В минувшие выходные в «Гараже» клеили коллажи, бродили в воздушных шарах и беседовали с незнакомцами — накануне переезда в парк Горького центр современной культуры провел «Арт-эксперимент 2011». Помещения Бахметьевского автопарка стали огромной мастерской для детей и взрослых, призванной показать, что перформансы, инсталляции и видеоарт — это увлекательно и доступно. The Village посмотрел, как происходит погружение москвичей в арт-среду, и узнал, что для них значит современное искусство.

Детей на «Арт-эксперименте» было едва ли не больше, чем взрослых. По бывшему автопарку курсировал бесконечный круговорот молодых родителей с колясками, бойких школьников и интеллигентного вида бабушек с внуками. Вдобавок для школ и интернатов сделали бесплатный вход, так что на каждом шагу попадались организованные группы, которые, впрочем, при любой возможности рвали строй. Что понятно: с одной стороны экспериментальное имбирное печенье украшали съедобными «образцами с других планет», с другой — манил лабиринт света, из угла с банками ароматизированной краски ощутимо доносился запах жевательной резинки. Рядом кромсали на части журналы с портретами Бари Алибасова и Барака Обамы и делали DIY-значки. Особой популярностью пользовалась имитация наивного искусства (у многих посетителей — подлинное), встречались надписи «Be happy» и «Собака-самоед». Неподалеку на стене кто-то наклеил стикер «Хочу, чтобы моя мама вышла замуж».

 

Добро пожаловать в арт: современное городское искусство
На заборе написано: интервью с художником Игорем П.

 

Самый большой ажиотаж — у комнаты «Половина доступного воздуха», где воссоздали известную работу британского художника Мартина Крида. Куб был наполовину заполнен желтыми шарами, продраться сквозь которые не так просто и весело, как казалось из очереди. Изнутри доносились хлопки, из двери вместе с шарами вылетали посетители со вставшими дыбом волосами, ощутившие на себе бескомпромиссный авторский концепт. Пожалуй, здесь это самый явный пример современного искусства в действии.

По соседству показывали интерактивный видеоарт, самые маленькие ползали по лабиринту из плексигласа, вокруг него наворачивали круги родители. В книжном шел проект «Разговор с незнакомцем», кажется, оставшийся здесь от Марины Абрамович: за одним из столов две барышни активно жестикулировали, рядом седой дедушка о чем-то с достоинством рассказывал вежливому подростку. Из-под елки, нарушая все каноны холодной войны, звучали американские и советские эстрадные стандарты.

Почти все то же самое здесь было год назад, даже новая инсталляция британских художников Оливера Ирвина и Эми Томас «Внутренний излом» с участием веток, глины и краски не сильно отличается от прошлогодней. С другой стороны, в отличие от художников, ползать по полу и пачкаться в краске, да еще во имя искусства, всем присутствующим удается только раз в год — почему бы не повториться.

 

Прямая речь: Австрийский исследователь паблик-арта о музеефикации городов и креативных мэрах

 

Прямая речь: Берлинский художник о сквотировании пространств

 

Что такое современное искусство?


ВАРВАРА, ИГОРЬ И ГЕРМАН

Игорь: «Может быть, это отражение времени, видение людей, с которыми мы в одно время живем. Это мысли и взгляды очень узкого круга людей, которые основаны на определенном контексте, и если ты не знаешь этого контекста, то современное искусство очень тяжело понять».

 


 


НИКА И ЛЕВ

Ника: «Даже художники не могут ответить, что такое современное искусство. Это помесь аттракциона и исследования всего, что есть — и мира и собственных границ между разными дисциплинами, разными областями знания».

Лев: «Это такая штука, которая вдохновляет!»

 


 


МИША, ЯНА, ПАША, ЛЕНА

Паша: «Современное искусство — это Энди Уорхол! Он основатель современного искусства, от него же все пошло! Да что вы их спрашиваете, для них даже "2х2" ничего не значит, а вы про современное искусство! Тут же думать надо».

 


 


ЕЛЕНА, ГЛЕБ И ВЕРА

Елена: «Сложно сказать, вот дети наши, наверное — это мое искусство. Вообще мы живем рядом, так что здесь постоянные клиенты. Что-то конечно непонятно из современного искусства, но детям все нравится, нам вообще это близко, у нас все в семье архитекторы и художники».

 


 


МИЛА И ДИАНА

Диана: «Это необыкновенная импровизация в большинстве случаев, что-то необычное, нестандартное. Мы здесь первый раз, но нам очень все нравится, вот рисовали картину, и руки до сих пор клубничкой пахнут!»



ПЕРВАЯ СМЕНА:
ИСТОРИЯ И ПЛАНЫ ЦЕНТРА
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ»