25 мая, среда
Москва
Войти

Кто учится современному искусству и сколько это стоит Взрослые люди рассказывают, для чего им диплом современного художника

Кто учится современному искусству и сколько это стоит

«Современный художник» в России — это все еще не профессия из государственного реестра. Хотя есть «Строгановка», «Суриковка», «Муха» и другие государственные вузы, известные крепкой академической выучкой, именно современному искусству приходится учиться где-то еще. Такие школы имеют вес в профессиональном сообществе, однако не дают высшего образования (за исключением Британской высшей школы дизайна). The Village поговорил с четырьмя новоиспеченными студентами московских школ о том, что такое современное искусство и зачем они пошли ему учиться.

Владимир Карташов, 20 лет


Институт «База»

Обучение: 2 года, 80 тысяч рублей в год

bazaeducation

По диплому я художник-живописец. Любая профессия — это умения и практика. А я, получив художественное ремесло, абсолютно не знаю, что с ним делать: уже не советское время, когда был госзаказ. Любая профессия оплачивается, и если работа не приносит заработок, то логично ее сменить. Но если ты как художник коммерчески не успешен, то не перестанешь писать — все равно тянет. Материальные вопросы отступают, на первом плане стоит сверхцель. В искусстве нельзя отработать с 9 до 18, а потом домой пойти — это вся жизнь, а не профессия. Получив ремесло, я понял, что живу вразрез с актуальным искусством, поэтому поступил в институт «База».

Художнику нужно обязательно учиться в современных институциях, потому что современное искусство приняло форму многоуровневого организма, в котором сложно разобраться. Это химера, к которой нужно подойти с научной точки зрения, халатное отношение тут недопустимо.

Современный художник — тот, кто исследует информацию вокруг и разрушает иерархии. Объект его внимания — это маргинальное, случайное и эфемерное, то есть то, что традиционно не попадало в сферу внимания искусства. Успех художника — в умении деконструировать, а не в том, чтобы попасть в фонд музея или продавать работы. Как показывает практика, произведения в фондах теряются, портятся или просто остаются ненужными. Художник успешен, когда он привносит вклад в искусство, как в науку.

Выбор был неслучайным. В «Базе» нет свода правил. Сюда приходят не ученики и не студенты, а художники, поэтому на лекциях идет живая коммуникация. Не может не радовать педагогический состав: сначала ты изучаешь работы этих людей на истории искусств, а потом они ведут у тебя лекции.

Главное исследование в искусстве для меня — это поиск нового романтизма в традиционных медиа, то есть холст/масло. Я пробовал работать с видеоартом и фотографией, но в своем дискурсе они не доходят до абсолюта. После учебы я хочу возродить интерес к живописи и встроить ее в сферу современного искусства. Для меня имя галереи имеет меньше значения, чем высказывание. Я планирую делать выставки для себя: в случайных, труднодоступных и закрытых местах вроде заброшенных домов и частных территорий, куда сможет попасть ограниченное количество человек.

Я буду создателем и потребителем. На мой взгляд, искусство — это что-то для узкого круга ценителей. Когда оно выходит в массы, то теряет свои функции, неся либо развлекательный, либо идеологический характер, и впоследствии к нему теряется интерес — вспомним советское искусство. Однажды искусство обретет смысл для всего общества, но только когда мы все окажемся на ступени эстетических потребностей пирамиды Маслоу. Современное искусство, включая в себя множество вещей, в итоге остается ничем — только современным искусством.

Антанас Яциневичюс, 28 лет


Школа фотографии и мультимедиа

Программа: Мастерская «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина

Обучение: 3 года, стоимость 1–2 курсов — 150 тысяч рублей в год, 3-го курса — 75 тысяч рублей в год. На курс есть 30 бюджетных мест, требуется оплата технического сбора в 50 тысяч рублей.

mdfschool

Первое мое образование было технического толка, но скорее потому, что дали установку «надо». Я проработал почти два года после института в офисе, уволился и с тех пор никакого постоянного места не имею. Арт-среда пришла в жизнь сама, и все срослось естественным путем.

Фокус моего внимания — саунд-арт, инсталляции, перформативные практики. Назвать художников? Джон Кейдж когда-то изменил мой взгляд на вещи, арт-группа «Война» и Петр Павленский сыграли роль в моей жизни, Vtol нравится. Из современников, которых я бы отметил, это: Боря Клюшников — любимый искусствовед и лектор, Алек Петук — прекрасный художник, мыслители Сергей Степанищев и Роман Михайлов, Лабрадор Галактика.

