Дрэг-артисты Об образах, работе, косметике и реакции окружающих

Дрэг-артисты

Дрэг-квин на Западе выбились из андеграунда в мейнстрим благодаря шоу RuPaul’s Drag Race и соцсетям. В России тоже есть свои локальные звезды дрэга, у некоторых из них десятки тысяч поклонников в инстаграме и TikTok, но это предел их успеха. Получить миллионные рекламные контракты им мешают гендерные стереотипы и общественные предубеждения. The Village пообщался с четырьмя дрэг-артистами — тремя мужчинами и одной девушкой — о том, какой косметикой лучше наносить грим, как прятать (или имитировать) член и почему на российской травести-сцене все грустно.

Фригида

Сергей, 24 года

Фригида любит ретро и фигурное катание. Когда Фригида выходит из образа, она становится Сергеем, выпускником МГУ и преподавателем норвежского языка

Не все то, что мне хочется делать на сцене, подходит для клуба. Дрэг в России скован форматом

С января 2019 года я работаю в «Центральной станции». Это очень старый и самый известный московский клуб. Дрэг — моя основная работа. Параллельно я еще работаю репетитором норвежского и русского языков. У меня обычно три-четыре постоянных ученика, с которыми я занимаюсь несколько раз в неделю. Это так странно. Сначала ко мне обращаются как к Сергею Алексеевичу, а через несколько часов: «Эй, ты, п***а!»

Шоу

В «Центральной станции» от нас требуют каждый месяц готовить один новый номер с танцорами и один сольный. У нас как в театре: делаешь номер, под него отдельный костюм и показываешь его пока номер не «износится». Костюм со всеми стразами, блестками, аксессуарами и париком обходится где-то в 15 тысяч. Танцоров тоже надо одеть — еще 8 тысяч. Итого новый номер обойдется тебе в 20 с лишним. Часто приходится экономить, забивать на Сережу, чтобы сделать хороший костюм для выступления.

Сейчас у меня около 30 костюмов и, соответственно, 30 полноценных номеров. Есть любимые номера, которые мне никогда не надоест показывать и которые можно назвать моими фирменными. Например, «Аленка». Я в образе Аленки с одноименной шоколадки срываю с себя обертку и «порождаю» маленьких Аленок, апокалиптически разбрасывая шоколад под песню «Zombie». Или еще номер в образе Кати Пушкаревой из сериала «Не родись красивой». Я сначала выхожу в черном мешковатом платье, невзрачном пиджаке, такая серая офисная мышка, а к концу номера перевоплощаюсь в эффектную женщину, срываю пиджак, ко мне выходит Андрей Палыч — возлюбленный героини в сериале — и герои вместе то ли во сне, то ли наяву танцуют под песню «Если в сердце живет любовь».

К сожалению, не все то, что мне хочется делать на сцене, подходит для клуба. Дрэг в России скован форматом. Хотя это рамки, а дрэг — про свободу самовыражения. Мне хочется просвещать публику, добавлять в номера разные культурные отсылки, но людям нужны хиты и красивая картинка на сцене, чтобы расслабиться и выпить. Эксперименты мало кто может оценить.

Недавно я делал номер «Яичница». Выходил на сцену в костюме яйца. У меня была корзинка с яйцами, одно из них, настоящее, разбивал себе о голову, муляжные — бросал в зал. К концу номера я постепенно превращался в курицу и в финале откручивал себе голову превращался в курицу под мелодию, которая звучит во время минуты на размышление в «Поле чудес». Когда я кидался яйцами, люди в испуге разбежались. Начальство меня отчитало, и это номер я больше не показываю. Разве только в Хеллоуин.

На Западе дрэг — это искусство, а в России — коммерция. Клубная политика такова, что артисты должны приносить прибыль. Если мы будем делать «скучные» и «сложные» для людей вещи, на понимание которых они не хотят тратить время, то они просто отойдут от сцены поближе к бару или курилке. Начальство это видит и пресекает, и артистам приходится ломать себя, свое видение и подстраиваться под непритязательные вкусы публики, чтобы хоть как-то продолжать заниматься дрэгом на сцене. Это очень печально.

Также в соцсетях я часто вижу, как люди, которые не ходят в клубы и не смотрят дрэг на сцене, пишут, что в России дрэга нет. На самом деле дрэг в России, конечно, есть, но не вся клубная публика может оценить то экспериментаторство, которое лежит в его основе, и это мешает дрэгу получить у нас должное развитие и признание. Что взять с той публики, которая может просто поставить артисту под ноги стакан с коктейлем во время выступления и сидеть весь номер в телефоне. Хотя артисты чаще всего вкладывают в свои костюмы последние деньги, а в выступление — всю душу и огромный труд

Но иногда я все-таки могу показывать то, что мне хочется. Коммерческие дни — это пятница и суббота, в клубе собирается много гостей, нужно показывать что-то форматное, для всех, а в воскресенье народу поменьше, программа более свободная, нет жесткой цензуры — можно сделать что-то свое. По воскресеньям на сцене я могу показывать фактически все, что угодно — «запрещенные» номера или же мои любимые «фригидные треки» («Ранетки», гимн «Фабрики звезд», «Улицу Сезам», группу «Стекловата» и прочее. 

