Социолог Петр Мейлахс — о том, как становятся СПИД-диссидентами Почему растет число людей, которые отрицают существование ВИЧ

В России, по данным Федерального СПИД-центра, растет количество ВИЧ-инфицированных: в начале года их было более 1 миллиона человек. Параллельно растет и армия СПИД-диссидентов — людей, которые отрицают существование вируса. Точное их число ни в России, ни в мире неизвестно. Толчок к новому этапу развития диссидентского движения дали соцсети: так, в группе во «ВКонтакте» «ВИЧ/СПИД — величайшая мистификация XX века» состоит более 15,6 тысячи пользователей.
В сентябре петербургские социологи представили результаты первого в России (и одного из немногих в мире) исследования СПИД-диссидентов. Один из его авторов, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, кандидат социологических наук Петр Мейлахс рассказал The Village, можно ли победить диссидентство, не запрещая группы во «ВКонтакте», похоже ли движение «отрицателей» на секту и какую роль в его развитии играет хамство медицинских работников.

Фотографии
виктор юльев
Про неожиданный вывод
— Почему СПИД-диссиденты попали в фокус вашего исследования?
— СПИД-диссидентов мало где исследовали. На Западе изучали скорее лидеров, верхушку СПИД-диссидентства. Кстати, там таких людей обычно называют СПИД-отрицателями. Все-таки слово «диссидент» ассоциируется с чем-то хорошим, в отличие от отрицателей (сравните с отрицателями холокоста). Но у нас по-прежнему принято говорить про СПИД-диссидентов.
Я начал заниматься исследованием, когда работал в Лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ. С одной стороны, мне как социологу были интересны новые феномены в интернете. С другой — я много лет работаю с темой ВИЧ, поэтому нахожусь в контакте почти со всеми профильными НКО. На тот момент, в 2013 году, начался рост СПИД-диссидентства. Появился запрос со стороны НКО, в частности Международной коалиции по готовности к лечению, благотворительного фонда «Свеча» — они спросили, могу ли я провести исследование.
— Как именно вы проводили исследование?
— Этот проект — который, кстати, неожиданно получил большой резонанс в СМИ, — включал три основных компонента. Первый — сетевая этнография: это очень популярный сейчас метод исследования интернета. В течение девяти месяцев я мониторил одну из самых раскрученных СПИД-диссидентских групп во «ВКонтакте». Второй компонент — анализ социальных сетей (любых — неважно, онлайн или офлайн). И третий компонент — 25 интервью со СПИД-диссидентами разной степени убежденности: от хардкорных до разочаровавшихся. Работу вместе со мной проводили коллеги из Лаборатории интернет-исследований ВШЭ Юрий Рыков и Ядвига Синявская.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.