Художественных институций за плечами до этого у меня не было, общался с друзьями и читал книги. Но не считаю, что прямо всем необходимо учится где-то — это индивидуально. Я выбрал «Школу Родченко», потому что мне импонирует ее практическая направленность и нравится атмосфера. После учебы планирую поездить по резиденциям, наладить контакты с Европой. Первую персональную выставку мечтаю сделать в MoMA, конечно!

Любой художник, творящий в современности, является современным. Он работает с актуальными проблемами (удивительно, да?). Художник глобально — это, в первую очередь, образ мышления и восприятия.

Художник — это, определенно, профессия. Конечно, если понимать профессию как то, куда человек вкладывает большую часть сил и на что направлен его основной фокус внимания. Даже если, как часто бывает, доход приходит из другой области, эта работа — подработка, которая дает возможность творческой реализации. Лично мне просто хочется делать хорошие работы, находиться в арт-среде и участвовать в выставках и резиденциях.

Полина Стадник, 31 год


«Свободные мастерские» ММОМА

Программа: «Новейшее искусство»

Обучение: 1 год, 45 тысяч рублей в год, есть и бесплатные места

mmoma

Я окончила магистратуру «Прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных экологических ситуаций» Уфимского государственного авиационного технического университета. К визуальному искусству меня тянуло с детства. Окончив детскую художественную школу, я поняла, что классическим живописцем не стану, но хочу дальше двигаться в этой области. Были мечты о кинорежиссуре, но постепенно я пришла к фотографии, чем и занимаюсь сейчас. Это арт-фотография, нетрадиционные способы ручной печати. Работаю над темами архетипа, человеческого сознания, времени. Я три года была художником-фотографом в Оперном театре в Екатеринбурге и сделала большой проект, посвященный памяти, театру и русскому классическому балету.

Если хочешь что-то делать профессионально, учеба необходима. Редким единицам удавалось реализовать себя как художника, действуя по наитию. Я уже неоднократно училась современному искусству в России и за рубежом: в японской мастерской Takashi Homma, латвийской International Summer School of Photography, летней школе «Русского репортера». Про «Свободные мастерские» знаю давно, там учились мои друзья и знакомые. Мне понравился курс, который ориентирован на теоретическое изучение современного искусства в России и за рубежом и проектную работу. Я жду от учебы качественного и глубокого погружения в художественную жизнь Москвы, знакомства с профессиональным сообществом.

После учебы мечтаю выйти за рамки арт-фотографии и делать проекты на стыке с текстом, видеоартом, пластическими скульптурами, театром. Первую выставку хотела бы в ММОМА, а где еще! Хотя у меня уже была первая персональная, и вторая тоже была. Третью хочу в Москве, но главное, не где, а с кем — с единомышленниками и людьми, близкими в своих художественных устремлениях и мировоззрении.

Любимых художников очень много: это и современные композиторы, такие как Филип Гласс, Арво Пярт, Паола Престини, Освальдо Голихов, и японские фотографы ХХ–ХХI веков (Масао Ямамото, Хироси Сугимото, Ринко Каваучи), китаец Рен Ханг, Сара Мун, и классики живописи — Ротко, Шиле, Миро, Магритт, Герхард Рихтер, Эрик Булатов, Инфантэ-Арана. Люблю их за глубину, бесконечный поиск, утверждение свободы человека и силы художественного образа.

Современное искусство для меня — это поле, в котором происходит диалог между художниками — носителями идей, теми, кто, проводит их в жизнь, и зрителями. Не важно, на каком языке, главное, чтобы все имели возможность свободно говорить и слушать, сохраняя обоюдное уважение. Думаю, что система искусства говорит о состоятельности общества. Мы все больше уходим от ориентации на одни лишь материальные ценности. И здесь искусство дает возможность двигаться в сторону тонкого, нематериального, духовного — с тем, чтобы лучше узнать себя и мир, в котором мы живем.