О дрэге и травести

В России есть два слова, описывающие нашу профессию, — «дрэг» и «травести». В широком смысле их используют как синонимы. Так называют артиста, который воплощает на сцене образ как правило противоположного гендера с гипертрофированными чертами .Слово «дрэг» — это неологизм, который еще не до конца укоренился в нашем языке, поэтому для большинства он звучит инородно. Русскому человеку более понятен термин «травести», хотя изначально травести (с ударением на последний слог) называли актрис в театре, игравших роли маленьких мальчиков и девочек.

Некоторые артисты сейчас воспринимают травести как что-то олдскульное, поющую тетку в платье. А дрэг — как просто красивый макияж и танцульки под современные треки. Но эти определения — это две крайности, идущее от «конфликта поколений» и от стремления разделить поджанры дрэга. 

В наши дни многие русские травести-артисты активно экспериментируют с образом, создают новых персонажей, комбинируют музыкальные дорожки, совмещая классику и современность, театр и фрик-шоу, и это не может не радовать. Я предпочитаю понимать дрэг в широком плане — как поле для экспериментов, где ведущую роль играет свобода самовыражения.

Общежитие МГУ vs. C.L.U.M.B.A.

Первый раз я попробовал себя в дрэге в Хеллоуин. Я учился в МГУ на преподавателя норвежского языка. Это был четвертый курс, и в нашем общежитии устраивали костюмированную вечеринку. Я очень долго к этому готовился, морально в том числе. Искал подходящие вещи, практиковался в макияже. Мой образ оказался довольно банален и напоминал Мортишу Аддамс — черное готическое платье, длинные черные волосы. Мы с подругой устроили перформанс в духе Студии 54 под «If You Could Read My Mind». Кому-то понравилось, кто-то был в шоке и не понимал, как реагировать, кто-то весь вечер острил и подкалывал, среди них были даже близкие люди.

Вечеринка длилась не всю ночь, и после нее я решил поехать на «Клумбу» (C.L.U.M.B.A. — популярная фрик-вечеринка, которая проходит несколько раз в год. — Прим. ред.). Каждый раз называют какую-то тему, на которую нужно подготовить костюм.

Поехал один на метро. Ко мне подсели какие-то нерусские ребята, начали приставать. Кроме нас, в вагоне больше никого не было. Как только открылись двери, я выскочил из поезда и в ужасе побежал. Потом понял, что на мне висит только сумка с вещами, в которые я должен был переодеться после вечеринки, а маленькой сумочки с паспортом, деньгами и всеми картами нет — осталась в вагоне. Мне повезло, что перед этим я достал из той сумочки телефон, чтобы посмотреть время. Под чехлом телефона еще оказалась старая банковская карта без денег.

На телефоне — два процента зарядки. Мне нужно было быстро решить, что делать. Я позвонил подруге и попросил перевести на карту 500 рублей, снял их в ближайшем банкомате. Столько стоил вход на «Клумбу». И примерно за столько же я мог доехать на такси до общежития — переходы метро уже закрылись. И внутренний club kid во мне выбрал «Клумбу».

Российский телик и фигурное катание

Для меня никогда не было странным, что мужчина примеряет на себя женский образ. В детском саду на 1 апреля у нас был «День наоборот» — девочки должны были одеться в мальчиков, а мальчики в девочек. Я взял старые сестринские платья, паклю из папиных инструментов, из которой сделал подобие парика, стащил мамины тени. В итоге я выиграл конкурс на лучший образ, и воспитательница в костюме гусара с почетом провела меня по залу, чтобы показать другим ребятам, как надо готовиться.

Что такое травести, я знал с детства. Я часто болел и в принципе не любил гулять, поэтому постоянно оставался дома и смотрел телевизор. Тогда часто показывали Зазу Наполи, Сердючку, на СТС я даже смотрел обзор какого-то конкурса травести-артистов. Были еще Стоянов с его женскими образами в «Городке», Нагиев и Рост в «Осторожно, модерн!», Калягин из «Здравствуйте, я ваша тетя!», Табаков в роли мисс Эндрю из «Мэри Поппинс». И это только первое что пришло на ум из всей той галереи травести-образов, принятых и одобренных широкой российской аудиторией.

Телевизор был моим лучшим другом: «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Последний герой» и так далее. Я всегда восхищался красотой ушедших эпох, читал классику, слушал милое сердцу ретро и не понимал, почему многие гонятся исключительно за самым современным и популярным. Все это я вобрал в свой образ — Фригиду. Наблюдая погоню за «актуальным материалом» я понял, что хочу привнести свою эстетику в русский квир-андерграунд, открыть для зрителя «шкатулку с драгоценностями» – теми образами, которые они забыли или никогда и не знали.

Еще меня очень расстраивало, что в клубах все базируется на пошлости и откровенном сексе. Мне хотелось создать персонажа противоположного этому, асексуального, даже антисексуального, фригидного и при этом веселого и открытого. Так в 2017 году появилась Фригида. Некоторые, услышав это имя, думают, что это греческая богиня, кто-то ассоциирует с картошкой фри, кто-то с freedom, свободой, кто-то слышит «фрик» — получился такой калейдоскопический образ, чего я и добивался, такой человек-переливашка.

