странами. У нас не было задачи выяснить, кто прав, а кто виноват, — мы хотели просто прийти к миру. Меня звали и на федеральные телеканалы, но я сходил только один раз, тоже было много провокаций, СМИ приписывали туркам слова, которых мы не произносили, нас обвиняли в терроризме.

Когда градус стал снижаться, я начал ходить и в госорганы, был в Государственной думе. Мы организовывали очень много мероприятий: концерты «дружбы стран», турецкие завтраки, круглый стол, куда пригласили интеллигенцию — журналистов, писателей, общественных деятелей. Отдельная проблема была с санкциями для бизнеса, которые сняли окончательно только три месяца назад. Российские компании в строительстве, текстиле и другие сферах не могли брать на работу турецких граждан, им запретили открывать новые фирмы. Правда, был список исключений для самых крупных предприятий — нескольких банков, девелоперов, туристических фирм, — для них придумали квоту. К сожалению, мы как диаспора не занимаемся трудоустройством, фабрики у меня своей нет. Мы могли только порекомендовать людей, если какая-то компания обращалась к нам за помощью в поиске сотрудников.


В Москве живут 25 тысяч турок. Это очень мало… в том же Стамбуле живут 200 тысяч русских, потому что в Турции виза гражданам России не требуется


О мусульманах и митинге

90 % местных в Турции исповедуют ислам. Значит, мы мусульмане. Другое дело, что есть мусульмане, которые все обряды справляют, а есть те, кто себя к ним просто причисляет. Это просто разные категории. Нельзя сказать, что турок не может быть светским человеком. Вот я тоже светский, ношу костюм, стараюсь ходить в мечеть, когда есть время.

Мы видели, как мусульман собирают на митинг в воскресенье, но он не был санкционирован. А для турок, как для иностранцев, участие в таких стихийных собраниях грозит 15 сутками ареста или даже депортацией. Поэтому мы не могли поддержать мусульман в таком формате. Если нас пригласят на некую согласованную акцию — мы с радостью поучаствуем. Я тоже мусульманин и не вижу противоречия в том, чтобы выйти и поддержать людей, когда ты сам испытываешь внутреннюю боль. Это геноцид, и молчать об этом нельзя, иначе убийства в Мьянме не прекратятся.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я живу с „женским обрезанием“»
«Я живу с „женским обрезанием“» Монолог женщины с Урала, пережившей калечащую операцию в младенчестве
«Я живу с „женским обрезанием“»

«Я живу с „женским обрезанием“»
Монолог женщины с Урала, пережившей калечащую операцию в младенчестве

«Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным
«Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным Создатель заблокированного «Спутника и погрома» — об АП, Навальном и сходстве русских националистов с гомосексуалами
«Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным

«Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным
Создатель заблокированного «Спутника и погрома» — об АП, Навальном и сходстве русских националистов с гомосексуалами

«Я скрывала свой пол, чтобы драться с мужчинами на ринге и улицах»
«Я скрывала свой пол, чтобы драться с мужчинами на ринге и улицах» История 22-летней Татьяны Дваждовой, принципиально не согласной на гендерное разделение в спорте
«Я скрывала свой пол, чтобы драться с мужчинами на ринге и улицах»

«Я скрывала свой пол, чтобы драться с мужчинами на ринге и улицах»
История 22-летней Татьяны Дваждовой, принципиально не согласной на гендерное разделение в спорте

Как я плавала в буркини в Москве
Как я плавала в буркини в Москве Девушка в мусульманском купальнике в «Чайке» и Серебряном бору
Как я плавала в буркини в Москве

Как я плавала в буркини в Москве
Девушка в мусульманском купальнике в «Чайке» и Серебряном бору

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?

Дача в Комарово в проекте молодого фотографа

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей

Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт

Первая полоса

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?
«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем? И как поддержать его организаторов
«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?

«Дикую мяту» отменили за сутки до начала. Что будет с фестивалем?
И как поддержать его организаторов

Дача в Комарово в проекте молодого фотографа
Дача в Комарово в проекте молодого фотографа 7 снимков о жизни в старом доме
Дача в Комарово в проекте молодого фотографа

Дача в Комарово в проекте молодого фотографа
7 снимков о жизни в старом доме

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
Промо
Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей И как сделать городской транспорт еще удобнее
Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
Промо

Быстрее на метро: Почему горожане отказываются от автомобилей
И как сделать городской транспорт еще удобнее

Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт
Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт А также удмуртский электрофолк и якутский хоррор
Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт

Возвращение Kings of Conveniece, фильм про учителя-амфибию и книга про ремонт
А также удмуртский электрофолк и якутский хоррор

Ростичерия «МатаМата», спикизи-проект Room DND, кафе The Bun и очень красивое велокафе на Невском
Ростичерия «МатаМата», спикизи-проект Room DND, кафе The Bun и очень красивое велокафе на Невском
Ростичерия «МатаМата», спикизи-проект Room DND, кафе The Bun и очень красивое велокафе на Невском

Ростичерия «МатаМата», спикизи-проект Room DND, кафе The Bun и очень красивое велокафе на Невском

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом Советуют эксперты финансового рынка
Как начать инвестировать и не пожалеть об этом

Как начать инвестировать и не пожалеть об этом
Советуют эксперты финансового рынка

29 главных событий недели
29 главных событий недели «Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival
29 главных событий недели

29 главных событий недели
«Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival

The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России
The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России Рассказывает Сергей Храмцевич
The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России

The RIG: Как делать экспериментальный джаз в России
Рассказывает Сергей Храмцевич

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»
Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Матч во время ковида: Как выглядит Петербург в «третью волну»

Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо
Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз И как жить активной жизнью с таким диагнозом
Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз
И как жить активной жизнью с таким диагнозом

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

От мечты до полета к звездам
Спецпроект
От мечты до полета к звездам Как сложилась карьера тех, кто в детстве грезил космосом
От мечты до полета к звездам
Спецпроект

От мечты до полета к звездам
Как сложилась карьера тех, кто в детстве грезил космосом

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе Mr. Oizo снова снимает абсурд
«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе

«Жвалы»: Джей и Молчаливый Боб заботятся о мухе
Mr. Oizo снова снимает абсурд

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Подпишитесь на рассылку