Ксения Данилова, 28 лет


Британская высшая школа дизайна

Программа: Программа дополнительного образования «Современное искусство»

Обучение: Российское дополнительное образование от 315 тыс руб. в год, 2 года; британский бакалавриат - от 304 тыс. руб. в год, 3 года.

britishdesign

Основное образование я получила в рекламе, до этого изучала историю искусств в Высшей школе экономики. Я не считаю себя художником: художник должен жить своим делом, создавать работы на животрепещущие для него темы. Есть мнение, что художниками рождаются и с первых лет жизни они начинают рисовать. Если оценивать по этим критериям, то это не про меня, хотя я тоже с детства любила рисовать, но не спала с карандашами в обнимку. Мне нравится самой пробовать творить, экспериментировать в творчестве. Однако я отношу себя скорее к людям, которые интересуются искусством, чувствуют его, пропагандируют, призывают общество к развитию, — такой идейный вдохновитель.

Я изучаю творчество художников, слежу за миром искусства. С огромным удовольствием делюсь информацией со своей семьей и друзьями, периодически устраиваю, если можно так сказать, дружеские творческие встречи, вожу в музеи, галереи, рассказываю о художниках, пару раз даже делала выездные мероприятия. Некоторые друзья называют меня музой, потому что я всегда придумываю, чем заняться и куда сходить: культурная программа — театры, концерты, выставки — всегда на мне. Некоторые даже пошли учиться рисовать после встреч со мной.

Я не буду оригинальной, наверное, но мои любимые художники — это Герхард Рихтер, Марк Ротко. Я обожаю абстрактный экспрессионизм. Их работы для меня — идеальное созерцание, как медитация. Они говорят на языке цвета, форм. Их картины можно почувствовать на физическом уровне. Из российских современников — Илья Кабаков и Кирилл Кто, их тонкий юмор поднимает даже самое плохое настроение и дает пищу для размышлений.

Я выбрала «Британку», потому что считаю, что она дает актуальные знания, учит мыслить, рассматривать новые точки зрения. Школа дает возможность попробовать и научиться практически любому виду искусства, понять, что ближе и интереснее путем эксперимента. За этим я и пришла: своими руками попробовать творить в абсолютно разных областях, на что самостоятельно, возможно, мне бы не хватило смелости. Здесь с поддержкой профессионалов и просто классных творческих людей я надеюсь лучше узнать себя и посмотреть, на что я способна. Это также возможность познакомиться с интересными, важными фигурами в этой сфере и пообщаться с молодыми художниками, узнать, что им интересно и чем они живут, найти единомышленников.

Я не считаю, что на современного художника обязательно нужно учиться, но учиться новому и развиваться нужно и полезно всегда. Даже имея грандиозную идею, можно не знать, как ее реализовать, — вот этому как раз можно научиться в специальных заведениях.

Я мечтаю и дальше пропагандировать искусство в массах, хочу делать выставки для молодых российских художников: хочется, чтобы наши люди интересовались и понимали искусство. Как показывает опыт, нужно уметь адаптироваться ко времени, ситуации и слушать себя, поэтому посмотрим — возможно, в процессе обучения что-то поменяется, и у меня появятся новые идеи по поводу своего будущего.

Современное искусство — это инструмент формирования личности. Оно имеет отпечаток действительности, который заставляет человека обращаться к познанию идеалов, оно затрагивает чувства и мысли людей, заставляет думать, развивает интеллект.


Фотографии: 1 – Владимир Карташов, 2 – Михаил Гребенщиков, 3 – Антанас Яциневичюс, 4, 5, 6 – Полина Стадник, 7 – Ксения Данилова

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут художники
На что живут художники The Village узнал, сколько зарабатывает и на что тратит деньги художница из Петербурга
На что живут художники

На что живут художники
The Village узнал, сколько зарабатывает и на что тратит деньги художница из Петербурга

Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»
Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген» 20-летняя художница — о нашумевшей акции с менструальной кровью и о том, зачем превращать искусство в мем
Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»

Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»
20-летняя художница — о нашумевшей акции с менструальной кровью и о том, зачем превращать искусство в мем

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками
Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне

Порох, Хиросима и мир без границ: Что нужно знать о Цай Гоцяне
Почему китайский художник завалил вход в Пушкинский музей детскими колясками

Все фото с выставки Мураками, которые заполонят вашу ленту
Все фото с выставки Мураками, которые заполонят вашу ленту Мы сделали эти селфи за вас
Все фото с выставки Мураками, которые заполонят вашу ленту

Все фото с выставки Мураками, которые заполонят вашу ленту
Мы сделали эти селфи за вас

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Первая полоса

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Подпишитесь на рассылку