Еще я очень люблю фигурное катание. В десять лет посмотрел зимнюю Олимпиаду в Турине, и с тех пор меня захватило. Я часто включал по телевизору какое-нибудь соревнование, и если оставался недовольным музыкальным сопровождением, то просто выключал звук и ставил свою музыку, мог включить начинал танцевать и «кататься» — бросал глянцевый журнал на пол, прыгал на него, скользил и еще липсинковал параллельно. Мог еще нацепить на себя каких-нибудь тряпок — и вот тебе тоже дрэг, спонтанный и наивный. Думаю, что-то такое делали многие дети.

Мне нравится смотреть, как люди обыгрывают музыку, подмечать взмах руки или поворот, удачно попавшие в отдельный музыкальный фрагмент. Я хотел заняться фигурным катанием, но мама сказала, что мне это не нужно. Сейчас я постоянно пересматриваю архивы 80-х и 90-х годов. Современное фигурное катание меня не привлекает, потому что теперь делают большой акцент на запредельную технику в ущерб артистизму и интерпретации музыки.

Двойная жизнь

Моя семья не знает, кем я работаю, а, может, знает, но не говорит. Сейчас я живу в Москве вместе с сестрой. Она человек очень строгих нравов — в одно время уходит, приходит, ложится спать, встает. На выходные она уезжает к семье во Владимир. Я могу построить свой график так, чтобы незаметно уходить на работу, привозить и увозить костюмы. Вещи частично хранятся в клубе, частично в моей комнате, но туда сестра не заходит. Если мне нужно что-то постирать или подшить, я делаю это днем, когда сестра на работе. Это не очень удобно, конечно, но перспективы того, что может случиться, если я все расскажу, пугают сильнее.

Сестра будет в шоке и, возможно, примет меры. Помню, как в детстве она застукала меня, когда я красил губы маминой помадой. Мне просто как ребенку было интересно. Сестра отобрала помаду и пригрозила в следующий раз рассказать все матери. Мы недавно заговорили с ней про Кончиту Вурст, дрэг-квин и певицу, победительницу «Евровидения-2014». Сестра отплевалась и сказала, что не следит за жизнью этого «существа». Я понимаю, что сейчас не готов рассказать семье про дрэг. И вряд ли когда-то смогу. Хотя стараюсь вкладывать в своего персонажа то, что моя семья могла бы оценить, что-то светлое и доброе, чему они могли бы умилиться, а не отвергнуть.

Дрэг спас меня от рутины, подарил ощущение сказки. Да, как в любой сказке, в ней иногда встречается нечисть, но волшебство в ней тоже есть, и его гораздо больше. Занимаясь дрэгом, мы как бы создаем другую реальность, становясь лучшей версией себя. Сережа — тихий человек-завторник, который никогда не испытывал к себе столько внимания, сколько получает Фригида.

На Fashion Week в Москве со мной была часовая фотосессия, крупные издания просят сделать со мной интервью, в преддверии 2020 года я снялся для видео Vogue о культуре балов 80-х, меня регулярно приглашают на выставки современного искусства в качестве живого экспоната. Но самое важное, что дала мне клубная жизнь и арт-тусовка – это общение и знакомство с интересными творческими людьми, яркими личностями, которые понимают меня и могут оценить то, что я делаю. Словом, благодаря дрэгу в определенные моменты своей жизни я могу назвать себя счастливым.

Моника

Андрей, 22 года

Ночью Моника ведет шоу Drag Race Moscow в баре. Днем становится стилистом Андреем, который живет в коммуналке с отцом и скрывает, зачем ему на самом деле сумки женских вещей и парики

Если ты не можешь позволить себе билет за 8 тысяч на Лободу, ты можешь прийти ко мне бесплатно, и я покажу тебе и Лободу, и Аллегрову, и Леди Гагу

Первые месяцы я выступал как Ники Стринг. Но потом ко мне подошла известная российская дрэг-королева Ники Джем и сказала, что не может быть двух Ники на одной сцене. Я попросил знакомую помочь выбрать мне новое имя. Она меня спросила:

— Какая самая красивая женщина в мире?

— Моя мама.

— А после твоей мамы?

— Моника Беллуччи.

Так появилась Моника.

Моя женская половина не дает мне построить нормальные отношения. Большинство парней пугаются того, что я занимаюсь дрэгом. Многие думают, что я проецирую свой сценический женский образ на жизнь, то есть думают, что я и в жизни Моника, а не Андрей. И в принципе среди ЛГБТ-комьюнити далеко не все воспринимают дрэг адекватно, считают это извращением. Очень хочется объяснить окружающим, что я надеваю женские вещи не потому, что я извращенец. Дрэг помогает перевоплотиться в другого человека и выразить мой артистизм, экспрессию. На сцену выходит не Андрей, а Моника, и у нее нет тех проблем и загонов, которые есть у Андрея.

В последнее время я часто замечаю, что многие новые дрэг-артисты относятся к этой работе несерьезно, выходят просто поплясать в бабских тряпках. Еще меня раздражает, что мальчики, которые красятся и выкладывают красивые фото в инстаграме, называют это дрэгом.

Для меня дрэг — это обязательно сцена, перформанс. И еще работа над собой. Ты перекраиваешь себя, становишься смелее, учишься говорить, выступать перед публикой. Не каждому это дано и не каждому идет. У человека должно быть хотя бы немного артистизма и огромное желание работать.

Drag University и театральная косметика

Выступать на каблуках с самого начала для меня не было проблемой. В 11 лет я ходил на танцы. В группе был я и 15 девочек. Мы занимались разными стилями, и один раз в неделю у нас были уроки lady’s dance. У меня был лучший вертикальный шпагат на десятисантиметровых каблуках — я мог встать, поднять ногу и спокойно стоять так где-то с минуту. Потом с танцев пришлось уйти по состоянию здоровья.

В дрэг-университет я попал случайно. Однажды мы на «Китай-городе» познакомились с парнем, который рассказал про Drag University. Это специальная программа для начинающих артистов, которая только открылась в гей-клубе Boy-Z (закрылся прошлой осенью. — Прим. ред.) недалеко от «Проспекта Мира». Участие там было бесплатное, тебе давали площадку, ты показывал образ и номер. Выступление оценивали уже известные московские дрэг-королевы, критовали и давали советы, как тебе развиваться дальше. Раз в несколько месяцев проходили экзамены. Лучшим давали работу.

Поначалу я участвовал ради прикола, но постепенно втянулся, вкладывал в это больше времени и денег. В прошлом году я подсчитал, что за два года работы у меня на костюмы, парики и косметику ушло около 350 тысяч. Полностью это еще не окупилось.

В дрэг-университете у нас были задания. Например, арт-директор давал каждому тему выступления и указания, какой макияж сделать. В России у тебя нет заботливой дрэг-мамы, как в Америке, которая бы научила тебя краситься и готовить образ. Ты всему учишься самостоятельно, постепенно набиваешь руку, находишь свое лицо — то есть то, что тебе идет. Я смотрел тьюториалы на ютьюбе, в основном Cosmo Queens, где западные дрэг-королевы показывают, как делают себе мейк, и пробовал что-то сам.

На перевоплощение сейчас у меня уходит часа три, из них часа полтора-два на макияж. Почти все дрэг-артисты используют театральную косметику Kryolan — она лучше держится и дольше расходуется. Периодически я докупаю что-то в обычных магазинах косметики. За раз могу оставить до 8 тысяч. Главное, что нужно, — контуринг, тени, помада, ресницы, что-то для бровей и тональный стик.

Часть костюмов и париков перекуплена у других артистов. Некоторые костюмы сшиты на заказ. У меня есть швея, с которой мы уже очень давно работаем. Последний раз мы шили образ певицы Биби Рексы с показа Victoria’s Secret — розовые плащ и купальник. Ткань мне обошлась в 4 тысячи, плюс еще фурнитура на полторы. За работу она с меня денег не берет как с близкого друга.

Drag Race Moscow

Дрэг — это подработка, моя основная работа — ведущий стилист модного дома Sabina Mak. С марта прошлого года по субботам я еще веду шоу Drag Race Moscow в экспат-баре на Мясницкой. Обычно дрэг-артисты липсинкают, то есть поют какую-то песню под фонограмму. Могут еще хореографию добавить или актерскую игру, могут устроить небольшой стендап и пообщаться с людьми. В Jim’n’Jack’s, где я работаю, концепция шоу другая.

Drag Race Moscow изначально задумывалось как просмотр новых серий шоу «Королевские гонки Ру Пола» (RuPaul’s Drag Race — американское шоу, в котором соревнуются дрэг-квин. — Прим. ред.). Потом я связался с организаторами и предложил делать шоу в американском формате — сначала смотрим новую серию «Гонок» или других проектов, связанных с дрэгом, а после я выступаю. Организаторы согласились, и я начал вести шоу.

Наша публика — это поклонники «Гонок», интересующиеся дрэгом, и постоянные посетители бара. На шоу обычно собирается от 30 до 50 человек. Сейчас мы смотрим сериал AJ and the Queen, в котором главную роль играет Ру Пол. После просмотра я общаюсь с публикой, липсинкаю — в основном под популярные современные треки. Особенно люблю нарезки Биби Рексы, Марув и Лободы. Иногда мы приглашаем начинающих артистов, которым помогаем развиваться и работать на сцене.

Drage Race Moscow — это некоммерческий проект. Я получаю за работу деньги, но постоянной ставки у меня нет. Я этим занимаюсь не ради денег. Мне очень хочется, чтобы это шоу выросло, чтобы больше людей узнало про него и про дрэг. Если ты не можешь позволить себе билет за 8 тысяч на Лободу, ты можешь прийти ко мне бесплатно, и я покажу тебе и Лободу, и Аллегрову, и Леди Гагу.

Гомофобия

Мои родители знают, что я гей, но не знают про Монику. После развода родителей я остался с отцом. Сейчас мы живем с ним в коммуналке, вместе в одной комнате. Мои костюмы хранятся дома — четыре кофры и хоккейная сумка. Я как-то сказал, что моя подруга переезжает и ей негде хранить вещи. Так она уже два года переезжает. У отца не возникает вопросов.

О своей ориентации я рассказал не сам. Мне было 17 лет, когда отец однажды залез в мои переписки и прочитал то, что ему читать не следовало бы. Он пригрозил, что расскажет матери. Я сказал: «Вперед». Он звонит маме: «Наш сын — пидорас».

Я слышу сдавленный мамин смешок: «Выбирай, пожалуйста, выражения». Через минуту мне приходит СМС от мамы: «Что мне делать с этой информацией?» И следом еще одно: «Сегодня ты едешь ко мне». В итоге мама лишь сказала, что хочет видеть рядом со мной хорошего человека и попросила не водить домой всякую шелупонь.

С отцом было тяжелее. Однажды я поехал ночью в клуб, а отцу сказал, что останусь у друзей. Утром, когда папа уже ушел на работу, я вернулся домой пьяный и увидел, что пропустил 75 звонков. Оказалось, он позвонил друзьям, у которых я типа должен был остаться, и узнал, что я не у них. Во время ссоры отец сказал: «Я тебя стесняюсь». А я ведь не вор, не убийца, не наркоман — на тот момент я учился и работал, не просил у родителей ни копейки. И тут я слышу такое и думаю: «Что я тебе сделал? За что ты со мной так?» Я заплакал, собрал вещи и поехал к маме. В метро получил сообщение: «Я не хотел этого говорить». То есть не «прости меня, я так не считаю», а «я так считаю, но не хотел, чтобы ты об этом знал».

Мы с отцом не близкие друзья, у нас мало общего. Он типичный суровый мужик, работает в мужском коллективе, после играет в компьютер или смотрит телевизор, пока я листаю инстаграм и читаю Vogue. Но он все-таки мой отец, и слышать такое больно. На следующий день я вернулся домой. Отец так и не извинился передо мной, но к этой теме мы больше не возвращались.

Кроме этого эпизода, в моей жизни был еще один неприятный случай. Я познакомился с парнем в Hornet (социальная сеть для гомосексуалов. — Прим. ред.). Мы встретились, он попросил заскочить с ним домой что-то забрать. Буквально первый темный переулок. Он меня останавливает и говорит: «Либо я тебе сейчас размозжу е***о, либо мы что-то с этим делаем». Показал мне корочку — он был сотрудником ФСКН. У меня в паспорте лежали 10 тысяч рублей, которые мне подарила бабушка на 23 Февраля. Еще у меня с собой был телефон за 9 тысяч и 750 рублей в кошельке. Не помню, как я от него отговорился, но в итоге он забрал у меня телефон и кошелек, а потом проводил до остановки и сказал, как доехать до метро. У меня случилась истерика, но зато я остался жив.

Банды охотятся на геев через приложения для знакомств. Новое нападение — в центре Москвы
ЧИТАТЬ

Скинни Дженни

Глеб, 23 года

Среди дрэг-артистов гетеросексуалы редкость. Скинни Дженни в их числе. На сцене он выступает со своей девушкой Верой.

Я не стремлюсь к образу роскошной валютной женщины, а, скорее, стараюсь показать простых девчонок

Я решил, как порнозвезда, назвать себя именем своего домашнего животного. Дженни — имя моей морской свинки. Но Дженни звучало как-то скучно, и я добавил Скинни (от английского «skinny» — «тощий». — Прим. ред.), потому что я очень худой.

Скинни Дженни — это такая девчушка-простушка из Техаса с рыжими волосами и веснушками. Чем-то напоминает Пеппи Длинныйчулок. Я изначально хотел в своем сценическом образе высмеивать стереотипные представления о девушках — недалекость, наивность, наигранное кокетство. Я не стремлюсь к образу роскошной валютной женщины, а, скорее, стараюсь показать простых девчонок, которые не красятся ярко и не имеют пышных форм. Я хочу смешить людей на сцене.

Сейчас я выступаю в дуэте вместе со своей девушкой Верой. Я дрэг-квин, а она дрэг-кинг Роберт. Среди дрэг-артистов гетеросексуалы встречаются очень редко, но пренебрежения или негатива в нашу сторону нет. Разве что кто-то из неадекватных гостей клуба пару раз подкалывал.

Мы с Верой начали выступать вместе еще в дрэг-университете. В своем сезоне мы стали победителями. После остались работать в Boy-Z и проработали там полтора года, до его закрытия. В основной состав нас не взяли. Мы просто показывали по три номера по выходным — и получали в среднем по тысяче рублей за выступление. Для многих травести-артистов шоу — это подработка. Для нас с Верой дрэг — основная работа.

Помощь семьи

Мои родители знали про дрэг практически с самого начала. Они увидели записи с выступлений, которые я выкладывал в соцсетях, спросили, и я все рассказал. Оба это приняли, хотя мама все еще надеется, что я найду другую работу. Она учительница английского языка и хотела, чтобы я был переводчиком.

У нас воцерковленная семья. Моя бабушка — монахиня. Она ушла в монастырь через несколько лет после моего рождения. Отец старается всячески помогать монастырю. Года четыре назад мы вместе с ним построили им новую уборную. Бабушка знает, что я работаю в ночном клубе, но не знает, что я переодеваюсь в женщину.

Папа активно следит за нашей с Верой деятельностью, комментирует ролики, которые мы выкладываем на ютьюб. Он научил меня шить. Часто помогает выбрать подходящую ткань и дает какие-то советы. Мы с отцом беседуем о выступлениях и сцене и говорим об этом именно как о работе, о том, в каком направлении нужно развиваться.

Брат тоже знает про дрэг. В свое время мы с ним вместе ходили на косплей-фестивали. Сейчас он профессионально занимается фотографией и видеосъемкой и старается помочь нам с развитием наших соцсетей, предлагает технику и свет.

Бабушка и папа учили меня, что если ты чем-то занимаешься, то нужно доводить это до ума, делать на 100 %. Дрэг показал мне, что можно совмещать работу и творчество и зарабатывать деньги, занимаясь тем, что тебе нравится. Я хочу продолжать делать это дальше и параллельно просвещать людей.

Этим летом я начал активно заниматься своими аккаунтами в соцсетях, особенно TikTok. Там у меня сейчас больше 40 тысяч подписчиков. Периодически я провожу прямые эфиры, в которых что-то шью или сижу в образе и рассказываю про свою работу, стараюсь объяснить людям, что наше сообщество не содомиты, как многие почему-то думают. На ютьюб я выкладываю ролики в образах, рассказываю, какие средства использую, и показываю, как их наносить.

Накладные бедра и колготки с «Садовода»

У нас с Верой есть своя небольшая мастерская. Мы шьем костюмы для других артистов, укладываем парики, делаем грим, изготавливаем разные накладки и бутафории. Это пошло еще со времен косплея — и я, и Вера занимались им. Собственно, благодаря косплею мы и познакомились. Косплей и дрэг, кстати, очень близки, только в косплее ты показываешь определенного персонажа. Мы с Верой продолжаем заниматься косплеем, но его бум уже прошел, сейчас мало людей готовы тратить время и деньги на костюмы. Тем более это не окупается.

Иногда могу перекупить что-то у других артистов, но в таком случае надеваю это спустя год, чтобы публика успела подзабыть. Могу взять за основу что-то купленное в магазине, а потом перешить, украсить и дополнить.

Полноценных костюмов у нас не так много, а вот париков дома где-то сотня. Разных вещей для номеров тоже много. В Boy-Z от нас не требовали отдельный костюм для конкретного номера. Вещи можно было комбинировать, то есть, например, взять юбку от одного образа, а топик от другого.

Косметики у нас тоже много — отдельно для номеров и отдельно для заказов на грим и макияж. Пополняем мы ее редко и чаще всего делаем заказы на западных сайтах вместе с другими дрэг-квин, потому что так выгоднее. Последний раз у нас вышел общий заказ на 25 тысяч.

Кроме костюмов, париков и косметики, для выступления нужны еще накладные бедра. Их вырезают из куска поролона, и по форме они напоминают куриные наггетсы. Их не клеят, просто накладывают на бедра, а сверху надевают пять или шесть колготок. Колготки нужны на размер меньше, чтобы натяжение было сильнее. Первые две штуки подрезают на мысках, чтобы пальцам не было больно. На западе дрэг-квин используют скотч, чтобы убрать член назад, спрятать между ягодицами. Но у нас так не делают. Это не очень удобно, и колготки все и так отлично маскируют.

Почти все травести Москвы покупают колготки на «Садоводе», потому что только там есть колготки больше 100 ден, то есть они плотные, дольше служат и их удобнее стирать. Чтобы тон ног не был очень темным из-за плотности колготок, под финальный слой надевают белые колготки — так получается почти в цвет кожи.

Для образа также нужен корсет. Его используют, чтобы поднять массу тела с живота к груди и создать линию талии. Кто-то еще надевает накладную грудь, кто-то подкладывает валики, которые поднимают твою собственную. Я себе делаю небольшие поролоновые вставки под костюм.

Многие, и я в том числе, сбривают себе брови. Так удобнее наносить макияж и не нужно тратиться на мастику для бровей, чтобы их замазывать.

У меня длинные волосы. В детстве мне не разрешали их отращивать, и постоянно стричься мне надоело. В итоге я заигрался и отрастил их до середины спины. Я прячу волосы в специальную шапочку, которая надевается под парик, и использую их, чтобы добавить объем. За париками тоже нужен уход. Если парик без укладки, его нужно как можно чаще расчесывать и раз в полгода мыть с шампунем. Если парик в укладке, то есть залит лаком, нужно хранить его на подставке и чем-нибудь аккуратно укрывать.

Отношение к дрэгу

До дрэга у меня было достаточно прямолинейное представление о том, как должна сложиться жизнь: оканчиваешь школу, потом университет, идешь работать в офис, в 25 заводишь семью. Клуб показал, что нужно заниматься тем, что ближе к сердцу.

Дрэг помог понять, что не все то, чему нас учили в школе, единственно верно. Нам твердили, что нужно найти работу как у всех — в компании, в офисе и ни в коем случае не в сфере развлечений. Говорили: «Вот вырастешь, клоуном станешь — стыдно будет». А не так уж и просто стать клоуном.

Роберт

Вера, 22 года

Роберт — это гример Вера, которая смогла сломать систему и стать первой (и пока единственной) женщиной на российской дрэг-сцене.

То, что я единственный дрэг-кинг в Москве, поднимает мне самооценку

Несколько месяцев я ходила в дрэг-университет с Глебом за компанию. Я гример по образованию, могла помочь ребятам накраситься, что-то посоветовать. Хотя в гримерку меня не пускали. Я просто сидела в зале по шесть часов, ждала, пока ребята соберутся, смотрела выступления и снимала их на видео.

Раньше от «Центральной станции» после выступлений ходили автобусы и везли народ к 04:30 на афтепати в клуб Boy-Z. Чтобы попасть на автобус, нужно было получить браслеты — их раздавали начинающие артисты. Когда Глеба поставили работать на эти автобусы, он спросил арт-директора, можно ли мне тоже поехать в мужском образе. Директор согласился. Тогда там проходила «Мексиканская вечеринка», и я нашла желто-полосатый костюм, накрасилась. Посетители на меня смотрели странно, не понимали, что я такое. Так до сих пор смотрят на самом деле.

В тот же день ко мне подбежала Ники Джем. Она увидела меня в костюме, поржала и буквально за пять минут до начала вытащила с собой на сцену. Дала стремянку, сказала, закинуть на нее ногу и изображать сексуального мужчину. У меня, конечно, чуть сердце не остановилось от страха и такой внезапности. В итоге меня оставили работать на автобусах, и я начала ходить в дрэг-университет уже как участница.

Над именем я долго не думала. Моего дедушку звали Роберт, и я тоже решила так назваться. Мой Роберт — это тупой метросексуал, такой стереотипный образ мужчины. На сцене я могу вести себя то как скотина, то как обиженный мальчик. Женские образы я тоже делаю, не топтаться же на одном месте. Я прикалываюсь, говорю, что Роберт — дрэг-кинг, который переодевается в женщину, то есть еще и дрэг-квин.

«Мужской макияж» и AliExpress

Для меня как для дрэг-кинга главная проблема — придумать образ. Во-первых, нет такого понятия, как «мужской макияж». Дрэг-королевы могут просто выделить себе скулы и накрасить глаза и губы, а мне приходится себе лицо заново рисовать. Я должна в зеркале видеть мужчину. Рисую по мышцам и строению черепа. У мужчин, например, лоб больше, надбровные дуги тяжелее — вот это я рисую. Иногда хочется добавить Роберту чего-то яркого, но тогда станет видно женщину. Нанесу немного блесток в уголок глаз и думаю: «Ура, я не перешла грань». В наших клубах еще перерывы между отделениями очень короткие, приходилось иногда за 20 минут под совершенно другой образ перекрашиваться. Делать один грим на всю ночь я не могу, к каждому костюму я рисую конкретное лицо.

То же самое с одеждой. Для женских образов есть куча платьев, юбок, всяких комбинезончиков, блузочек, корсетов, латексных костюмов, а для мужских — брюки, рубашки, пиджаки. Мало разнообразия. У мужчин все завязано на фактуре и ткани, а я не хочу себе десяток одинаковых пиджаков, только в разном цвете. Мужских париков тоже мало, все однотипные. Из женских тоже не обрежешь, потому что краевая линия другая, не мужская. У Глеба целая гора париков, а у меня штук пять всего. Причем один из них старый мамин, который она купила еще в 90-е, когда сделала неудачное окрашивание. Самой мне лень шить, и дорого.

С телом тоже проблематично. Одно дело — что-то добавить, другое — убрать. Грудь я раньше отводила назад с помощью скотча, но это было не очень приятно. Резало по бокам, руки было больно поднимать. Потом у меня еще раздражение пошло. В итоге я купила себе утяжку для трансгендеров на AliExpress за 200 рублей.

В дрэг-университете мне еще советовали использовать ракушку для спортсменов вместо члена. Это такая защита паха, выглядит как трусы с пластиковой вставкой. Я ходила с ней какое-то время, но по анатомии все равно выглядело не так. Как будто пчела куда-то не туда укусила. И я перестала ее носить.

Зато для мужского номера мне приходит больше идей. Это для меня своеобразная клоунада, и я могу быстро придумать что-нибудь смешное и отыграть. Поэтому я и не бросила это дело до сих пор.

Влияние цирка на дрэг

Я училась в театрально-художественном колледже по специальности «гример-пастижер». Я всю жизнь занималась чем-то творческим, с детства рисовала что-то на своем лице. В первый раз, по-моему, нарисовала Симбу из «Короля Льва». Сначала думала стать архитектором, но там одна математика, а грим — это весело и классно.

В десятом классе я поняла, что не хочу сдавать ЕГЭ, потому что этого просто не выдержу. Мне хватило экзаменов после девятого класса. Сказала папе, он спокойно к этому отнесся. Он и дрэг спокойно воспринял, сказал, что это крутое занятие. В итоге папа сам нашел мне колледж и ездил туда показывать мои работы.

Очень много мне дал цирк. На третьем курсе зимнюю практику я проходила в цирке Никулина. В первый же день мой набор косметики и навыки грима раскритиковали, но зато потом рассказали, какие нужны кисти и для чего, как правильно растушевывать и так далее. Мне настолько понравилось в цирке, что я проработала там все новогодние каникулы.

Дрэг для меня — клоунада и театр. Я, кстати, не понимаю, почему клоун для многих — оскорбление. Я люблю цирк и часто пересматриваю выступления Карандаша, Никулина, «Лицедеев», «Маски-шоу» и так далее. Мне дрэг помог реализовать мое стремление к чему-то театральному.

Дрэг, или, как у нас говорят, травести, существуют давно, и в России в том числе. Все пошло из театра. Мужчины изначально играли все женские роли, а женщин в театр вообще не пускали. Калягин, Табаков в женщин переодевались, Сердючку сколько лет по телевизору показывали. Это всегда было. Этого просто стало больше, и с появлением интернета люди начали показывать, чем занимаются.

В Америке дрэг — это огромная и очень популярная индустрия, и кто-то говорит, что нам до них далеко, что у нас все плохо и что в России дрэга вообще нет. У нас просто по-другому. Пока что дрэг в России развивается сам в себе, хочется, чтобы это вышло на новый уровень.

Проблемы дрэг-кинга

Я уважаю себя за свой труд, но не могу сказать, что люблю себя. Меня раздражают негативные комментарии в интернете в мой адрес, особенно когда мне пишут, что я похожа на мужика. Причем пишут это обычно под фотками, где я не в образе. Я понимаю, что это пишут какие-нибудь дети со стереотипным мышлением, но все равно задевает.

То, что я единственный дрэг-кинг в Москве, поднимает мне самооценку. Я этим горжусь, это мотивирует меня стараться больше, делать более интересные и продуманные образы.

Из-за того, что я девушка, наш с Глебом дуэт не хотели брать на «Диву» — это конкурс травести-артистов. Он проводится в России каждое лето. Финал проходит в Сочи, а перед ним идут отборы в разных российских городах. Мы с Глебом подались на отборочные, и нам отказали именно потому, что я девушка. Тогда мы обратились к Зазе Наполи и Эвелине Гранд, они поддержали, и в итоге нас взяли. В финал мы не вышли. Но отзывы были очень хорошие.

Другие артисты на меня поначалу реагировали странно. Такого ведь не было никогда, чтобы девушка в гей-клубе в образе мужика выступала. Но постепенно мы нашли общий язык, хотя до сих пор кто-то из посетителей может бросить косой взгляд. Некоторые ведь считают, что если гей-клуб, то только для парней. Для девушек вход туда дороже. По мне, так все вместе должны тусить, и цены я бы одинаковые сделала.


Редакция выражает благодарность студии Qweex за помощь
в организации съемки

Share
7
скопировать ссылку

Читайте также:

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице«Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице «Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме
Что нового

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме«Нижние ждут, что ты их нагнешь прямо с порога»

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме
Что нового

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме «Нижние ждут, что ты их нагнешь прямо с порога»

«У меня синдром Туретта»
Личный опыт

«У меня синдром Туретта»Как живется человеку с неконтролируемым желанием издавать громкие звуки, моргать и дергаться

«У меня синдром Туретта»
Личный опыт

«У меня синдром Туретта» Как живется человеку с неконтролируемым желанием издавать громкие звуки, моргать и дергаться

По заданию The Village становимся дрэг-квин
Видео
По заданию The Village становимся дрэг-квинХотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание
По заданию The Village становимся дрэг-квин
Видео

По заданию The Village становимся дрэг-квин Хотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице«Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице «Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме
Что нового

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме«Нижние ждут, что ты их нагнешь прямо с порога»

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме
Что нового

Доминатрикс — о подвешивании мужчин и феминизме «Нижние ждут, что ты их нагнешь прямо с порога»

«У меня синдром Туретта»
Личный опыт

«У меня синдром Туретта»Как живется человеку с неконтролируемым желанием издавать громкие звуки, моргать и дергаться

«У меня синдром Туретта»
Личный опыт

«У меня синдром Туретта» Как живется человеку с неконтролируемым желанием издавать громкие звуки, моргать и дергаться

По заданию The Village становимся дрэг-квин
Видео
По заданию The Village становимся дрэг-квинХотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание
По заданию The Village становимся дрэг-квин
Видео

По заданию The Village становимся дрэг-квин Хотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание

Комментарии

7 комментариев
Показать все

Фу сожгите это немедленно!

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Первая полоса

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик» Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и безВысокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без Высокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллектаИ как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта И как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном боруИ почему дирекция парка против
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору И почему дирекция парка против

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»И как они отреагировали на фильм
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате» И как они отреагировали на фильм

Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village

Что покупать в коллекции Uniqlo +J

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Промо
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Спецпроекты
Промо

10 скрытых находок на распродаже AliExpress

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся» О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием

От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос
От ношения маски запотевают очки. Что делать?8 лайфхаков
От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос

От ношения маски запотевают очки. Что делать? 8 лайфхаков

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком

Тренировать баланс
Хорошая привычка
Тренировать балансЧтобы быть ловким и здоровым
Тренировать баланс
Хорошая привычка

Тренировать баланс Чтобы быть ловким и здоровым

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяевВ гостях у Оли Меркушевой
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев В гостях у Оли Меркушевой

Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты
Яблочный сок «Ясная Поляна»Сделанный родственником Льва Толстого
Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты

Яблочный сок «Ясная Поляна» Сделанный родственником Льва Толстого

Подпишитесь на рассылку